Детский футбол — это первые победы, дебютные голы и возможность ощущать себя частью команды. Но что делать, если ты пришел не по зову сердца, а по желанию родителей? Как быть, если подопечный расплакался и не хочет продолжать игру? Стоит ли тратить время на занятия, если ты не станешь профессионалом?
Эти и другие вопросы мы адресовали Ренату ШУЛУНОВУ — личности многогранной и очень интересной. Из-за травмы его игровая карьера оборвалась в девятнадцать и вскоре стал работать в ДЮСШ в родном Улан-Удэ. Сегодня Ренат Ильич — инструктор по тренерскому образованию АБФФ, начальник команды в «Сморгони» и активный участник ряда других футбольных проектов.
— Если сравнивать ваш подход к тренерской работе вначале и сейчас — насколько он изменился?
— Поменялось отношение. Когда я только-только начинал — это было временное занятие для меня. Думал, что вскоре восстановлюсь после травмы и возобновлю игровую карьеру. Не расценивал тренерскую стезю как то, чем буду заниматься всю жизнь. Чуть позже выяснилось, что повреждение очень серьезное. У меня было желание поступать на юрфак — получать второе образование и двигаться в этом направлении. Но постепенно понял, что тренировать — это мое, что мне не нужно никакой другой профессии и я хочу работать в этой сфере. Следующим мотивом, как и у многих специалистов, было желание стать тренером главной команды, и чем она сильнее, тем лучше. Были такие мечты. Отношение к детям было соответствующим. Работа с ними воспринималась как инструмент, чтобы достичь цель. Те нагрузки и методики, которые я выбирал, препятствовали здоровому отношению с детьми.
— На каком этапе пришло переосмысление? Ведь, насколько знаю, сейчас вы увлекаетесь спортивной педагогикой.
— Я бы назвал этот термин даже не спортивная, а гуманная педагогика. Это целое направление, его развивает Шалва Александрович Амонашвили, считающийся отцом этой науки. В 2016 году он приезжал в Минск с сыном Паата Амонашвили на трехдневный семинар. Я на тот момент жил в Гомеле. И как-то наткнулся на его книги и ролики в YouTube, узнал о его жизненной философии и отношении к детям. И меня это очень заинтересовало. Взял на работе три дня за свой счет и приехал в Минск, чтобы побывать на семинарах. И это произвело большое впечатление. Понял, что футбол — не только нагрузки, техника, тактика, физические качества. Это еще и инструмент развития личности, хорошее средство, чтобы из мальчика вырос мужчина. И после этого мой подход к работе изменился, пришло осознание, что мы не можем использовать детей как инструмент, эксплуатировать ради собственных выгод.
— А насколько сами ученики осознают, что футболом стоит заниматься уже с точки зрения личностного развития? Ведь профессионалами становятся единицы…
— Знаете, мальчишки порой настолько верят в мечту, что до 19-20 лет надеются, что заиграют на высоком уровне. И, как правило, даже не их приходится убеждать, а их родителей, которые на каком-то этапе спрашивают: «Станет ли мой сын футболистом?»
Раньше, когда был моложе, лукавил, сам себя пытался обманывать. Говорил: «Наверное, надо попробовать. Только вот этого и этого не хватает. Допустим, физических качеств ему надо добрать или техники, нужно дополнительно заниматься. Какое-то тактическое мышление отсутствует, стоит позаниматься. И тогда он чего-то добьется».
Сейчас же говорю прямо: «Если вы хотите, чтобы сын футболом зарабатывал деньги, то может не стоит на это рассчитывать». И следующий вопрос, который задают родители: «Зачем тогда заниматься футболом?» Ответ простой. Вот это место, пустоту, которая образуется от футбола, дети обязательно чем-то займут. Многие родители думают, что это обязательно будет учеба. Ребенок не пойдет на тренировку, но будут сидеть дома за столом и что-то учить. Нет, в лучшем случае в гаджетах зависнет. А если это дети, которые поживее, понаглее — естественно, они пойдут хулиганить.
Есть такой момент в гуманной педагогике. Существуют три основных потребности ребенка: познавать мир, скорее стать взрослым и иметь свободу творческого выбора. Первые две из них хорошо реализуются через футбол. Если мальчишка чего-то добивается, он ощущает свою взрослость. В глазах сверстников, родителей, тренера. Такой хороший этап развития. Футбол — всего лишь инструмент, чтобы ребенок развивался таким образом. Но если спорт уходит — потребности-то никуда не деваются. И если ребенок не может стать взрослым через какую-то учебную, научную, спортивную деятельность, то как он будет становиться взрослым? Первое — через матные слова. Второе — интоксикация. И третье — ранние половые отношения.
И вот когда я это объясняю, многие родители соглашаются. Есть, конечно, отдельные экземпляры, которые сами не состоялись и считают, если ребенок не станет футболистом, то и нет смысла заниматься.
У меня был случай. Мальчики уходили и два года не занимались. Но учеба лучше не становилась. Потом они возвращались, но время было упущено.
2021 год. АБФФ. Окончание курсов «B-диплома УЕФА»
— Третья упомянутая вами составляющая — свобода выбора. Многие ли из ваших подопечных пошли по велению не сердца, а родителей, и есть ли шанс заинтересовать такого ребенка?
— На самом деле, процент детей, которые приходят по желанию взрослых, не такой высокий. Конечно, с ними сложнее. Особенно, если приходят не в раннем возрасте. Потому что сверстники уже их обогнали. И получается, что ребенок и так не хочет, так он еще и приходит в атмосферу, где все на голову сильнее.
Но если мы говорим про малышей, то здесь многое зависит от учебно-тренировочного процесса и среды, которую создает тренер.
В футболе бельгийцы выделяют два основных направления: среда и технологии. Если мы говорим про первое — это отношения внутри коллектива. Нужно создать среду, чтобы ребенок приходил и чувствовал себя востребованным и защищенным, что он может быть героем. Это ведь основные потребности мужчины — быть нужным, быть собой и быть героем. И если ребенок чувствует все это, то он остается.
Это не про профессиональный футбол. К сожалению, у нас многие с шести лет начинают готовить детей к профессиональному спорту. А потом в двенадцать лет мы детей теряем. Это больше про то, что нужно влюбить их в эту спортивную деятельность.
Простой пример приведу. Раньше у меня на тренировке мальчик падал, и я могу ему сказать: «Ну чего ты как тряпка, как девчонка валяешься, вставай давай, хорош из себя изображать, ты мужик или кто? » Сейчас смотрю на такие ситуации иначе. Понятно, что все зависит от индивидуальности мальчика, но как правило говорю: «Слушай, дружище, я бы на твоем месте давно уже заплакал или ушел с тренировки, а ты продолжаешь бороться. Можешь сейчас помочь команде? Без тебя очень тяжело, сейчас нас на одного меньше». И в девяноста процентах случаев парень встает, вытирает слезы и начинает играть. А после тренировки собираешь всех: «Смотрите, сегодня Пете мяч в лицо попал, но он вытер слезы и продолжил играть. Давайте, пацаны, поаплодируем».
Что я сделал? Я в моменте его поддержал, а чуть позже вся команда услышала об этом. И пацан, даже когда его приводят на тренировку родитель, придет сюда снова. Поэтому даже, если родители приводят силком, но мы создаем хорошую среду — существует большая вероятность, что ребенок полюбит футбол.
— Если говорить о терпении и старании — насколько они присущи современным детям в век комфорта.
— Надо подстраиваться под влияние времени — мы все равно других детей не получим.
Раньше было такое хорошее выражение: «Кто такой мужчина? Это выживший мальчик». Пацаны проходили школу двора, каких-то группировок, особенно в девяностые. Есть хороший такой сериал «Слово пацана» — достаточно правдиво описывает это. Я сам рос в такой среде, у нас город был достаточно криминальный. Сейчас детям комфорт доступен в любой момент. Им не приходится развивать отношения, чтобы быть востребованными. Сейчас залез в гаджет — и там все отношения, я ими управляю.
Одно из направлений гуманной педагогики говорит, что у ребенка с детства развиваются два качества — ответственность и целеустремленность. Чем хорош футбол, любой другой вид спорта — здесь это проявляется. Ребятам говорю: «Ваша ответственность в том, что, если вы даже устали, но видите, что команде тяжело, пацанов бьют — вы же должны за линию мяча бежать. Десять за линией мяча, а вы впереди? Так не пойдет. Если сейчас начнется какая-то драка, то ты первый убежишь. Зачем мне такой воин на поле?» Поэтому, когда тяжело, мы все равно продолжаем терпеть, потому что у нас есть ответственность перед командой.
Второй момент — целеустремленность. Порой не получается какой-то технический момент. Я могу взять мяч, какой-то финт показать или гол в «девятку» забить. Потом задаю вопрос мальчишке: «Как ты думаешь, у меня это сразу получилось? Сколько раз мне надо было это повторить? Сто? Нет, тысячу, иногда и десять тысяч раз. Так почему ты отказываешься на второй, третий раз? Даже если ты не станешь футболистом, захочешь быть инженером, бизнесменом, политиком, как ты будешь выдерживать конкуренцию, учиться? Так что давай попробуем еще».
Мы часто делим мир на хороший и плохой. Забил гол — хороший, не забил — плохой. Но так не бывает. Ты сегодня старался забить гол, тебе по ногам ударили, играл без замен, устал, но ты пробил по воротам четыре раза, а в прошлой игре ты до штрафной всего два раза добежал — мальчика нужно хвалить за конкретные действия. И тогда он понимает, что даже если не забил или не отдал голевой пас, но старался, у него обязательно рано или поздно получится это сделать. Просто так хвалить нельзя, надо хвалить за что-то. Нужно учиться видеть это что-то и учиться их стимулировать.
— Порой и тренеры, и родители комментируют буквально каждое движение детей: это не так, то не так. Это касается не только футбола. Насколько такой подход оправдан?
— Все комментарии как раз и забирают свободу выбора, о которой мы говорили. Как порой бывает? Тренер на занятии не сильно включен, может подсказать, может нет, может просто мяч дать, и дети сами в футбол играют (кстати, это не самый худший вариант тренировки). А потом начинается игра и он начинает кричать. Он комментирует действия ребенка: «Вот ты неточный пас отдал, вот ты не забил». Но не говорит, как надо было сделать, что нужно было сделать для этого. И зачастую тренеры не создают этих ситуаций в тренировочном процессе. Но если ты это не тренируешь, как ты можешь это требовать?
Есть второй подход, который я называю «тренер-PlayStation». «Откройся сюда, отдай сюда, беги туда». А как же развитие ребенка, почему он сам не принимает решения? И это идет от того, что сам подготовительный процесс не совсем правильно выстроен. Ведь игра — это экзамен, это то, что я натренировал за последнюю неделю.
Примеры работы над отдельными элементами блоков. YouTube-канал Рената Шулунова
Сейчас в нашей стране есть утвержденная в 2020 году программа, которая подразумевает, что тренер работает блоками. Вот, допустим, он берет тему передач мяча и 12-14 тренировок посвящает взаимодействию с ним. А там и различные взаимодействия в двойках, в тройках. А есть блок на ведение мяча. Оно бывает какое? Когда соперник спереди, сзади, сбоку. Целый набор этих действий. И вот мы 12 тренировок работаем над каждой ситуацией. И когда ребенок выходит на игру — для меня она становится именно экзаменом ведения мяча, которое я проходил. И если проработал, дети начнут это выполнять и под давлением. И я могу это требовать от них. Вот у тебя соперник был сбоку, почему ты не использовал пустое пространство? Я могу задать этот вопрос. Но если я этого не делал — как я могу это спрашивать? Это тоже самое, что мы по химии проходим три первых параграфа, приходим — а у нас спрашивают пятнадцатый. Это абсурд, который имеет место. К счастью, сейчас процесс начинает улучшаться, но больших изменений в ближайшее время ждать не стоит — очень много не только тренеров, но и родителей, которые через своих детей хотят состояться. Приведу пример, который рассказывал коллега. Проходило первенство Минска. И мальчишка то ли гол «привез», то ли не забил. И диалог после игры мальчика и мамы, которая говорит: «Что ж ты натворил, как я людям в глаза смотреть буду?» Ну это же не нормально. Еще где-то можно понять, когда ребенок — инструмент для тренера. Но когда он инструмент для собственного родителя — это удручает.
— Кто является примером для подражания у нынешних мальчишек? Мбаппе и Беллингем, или можно услышать в разговоре о Лапоухове и Мельниченко?
— Из того, что слышу — это западные звезды. То поколение белорусских футболистов, блиставших на зарубежных аренах, сейчас ушло. И если раньше мы могли слышать у ребят фамилии Кутузов, Глеб, то сейчас с этим сложнее. И пацаны обращают больше внимания на Роналду, Месси, Беллингема и так далее. Но отдельно стоит сказать, что сейчас набирает популярность медийный футбол. И иногда ребята из Медиалиги знают больше игроков, чем из обычного футбола.
Детский блогер Влад Бумага на матче московских «Динамо» и ЦСКА
— Вы активно делитесь знаниями в Instagram, TikTok и YouTube — это редкий пример публичности в белорусском футболе. Как возникла такая идея?
— Знаете, Карл Маркс как-то говорил, что бытие определяет сознание. С какими людьми общаешься, от таких заражаешься идеями. Где-то года два назад у меня в окружении было пару человек, которые активно вели Instagram. Они были вдохновлены моими подходами и говорили, что это должны и другие люди услышать. Я загорелся, и стал вещать принципы гуманной педагогики. Но потом эти люди ушли из моего горизонта, а сам по себе я не сильно медийный человек, не гонюсь за подписчиками. Хотя может быть стоило, ведь это хорошее средство проповеди гуманной педагогики. Но, к сожалению, мне надо, чтобы кто-то рядом был и дергал постоянно. У меня несколько проектов, веду тренерское образование, работаю в «Сморгони» — отвечаю за детей на лицензировании, у меня два возраста, я их курирую. Плюс контроль реализации различных программ. И у меня пять своих детей. А соцсети — это кусок работы, но где взять время? Пока не нахожу, к сожалению. Года два назад загорелся. Мы снимали какие-то ролики, видео, а потом это ушло на второй план. Я же обычный мужчина. У мужчин как? Если что-то работает, то зачем это менять? Поэтому признаюсь, что понимаю, что в этом направлении нужно двигаться, но нужен такой волшебный пендель.
Кстати, у нас на постсоветском пространстве много интернет-проектов, есть такой канал «Толя о футболе». Он показывает нюансы тренерской работы, моменты, где тренеры дают неадекватные нагрузки, унижают подопечных. Но хотелось бы, чтобы автор еще рассказывал, как делать. Потому что просто озвучить проблему легко, но нужно дать ответ, что с этим сделать. Я ведь тоже раньше говорил: здесь не так, кричать нельзя. Меня спрашивали: «Почему?» А я не мог ответить. Сейчас уже понимаю, и в этом направлении мне стало легче.
Вместе со звездным руководством «Интера» во время стажировки в Италии
— В 2018 году вы проходили стажировку в миланском «Интере». Что она в себя включала и какие вещи заставила посмотреть иначе?
— В то время у нас была «Inter Academy FSM Minsk», созданная на базе Футбольной школы Николая Мурашко. Надо отдать должное руководителям, которые организовали ту поездку. Это послужило вдохновением идти дальше в футболе и делать это качественно.
Помню, в 1996 году сам ребенком ездил в Швецию на Gothia Cup из Сибири. Для меня это был переворот сознания. Увидел, что такое европейский футбол. Фестиваль, на который приехало более 20 тысяч детей — это было феерически.
В Милане в первый же день мы начали посещать тренировочные процессы разных возрастов — от 7-8 лет до главной команды. Также мы посетили игры и детских возрастов, и примаверы — дублирующего состава, и главной команды. У нас была возможность побывать на миланской площади, где находится офис «Интера» и задать все вопросы. Мы задавали их и после тренировочного процесса.
Что бросилось в глаза, на тренировке рот у тренеров практически не закрывается, они все время требуют интенсивность. И если у кого-то что-то не получается, они его выдергивают, индивидуально объясняют и дальше возвращают в процесс. У нас зачастую объяснение упражнений длится дольше, чем сами упражнения. И для меня пришло понимание: пусть упражнение не будет тяжелым, будет простым, но дети его будут делают качественно и быстро. И потом ты его чуть-чуть усложняешь, потом еще чуть-чуть. И в итоге за год работы можешь прийти к каким-то сложным взаимодействиям на высокой скорости. Но все начинается от простого.
Что касается взрослой команды, то практически вся тренировка прошла в зоне атаки. Мы интересовались и получили ответ от помощника Лучано Спаллетти: «Мы будем играть с «Фрозиноне» и 70 процентов времени будем проводить в этой трети поля, зачем нам тренировать что-то другое?» Итальянцы берут какой-то момент. Это называется ситуационная фаза тренировки. Выбирают то, что может быть на бровке, возле своих или чужих ворот и тренируют. И добиваются этого на большой скорости. А потом приходишь на игру — и видишь, что у них это получается.
— Пожалуй, один из наиболее известных ваших воспитанников — экс-защитник сборной России Владимир Гранат, который уже сам работает в роли тренера в академии «Строгино». Это история про талант или трудолюбие?
— У него есть первый тренер — покойный Владимир Викторович Белобородов, который является и моим тренером. Мы как-то общались с ним и зашел разговор по поводу Володи. И мне Владимир Викторович сказал: «Знаешь, Ринат, это не Володе повезло, что мы с тобой у него были. А скорее нам повезло, что Володя попался». Однажды Анатолий Иванович Юревич сказал одну такую замечательную фразу: «Если ребенок талантливый, хорошо развит в футболе — ему главное не мешать. А вы попробуйте взять среднего или слабого мальчишку и его довести до высокого уровня — в этом и есть ваш тренерский талант». Поэтому Володе мы смогли просто не помешать.
Он очень выделялся и технически, и тактическим пониманием футбола. Но нельзя забывать и про характер. У родителей Володи было семь детей, он родился в 1987 году — тогда никто не жил в изобилии.
Однажды к нам пришел начинающий тренер, Алексей Карпов, классный по меркам Улан-Удэ футболист, — он должен был работать с командой, где занимался Володя и его старший брат Славка. И Алексей спросил: как же я буду тренировать? Мы стояли втроем вместе с Владимиром Викторовичем. И в этот момент Володя с братом шли по тротуару возле проезжей части и друг другу отдавали пасы — мячи точно в ножку ложились. Владимир Викторович увидел и говорит: смотри, два экземпляра идут, тебе с ними работать, их не надо тренировать, им нужно не мешать. Мы посмеялись, но так оно и было.
Владимир Гранат
Пацаны росли во дворах, могли уже в шесть утра играть. Володя, особенно на каникулах, мог выйти пораньше и начать заниматься — все стены гаражей были избиты мячами. У него был талант. Не скажу, что как у Месси или Роналду, но среди пацанов, которые были у нас в городе, он отличался. Но это и трудолюбие, любовь к футболу — может быть, что это может стать каким-то глотком свежего воздуха, путевкой в жизнь.
Скажу и про мужские качества. Футбол в 1990-е годы отличался тем, что на поле в любой момент могла произойти драка. И Володя никогда не давал заднюю, мог постоять за себя, за ребят. Для него коллектив был как семья.
— Вы упомянули, что у вас пятеро детей. Учить и воспитывать своих — сложнее? Ведь существует множество стереотипов на эту тему.
— Знаете, в тренерской работе я уже 23,5 года. Осознанно — с 2016 года, когда узнал о новых подходах. И честно скажу: своих воспитывать не так-то просто. У меня сын занимается футболом. Когда я его отдал под руководство других тренеров — конечно, какие-то опасения были. Но потом я вздохнул. Иногда это перерастает знаете как? Если он мой сын, то у него должно быть лучше. Так происходит даже когда меня просят посудить какой-то матч, где играет моя команда. Мои пацаны больше возмущаются, чем соперники. Потому что я хочу, чтобы был прогресс, чтобы вырос мужчина. И поэтому иногда буду давить, и, сам этого не замечая, излишне требовать. И когда я тренировал сына, если у кого-то что-то не получалось — это одна реакция. А если не получалось у моего — уже немножко другая. Скажу не стесняясь, что мне сейчас легче, что он занимается у другого тренера. И моя задача как отца его поддержать и направить, чтобы желание у него не отпало. Поэтому я рад, что есть педагоги, которые согласны тренировать моих детей несмотря ни на что.
Есть такое понятие: мы достойны того, что имеем. Если судьба дарит нам какого-то педагога, мы его сто процентов достойны и должны быть благодарны. Я не обсуждаю тренеров или педагогов, которые работают с моими детьми. Пусть дети развиваются и учатся быть благодарными.
Константин НАЩИНЕЦ
Фото из открытых источников
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь