Сигнал тревоги. ЦСК “Неман”: тусклое поле
Но чаще, естественно, критикуют естественные газоны. Пожалуй, наиболее запомнившийся апрельский спич по этому поводу вслед домашней победе над “Славией” выдал рулевой “Гомеля” Вячеслав Геращенко: “Такого убогого поля в Гомеле я еще не видел: кривое, кочкообразное — и непригодное для футбола…” Впрочем, проблемы с “ковром” тамошнего стадиона “Центральный” возникают далеко не первый год. А вот для Гродно, где газон ЦСК “Неман” всегда считался одним из лучших в стране, они были нехарактерны. И на тебе: сигнал тревоги звучит в мае, а ведь менее чем через две недели на неманских берегах финал Кубка Беларуси! “Кто виноват и что делать?” — на эти извечные вопросы мы и поискали ответы.
Форменное безобразие
Для начала вернемся к событиям 7-го тура — в частности, к матчу “Немана” с “Нафтаном”, выигранному хозяевами. Казалось бы, живи и радуйся! Но на пресс-конференции главный тренер хозяев Игорь КОВАЛЕВИЧ не выдержал — рубанул сплеча:
— Ни в мою бытность футболистом, ни после нее такого поля гродненского стадиона, наверное, не видел никто. Кому предъявить претензии, я не знаю. Оно в безобразнейшем состоянии: команда, которая хочет владеть инициативой и создавать моменты, не может остановить мяч… Не хочу бросать камень ни в чей огород, но играть на таком поле в комбинационный футбол, к сожалению, не представляется возможным. В принципе здесь можно играть даже с “Барселоной” — надо просто бить вперед, потому что сделать передачу тяжело…
Теперь же снова вспомним про кубковый финал, который брестское “Динамо” и “Шахтер” проведут на “Немане” 28 мая. Такие поединки, где ответственность за результат давит вдвойне, редко отличаются суперзрелищностью. А уж с привязкой к фразе Ковалевича “невозможно показывать комбинационный футбол” за игру в главном бою за трофей становится тревожно. Благо в 10-м туре полю дадут отдохнуть: “Неман” поменяется статусами “хозяин — гость” с “Городеей”. А вот матч 9-го тура — 21 мая с “Крумкачамi” — в Гродно уже проанонсирован. “Воронам” некуда отступать, неманцам есть куда наступать: две боевые команды дадут газону приличную нагрузку.
С другой стороны, наконец-то радует погода: может, поле хоть как-то успеет восстановиться. Однако сама ситуация для середины мая все равно нездоровая. Особенно если вспомнить, какой “поляна” “Немана” был при прежнем директоре арены Франце Летяго — вопросов не возникало даже в середине февраля! Помните поединок БАТЭ с “Фенербахче” в Лиге Европы в 2013 году? А матч сборных Беларусь — Андорра в самом начале июня 2009-го? Тогда душевным заголовком “Земля Франца Иосифовича” на первой странице “ПБ” мы вбивали гвоздь номера — руками впечатленного обстановкой на месте Андрея Вашкевича. Там действительно было за что хвалить. А теперь? Автору этих строк о проблемах с газоном возмущенный Летяго говорил еще в апреле, когда в роли инспектора БФФ работал на жодинском матче “Торпедо” с минским “Динамо”. Наш гродненский автор Владимир Козырев жестко оценил его состояние в рецензии встречи гродненцев со “Слуцком”: “Удивительно только, как хорошей игре не помешало качество поля: не припомнить, когда на газоне “Немана” зияло столько проплешин — напротив, раньше его можно было числить за один из образцов”.
Душа болит…
Франц ЛЕТЯГО уже два года не имеет отношения к ЦСК “Неман” — работает заместителем председателя Гродненской областной федерации футбола. Но сейчас, в последний месяц, никогда не отказывает в помощи и толковом совете — газон ведь буквально надо спасать.
— Франц Иосифович, в чем же там дело?
