Олег Дулуб. Никогда не возвращайся туда, где было хорошо

21:28, 6 июня 2017
svg image
2271
svg image
0
image
Хави идет в печали

Правда, Олегу ДУЛУБУ до этого пока нет дела: он отдыхает в Беларуси, ходит на футбол и не заглядывает далеко вперед.

— Что успели сделать за дни отпуска?
— Отоспался немного. Побывал на матчах “Городея” — “Крумкачы”, “Минск” — “Торпедо”-БелАЗ. Планы? Полная импровизация.

— “Карпаты” остались в элите. С души упал груз?
— Он упал, когда мы одолели “Волынь”, а “Днепр” проиграл свой матч. Вот тогда словно отвалилась скала. Груз, который висел надо мной с первого матча, — это не сопоставимо ни с чем. Абсолютно новый опыт. Понимал, что отрыв очень большой. Причем его надо было не просто ликвидировать, а сделать это так, чтобы ни у кого не возникло желания сказать, что нам повезло. Жизнь аутсайдера описывает фраза из песни Высоцкого: “Вдоль обрыва по-над пропастью, по самому по краю”… Малейшее поражение — и шансов могло не остаться. Нужно было цепляться за очки, что мы и делали.

— Вы постоянно говорите, как важно выходить из зоны комфорта. Восемь месяцев в “Карпатах” — это сплошь пребывание вне этой зоны?
— Там зоны комфорта не было по определению. Если бы мы пребывали в ней, то, скорее всего, “Карпаты” оказались бы в первой лиге. Может быть, зона комфорта проглянула лишь перед последним матчем. Но и то там была своя подоплека. Настраивали игроков только на победу. Потому что могли возникнуть разговоры, что “Карпаты” остались в премьер-лиге из-за того, что с “Днепра” сняли очки. При этом многие забывали, что и мы стартовали с “минус шесть”. Если прибавить эти баллы, перед заключительной игрой отставали от “Звезды” на одно очко. Обыграв соперника дома, сняли все вопросы. Для меня это было принципиально. Не хотелось зависеть от решений федерации.

— Чем для вас вообще ценен опыт этого сезона?
— Он ценен со всех сторон. Приход в другой чемпионат, которого ты не знаешь, адаптация, общение с новыми игроками… И самое-самое главное — выстраивание отношений с директоратом и президентом клуба.

— Это удалось?
— Надеюсь. На данном этапе — да. Раз сохранили прописку в элите.

— Давление на вас со стороны было велико?
— Со стороны — в меньшей степени. Больше — изнутри. Сами для себя ставили эту задачу. И постепенно сокращали колоссальное отставание. Надо учитывать, что очень плохо был начат весенний отрезок: уступили “Черноморцу” на выезде — абсолютно не по игре, но счет был на табло. По возвращении во Львов состоялся довольно серьезный разговор с игроками. И потом у нас случилась восьмиматчевая беспроигрышная серия. Слово в слово передам тот наш диалог. Сказал: придя сюда, поставил на кон свою деловую репутацию. И закончил речь, как в фильме “Ликвидация”, когда Давид Маркович Гоцман стоял перед ворами и говорил: грызть я вас буду всерьез, ибо стоять у стенки нам вместе. Рад, что игроки поняли мою позицию. Осознал, что в тот момент мы балансировали на грани. Шли по лезвию бритвы. Еще одно поражение — и, может, финишировали бы последними. Настолько жесткой была конкуренция вокруг. Но мы обыграли “Александрию”, а затем “Волынь”, и ушли со дна таблицы.

— Какой смысл вы вкладывали во фразу “поставил на кон деловую репутацию”?
— Когда тренер приходит в другой чемпионат, в команду, находящуюся на последнем месте с отставанием от ближайшего конкурента в шесть очков, все думают, что он сейчас сотворит чудо. Раз — и коллектив заиграет, начнет движение вверх. Говорил футболистам, что репутация в белорусском чемпионате у меня довольно хорошая. Здесь надо было зарабатывать ее по новой. Понял: если бы “Карпаты” вылетели, виноватыми стали бы белорусские тренеры. Это естественная позиция: матчи выигрывают футболисты, проигрывают тренеры.

— Выбор схемы с тремя центральными защитниками — следование моде?
— Нет. Просто тогда у нас была проигрышная ситуация. Предстоял матч с “Шахтером”. При наличии двух центральных защитников один из них — Андрей Нестеров — пропускал матч из-за карточек. Плюс анализировал выездную встречу БАТЭ и “Шахтера” в Лиге чемпионов в 2014-м. Возникла мысль, что борисовчанам нужно было перестраиваться на игру в три центральных защитника. Потому что донецким бразильцам очень нравится бегать в контратаки. Из-за перерыва на матчи сборных имели две недели, чтобы подготовить команду.
По осени у нас была более атакующая модель. А весной после поражения от “Черноморца” понял, что изначально избрали неправильную стратегию прохождения чемпионата. Осенью во главу угла ставили игру и на основании этого набор очков. А после зимней паузы сделали акцент на наборе очков, невзирая на качество футбола. Хотя последние матчи показали, что игроки были в состоянии быстро перестроиться на игру в четыре защитника. Система с тремя центральными наиболее подходила под футболистов, которые были в нашем распоряжении.

— Получается, невозможно бороться за выживание и показывать атакующий футбол?
— Это разные вещи. Атакующий футбол предполагает риск. Пятьдесят на пятьдесят. А набор очков — это сведение риска к минимуму. Можно сравнить с опытом в минском “Динамо”. В 2014-м в квалификации Лиги Европы была одна стратегия, в группе — совершенно другая.

— Насколько вам было комфортно?
— Сразу скажу: некомфортно. Игрокам самим не нравится, когда большинство времени на тренировках уделяется оборонительным действиям, контратакам. Когда стали набирать очки, ребята в момент повзрослели. Сила команды определяется способностью набора очков. Хороший клуб ничейный матч выигрывает, а проигрышный — сводит к ничьей. После “Черноморца” и того разговора с футболистами произошел перелом. Мы часто действовали по такому алгоритму. Это отмечали все. Но специалистов, комментаторов не устраивало качество игры. Мало кто принимал во внимание, что, если бы не было этих очков, “Карпаты” вылетели бы из премьер-лиги.

— Как много белорусского футбола смотрели во Львове?
— Мало. Интернет-трансляции чемпионата Беларуси недоступны на Украине. Единственный выход — картинка “Беларусь 5”, которую можно было найти в сети. Это позволило посмотреть матчи БАТЭ и брестского “Динамо” в Кубке и чемпионате, встречу БАТЭ и “Шахтера”. Финал Кубка не смотрел уже принципиально, чтобы не переживать. Играли ведь два друга. Плюс у нас конвейером шли матчи. Просыпались в семь утра и ложились в двенадцать.

— Получается, до “Городеи” матчей с участием “Крумкачоў” в этом сезоне не видели?
— Ни одного. Иногда даже принципиально не смотрел, чтобы не раздваивать внимание.

— Как вам “Шахтер” Кубарева?
— Добротная команда с хорошими подбором исполнителей, тренерским штабом, финансированием. У “Шахтера” в этом году есть все, чтобы навязать борьбу БАТЭ. Мы играли на сборах в Турции. Пришлось очень тяжело. Закончили 2:2, но, может, даже заслуживали поражения. Однако и БАТЭ всегда тяжело начинает, а по ходу сезона прибавляет. К тому же лучше всех в чемпионате играет матчи с прямыми конкурентами — как на Украине говорят, лобовые.

— Как восприняли уход Владимира Пятенко?
— Нейтрально. Это решение руководства и тренера. С Пятенко пересекся только однажды. “Крумкачы” играли на базе спорткомплекса “Веста” неподалеку от Дзержинска, где живу. Подъехал, поздоровался с игроками, с руководством. Познакомились с главным тренером. Может, и сейчас, если будет время, приду на тренировку, пообщаюсь с ребятами.

— Но вы удивились отставке?
— Если честно, даже не успел. Потому что параллельно меня начали сватать в “Крумкачы”. А это было накануне решающих матчей на Украине. Такого рода информация могла негативно сказаться на игроках. Потому что опыт “Гомеля” и минского “Динамо”, когда загодя объявляли о непродлении контрактов, показал, что если футболисты хотя бы на пять минут задумаются, что тренера нет, ты ничем не сможешь их мотивировать. Команда будет неуправляемой. Не понравилось, что получилось совпадение по срокам.

— Но смотрите: в 2013-м о том, что Гвардьола сменит Хайнкеса, в “Баварии” объявили еще зимой. Однако после этого команда сделала “требл”.
— Это “Бавария”. А я говорю о своем опыте. Когда в 2012-м после “Ливерпуля” “Гомель” объявил, что не будут продлены контракты с тренерами и игроками, преимущество перед минским “Динамо” потенциально составляло десять очков. Осенью мы финишировали четвертыми в шести баллах от тех же минчан. Позволили им “съесть” это отставание. Похожая ситуация была в минском “Динамо” в 2014-м. Когда начали ходить разные разговоры и на базе появился Рашович, это не могло не сказаться на внутрикомандном климате. А климат — тонкое понятие. Любое вмешательство извне может его нарушить.

— Нынче эти разговоры вас сильно отвлекали?
— Меня нет. Абсолютно. Потому что у меня был опыт. А вот отвлекали ли игроков, судить сложно. Но отгородить ребят от них никак не мог. Это же интернет-пространство.

— Что почувствовали, когда фанаты “Крумкачоў” в Городее затянули ваши имя и фамилию?
— Если честно, услышал скандирования только в концовке. Благодарен людям. За то, что они оценили труд, который вкладывался полтора года.

— Вам не надоедает футбол? У вас отпуск, а вы смотрите столько матчей…
— Нет. Такое удовольствие получил в Городее… Наконец-то попробовал знаменитые городейские шашлыки. Рекомендую. А какова атмосфера на стадионе! Сидели вместе с работниками завода. Они искренне и при этом не агрессивно болели за “Городею”. Солнце, свежий воздух… Результат не давит. Пообщался с одним из учредителей “Крумкачоў” Василием Васильевичем Глезовым, с людьми, которых даже не знаю. Они интересовались планами.

— Что отвечали?
— Говорил, что мне нравится английское выражение — “will see”. Посмотрим.

— Каково работать, когда из каждого утюга раздаются новости о возможной отставке?
— Фантастически. Права на ошибку нет. Здесь же вопрос еще и в том, что вокруг много советчиков: лучше сделать так, так… Но отличие советчиков от тренера в том, что они не отвечают за результат. Как-то сказал одному: вот лист бумаги, изложите мысли, но подпишите, что гарантируете результат. Ответ: нет, вы — тренер, вам и отвечать. Ну, тогда не советуйте. Буду сам принимать решения.

— Советчиков было много?
— Как и во всяком большом клубе. Их хватало и в минском “Динамо”, и в “Карпатах”. Ничего страшного. Надо это принять как должное. Таковы условия, в которых надо работать.

— На чем сошлись, обсуждая сезон с президентом “Карпат” Петром Дыминским?
— Обсудили ситуацию. Поговорили о тренировочном процессе, об усилении состава… Президент ставил задачу показывать качественную игру. Я же понимал, что она возможна, только когда мы сохраним прописку. Потому что это две разные ситуации. Надо четко понимать, что набор очков предполагает оборонительный футбол. И не имеет ничего общего с искристой, сногсшибательной игрой.

— О новом сезоне говорили?
— Решили, что после отпуска сядем и все обсудим. Сейчас я отдыхаю после тяжелейшего сезона. Эти восемь месяцев — словно учебка в армии. Получаю удовольствие, даже просто находясь в Минске. С помощником Юрием Покладом жили возле базы, чтобы не тратить время на дорогу. В самом Львове был, может, только восемь-десять раз. После игры с “Волынью” сходили на финал чемпионата Украины по футзалу, немного расслабились. Нравится обстановка старого города. Однажды сидели там с женой в одном из ресторанов, а параллельно с нами обедал Борис Гребенщиков, приехавший с концертом. Девяносто девять процентов времени во Львове работали, один — отдыхали.

— Давайте представим ситуацию. Чисто теоретически вы — свободный тренер. Вам было бы интересно вернуться в “Крумкачы”?
— Сложный вопрос. Надо понимать, что дважды в одну реку не войдешь. Есть выражение: никогда не возвращайся туда, где было хорошо. Ты будешь жить прошлым. А надо двигаться дальше.

— Вернувшись в Минск, заметили какие-то изменения — в футболе и в жизни?
— Просто провел сравнение белорусского и украинского футбола. И оно не в нашу пользу. Чтобы сделать шаг вперед, нужно менять отношение к футболу как к виду спорта в стране. Поэтому украинцы и играют на топ-турнирах, пусть и через раз. Там понимают, что труд футболиста тяжелый, что это не дармоеды.

— Какие меры надо предпринять, чтобы сравняться с украинцами?
— До сих пор считаю, что футбол у нас — вид спорта номер один при всем уважении к хоккею. Мое мнение: если бы условия были сопоставимые, мы имели бы не только периодические выходы БАТЭ в Лигу чемпионов и минского “Динамо” в Лигу Европы, но и другие успехи. Маховик нужно раскручивать. Причем не сторонник того, чтобы забрать деньги у хоккея и отдать футболу. Как бы мы ни хотели, спорт политизирован так, что достижения страны оцениваются в том числе по спортивным результатам. И прежде всего — футбольным. Исландцы сделали так, что футбол у них в стране спорт номер один. Увеличение финансирования повлечет за собой улучшение инфраструктуры. Что поразило: базы, как у БАТЭ, минского “Динамо”, на Украине есть у всех клубов даже не первого, а и второго дивизионов. И каждый стадион — своя “Борисов-Арена”. Плюс детский футбол, конечно. Необходимы новые программы подготовки подрастающего резерва, а не те, что писались еще в Советском Союзе. Труд детского тренера должен оплачиваться так, чтобы люди не вынуждены были сегодня заниматься с шестилетками, а завтра — с пятнадцатилетними. Если хотим быть там, где мы еще никогда не были, должны делать то, что еще никогда не делали. А если ничего кардинально не поменять, останемся там же, где находимся сейчас.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?