До Олимпиады 28 дней. Добро пожаловать в ад, где надеются на бога
Из Рио-де-Жанейро через Атлантику не перестают долетать вести, от которых бразильцам хочется только посочувствовать. Страна изнывает в тягостных экономических муках и, кажется, уже много раз пожалела, что в 2009-м так отчаянно боролась за право проведения Игр…
Что было?
Откройте любой учебник географии не из последних, и вы прочтете много хвалебного в адрес Бразилии. Мировой экспортер авиационной техники, транспортных средств, железной руды и прочего. Богата сельскохозяйственной продукцией. Имеет большое число трудоспособного населения. Входит в топ-10 в мире по величине номинального ВВП, по запасам золотовалютных резервов, по многим другим показателям. Состоит в G-20 и БРИКС… Еще недавно она была в лидерах среди быстроразвивающихся стран.
Во все времена в Бразилии существовало серьезное социальное неравенство — пропасть между богатыми и теми, кому богатство только снится. Там до сих пор более 20 процентов населения живет за чертой бедности. Однако страна добилась огромного прогресса с 1994-го по 2010-й, когда уровень бедности упал на 67 процентов. Особенно доходы выросли в “нулевых”. Все благодаря тому, что в июле 1994-го правительство начало программу экономической стабилизации “План-реал”, названный в честь нововведенной валюты. Темпы инфляции, которые достигали уровня примерно 5 тысяч (!) процентов в год в 1993-м, быстро упали всего до 2,5 процента в 1998-м. В экономику пришел частный сектор, увеличив ее привлекательность для иностранных инвесторов. В конце 2003-го программа приватизации дала стране более 90 миллиардов долларов.
Прогресс двигал республику вперед. Эксперты даже пророчили рост, подобно китайскому. Хотя следует учесть, что этому способствовали также общий рост мировой экономики в тот период и повышение цен на сырье. А Бразилия все-таки находится на подступах к топ-10 стран по добыче нефти, что излишне раздувало денежный пузырь.
Когда в 2007-м Рио-де-Жанейро подавал заявку на проведение Игр, под тамошним небом стояло финансовое благоденствие. Компанию бывшей столице федеративной республики составили Баку, Доха, Мадрид, Прага, Токио, Чикаго, а также Санкт-Петербург. Но заполучив зимнюю Олимпиаду в 2014-м, россияне от гонки отказались. В итоге из городов-претендентов были выбраны четыре финалиста. Голосовали через два года — в октябре 2009-го. Голосовали рьяно, использовав все три тура. В первом отвалился Чикаго, во втором — Токио, в третьем, решающем, сдался Мадрид.
Ранее Рио подавал заявку на проведение летних Игр 1936, 1940, 2004 и 2012-го, но ни разу даже не попадал в число финалистов. И вот свершилось! Все ликовали. Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва размахивал флагом… Естественно, не предполагая, что Олимпиада ляжет на страну тяжким бременем, а сам он в это время будет находиться под следствием.
Что есть?
В 2011-м президентом стала женщина — Дилма Русеф (или Петра Русева — дочь болгарского эмигранта). И собрала вокруг себя правительство, которое вовремя не сумело или не захотело увидеть, что пузырь лопается. Как отмечают экономисты, запоздалая реакция на надвигавшийся кризис, падение цен на сырье, проблемы в Китае, от которого Бразилия сильно зависит, уменьшение государственных капиталовложений и повышение налогов — все это нанесло ущерб экономике.
В довесок в 2014-м разгорелся скандал вокруг Лулы да Силвы. Выяснилось, что после прихода к власти он организовал коррупционную схему, в рамках которой строительные фирмы получали подряды на крупные проекты для государственной нефтяной компании “Petrobras”, платя откаты топ-менеджерам и перечисляя деньги правящей партии на финансирование ее кампаний и лично политиков. Да Силва был назван одним из главных выгодополучателей. Во время президентства он фигурировал и в других скандалах, но развитию страны в жирные годы это особо не мешало. Скандал в “Petrobras” затронул и Русеф — в 2003-2010 годах она занимала пост председателя совета директоров компании. Что еще больше расшатало обстановку в стране.
В итоге к концу 2015-го ВВП Бразилии показал наихудшую динамику с 1981-го. Инфляция составляла 10,7 процента, что явилось максимумом за 12 лет. Курс бразильского реала относительно доллара потерял треть своей стоимости. Бюджетный дефицит вырос до рекордных показателей. Центробанк спрогнозировал падение экономики и в 2016-м. В такой обстановке обострились проблемы коррупции, социальных конфликтов, правительственной бюрократии…
Первые массовые протесты в стране прошли еще в 2013 году, и с тех пор властям так и не удалось стабилизировать ситуацию. В начале 2014 года забил тревогу МОК, который обеспокоился значительным отставанием от графика строительства сооружений, предназначенных для Рио-2016. И даже начал размышлять, куда можно перенести Олимпиаду, упоминая Лондон и Москву. Но в Англии и России нежданному “подарку” вряд ли обрадовались бы. Вице-президент МОКа Джон Коутс не скрывал: “Подготовка к Играм-2016 — худшая из тех, которые мне доводилось видеть. Но нет никакого плана “Б”, поэтому мы собираемся в Рио…”
В апреле 2014-го ситуацию с подготовкой называли и вовсе критической. Правда, к концу года смягчили тональность и поблагодарили организаторов за значительный прогресс. Хотя фотографии с недостроенными аренами до сих пор продолжают поступать в интернет: на велодроме, BMX-корте, площадке для пляжного волейбола и много где еще коню предстоит неслабо поваляться, а до старта лишь четыре недели.
Отдельная головная боль — залив Гуанабара, называемый прежде помойкой, где предстоит соревноваться пловцам, триатлонистам и парусникам. Хоть он и выглядит лучше, чем прежде, чистотой все еще не отличается. Британский виндсерфер Ник Демпси на днях рассказал о состоянии воды после одной из тренировок: “Кто-то точно проиграет медаль в Рио из-за того, что наткнется на мусор. Там спокойно можно налететь на пластиковый пакет. Остановишься, потеряешь десять мест — и ничего не поделаешь. А это непременно случится, вопрос только в том — сколько раз”.
Городу, и без того не слишком благополучному с точки зрения дорожной сети, во время Олимпиады сулят полный транспортный коллапс, если строители не успеют воплотить в жизнь масштабные планы по расширению метрополитена. В Рио строят новую ветку из шести станций, которая соединит Олимпийскую деревню, парк и окрестности Копакабаны. Открыть ее собирались в начале 2016-го, однако пока дата премьеры все еще не известна.
Работа, безусловно, ведется, специальная комиссия все проверяет и помогает. Но, помимо того, что объекты требуется закончить в срок, их еще надо проверить и обеспечить их жизнеспособность. Так на Олимпийском стадионе Жоао Авеланжа, который станет Меккой для легкоатлетов, из-за неуплаты долгов отключили электричество. Мэрия винит в этом играющий на арене футбольный клуб “Ботафого”. Клуб же, наоборот, спихивает ситуацию на мэрию, не выделившую обещанные средства, которые как раз планировалось отправить на погашение долгов…
Власти штата Рио-де-Жанейро за полтора месяца до Игр объявили режим чрезвычайной экономической ситуации и попросили правительство страны выделить дополнительное финансирование. Правительство вроде согласилось и намеревалось направить в специальный фонд 850 миллионов долларов. Эти средства предназначены на развитие инфраструктуры (в частности — на завершение строительства новой ветки метро) и обеспечение безопасности соревнований.
Безопасность — отдельная тема. Не так давно в аэропорту Рио бразильские полицейские устроили пугающую акцию — приветствовали туристов плакатом с надписью “Добро пожаловать в ад”. Тем самым они выразили протест против низких заработков. На плакате пояснялось: “Полицейским и пожарным не платят. Каждый, кто приезжает в Рио, не будет в безопасности”. Мир сразу вспомнил известного бразильского футболиста Ривалдо, который еще в мае взбудоражил общественность, выложив у себя в соцсетях фотографию 17-летней девушки, ставшей жертвой местной банды. Экс-полузащитник заявил, что криминогенная обстановка в Бразилии все хуже и хуже, и призвал всех, кто планирует посетить Олимпиаду, остаться дома: “Здесь вашей жизни будет угрожать опасность. Я уже молчу о проблемах в здравоохранении и политическом хаосе. Мы надеемся только на Бога!”
Что будет?
Конечно, олимпийские арены и объекты городской инфраструктуры достроят — белорусы, пережившие не одни “Дажынкi”, прекрасно знают, как это делается. Возможно, работы будут вести до последнего — ночью перед прилетом первых делегаций. Представители МОКа и мэр Рио пообещали закончить начатое в срок, а значит, сделают все, дабы сдержать обещание и не подорвать свою репутацию.
Главное, чтобы стремление в сжатые сроки навести красоту не обернулось трагедией вроде той, что случилась в апреле, когда обрушилась велодорожка, подготовленная специально к Олимпиаде и растянувшаяся на четыре километра вдоль живописного побережья. Участок, закрепленный на скалах на высоте 10 метров, не выдержал удара волны — три человека погибли, пятеро получили серьезные ранения. Компания, которая занималась строительством, принадлежит родственникам мэра. Первоначальный бюджет проекта составлял 10 миллионов долларов, но к завершающей стадии вырос на треть. Наверняка отдельные люди хорошенько нагрелись на этом строительстве, но не шибко заморачивались качеством исполнения. Согласитесь, странно, что расположенный на побережье объект оказался не готов к бушующим волнам? Кстати, происшествие датировано 21 апреля — днем, когда в Греции стартовала эстафета Олимпийского огня…
Как будет с безопасностью на Играх? И здесь МОК вместе с властями едва ли позволят полицейским побросать оружие и уйти купаться в океане. Безопасности на главных стартах четырехлетия всегда уделяется особое внимание, по крайней мере на объектах и вокруг них, где установлено несчетное количество кордонов и жесткие требования ко всем. А туристам, просто странствующим по улицам Рио в поисках приключений, стоит знать стандартные меры безопасности: не захаживать в фавелы, не размахивать дорогими гаджетами перед носами бедных детей, не лазить по глуши в ночную пору и так далее…
Стращают гостей Олимпиады и вирусом Зика. Хотя Всемирная организация здравоохранения уверяет, что риск инфекции практически отсутствует. Исторически так сложилось, что в течение зимнего сезона в южном полушарии крайне низкий уровень заболеваемости. Во время чемпионата мира по футболу в 2014-м, когда Бразилия приняла 1,4 миллиона иностранцев, эпидемии не случилось.
Стращают много чем еще, только, нет сомнений, зачастую излишне драматизируют. Мир видывал не одно событие, к которому готовились аврально, которое окутывали скандалами, но которое пережили весьма сносно. Эта Олимпиада, пусть и выглядит карнавалом во время чумы, наверняка тоже пройдет на уровне. И хорошо, что без пафоса. Лишь бы ничего не обрушилось…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь