Елена Левченко. Зачем столько негатива?

21:28, 6 июня 2017
svg image
2318
svg image
0
image
Хави идет в печали

А затем, пробившись в высший свет, начиная с самого пока успешного для белорусок европейского первенства-2007, на котором завоевана бронза, непременно принимала участие в девяти топ-соревнованиях — Олимпийских играх, чемпионатах Европы и мира, на ЧМ-2010 признана лучшей центровой. Долгие годы пребывая в роли лидера и своеобразного локомотива команды, она, казалось, имела полное моральное право после напряженнейшего сезона в китайском “Гуандуне”, а затем в турецком “Якын Догу” взять паузу в выступлениях за сборную, чтобы летом залечить накопившиеся болячки. Увы, руководство федерации восприняло желание баскетболистки в штыки, полагая, что она обязана сыграть в Чехии. Градус недопонимания подогрело то, что чемпионат пропускает еще один лидер — Анастасия Веремеенко, сославшаяся на семейные обстоятельства. В общем, каждая сторона осталась при своем мнении, болельщики же ощутили досаду по поводу появления трещины во взаимоотношениях “игроки — руководители”, которая может иметь неприятные последствия. На просьбу корреспондента “ПБ” об интервью доброжелательная Лена не ответила отказом, а просто попросила небольшую отсрочку. Чтобы схлынули отрицательные эмоции, вернулись в привычный конструктивный лад мысли.

— Очередной турецкий сезон у тебя получился удачным в плане достижений: вместе с “Якын Догу” выиграла чемпионат и Кубок страны, а также Еврокубок ФИБА. Особенный год?
— Да, жаловаться грех. Нечто подобное было в начале моей турецкой карьеры, семь лет назад. В сезоне-2009/10 с “Галатасараем” тоже взяли Кубок страны и серебро в чемпионате. Примечательно, что и тогда, и сейчас работала под руководством одного и того же тренера. Мои труды, тренировки не пропали даром, удача улыбнулась. Теперь остается мечтать о триумфе в Евролиге — очень хотелось бы ее выиграть.

— Все впереди. А то, что с “Гуандуном” вы дошли до четвертьфинала, как оценило клубное руководство?
— Положительно. Ведь только в двух последних сезонах команда добиралась до таких высот. Не хочу сказать, что моя заслуга в этом огромна. Но без ложной скромности замечу, что сделала немало, чтобы “Гуандун” сыграл удачно, добился наивысших клубных достижений. Там также работает классный тренер, мы хорошо с ним ладили.

— Помнится, после первого китайского сезона в “Ляонине” ты не выказывала восторга о тамошнем чемпионате.
— Скажу откровенно: была уверена, что больше туда не вернусь.

— Тем не менее вернулась…
— Да. Большинство тех, кто там побывал, хвалят: ой как интересно! На самом деле Китай — сложная страна для европейца. Другой менталитет, другие люди, другая философия. Создается впечатление, будто китайцы живут в своем особом мире. Нужно понимать и принимать эту культуру, человеческие отношения. Только тогда почувствуешь себя хоть немножко своим. Что касается баскетбола, то мне нравилось там играть. В “Гуандуне” чувствовала себя спокойно и уверенно. Юг страны, тепло, отменная погода, да и условия для меня клуб создал комфортные.

— Недавняя скандальная история, когда игроки “Шанхая” за тобой откровенно охотились и умышленно пытались нанести травму, не имела отголосков?
— Нет. Та китаянка, что ударила меня в лицо, в этом году играла за пекинскую команду. Когда мы приехали играть с ней, перед матчем был огромный ажиотаж, много комментариев. Так вот она публично принесла мне извинения.

— Ты ее простила?
— Мы, игроки, очень ценим дело, которым занимаемся. Многим жертвуем ради него — временем, здоровьем, семьей. И не хочется, чтобы любимый баскетбол доводил нас до подобных эмоциональных срывов, умышленной грубости, рукоприкладства. Грустно, что подобное случается. Сказала ей это и, естественно, простила. На ошибках учатся. Мы не ангелы, с нами постоянно что-то происходит. Надеюсь, тот случай ее чему-то научил, изменил в лучшую сторону.

— В Китае непросто играть, но привыкнуть к кухне, наверное, еще сложнее?
— А я практически не ем китайских блюд. Очень уж много в них всяких подсластителей, добавок. Это не моя еда. Есть какие-то блюда, которые мне по вкусу, но немного. Я жила в отдельной квартире, сама готовила. Плюс помогала мама, приезжавшая ко мне в начале и в конце сезона. Баловала борщом и другими белорусскими деликатесами, по которым соскучилась. При насыщенном игровом графике с питанием действительно постоянно возникали сложности. Переводчица уже знала мой рацион и, когда приезжали в другой город, помогала с выбором блюд. Чаще всего заказывала рис с курицей. Или рыбу — там огромный выбор. Обязательно овощи и фрукты. Их полным-полно, и очень вкусные. Честно говоря, таких фруктов, как в Китае, не ела нигде. Иногда на выезд прихватывала с собой блендер, готовила каши, а то у них на завтрак едят то, что у нас на обед. Яйца обычно варят в темном чае, и вкус — специфический. Я его вообще не воспринимала.

— С переездом в Турцию гастрономические проблемы отпали?
— Полностью. В Турции пища разнообразная, там чувствуешь себя почти как дома.

— За турецким чемпионатом приятно следить, в нем играет половина нашей сборной: ты, Попова, Веремеенко, Снытина, Бентли. С кем из девчонок были самые жаркие зарубы?
— Естественно, наиболее сложным и интригующим был финал с Настиным “Фенербахче”. Сначала мы повели 2:0, потом счет сравнялся, и все решалось в сумасшедшей концовке пятого матча. С Катей и Алекс не пришлось сыграть — наши клубы пересекались еще до того, как я приехала в “Якын Догу”. С Машиным “Галатасараем” встречались в Кубке и Еврокубке. Возглавляет его главный тренер сборной Сербии Марина Малькович. Тот же характер имеет и команда — молодая, боевая, в общем, не подарок. Считаю, она выступила достойно.

— В Турции в последнее время неспокойно. Это напрягало?
— В прошлом году, когда была в Анкаре, недалеко от нашей гостиницы что-то взорвали. Да и на этот Новый год снова произошли страшные события. Мысли об опасности, безусловно, тяготили, но старалась на этом не зацикливаться. Мы жили на азиатской стороне Стамбула, там, мне кажется, спокойнее. Потому что большинство ресторанов, ночные клубы, огромные шопинг-центры находятся в европейской части города.

— Не могу не затронуть тему сборной. Все опасаются, что без вас с Веремеенко она может резко сдать. Поспоришь?
— Пожалуй. Хотя сложно прогнозировать, как сложится на чемпионате Европы. Наша команда валидольная, от нее можно ждать чего угодно. Одно знаю точно: девчонки станут максимально выкладываться в играх. А то, что не будет меня с Настей, так это даст шанс раскрыться другим. Я с оптимизмом смотрю на перспективы сборной, верю, что она сыграет достойно. На турнире Халипского видела, как все борются, стараются. Да, пока сказывается нехватка первого номера. Но подъедет Бентли — обязательно станет легче. Радостно видеть в составе Гаспер. В последние годы Вике постоянно мешали травмы, проблемы со здоровьем. Приятно, что она в хорошей форме. Хочу, чтобы у нее получился удачный чемпионат. Бесспорно, ей придется нелегко. Когда Веремеенко и Кресс были беременными, я на чемпионате мира в 2014 году была единственной центровой в составе. Знаю, как тяжело играть по тридцать пять минут. Но, надеюсь, Вика справится.

— Не опасаешься, что тебя могут подсидеть на позиции пятого номера?
— Пожалуйста, дерзайте! Хочется видеть девчонок успешными. Та же Гаспер очень талантливая, но многочисленные травмы сбивали ее, не позволяли стать той, кем она могла бы сейчас быть. У Поповой удачный сезон выдался. Когда узнала, что она едет в Турцию, сразу сказала, что это шаг в правильном направлении. Сейчас турецкий чемпионат — сильнейший в Европе. Это отличная школа. Возможно, вначале было тяжело, но я видела, что Маша быстро адаптировалась. На минском турнире выглядела отлично, была лидером и в Риге. Надеюсь, не только они раскроются в Чехии. Верю и в других.

— Председатель федерации Максим Рыженков сказал, что результат — не главное на этом первенстве Европы. Важнее обкатать молодежь, чтобы к следующему олимпийскому циклу сборная подошла во всеоружии. Это может раскрепостить девушек, чтобы они сыграли без оглядки на табло?
— Вполне. Хочу сказать вот о чем. В последнее время слишком много негатива вылилось на сборную. Не знаю почему. Давайте дарить положительные эмоции, думать позитивно, и ваши флюиды обязательно передадутся баскетболисткам, им будет легче играть. Пожелаем удачи, чтобы все подошли к чемпионату здоровыми, в оптимальной форме.

— После многолетнего капитанства Трофимовой сейчас в сборной новый атаман. Как тебе Снытина в этой роли?
— На турнире Халипского, мне кажется, у нее немного не получилась игра. Но Катя крайне требовательна к себе. В спаррингах с латвийками действовала уже более результативно. Дай бог, чтобы продолжила прибавлять. К Снытиной всегда относились доброжелательно. Она веселый, оптимистичный человек и в новой роли принесет в коллектив еще больше позитива. Все знают: Катя заводная. Бывает, ничего у нее не клеится, а потом вдруг как выстрелит. Хочется, чтобы капитанство придало ей спокойствия, уравновешенности, стабильности в игре. Тем более что она, как мне кажется, очень хотела быть капитаном.

— Национальную сборную возглавила Наталья Трофимова, молодежную — Ольга Подобед. Перспективный тандем?
— Радует, что федерация доверяет игрокам после окончания карьеры серьезные тренерские должности. Так и должно быть. Нужно создавать условия, чтобы опытным баскетболисткам, когда закончат играть, хотелось бы оставаться работать в родной стране. Чтобы желание развивать у нас баскетбол исходило с самого верха, а не пеклись только об одном виде спорта. Успехи придут только тогда, когда с детьми будут работать сильные специалисты.

— Из вашей славной сборной может вырасти немало классных тренеров. Но ты, как я понимаю, на тренерскую стезю не ступишь?
— Отчего же? Никогда не говори “никогда”. Да, раньше я категорически утверждала “нет”. Теперь же ничего не исключаю. Пожалуй, мне было бы интересно персонально поработать с центровыми в каком-нибудь тренировочном кэмпе.

— Неужели охладела к моде, участию в показах, фотосессиях в качестве модели?
— В последнее время была полностью сконцентрирована на баскетболе. Хотя все это остается для меня сильным увлечением. Взять фотографию. Один поворот головы, иной ракурс или перемена света — и создается совершенно другой образ. Настоящее творчество! Хотя и тяжелый труд, что бы о нем ни говорили. У меня бывали фотосессии, длившиеся по восемь-девять часов. Конечно, сильно уставала, зато заряжалась совершенно иными эмоциями. Рождалось своеобразное чувство — даже не знаю, как объяснить его словами.

— А синяки и ссадины, полученные в играх? Не смущали, когда шла к фотохудожнику или на подиум?
— Макияж творит чудеса.

— Как восприняла смену власти в сборной?
— Надеюсь, у Наташи Трофимовой все получится, желаю ей удачи. А вот то, как поступили с Буяльским, меня, конечно же, задело. Несолидно получилось.

— Признаюсь, на турнире Халипского резало глаз, когда видел, что отдавший сборной столько лет тренер сидел в одиночестве на боковой трибуне, будто отшельник, и никто из руководства с ним не контактировал.
— Грустно все это. Возможно, где-то Анатолий Сергеевич и ошибался, не внедрял в игру сборной чего-то нового. Но ведь это не может перечеркнуть достигнутого. Ему практически всегда удавалось собирать сильнейший состав, отказников не было. Мне кажется, изюминка нашей команды состояла как раз в том, что Буяльский давал нам больше свободы. Помню, как тяжело игралось, когда сборную возглавлял Римантас Григас. Стоило допустить ошибку в защите или нападении, как приходилось выслушивать недовольный крик. Литовец держал нас в кулаке, в жестких рамках определенной игровой концепции. При Буяльском же допускалась импровизация, и это, возможно, было залогом наших успехов. Команду полюбил народ — ведь не за схемы же. В любом случае тренеру следует отдать должное. Он заслужил право на то, чтобы поблагодарили, расстались красиво. Уверена, вопрос смены главного тренера сборной можно было сделать совершенно иначе. Почему не дали ему провести последний матч отборочного цикла? Если уж федерация решилась на кадровые изменения, их можно было сделать и после игры в Бельгии. Да и вообще, не стоило раздувать тему отставки Буяльского в интернете и газетах. Вышло некрасиво. Все почему-то забыли, как просили его вернуться в сборную. Да, не получилось выступить удачно на Олимпиаде. Понятно, чью голову будут за это рубить — главного тренера. Но ведь от неудач никто не застрахован.
Признаюсь, то, как освободили Буяльского, насторожило, натолкнуло на размышления. Значит, у нас точно так же могут поступить и с любым игроком — вычеркнуть из списка и тут же забыть. Нечто подобное, к сожалению, пришлось ощутить и мне, когда попросила освободить от участия в чемпионате, чтобы поправить здоровье. То, что делалось полтора десятилетия для сборной, мгновенно обесценилось. Не можешь сегодня помочь, иди подальше. Такое вот отношение. Обидно…

— Недовольство руководства тем, что ты не сыграешь в Чехии, надеюсь, не подтолкнуло к мысли о завершении карьеры в сборной?
— Ой, не знаю. Кривить душой не стану: не ожидала от людей, которые принимают решения, такой реакции. Вместо какого-нибудь письма на сайте федерации, что, мол, поддерживаем Настю с Леной, желаем им решения своих проблем, верим в их скорейшее возвращение в сборную, или еще чего-то ободряющего рекой полился негатив. Скажу честно: была в шоке. Очень неприятно. От мрачных мыслей, анализа сложившейся ситуации не уйти. Но сейчас я просто не готова сказать ничего конкретного. Время рассудит…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?