Василий Хомутовский. Wir fahren nach Berlin!

21:44, 5 октября 2016
svg image
21703
svg image
0
image
Хави идет в печали

За три года насобирал немало трофеев и запомнился удачными играми против “Саутгемптона”, “Ливерпуля”, “Пармы”, “Валенсии”, “Вильяррела”, “Сампдории”…
Почитали нашего рослого голкипера и в Германии, где ему хватило одного круга, чтобы стать для поклонников “Карл Цейсс” в доску своим. За полгода в Йене тоже случилось много всего — Василий даже едва не втащил команду в финал Кубка страны. Вообще Хомутовский мог бы построить успешную и долгую карьеру на родине Гете, но, как часто бывает, вмешались обстоятельства. Тем не менее тот непродолжительный отрезок в “Карл Цейсс” для минчанина до сих пор дорог — даже больше, чем румынские приключения. И предложение “ПБ” рассказать о главном матче карьеры он встретил ответом: “Я недавно смотрел по телевизору Лигу чемпионов. “Боруссия” — “Реал”. И вспомнил…”

ТАБЛО
КУБОК ГЕРМАНИИ-2007/08
Полуфинал
БОРУССИЯ (Дортмунд) — КАРЛ ЦЕЙСС (Йена, Д2) — 3:0
ДОРТМУНД. 18 марта 2008 года. “Сигнал-Идуна-Парк”. 80708 зрителей.
СУДЬЯ: М.Грефе (Берлин).
БОРУССИЯ Д: Циглер — Антонио Рукавина, Амедик, Вернс, Деде — Тинга (Хуммельс, 79), Кель, Федерико, Бакли (Кринге, 69) — А.Фрай (Диего Климович, 69), Петрич.
КАРЛ ЦЕЙСС: ХОМУТОВСКИЙ — Мауль, Омодьягбе, Р.Мюллер, Штегмайер — Цигнер, Шимак, Нильс Хансен, Вернер — Нильс Петерсен (Сака, 84), фон Вальслебен-Шид (Амрайн, 73).
ГОЛЫ: 1:0 — Тинга (13, пас — Петрич). 2:0 — Диего Климович (70, пас — Кринге). 3:0 — Петрич (87, пас — Кель).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Шимак (51), Бакли (54), Тинга (56), Омодьягбе (85).
УДАЛЕНИЕ: Шимак (51).

“Вальдхоф” и “Карл Цейсс”

Это будет не совсем рассказ об одном матче. Это рассказ о целом этапе карьеры, в котором отдельный матч занимает особое место.
Когда я в 2000-м первый раз уехал в Германию, в “Вальдхоф”, то провел там всего два поединка — против “Нюрнберга” и “Саарбрюккена”. Но, увидев уровень первой и второй бундеслиг (стадионов, инфраструктуры, тренировок), очень захотел однажды вернуться и по-настоящему заиграть. Даже поставил такую цель. Она сидела в глубине души и напоминала о себе, когда в дальнейшем выступал за “Стяуа” и “Томь”. В румынском клубе хватало ярких моментов. Победы в чемпионате и Кубке, выходы в плей-офф еврокубков, проход “Валенсии” по сумме двух матчей… Оно, конечно, хорошо, но все это были промежуточные успехи, а чего действительно хотелось, так это выходить на прекрасные немецкие стадионы против лучших футболистов.
Когда спустя семь лет меня приметили в поединках за “Томь” и сборную и позвали в “Карл Цейсс”, согласился не раздумывая. Снова оказался близок к мечте. Для меня это был вызов: смогу ли по прошествии времени, уже имея серьезный опыт, приобретенный в “Стяуа”, с которой обыгрывали сильные европейские клубы, имея опыт в РФПЛ, заиграть-таки в Германии? Было интересно, насколько вырос как профессионал.
“Карл Цейсс” тогда боролся за выживание во второй бундеслиге, но разница по сравнению с первой — небольшая. В Д2 тогда выступали “Кельн”, ворота которого защищал известный колумбиец Фарид Мондрагон, “Майнц”, “Фрайбург”, “Кайзерслаутерн”, “Боруссия” из Менхенгладбаха… Там большая ротация между лигами. И в обоих финансово стабильные клубы, самоокупаемые. Которые не тратятся впустую, а точечно приобретают футболистов. Если уж тебе поступает предложение перебраться в Германию, то можешь быть уверен, что следили не месяц и не два. И не по интернету.

Гомес и Глеб

В тот год по ходу розыгрыша Кубка “Карл Цейсс” прошел “Геру”, “Нюрнберг”, “Арминию”, “Штутгарт” и попал в полуфинале на “Боруссию”. “Геру” и “Нюрнберг” я еще не застал — играл в “Томи”. Перебрался в Йену зимой и дебютировал в конце января как раз в кубковой встрече с “Арминией”. Все стадии состояли из одного матча. Особенно запомнился четвертьфинал против “Штутгарта”. Основное время закончили 1:1. В дополнительное пропустили и проигрывали 1:2. На 119-й минуте назначили штрафной в нашу пользу — метрах в сорока от ворот. Терять было нечего — побежал в чужую штрафную. Подача пошла в район одиннадцати метров. Я разогнался, перепрыгнул защитника и сыграл головой раньше, чем до подачи добрался Свен Ульрайх — тогда голкипер “Штутгарта”, а сейчас второй номер “Баварии”. Мяч поскакал в ворота, куда его добил наш нападающий. Таким образом сравняли счет и затем победили в серии пенальти.
У “Штутгарта” в нападении бегал Марио Гомес, доставил уйму хлопот: и гол забил, и много раз опасно атаковал. Очень нестандартный форвард с отличным ударом. Помню, после матча, сидя в автобусе, когда эмоции улеглись, поймал себя на мысли, что Гомес в свое время в юношеской команде швабов в выпускной год сидел на замене под Славой Глебом, который подавал огромные надежды. Как порой в жизни все круто меняется…
Впрочем, сейчас не об этом. Выход в полуфинал стал огромной радостью для всего региона Тюрингии. Кроме Йены, там и нет больших клубов. Надо было видеть, как по дороге из Штутгарта команду по автобану сопровождали десять-пятнадцать тысяч болельщиков, приезжавших нас поддержать. Сигналили, кричали.
Фанаты многих немецких клубов во время кубковых поединков часто скандируют “Berlin, Berlin! Wir fahren nach Berlin!” — “Берлин, Берлин! Мы едем на Берлин!” Потому что каждый год финал проводится в Берлине на “Олимпияштадионе”. И чем ближе решающий матч, тем громче звучат эти слова.
Я однажды играл на “Олимпияштадионе” — за “Стяуа” против “Герты”. Это было в 2005-м, в последнем туре осенней стадии Кубка УЕФА, когда Бухарест здорово выступил и дошел до полуфинала. Мы тогда вместе с вратарем “Мидлсбро” австралийцем Шварцером не пропустили в групповом турнире ни одного мяча. Конечно, с радостью вернулся бы в Берлин. Уже не как участник еврокубков, а как игрок чемпионата Германии.

Четыре миллиона и три гола

В полуфинале попали на “Боруссию”, а в другой паре сошлись “Вольфсбург” и “Бавария”. Ажиотаж в Дортмунде традиционно был огромный — восемьдесят тысяч зрителей. Из них болельщиков “Карл Цейсс” — тысяч пятнадцать, как и в Штутгарте. В принципе это привычная для Германии атмосфера. Народ даже во второй бундеслиге охотно идет на футбол. В Кайзерслаутерне собиралось по пятьдесят тысяч, в Майнце — тридцать, на самом маленьком стадионе во Фрайбурге — двадцать восемь. Но Дортмунду, конечно, равных нет. Выходя на поле, ощущал очень сильный подъем. Для меня вообще каждый такой матч, как против “Майнца”, который тогда тренировал Юрген Клопп, как против “Штутгарта”, был словно внутренний экзамен. Проверка на прочность. С каждым таким шагом приближался к главной цели своей карьеры.
Президент “Карл Цейсс” не сильно расстроился, что попали на “Боруссию” и играть выпало в гостях. Поскольку все раунды Кубка состоят из одной встречи, доход от продажи билетов делится пополам. А в Дортмунде на то время он составлял, если не ошибаюсь, больше четырех миллионов евро с каждого матча. То есть нам доставалось около двух. Еще два — деньги от телевидения и рекламы. В сумме за полуфинал тоже получили больше четырех миллионов. Что говорить, если даже за 1/8 финала против “Арминии” заработали около двух миллионов евро. Думаю, это прекрасно иллюстрирует, насколько в Германии все великолепно организовано.
Что касается самой игры, пропустили уже на тринадцатой минуте. Кто-то из нападающих бил головой метров с шести. Я успел переместиться, прыгнуть, едва вытащил мяч с линии, сам при этом влетел в ворота, но, к сожалению, первым на добивании оказался бразилец Тинга. В конце второго тайма хозяева забили еще два — поймали на контратаках. Терять было нечего — мы пытались прессинговать, накрывать дортмундцев на их половине. Поэтому у “Боруссии” появлялись свободные зоны. К тому же больше получаса играли вдесятером, без полузащитника Шимака. Тот заработал совсем дурацкое удаление. Чистые эмоции! Получил желтую и показал судье, мол, надень очки — сразу же схлопотал вторую. А Шимак был нашим связующим звеном. Человек со сложной судьбой. Один из самых талантливых футболистов Чехии, который по молодости наделал много глупостей. Имел хорошие контракты в “Байере” и “Ганновере”, считался одним из лучших плеймейкеров бундеслиги. А потом вдруг уехал на родину — то ли что-то не понравилось, то ли с кем-то поссорился. Плюс личные проблемы. Несколько месяцев клуб не мог его найти. В итоге разорвал контракт. За считанное время парень потерял все — и деньги, и репутацию. Пару лет Шимак выступал за “Спарту”. Одумался, нашел в себе силу воли, перезагрузил карьеру — за это его уважаю. Затем вернулся в Германию — в Йену. Здорово выступал и через год подписался в “Штутгарте”. Но в тот день, в Дортмунде, подвел команду. Мы остались без ключевого звена в полузащите.
Конечно, мне хотелось сделать все возможное, чтобы снова оказаться на “Олимпияштадионе”, правда, “Боруссия”, тем более в большинстве, объективно была сильнее. Для Йены поражение не стало большим огорчением. Я вообще в Германии научился по-другому относиться к неудачам. Там другой менталитет, до которого нам далеко. Поэтому немецкие футболисты психологически сильнее. Поначалу было непривычно, но, поняв этот менталитет, почувствовал, насколько стал устойчивее. Попадание в полуфинал — очень достойный результат. Прошли три клуба первой бундеслиги. Ну да — уступили 0:3, играя вдесятером. Но ничего зазорного здесь нет. Думаю, Хеннинг Бюргер мог гордиться своей командой. Во многом благодаря тренеру, который тоже пришел в клуб зимой, и добились такого успеха. Бюргер в то время был молодым, начинающим специалистом, но с богатым игроцким опытом. Объединил коллектив. Мы здорово отыграли не только Кубок, но и второй круг чемпионата. К сожалению, “Карл Цейсс” слишком много очков потерял в первом, поэтому вылетел. Вообще я благодарен всем тренерам, с которыми доводилось работать. Даже тем, с кем отношения не ладились. Это тоже закаляет.

Повязка и признания

Полуфинал с “Боруссией” все равно остается для меня очень значимым. Буквально через неделю после этого вывел партнеров на домашний матч чемпионата против “Кайзерслаутерна” с капитанской повязкой. Вратарь-легионер, который не провел в команде и полгода… Редкое явление. А в конце сезона авторитетный “Kicker” и специалисты признали лучшим голкипером второй бундеслиги (при Мондрагоне в “Кельне”), болельщики — лучшим игроком команды. Для меня это были награды за все тренировки, за старание и терпение. С тех пор как уехал из Беларуси, постоянно считался легионером. А значит, приходилось вдвойне работать, чтобы быть сильнее местных. Цель вернуться в Германию часто помогала, когда хотелось опустить руки. Заставляла впрягаться и пахать еще больше. В итоге снова оказался в бундеслиге, играл на прекрасных стадионах против больших клубов. И полуфинал в Дортмунде, конечно, был пиком того возвращения.
По окончании сезона имел хорошие предложения от пяти команд, две из которых — из первой бундеслиги. Тоже повод для внутренней гордости. Предлагали и в Йене остаться, чтобы помочь выбраться из Д3 обратно во второй дивизион. Даже обещали жильем обеспечить. (Улыбается.) Одним из акционеров клуба стала строительная компания и в качестве бонуса к новому контракту готова была выделить участок и построить дом. Мне требовалось оплатить только тридцать процентов от общей стоимости. Об этом не стеснялись писать в газетах, мол, новый акционер сделал такое предложение капитану команды… Видимо, тем самым компания завоевывала расположение болельщиков. Но я выбрал “Аугсбург” из второй бундеслиги. Почему? Сейчас уже и сам точно не скажу. В принципе звавшие параллельно “Санкт-Паули” и “Гройтер Фюрт” тоже ставили задачу выхода в первую бундеслигу. И с финансовой точки зрения предложения были схожими. Возможно, решающую роль сыграла настойчивость “Аугсбурга”. Менеджер клуба и второй тренер Дариуш Пасека, с которым еще играли вместе в “Вальдхофе”, лично приезжали в Руйт, где я готовился со сборной к спаррингу с Германией. Там и уговорили.
Правда, успел сыграть только против “Нюрнберга” и “Байера”, после чего получил разрыв трех связок плеча. Что самое обидное — на предматчевой тренировке. Доктора сказали: “Имей в виду: с профессиональным футболом можешь закончить”. Хирурги предупредили об этом страховую компанию. Естественно, после такого стали терзать сомнения, правильно ли поступил, выбрав “Аугсбург”. Хотя как оно сложилось бы в другом месте — не известно.
После операции восстанавливался десять месяцев. А потом пришлось начинать почти с нуля. Но это уже совсем другая история…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?