ПЕРЕСТРОЙКА ВЕКА. Футбольный манеж с теннисным уклоном
На уровне правительства
Во властных структурах к этому событию отнеслись со всей серьезностью. Впервые по такому поводу Совмин издал специальное постановление (N 1319 от 10.10.2003), подписанное и.о. премьер-министра Сергеем Сидорским. Согласно этому документу, создан оргкомитет по подготовке и проведению матча под председательством мэра столицы Михаила Павлова. В его состав также вошли первый замминистра спорта В.Хатылев (зампред оргкомитета), начальник спортуправления Мингорисполкома Н.Агеенко, вице-мэр В.Байдак, директор ООО “Манеж” В.Беляков, замминистра иностранных дел А.Герасименко, директор дирекции спортивного вещания НГТРК Б.Герстен, руководитель БТА С.Каган, директор РЦОП по теннису и настольному теннису А.Петкевич, капитан сборной Беларуси и одновременно директор ОСК “Раубичи” С.Тетерин, гендиректор “Белинтуриста” М.Филипович.
Перечисление фамилий членов оргкомитета — не дань формальности, от этих людей во многом теперь зависит, насколько успешно будет подготовлен и проведен матч.
Цугцванг
Манеж, как мы помним, был спроектирован и построен в кратчайшие сроки для того, чтобы в четыре-пять холодно-слякотных месяцев служить пристанищем для игроков белорусских клубов и воспитанников ДЮСШ. Судьбоносность этого события для белорусского футбола независимо друг от друга подчеркнули президент страны Александр Лукашенко и президент ФИФА Йозеф Блаттер, освятивший новостройку своим визитом.
Теперь, после принятия решения о проведении в манеже матча Кубка Дэвиса (КД) можно констатировать, что, по крайней мере, до середины февраля-2004 футболистам о нем придется забыть и снова тратить “супердоходы” на зарубежные сборы. А детям… Бедные дети!
До сих пор матчи КД в течение девяти лет принимал Дворец тенниса. Однако то были поединки в рамках 1-2-й групп Евро-Африканской зоны. Теперь же усилиями наших великолепных мастеров ракетки Владимира Волчкова и Максима Мирного Беларусь вступила в Мировую лигу, которая предъявляет к организации соревнований неизмеримо более высокие требования. К примеру, высота пространства над кортом должна быть не менее 12 метров, освещенность — не менее 1200 люкс, количество зрительских мест — не менее 4200. Должны быть обеспечены максимально удобные условия для телетрансляции матча.
Во Дворце тенниса освещенность не превышает 1000 люкс, а уж вместимость трибун раза в четыре меньше положенной. Повышенные требования предъявляются к VIP-ложам, судейским комнатам и раздевалкам. Выполнить их Дворец тенниса не в состоянии априори. Монтаж дополнительного освещения вероятен, но разместить более четырех тысяч человек, как корт ни поворачивай, невозможно.
Мало того, в Беларуси нет ни одного спортивного (и не только) сооружения, которое вмещало бы требуемое число зрителей. Потому члены оргкомитета приняли вынужденное решение о проведении матча в футбольном манеже. В шахматах единственно возможный ход именуют цугцвангом.
“Работа адовая”
Из Маяковского: “…работа адовая будет сделана и делается уже”.
Лучше и не скажешь. Мингорисполком поставил задачу основные работы по подготовке манежа к матчу Беларусь — Россия выполнить к наступлению нового года. Фактически за два с небольшим месяца. На днях из Питера с международного теннисного турнира вернулась группа белорусских специалистов во главе с главным архитектором института “Минскпроект” Михаилом Гаухфельдом и директором манежа Виктором Беляковым, изучавшими условия проведения подобных соревнований.
Одним из основных мероприятий для приближения футбольного манежа к теннисным стандартам будет покупка и установка на футбольном поле помоста из сборно-разборных щитов размером 110х75 метров. На него положат универсальное покрытие (возможно, паркет), на котором впоследствии будут проходить самые разные события. С четырех сторон установят облегченные сборно-разборные трибуны на 4200-5000 мест с ограждениями и лестницами. На них смонтируют соответствующее количество индивидуальных сидений. Хотя поставщики будут определяться по тендеру, не приходится сомневаться, что заказ на трибуны и сиденья достанется “Трайплу”.
Основополагающее значение для результата матча имеет покрытие теннисного корта. Как известно, Мирный и Волчков — приверженцы мощной скоростной игры. Покрытие “Taraflex”, которое планируется уложить во Дворце тенниса, по мнению Макса Мирного, недостаточно скоростное. Поэтому специально для проведения матча будет арендован быстрый настил. Над кортом установят и дополнительное освещение.
Чтобы читатели представили все громадье планов, перечислим другие задачи, поставленные перед проектировщиками и строителями. Будут оборудованы (читай: сооружены) две командные раздевалки с саунами и бассейнами, медпункт и центр допинг-контроля, помещения для судей, для бол-боев, отдельные кабинеты директората матча, рефери, представителей Международной федерации тенниса. Не говоря уже о специальных помещениях для VIP-персон. Ожидается прибытие первого президента России Бориса Ельцина, не пропускающего матчей мужской сборной России в Кубке Дэвиса. Поговаривают даже, что именно Ельцин просил Евгения Кафельникова участвовать в парном поединке. Велика вероятность посещения теннисного действа и президентом Беларуси со всеми вытекающими… В частности, предусмотрено устройство в манеже системы видеонаблюдения.
Для журналистов соорудят сборно-разборный пресс-центр, а на трибунах — ложу прессы с откидными столиками на 20 мест (не маловато ли?). Для спонсоров предусмотрены гостевые и выставочные зоны. Необходимые условия будут созданы и для телевизионщиков, в частности, площадки для установки телекамер. Разумеется, не обойдется без пресс-бара — не смотреть же теннис в зале!
С тыльной стороны к манежу будет пристроен корпус туалетов для зрителей. Под буфеты и гардеробы отведут специальные сборно-разборные помещения.
Придется потрудиться и дорожникам, и рекламщикам, и общепиту. Все вышеназванное — далеко не полный перечень того, что необходимо сделать. После содеянного манеж станет полноценным спортивно-концертным комплексом, в котором футболисты, вероятно, будут такими же гостями, как и все остальные.
Вечное отставание
Весной 1965 года в Минске был открыт Дворец спорта, очень похожий, как тогда говорили, на венский “Stadthallе”. При этом, правда, забывали добавить, что подобных сооружений по типовому проекту настроили в СССР несколько десятков. Как бы там ни было, столичный Дворец спорта (вместимость чуть более трех тысяч зрителей) почти четыре десятилетия является у нас спортивным залом номер один, принимавшим не один чемпионат мира и Европы. Очевидно и то, что он давно морально устарел. И если его начинку еще можно обновить (что сейчас и делается), то масштабы — вряд ли. Между тем страна давно уже нуждается в современном спорткомплексе, рассчитанном минимум на 12-15 тысяч зрителей. Строить же сооружение на 6-7 тысяч человек для двухмиллионного Минска нерационально. Старая истина: скупой платит дважды.
Каждый раз поражаешься нашей бесхозяйственности и неумению принимать перспективные решения. Когда строили ледовые дворцы, не подумали, что один из четырех столичных должен быть эталонным — и по устройству раздевалок и сушилок, и по количеству мест для зрителей. Давно уже ясно, что Ледовый дворец на проспекте Притыцкого, 27 (вместимость — 1800 зрителей) не пригоден для соревнований высокого уровня.
В стране остро не хватает залов для игровых видов спорта — баскетбола, волейбола, гандбола, настольного тенниса, нет ни одного велотрека, недостаточно бассейнов. Приходилось писать об этом не раз и вместо конкретных ответов слышать: недоброжелатель.
Как воздух нужны и футбольные манежи, хотя бы по одному в каждой области. Иначе бесполезно ждать, что наша сборная выйдет в финальную стадию чемпионатов Европы или мира. Единственный, построенный наспех, у футболистов вынужденно отбирают. Это только кажется, что на один матч…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь