Три Сереги. Попытка новой эры
Нет, само желание организовать профессиональную лигу, конечно, правильно и похвально. Но вот ознакомился с презентацией проекта. Очень много красивых слов и просто “воды”, какой полно во всяких умных учебниках. Даже перечитав несколько раз, мне сложно понять, что скрывается за фразами типа “вовлечение лиги и клубов в реализацию стратегических инициатив, учитывающих интересы всех заинтересованных сторон”. Но самое главное — кто выступит генеральным спонсором “Майстар-лiгi” в условиях, когда белорусская экономика в упадке? А без его финансов интересный проект превращается в прожект.
Сергей Кайко. Ну, ругать эту идею сейчас — самое легкое и популярное занятие. Да, в нашем футболе не работают рыночные механизмы — и справедлив главный вопрос: за чей счет банкет? Боюсь, ответа на него сегодня просто нет. Да, прежние усилия по выводу чемпионата на телеэкраны нередко встречали откровенно брезгливый отклик на улице Макаенка — и непонятно, как эту брезгливость сможет унять ПФЛ, у которой админресурса будет меньше или не будет совсем. Да, есть много сомнений по поводу готовности высшей лиги к прогрессивному самоуправлению — клубы даже своих представителей в исполком БФФ не особо стараются выдвигать- продвигать, предпочитая иной раз самоотвод. В общем, скепсиса много, и он абсолютно закономерен. Но.
Вот даже если взять навязшую в ушах тему сокращения высшей лиги. Для меня очевидно, что экономические реалии будут диктовать его чем дальше, тем сильнее. И чем дальше, тем сильнее “Майстар-лiга” будет убеждать нас в обратном — разговорами про географию, регионы и детско-юношеский футбол. Первые комментарии на этот счет не оставляют сомнений. Мне сложно представить, что ПФЛ в принципе окажется готова принимать непопулярные решения — а они ведь иногда необходимы. Мне сложно представить, что какой-то клуб будет жертвовать собственными интересами ради общего блага. Все истории с лимитами на легионеров, переносами матчей говорят, что ментальность наших управленцев опирается на древний тезис про близость своей рубашки к телу. Но.
Давайте задумаемся: а чем мы рискуем? И что имеем сегодня? Пока только то, что идея ушла в народ. Ее начали обсуждать. И уже не в прежнем бредовом ключе, как все взять и поделить (когда кое-где в медиа предлагалось собрать господдержку в один котел и распределять поровну, как в собесе), а в нормальном здоровом дискурсе. Вот сегодня будет первое собрание — делегаты клубов съедутся, обсудят проблемы, что-то наметят. Послушают Колю Карповича с его московским опытом — хорошего парня, толкового менеджера с горящими глазами. Что здесь плохого?
Предлагаю воспринимать все эти процессы просто как попытку — даже не создать что-то новое, а осмыслить имеющееся. С тех позиций, что не грех в нашем футболе что-то изменить. Уж это точно не помешает. Попытка не пытка, так же? Не знаю, как вам, а мне интересно.
Сергей Новиков. И мне тоже. Настолько, что не побрезговал бы шапкой-невидимкой, чтобы пробраться в дом по проспекту Победителей и понаблюдать это действо, метящее в эпохальные. А лучше было бы вообще открыто пройти через распахнутые парадные двери. Вот не пойму, что вознамерились утаить и спрятать от журналистов и публики из событий, которые происходят еще до грядущей новой эры. Тем более что никаких определяющих решений от пятничного схода никто не ждет. Его формат, на мой взгляд, и так шире разумных пределов, обеспечивающих продуктивность и конфиденциальность. Если уж закрываться, то в рамках гораздо более узкой рабочей группы. И ее формирование видится мне важным стартовым решением.
А свою веру в возможность успешной “движухи” готов подкрепить, если угодно, советами по мелочам. Например, таким. Сразу утвердить двуязычие в названии. Ясно ведь, что лига, ежели ее создадут, куда чаще будет упоминаться в русскоязычном контексте. Так какая же тогда “Майстар-лiга”? Вы уж пожалейте ведущих эфирных новостей. Как склонять им задуманный проект? Что делать, скажем, с дательным или предложным падежами? Может, достаточно аналогичных запинок с “Крумкачамi”? Так там хоть перевод на русский точно ущербен имиджево. Но здесь-то что мешает “Мастер-лиге” звучать полноправно с белорусской версией? Вы, братцы, если уж собрались завоевывать и объединять болельщицкие массы, не плодите банальных мелочей, которые будут их только разобщать…
C.М. Было бы здорово, конечно, чтобы укоренился и третий вариант, рассчитанный на зарубежную аудиторию: “Master League”. Но эти разговоры несвоевременны и пока наивны. Уж лучше снова вернуться к той самой презентации. Обратил внимание, что даже при всей автономности ПФЛ планирует делегировать большие полномочия федерации. В частности, в функции БФФ войдет “осуществлять лицензирование клубов и стадионов”, “обеспечивать судейство”, “обеспечивать безопасность” и “утверждать бюджет чемпионата и финансовую смету на развитие и деятельность лиги”. Иными словами, рассчитывать на глобальные преобразования по важнейшим направлениям стоит едва ли. Но, может, и не так все плохо? Я, например, был бы рад, если бы ПФЛ на первых порах решила ряд проблем помельче. К примеру, улучшила бы показ матчей в интернете. Но главное — обернула бы белорусский чемпионат в более яркую фольгу. Иными словами, сделала бы то, что недавно провернул маркетинговый департамент в федерации. В связи с этим у меня вопрос: кто, на ваш взгляд, мог бы возглавить такую лигу в перспективе? Только чур Бережкова не называть: человек при деле и на своем месте. Ведь по важности роли в нашем футболе этот управленец будет сопоставим если не с Румасом, то с Сафарьяном точно.
С.К. То, что часть функций останется у федерации, не просто нормально — необходимо. Уж на первом этапе — как минимум. А дальше если и расширять автономию, то очень плавно, ступенчато. Ага, давайте разом обрубим все концы и уйдем в свободное плавание… Как тогда регулировать принципы сосуществования клубов и тех же сборных? Как тогда решать вопросы безопасности, где для рабочих встреч с главой МВД нужна фигура калибра Сергея Румаса? Как тогда вершить дело о “договорняках”, за развитием которого наблюдает УЕФА? Тесный контакт БФФ и ПФЛ нужен. В том числе и в кадровом аспекте. И мы знаем из презентации, что в состав правления “Майстар-лiгi” предлагается ввести двух функционеров Дома футбола. А в исполкоме федерации и так состоят и Юрий Вергейчик, и Михаил Деменцевич, и Юрий Чиж.
А что касается первого лица ПФЛ, то это, конечно, интрига. Но не сегодняшнего, а завтрашнего и даже послезавтрашнего дня. Из интервью Николая Карповича в этом номере мы знаем, что в роли председателя правления он видит “влиятельного покровителя”. Ну отлично. Здесь важно подчеркнуть только одно: этот покровитель должен быть нейтральным и равноудаленным от всех клубов. Если честно, прямо сейчас я не готов назвать ни одной фамилии.
С.Н. Обладателей фамилий надо подбирать под масштаб полномочий. Делегированных, во-первых, лиге от федерации, а не наоборот. Во-вторых, от учредителей лиги — ее управленческому аппарату. И здесь важнее кандидата в “покровители” мне кажется фигура гипотетического директора. Вот уж чьи полномочия, по моим представлениям, должны быть… огромны. Нужна, если хотите, фигура менеджера на манер комиссионера зарубежных лиг. Как только он выбран, оговорен круг его прав- обязанностей и принципы, хранителем которых он становится, исключается всякое влияние на этого человека снизу вне рамок регламента. Иными словами, это должен быть авторитет, способный в случае пренебрежения правилами послать в близлежащую рощу и Капского, и Чижа, и Вергейчика. Другое условие: это глубокое (гораздо глубже теперешнего румасовского) погружение руководителя в футбольную повседневность — статуса “покровителя” здесь совершенно недостаточно. Помочь в погружении должен набранный с нуля аппарат — преимущественно из молодежи, максимально продвинутой не только в футболе, но и по части “ай-ти”. В теперешнем штате Дома футбола таковой, на мой взгляд, не густо.
Независимости руководителя должно хватать, чтобы при случае он становился твердым проводником тех самых решений, непопулярных у клубного истеблишмента. Простой пример — святое соблюдение календаря. Чтобы не было ситуаций, как нынешняя — с услужливой передвижкой на два с лишним месяца матча минского “Динамо” и “Торпедо”. Ведь она на добрую треть сезона искорежила таблицу, мешая объективно оценивать турнирные позиции клубов, метящих в призеры. Я, как видите, снова о важных мелочах…
С.М. Кстати, как раз календарь ПФЛ обязуется составлять сама.
С.Н. Составлю и я. Меня волнует соблюдение.
С.М. А идеального руководителя, которого вы нарисовали, возможно, не существует. Уж во всяком случае в Беларуси. Но одну фамилию я все-таки назову. Не комиссионера, но человека, который вполне мог бы быть полезен лиге в любом другом качестве. Бернд Штанге. Не ожидали? Но почему бы и нет? Его прекрасные менеджерские способности кто только не отмечал. А после расставания со сборной Сингапура наш хороший знакомый вроде как сидит без дела.
С.К. Да, забавно. Как минимум с возвращением Бернда у нас наступит полный “компакт” и “оптимизмус”. Если серьезно, то Штанге не вернется, да и вряд ли нужен. Не буду уже гадать, какую директорскую зарплату он попросит, пожив на сингапурские доллары. Но так или иначе, этот вопрос сейчас крайне важен: кто станет олицетворять новый проект? У нас ведь традиционно любой воз двигают личности…
С.Н. Вот здесь, в сфере личностной совместимости всех заинтересованных сторон, и таится, на мой взгляд, главная для осуществления идеи опасность. Наша теперешняя высшая лига — это разбухший конгломерат клубов, слишком разнящихся не только уровнями игры, но и моделями управления. И в явном большинстве здесь люди, поднаторевшие в распределении не столько заработанного или с трудом добытого, сколько полученного по директиве сверху. Таким, по большому счету, перемены не нужны. И даже страшны…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь