Эксклюзив. Томас Хельвег: в “Милане” Кутузов наслаждался молча

22:00, 7 июля 2016
svg image
1584
svg image
0
image
Хави идет в печали

Кроме того, выступал за датский “Оденсе”, итальянские “Интер” и “Удинезе”, английский “Норвич” и немецкую “Боруссию” из Менхенгладбаха. В составе сборной Дании Хельвег провел 108 матчей — больше только у Петера Шмейхеля, Денниса Роммедаля и Йона-Даля Томассона. В общении Томас корректен и доброжелателен — он охотно согласился дать корреспонденту “ПБ” интервью и полчаса обстоятельно рассказывал о “Милане”, Кутузове, Мальдини, Шмейхеле и других известных персонажах, с которым его в разные годы сводила футбольная жизнь.

— Что для вас поединок с ветеранами БАТЭ? Приятное времяпрепровождение?
— Да, но и не только. Ведь я впервые после окончания карьеры встретился с былыми партнерами по “Милану”. Прежде за ветеранов “красно-черных” ни разу не играл. Так что для меня это не просто поездка в Беларусь и футбольный матч, но и возможность пообщаться с ребятами, с которыми не виделся четыре, пять, а то и восемь лет. Отлично!

— Почему не выступали за ветеранов раньше?
— Несколько раз меня приглашали. Но, к сожалению, график не позволял вырваться. А сейчас наконец получилось.

— Какое впечатление произвел Минск?
— Будучи игроком, пару раз сюда приезжал. По-моему, со сборной Дании, а потом и с “Оденсе” на излете карьеры. Но толком осмотреть город тогда не удалось. Зато сейчас нам организовали экскурсию, и ваша столица произвела очень приятное впечатление. Красивый, комфортный город. Места, где мы были, показались тихими и спокойными. Так что очень понравилось.

— Одним из поводов для матча с ветеранами “Милана” стало двадцатилетие БАТЭ. Какие ассоциации вызывает у вас команда из Борисова?
— Это молодой клуб. И, если не ошибаюсь, в свое время первый матч в еврокубках он провел именно с “Миланом”. Верно?

— Скорее “красно-черные” стали первым грандом, с которым пересеклись борисовчане.
— Ага, понимаю. В любом случае этот факт значит что-то и для нас. Ветеранам “Милана” приятно приезжать туда, где уже бывали много лет назад. Мы увидели, как город готовился ко Дню независимости, и гордимся, что в какой-то мере тоже стали частью праздника. Можно было и задержаться на пару дней, но дома нас ждали семьи!

— В матчах 2001 года с БАТЭ вы не играли. Почему?
— Точно не помню. Кажется, из-за травмы. В Минск тогда не приезжал. Но, по-моему, участвовал в ответной встрече. Нет? Ну, возможно. Столько времени прошло…

— Виталия Кутузова БАТЭ продал “Милану” прямо в перерыве минского поединка. Слышали эту историю?
— Помню, что он присоединился к нам после матча. Трансфер получился быстрым. В те времена такое случалось. Если в составе соперников выступали хорошие мастера, то наше руководство могло оперативно их перекупить.

— В “Милане” было полно звезд. Кутузов на первых порах тушевался?
— Это вопрос культурных различий. Адаптироваться в Италии в то время было непросто. Я и сам долго не мог освоиться. Хотя мне было чуть проще — карьеру в серии “А” начал не в “Милане”, а в более скромном “Удинезе”. Переход же из Беларуси во всемирно известный клуб не мог быть легким ни для кого. Виталию потребовалось время, чтобы понять, в какой футбол играет “Милан”.

— Кутузов рассказывал, как Филиппо Индзаги подарил ему свои бутсы. А у вас есть какая-нибудь история о белорусе?
— Ну, Виталий мало шутил, да и вообще говорил. Мешал языковой барьер. Но по его глазам было видно: человек доволен. Наслаждается моментом молча. Знаете, как бывает: кто-то много разговаривает, шутит, но в глазах счастья нет. А у Кутузова — наоборот. Индзаги же был в “Милане” королем шуток. Он прикалывался над всеми — доставалось и Виталию.

— Вас Кутузов называл одним из самых дружелюбных футболистов “россонери”. Будучи сами легионером, помогали ему адаптироваться к новой реальности?
— Не только потому, что я тоже иностранец. Просто еще в Дании меня так воспитали: надо помочь людям почувствовать себя частью коллектива. Даже если речь идет о твоих непосредственных конкурентах. Кстати, мне именно это всегда очень нравилось в “Милане”. Величайший клуб — казалось бы, все предпосылки для большого числа внутренних конфликтов. Тем не менее атмосфера была семейной. Все заботились друг о друге. Поэтому-то я сейчас так рад вновь стать частью команды.

— В других клубах не так?
— Не всегда. Многое зависит от руководства, его желания создать командный дух. Думаю, “Милан” — один из лучших коллективов в мире для суперзвезд. Попадая в него, даже ярые индивидуалисты понимают: надо что-то и отдавать ради команды.

— Вы играли бок о бок с Мальдини, Костакуртой, Альбертини… Что они за люди?
— Абсолютно не высокомерные. Их можно назвать послами клуба. Добавлю в список Себастьяно Росси — все они составляли, если можно так выразиться, хребет “Милана”. Эти футболисты выступали за клуб так долго не только потому, что обладали мастерством, но и потому, что играли важную роль в сохранении ДНК “красно-черных”. Иногда таких людей надо держать в коллективе, даже если они уже мало играют.

— Кто из звездных миланцев для вас номер один по человеческим качествам?
— Все названные игроки — потрясающие люди. А особенно восторгаюсь Паоло Мальдини. Не только как футболистом, но и как личностью. Вспоминаю свой первый день в “Милане”. Приехал на базу в Миланелло и сразу же встретил Паоло. Мы не были знакомы, но он пожал мне руку и сказал: “Добро пожаловать! Хочешь кофе или еще чего-нибудь? Вот здесь у нас бар”. Я сразу ощутил комфорт. Капитан меня поприветствовал, вел себя дружелюбно. Потом оценил характер Мальдини. Он вроде бы вел себя тихо, но подавал всем пример. Паоло и не нужно было много говорить, кричать или делать глупости, чтобы привлекать людей на свою сторону. Барези — такой же. Правда, с ним я не успел поиграть, но мы знакомы давно. Франко — тихий и спокойный, совершенно нетипичный итальянец.

— Барези, Мальдини, Костакурта играли долго, да и вы повесили бутсы на гвоздь в 39. Говорят, медицинское обслуживание в “Милане” на высочайшем уровне…
— Действительно, это одна из причин. К нам вообще относились бережно. Ведь команда в ходе сезона проводила очень много матчей. Если тренеры видели, что кто-то устал, то давали отдохнуть. Мы пропускали один-два матча, тренировались в щадящем режиме — и восстанавливались, обходясь без травм. Так что руководство в “Милане” грамотное, что только способствовало игровому долголетию.

— Владелец “Милана” — знаменитый Сильвио Берлускони. Он часто общался с футболистами?
— Лично я не могу похвастаться близким с ним знакомством. В те годы Берлускони занимал пост премьер-министра Италии и был очень занят. Однако он регулярно посещал наши домашние матчи и иногда наведывался на предматчевые тренировки. Говорил нам, что надеется на хорошую игру и так далее. Несмотря на загрузку, Сильвио хотел, чтобы люди знали: он действительно интересуется делами команды. Общался он в основном с тренерами и ветеранами — Мальдини, Альбертини. Со мной — не часто. Но иногда бывало. Мог подойти и спросить: “Томас, как дела?”

— Кроме Кутузова, в числе ваших одноклубников были Андрей Шевченко и Каха Каладзе. По менталитету выходцы из бывшего СССР отличались от “западников”?
— Нет. Футбольный мир устроен не так уж сложно. Ты можешь быть китайцем, белорусом или датчанином, но все сводится к тому, что показываешь на поле. Да, игроки представляют разные культуры, и это может на что-то повлиять, однако для команды такая смесь идет лишь на пользу. Шевченко и Каладзе отлично чувствовали себя в “Милане”. Шева провел там лучшие годы карьеры, Каха тоже был на уровне. Кутузов пробыл в команде меньше времени, но, мне кажется, всем троим у нас было хорошо. По сути, они стали наполовину итальянцами. Не зря же Виталий до сих пор живет в Милане. Он уже больше итальянец, чем раньше. Рассказал мне, что играет в хоккей, стоит на воротах. С ума сойти — такого от него я точно не ожидал. А Каладзе вернулся в Грузию, однако регулярно приезжает на Апеннины, когда может.

— Италия — теплая, солнечная страна. Не хотели остаться там жить?
— Вообще-то такое желание было. Но не сложилось. Из “Милана” перешел в “Интер”, а затем в какой-то момент остался без контракта. Поступили два предложения из других итальянских клубов, но не очень сильных, и в конце концов я откликнулся на приглашение английского “Норвича”. Долго обсуждали этот вопрос с женой. К тому времени мы привыкли к Италии, купили там дом. Чувствовали себя больше итальянцами, чем датчанами.

— А сейчас?
— Ну, уже давно вернулись на родину. В Италии осталось много друзей, но бываем там редко. В этом году планируем приехать впервые за пять лет. Немного скучаем по стране…

— Давайте поговорим о сборной Дании. В 1992-м, когда она сенсационно стала чемпионом Европы, вам исполнился 21 год. Шансов попасть в заявку не было?
— Нет. Я дебютировал в команде лишь через полтора года. А в 1992-м только начал играть за “молодежку”, выступал за нее на Олимпиаде в Барселоне. Для меня в то время и это было из разряда фантастики.

— В сборной вам довелось поиграть с Петером Шмейхелем и братьями Лаудрупами. Какие они люди?
— Разные. Даже братья отличаются друг от друга, но и Микаэль, и Брайан чем-то напоминали Франко Барези. Они вели себя тихо, ни на кого не орали, но при этом были лидерами. Шмейхель же совершенно другой человек. Петер ведь вратарь, а представители этого амплуа немного сумасшедшие. Хотя за пределами поля он менялся, успокаивался. Мог быть и жестким, но совсем не кричал. На самом деле со Шмейхелем приятно общаться, находиться в одной компании, мы и сейчас держим связь. На поле же ему просто требовалось запугивать соперников, вот он так себя и вел — кричал, шумел. Создавал себе образ крутого парня. А вообще здорово выходить на поле с такими мастерами, как Лаудрупы и Шмейхель. Они были звездами не только в Европе, но и во всем мире. Принесли сборной много пользы.

— Зато в последние годы датчане регулярно пролетают мимо топ-турниров. В чем причина?
— Времена изменились. Наше поколение ушло, сейчас на поле выходят совсем другие игроки. Мне кажется, сборной не хватает какой-то системы, структуры. Ветеранам надо больше помогать новичкам адаптироваться. Но, надеюсь, скоро все изменится к лучшему. Таланты в стране есть, но им нужно работать чуть лучше, чтобы добиться успеха.

— Вам нравится новый формат чемпионата Европы?
— Пожалуй, да. По-моему, турнир получился интересным. Я даже удивлен, что традиционно скромные команды дали бой фаворитам. Все-таки обычно между грандами и всеми остальными сохранялась дистанция. А сейчас посмотрите, как высоко забралась сборная Уэльса! Или исландцы — ха, это вообще сумасшедшая сборная. Но сейчас таким командам тяжелее стать чемпионами, чем Дании в 1992-м. Тогда плей-офф начинался с полуфиналов, сейчас же на пути к титулу надо одержать больше побед.

— Правда, что датских игроков перед EURO»1992 собирали по курортам?
— Да. У нас как раз недавно сняли об этом фильм, он идет в кинотеатрах. Футболисты отправились на каникулы, и вдруг им пришлось сообщать семьям, что надо лететь в Швецию и участвовать в первенстве Европы. Жены, прямо скажем, были не в восторге. Они долго готовились к отпуску, и вдруг главы семейств все бросают и куда-то уезжают. А вообще команда не готовилась к чемпионату и поэтому, может, чувствовала себя расслабленно. В результате и завоевала золото.

— В июне вам исполнилось 45 лет. Как отметили юбилей?
— Очень просто. Поужинали в семейном кругу, вот и все.

— Чем вообще занимаетесь?
— Живу в родном Оденсе. Несколько лет работал одним из тренеров тамошнего клуба, в котором начинал и заканчивал карьеру. А сейчас решил взять паузу. Отдыхаю и размышляю, чем заняться в будущем. Может, футболом, может, чем-то другим. Хоккеем? Ха-ха, вряд ли. Я не Кутузов!

— В Дании вы знаменитость?
— Ну… Конечно, да, но не на таком уровне, как Шмейхель. Могу спокойно жить, и никто не мешает. Когда прихожу на стадион или в другое людное место, то, конечно, многие меня узнают. Если же просто гуляю по улице, то кто-то может подойти и поздороваться. Но без излишнего ажиотажа и пристальных взглядов.

— В Милане в этом плане приходилось тяжелее?
— Нет. Я все-таки не был суперзвездой, и болельщики в основном охотились за Мальдини или Шевой. К тому же Милан — город, в котором можно встретить немало знаменитостей, отнюдь не только футбольных. Политики, певцы, актеры, представители мира моды и так далее. По улицам ходит большое количество известных людей, и ты чувствуешь себя лишь одним из многих. Поэтому — никаких проблем.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?