— Пишите смело: директор ЦСК “Неман” Виталий Иосифович Козловский, которого уже уволили 15 апреля, просто загубил поле! При этом обвинял нас чуть ли не во всех смертных грехах.
— Кого конкретно?
— Меня. Ученых, которые помогали содержать поле — по заключенному договору. Козловский же, раньше работавший в гродненской милиции, а на должность директора ЦСК пришедший в марте 2015 года, потом начал поливать нас грязью: мол, это было отмывание денег. Естественно, ученые отказались с ним сотрудничать и даже судились. А я сказал, когда уходил: ну, подождите годик — увидите, что здесь будет. Вот и получили. На зиму поле не обработали от снежной плесени — и не пропесковали, а ведь надо было внести как минимум двадцать тонн промытого речного песка… Теперь пытаются исправить все, что натворил прежний руководитель, уже под началом исполняющей обязанности Галины Казимировны Кондаковой, которая работала моим заместителем. И я подсказываю, когда просят.
— Что ж раньше не подсказывали?
— Кому эти советы были нужны? Новому директору? Насчет меня его покровители тогда обставили все так: деду, которому 65 лет, пора на пенсию. А не захочет уйти сам, найдем на него компромат.
— Искали?
— Козловский писал в ОБЭП, что я и мои сотрудники только отмывали здесь деньги! Всех моих людей убрал — дескать, они агенты и шпионы Летяго. А я ведь ему говорил: береги этот хороший коллектив, где люди стараются и пашут — в общем, делают, что положено. Обращайся и ко мне — всегда помогу. Где там! Выжил моего агронома Петра Гончаревича, прекрасно смотревшего за полем: мол, ты скажи, что вы здесь ничего не делали, а только деньги делили. Так этот честный и порядочный флотский человек сразу разругался с Козловским вдрызг и написал заявление об уходе. Чего такими методами добился новый руководитель, видно по качеству поля. Мне просто обидно: столько сил и здоровья мы вложили и в этот газон, и в сам ЦСК, а до чего все дошло? Никакого толку. Даже все арендаторы ушли, потому что им здесь задирали ценник за помещения вдвое выше, чем в целом по городу.
— Так ОБЭП приходил?
— Да, и не раз. И тоже удивлялся, каким поле было — и каким стало. А ведь его качество — главный показатель для команды, фактическое свидетельство отношения к ней со стороны служб стадиона.
— Еще в апреле на проплешины газона было страшно смотреть, но сейчас он вроде зелененький.
— Проблема в том, что на этих проплешинах вместо травы зеленеют сорняки, которые и поле делают кочковатым — играть в пас низом очень сложно. Мы как только видели подобный кусочек газона, сразу его вырезали — и меняли на хороший, который рос в закрытом помещении на территории питомника… Ай, не хочу говорить — душа болит.
— До финала Кубка меньше двух недель. Что делать?
— Ну а что я скажу? Теперь все зависит от погоды. На “Немане” же в этом году не включали подогрев, а надо было включать! На маленькую подачу. Раньше ко мне приходил инженер Иван Ластовка — Козловский выжил и его, — консультироваться: во сколько обойдется по деньгам? Я говорю: поставь на миллион (по-старому) — и хватит. Ведь это сейчас, когда температура почвы уже градусов восемь, трава сама начинает расти. А при пяти-шести она стоит на месте — надо подогревать. Но денег нет, того нет, этого нет… У меня и деньги были, и трава росла: по несколько раз за сезон косили. И в тридцатиградусный мороз могли отрегулировать для нее все, как надо. И поле было лучшим в стране. А здесь в мае проблемы!
Краткое резюме
Вот какие завалы с полем нынче приходится разгребать на “Немане”. Дурной пример Гродно показывает: дело не в погоде. И даже не в деньгах. Дело — в отношении. В здоровом коллективе, где нет зависти и злости. И если все будет так, остальное обязательно приложится.
Пусть они справятся.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь