Первая лига. Как светит “Луч”. Путь от шапки к ботинкам

21:20, 14 ноября 2016
svg image
811
svg image
0
image
Хави идет в печали

Уходящий сезон у “Луча” вообще выдался насыщенным. И с молодым функционером мы разговариваем о многом. О том самом результате и об истории с договорными матчами, о бюджете клуба и взаимоотношениях со спонсорами, о зарплатах и работах игроков, о прошлом и будущем этого проекта, совсем недавно выросшего из любительского футбола на частном капитале.

— Перед началом чемпионата дебютанты часто ставят цель не вылететь. Ваш случай?
— Нет. Задачи мы нигде не афишировали. Но сейчас уже можно приоткрыть завесу. Брали в расчет результат “Барановичей”, которые выиграли вторую лигу годом раньше нас. В сезоне-2015 они заняли тринадцатое место. Наш возможный вылет вообще не обсуждался. Ведь он означал бы ликвидацию всего проекта. Бороться за выживание — это сразу три шага назад. В таком случае терялся смысл в дальнейшей работе. Поэтому запланировали завершить чемпионат в середине таблицы — в районе восьмого-девятого места.
Посчитали, что для дебютного года в первой лиге это будет здорово. Но первый круг закончили на четвертой строке. И скорректировали задачу — попасть в число призеров. Однако это была не единственная цель. Наша огромная заслуга в том, что смогли достойно конкурировать с командами, которые по многим параметрам лучше нас. Это и инфраструктура, и детско- юношеский футбол, и бюджет. Вот наша самая главная победа. Если смотреть правде в глаза, то первая лига была разделена на два локальных турнира. Один — для “Гомеля” и “Днепра”. Другой — для всех остальных. И мы его выиграли.

— Кажется, этого вы добились за счет не столько квалификации игроков, сколько тренерского умения Ивана Биончика.
— Это результат подготовительной и обучающей системы, которая выстроена в клубе согласно видению главного тренера. Но нельзя говорить, что он один такой хороший. Да, его рука чувствуется основательно, и это отмечают многие. Однако есть еще и футболисты, которые объединены желанием становиться лучше. Мы можем дать знания, но нужно еще и стремление их воспринимать, грызть этот гранит науки.

— Во второй лиге ваш бюджет составлял 500 миллионов рублей — около 30 тысяч долларов. В нынешнем уложились в сотню?
— Если точнее, в сто пять тысяч. Порядка двух миллиардов рублей до деноминации.

— Ваш генеральный спонсор — одноименный часовой завод. Как вышло, что он стал партнером “Крумкачоў”?
— Если у какой бы то ни было компании есть возможности, она старается рекламировать себя на разных платформах. Их для раскрутки своего бренда хватает и у завода “Луч”. Мы с “Крумкачамi” — полярные клубы из разных дивизионов. У нас с предприятием-спонсором нормальные рыночные отношения. Если в их рамках выполняются все условия, то делать с его стороны что-то большее — не есть плохо. Мы от этого не пострадали.

— Прежде завод наполнял вашу казну на треть. А теперь?
— Пропорции сохранились.

— Трудно в наше непростое время искать спонсоров?
— Раньше футбол был интересен многим из них. Но некоторые обожглись на непорядочных людях. И сегодня наступать на те же грабли попросту не хотят. А вообще, белорусский футбол в минорных лигах — продукт достаточно дешевый. Огромные деньги за него не попросишь. И вместе с тем привлечение сюда средств возможно благодаря либо близким личным контактам, либо огромной искренней любви спонсоров к футболу. А последние сейчас — на вес золота.
При этом стороны должны видеть, что никто никого не обманывает. Увы, иногда некоторые заботятся только о своей шкуре. К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что ради извлечения собственной выгоды люди что-то делают за твоей спиной. Этого не приемлю. Если некий спонсор начал вкладывать средства в условный ФК “Вымпел”, то вторым к нему на порог никогда в жизни не пойду. Хотя некоторые у нас именно так и делают.

— Зарабатывать в “Луче” вам удается?
— В моем понимании это можно делать на рекламе. Но в низших дивизионах так получишь в лучшем случае десять процентов от бюджета.

— Летом в “Крумкачы” перешел ваш форвард Филанович. Бесплатно?
— Нет. Это первый трансфер в истории клуба. Получили за игрока оговоренную сумму. Правда, мы с Денисом Шунто пришли к одному и тому же выводу: от этой сделки не выиграл никто. В том числе и сам футболист. В спортивном плане — точно.

— Из-за истории с “договорняками” от сотрудничества с “Ислочью” отказывались спонсоры. А от вас?
— Нет. Они знают ситуацию и приняли, считаю, правильное решение.

— Когда ожидаете вердикта в Доме футбола?
— После того как в отношении виновных последуют санкции, отреагирует и федерация. Уверен в адекватности ее решения. Считаю, клуб не должен быть наказан никак. А к кому принимать меры, определят компетентные органы. Мы с вами никого осуждать не можем.

— Из-за этой истории вы не смогли принять участие в Кубке регионов УЕФА, куда вышли второй раз подряд. Болезненный удар?
— Очень. Это был последний шанс выступить в Европе для некоторых ребят, которые в команде, начиная с самых низов. Ведь право отправиться в сентябре в Польшу давал нам региональный Кубок Беларуси, который выиграли в прошлом году еще в статусе любителей. А перед нынешним сезоном парни заключили с клубом профессиональные контракты.

— Кстати, кто в составе “Луча” со времени его основания?
— Если взять за точку отсчета наш дебют в чемпионате страны — в 2013-м во второй лиге, то таковых пятеро. Это Каминский, Белохвостов, Рассолько, Козел и Козлов. Был еще Шупляк, но после первого круга перешел в “Химик”.

— Защитник Журавлев в первой части чемпионата играл регулярно. Но за четыре последних месяца провел лишь один матч…
— У него хорошая работа в “Энергосбыте”.

— К слову, в прошлом году все ваши игроки были футболистами “по совместительству”. А сейчас?
— Многие. Леша Лучинович — менеджер по продажам стройматериалов. Андрей Архипов — сверщик счетчиков. Паша Белохвостов имеет небольшой бизнес — занимается мебелью. Саша Козел и Паша Рассолько работают в его компании: первый — снабженцем, второй — комплектовщиком на складе. У Саши Тарликовского постоянно есть подработки — то на стройке, то еще где-то. Стас Каминский — монтажник. Виталий Шепетовский — начинающий тренер. Юра Козлов в фирме “Вегас” комплектовщик матрасов: тягает их по складу, загружает в машины. Кирилл Малеев — юрист минского “Динамо”. А ряд молодых парней — студенты.

— Часто в этом сезоне бывало, чтобы кто-то из-за занятости пропускал тренировки и матчи?
— Ни разу. Тренировочный процесс мы подстроили под график парней. Занятия — вечером, после их рабочего дня. Ну а игры — в выходные. Одна была в пятницу — в Лиде. Тогда ребята отпрашивались, брали отгул за свой счет. Кстати, после того матча пошли по наклонной. Первый круг начали тремя победами, в том числе и над “Гомелем”. А “Лиде” уступили — и затем еще в двух встречах не смогли выиграть.

— Собираетесь перед командой ставить вопрос ребром: футбол — и ничего, кроме него?
— Нет. На это, конечно, можно пойти. Но если допустить, что клуб просуществует всего сезон, им придется остаться ни с чем и искать работу. На ту, с которой уволились, вряд ли снова возьмут с распростертыми объятиями. Для многих наших игроков футбол — любимое дело, к которому их вернули благодаря созданию нашего клуба.

— То есть вам морально не с руки выдвигать такое требование?
— Просто не вижу в этом смысла. Если заставим ребят уйти с работы, то играть гораздо лучше они от этого не станут. Максимум — на 10-15 процентов. А что будет через год, два, три? И вообще останавливаться в развитии и жить одним только футболом — плохо.

— Но разве занятость на работе не вредит в матчах и на тренировках?
— Она не мешает. Ребятам, может, тяжелее физически. Но сил хватает. На то есть анализ и соответствующее построение тренировочного процесса. А еще — восстановление. Да и нагрузки у нас, прямо скажем, не запредельные.

— Какие зарплаты у игроков в “Луче”?
— Давайте оперировать понятием заработка. Потому что в него входит и оклад, и премии, и суточные, и командировочные, и средства на питание, восстановление, фармакологию. В итоге выходят суммы в диапазоне от 150 до 450 рублей.

— Играть продолжите на синтетике “Олимпийского”?
— Да. Мы всячески минимизируем расходы. Но в крайности не впадаем. Если нужно, потратимся дополнительно, чтобы тренироваться в более комфортных условиях. Скажем, зимой при десяти градусах мороза будем работать на стадионе “Минска”, потому что там есть подогрев. В этом смысле стараемся соответствовать определенному уровню со времени дебюта в чемпионате. В хлев игроков не загоняем.

— Вместе с клубом растете и вы. Чему научил уходящий год?
— Во-первых, работать надо или с неиспорченной молодежью, или с хорошо проверенными людьми. Сейчас придется заново думать, кому доверять, а кому — нет. Во-вторых, мне нужно больше управленческой жесткости — ее не хватало из-за мягкости характера. В-третьих, следует находить золотую середину в заботе о себе и других. У меня же всегда так: в первую очередь — кому-то помочь, а сам где-то на заднем плане. Казалось, это пойдет на пользу работе. Увы…

— Насколько прочно “Луч” стоит на ногах?
— Не исключаю, что будем просить у федерации отсрочки каких-то выплат. Нас ставят в рамки, но, считаю, некоторые расходы не первостепенны. Важнее обеспечить футболиста питанием, чем оплатить в срок взнос для участия в чемпионате. А пока основательно готовимся к следующему сезону. Работы предостаточно — вся зима впереди. И уже сейчас сталкиваемся с проблемой сохранения состава. Предложений ребятам хватает, в том числе — из высшей лиги. Хотя это и ожидаемо.

— Стало быть, бюджет собирать с миру по нитке не придется?
— Если бы все было так плохо, мы бы после окончания нынешнего сезона не продолжили работать целый месяц — весь ноябрь. Делаем так каждый год. Начинаем тренироваться в конце января — заканчиваем в декабре. Ну и полтора-два месяца — на отпуск.

— Ближайшие шаги в развитии “Луча”?
— Как человек не может без дома, так и клуб — без инфраструктуры. Мы выбрали путь от шапки к ботинкам. А с них нужно было начинать. Теперь задача в том, чтобы верхнюю часть пирамиды приподнимать и подкладывать фундамент. В нашей финансовой ситуации это сложно, но других вариантов-то и нет. Само собой, что за зиму ни стадион, ни базу не построим. Увы, особого продвижения к этой цели не случилось. Но больше всего я как владелец клуба недоволен развитием нашего сектора молодежного футбола. Это первая задача, над которой будем работать. Ясно, что с нуля свою академию не откроем. Гораздо проще заинтересовать частную школу, взять ее под свое крыло. Хотя понимаем, что и такой подход — не совсем правильный.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?