Анна Ящук: турецкий демарш

22:04, 30 ноября 2016
svg image
1002
svg image
0
image
Хави идет в печали

Одна из наших успешных легионерок выступает под штандартом “Погони” из Щецина — второй по итогам минувшего сезона польской команды. К слову, начинать турнир белорускам встречей с турчанками, а к ним у Ани персональные счеты. Впрочем, наш разговор не только об этом…

— Бытует мнение, что легионерам по душе долгосрочные побывки в сборной. Смена обстановки, временная отстраненность от клубных дел, возможность повидаться с родными и друзьями…
— Ну, мы все же не отдыхать и тусоваться приехали. А вообще, правда ваша. Для меня вернуться в Беларусь даже на несколько дней — всегда огромная радость. Эффект новизны, семейная атмосфера в команде, общие задачи. А еще, уж простите за пафос, — возможность почувствовать себя частью своего народа, просто поговорить на родном языке. Что касается внутреннего распорядка на сборе, то у нас, конечно, не казарменный режим. Но дисциплина довольно строгая, заставляет практически круглосуточно держаться вместе. Если кому-то нужно показаться врачу или отвезти зачетку в университет — пожалуйста, в промежутках между тренировками. В остальном живем по правилам классического сбора. И знаете, мне нравится. Время летит незаметно. Занятия интенсивные и очень интересные, нет ощущения рутины.

— Соперников изучили?
— Вполне. Смотрим много видео — командой и самостоятельно. На этой стадии отбора конкуренты у нас не калибра норвежек или румынок. Но настраиваемся серьезно. Швейцарки подвижные, используют активные модели защиты. Турчанки обороняются в основном по схеме 6-0. Это я к тому, что плясать собираемся от конкретного соперника и тактику подбирать под него. А шансы… Мы фавориты, играем дома. Обязаны побеждать во всех матчах.

— Томаж Чатер — известный затейник по части тимбилдинга. Наверняка и в этот раз тренер организовал что-нибудь коллективное и веселое?
— А как же! У нас был замечательный выходной. Знаете, куда мы всей командой отправились для разрядки? В настоящий тир! И не простой: стреляли из пистолетов, луков, арбалетов, метали ножи. Я первый раз держала оружие и палила из него — потрясающе! Для пущего адреналина нас еще и мини-конкурсом мотивировали, а победителя премировали красивой подушкой.

— Ты, понятно, теперь на ней спишь…
— Ха-ха, пока на старой. Не попала в число призеров. А какое место заняла — не скажу. Главное — участие.

— Смотрю тренировку и ловлю себя на мысли: такого сильного и ровного созыва женской сборной не видывал давненько.
— Соглашусь. Подбор кандидаток и раньше был не хуже. Но кого-то выбивали из колеи травмы, кого-то — семейные обстоятельства. А сейчас собрались действительно все сильнейшие. Они здоровы и рвутся в бой. Причем есть и опытные гандболистки, и легионерки, и толковая молодежь. Железным первым номером себя никто не считает. На сборе двадцать игроков. Четырем не повезет, в заявку на квалификацию не попадут. Тренеру предстоит нелегкий выбор.

— Ты у нас в числе рекордсменок по смене клубной прописки: четыре белорусские команды — прямо карьерный калейдоскоп…
— Я не летунья, боже упаси. Обо всех отрезках карьеры только отличные воспоминания. Просто так складывалось. В моей юности в родном Бресте не было профессионального клуба. А в УОР меня не хотели брать, потому что из-за соревновательного перескока в возрастах на базе девочек 1987 года рождения не формировались сборные. Вот и вышло, что в большой гандбол пробивалась сложным путем. Спасибо за помощь первому тренеру Татьяне Леонтьевне Осипук, она сосватала меня в Гродно. Я была совсем малышкой и какое-то время провела в аренде в витебской “Василине”. А уже потом набивала шишки в “Городничанке”, долго ждала шанса. Дальше были поступление в университет физкультуры и столичная “Виктория-Регия” — заводная команда, свободная и без стереотипов в игре, в которой можно было импровизировать без боязни ошибиться. Ну и возвращение в Брест, когда громко заявило о себе “Берестье”. Именно там тренеры сказали: настраивайся на заграницу. И я очень хотела уехать. Помог, как водится, случай. Из Польши позвонил наш известный вратарь Казимир Котлинский и сообщил, что “Погонь” из Щецина срочно ищет кадры, в частности, разыгрывающую. Это был шанс. В итоге на предварительные тесты зимой 2012-го отправились втроем: я, Наташа Курьянович и Оля Петрова. Ко двору пришлись все.

— Но надолго задержалась только ты…
— Ну, в одной упряжке мы отыграли не так уж мало — полтора года. Потом Олю подкосила тяжелая травма, закончился контракт, и она поменяла клуб. А Наташка выбрала семью и завязала с гандболом. Впрочем, этим летом она вернулась в спорт, выступает за “Гомель”.

— К вашему появлению “Погонь” болталась на табличном дне “экстраклясы”. Белоруски раскрутили спасительный маховик?
— Мы исполняли не последние роли. Правда, все равно проиграли в плей-аутах и свалились в первую лигу. Однако нам крупно повезло: одна из имевших прописку в высшем дивизионе команд по причине финансового кризиса распалась, и “Погонь” вернули в элиту. Не прогадал никто. Мы развернули бурную деятельность, поступательно продвигались в результатах: шестые, четвертые, третьи, в прошлом сезоне вторые. Хочется думать, что сегодняшняя “Погонь” — не выскочка, а по-настоящему авторитетный клуб. Есть прогресс. Сложилась психология победителей. Это важное качество для успеха в польском чемпионате, где рубка идет за каждый миллиметр площадки. Жаль, этих миллиметров нам не хватило в борьбе за золото с “Люблином”.

— После 11 туров в верхней части таблицы тесно: в затылок “Гдыне” с ее 20 очками дышат “Люблин”, “Заглембе” и “Погонь”, набравшие по 18…
— Могли бы и вровень с лидером стоять. Но схлопотали техническое поражение 0:10 от “Заглембе” — за нарушение лимита легионеров. В принципе все по делу: одновременно на площадке оказались четыре “не польки” вместо разрешенных трех. Обидно. И не важно, кто виноват. Хотя президент клуба взял вину на себя и никому претензий не предъявлял. Впрочем, чемпионат долгий. Все реально исправить. Особенно теперь, когда мы уступили датскому “Нюкобингу”, вылетели из Кубка ЕГФ и сосредоточены на национальных турнирах.

— В сезоне-2014/15 “Погонь” остановилась в шаге от европейского трофея — Кубка вызова…
— Это вообще был для нас суперсезон! Ладилось на всех фронтах: взяли бронзу, попали в призы Кубка Польши, добрались до еврокубкового финала. Естественно, помню финальные поединки против французского “Бордо”. Перегорели и не сдюжили: “минус 1” дома, “минус 4” в гостях. Убеждена, что нас убил утомительный график. На последнюю декаду мая выпало семь игр, дорогами и перелетами намотали сорок тысяч километров!

— В четвертьфинале того розыгрыша имя Анны Ящук прогремело на всю Европу. Наверное, то турецкое приключение запомнила на всю жизнь?
— Так и знала, что спросите. Страшная история, о которой по сей день с ужасом вспоминаю. Дело было в Ардешене. Согласились оба матча с тамошним клубом сыграть на выезде, о чем позже крепко пожалели. Не стоит говорить, какие буйные и агрессивные турецкие болельщики. А здесь еще оппонент под стать — выступающая в Турции Наташа Котина не даст соврать: “Ардешен” — грязная команда. Особенно если ей, как в нашей ситуации, все позволяют судьи. А еще в зал вместимостью 900 зрителей набились три тысячи сумасшедших, фанаты-мужики бесновались, что-то дико орали и бросали бутылки — ад! Проиграли в первой встрече три мяча. Шли в гостиницу и понимали: “отскочить” назавтра просто невозможно! И то, что мы потом сотворили, — это реально подвиг. Разложили “Ардешен” по полочкам. Чисто отработали в защите, выстроили железобетонный блок, помогла вратарь, забросили “свое”. На выходе — “плюс 5”! А в концовке понеслось… Оставалось пару минут до сирены, когда турчанки начали откровенно нас бить. Мне и сегодня стыдно, что я тогда повелась, взорвалась… Короче, когда меня в очередной раз фактически выбросили на трибуну, я просто взяла мяч и швырнула в соперницу. Была не в состоянии управлять эмоциями. Это была искра, а пламя разгорелось на финальном приветствии: турчанка толкнула меня в плечи, я ответила, другая зарядила мне в лицо — и “выключился свет”. Драка, крики, на площадку вылетели болельщики, за ними охранники… Секьюрити выстроили коридор — и только так мы выбежали из зала. Час сидели, забаррикадировавшись в раздевалке. У кого была истерика, кто плакал, кто нервно смеялся. У одной девчонки через несколько месяцев намечалась свадьба. Так она выдала: только бы выбраться домой, и все — завязываю! До отеля, а потом до аэропорта нас сопровождала полиция… Конечно, тот выезд здорово сплотил команду. А мне, как зачинщице стычки, влепили два матча дисквалификации. Хотя еще в Турции делегат ЕГФ заверял, что строгого наказания не последует, поскольку мои действия были ответом на агрессию. Но вроде как турки подали протест, и агрессором в конкретном эпизоде признали меня. А я ведь в жизни спокойный человек. Могу показать характер, однако первой никогда на конфликт не пойду. Впрочем, и “Ардешен” испугом не отделался — через пару месяцев получил пять тысяч евро штрафа.

— Щецин — классный город?
— Я в него буквально влюблена! Крупнейший порт Польши. Множество достопримечательностей, соборов, архитектурных памятников. Хотя город не однороден. Разбросан по двум берегам Одры. На левом — круто, сосредоточение всей красоты. На правом — много промышленных объектов, заводы. Я живу на левом — и наслаждаюсь! В августе в Щецин приезжал минский БНТУ. Настя Мазго была у меня в гостях, я показывала ей город — она осталась в восторге. Особенно от фестиваля фейерверков! Там множество подобных событий.

— Слова человека, готового связать судьбу с Польшей и Щецином навсегда…
— Кто знает, что у нас впереди? Меня там все устраивает: страна, уклад, люди, карьера. Но по родине очень скучаю. Неизвестно, как все сложится на личном фронте. Да и жизнь слишком коротка, чтобы провести большую ее часть вдали от дома и близких…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?