Наш человек за границей. Игорь Колодинский: между залом и пляжем
Но 28-летний гражданин мира, которого за невероятной силы и рекордной скорости подачу зовут Базукой — величина не только на песке. На паркете он состоялся как основной игрок “Белогорья”, с которым неоднократно выигрывал чемпионат России и Лигу чемпионов.
С этой командой он и прибыл на недавний выездной матч открытой суперлиги с минским “Строителем”. Сегодня Игорь — второй пасующий Геннадия Шипулина после легендарного ветерана Вадима Хамутцких, носящего амуницию с надписью “Борода” на спине. И упустить такой повод для беседы с нашим соотечественником было никак нельзя.
После поединка с чемпионами Беларуси Колодинский рассказал много интересного. Например, как подавал мячи Олегу Микановичу и сидел за одной партой с Олегом Ахремом, как крепко злился на болельщиков и получил свое прозвище, а также как стал игроком “Белогорья” и досадно покинул Олимпиаду-2008.
ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”
Игорь КОЛОДИНСКИЙ. Прозвище — Базука. Родился 7.07.83. Место рождения — Магдебург (Германия). Место проживания — Белгород (Россия).Пасующий. Рост — 197 см. Воспитанник гродненской ДЮСШ (первый тренер — Николай Гринь). Мастер спорта международного класса. Имеет высшее образование. Женат.
Классический волейбол. Выступал за российские команды: “Локомотив-Белогорье”, “Белогорье” (Белгород) (2003-06, с 2010), “Динамо” (Краснодар) (2008/09), “Газпром-Югра” (Сургут) (2009/10). Трехкратный чемпион России (2002/03-2004/05). Серебряный (2005/06) и бронзовый (2010/11) призер суперлиги. Обладатель Кубка России (2003). Двукратный победитель Лиги чемпионов (2002/03, 2003/04).
Пляжный волейбол. Выступал вместе с Андреем Ащевым, Дмитрием Карасевым, Станиславом Ереминым, Леонидом Калининым, Сергеем Тетюхиным, Дмитрием Барсуком, Ярославом Кошкаревым. С 10 по 17 июня 2007 года возглавлял мировой рейтинг ФИВБ. Владелец мирового рекорда по скорости полета мяча при подаче — 114 км/ч. Участник Олимпиады (2008). Серебряный призер чемпионата мира (2007 — Гштад, Швейцария). Бронзовый призер чемпионата Европы (2008 — Гамбург, Германия). Трехкратный чемпион России (2006, 2008, 2009). Восьмикратный призер этапов Мирового тура: победитель (2008 — Клагенфурт, Австрия; 2009 — Кристиансанд, Норвегия), серебряный (2007 — Гштад, Швейцария; Санкт-Петербург, Россия; 2008 — Барселона, Испания) и бронзовый призер (2007 — Розето-дельи-Абруццо, Италия; Загреб, Хорватия; Марсель, Франция). Четырехкратный (2007-10) обладатель специального приза ФИВБ лучшему подающему Мирового тура. Обладатель премии ФИВБ “Открытие года” (2007).
“Строителю” интересно
— Игорь, с вами уже столько интервью опубликовано, что не перечесть. Не надоело?
— Ну что вы! Это ведь часть нашей работы. И мне, например, всегда приятно пообщаться с прессой. Главное, чтобы это было интересно болельщикам. Мы ведь тем самым приобщаем людей к волейболу, делаем его еще популярнее.
— Припомните пик внимания СМИ к вашей персоне?
— Все зависит от результата. Чем он лучше, тем выше к тебе интерес. Помню, со стороны газет и телевидения его очень много было перед Олимпиадой-2008, на которой выступал на пляже. Тогда это было любопытно всем.
— А белорусские репортеры до декабрьской игры суперлиги со “Строителем” выходили на связь?
— По-моему, весной 2010-го общался с одним журналом. Я как раз посещал Минск с небольшой промо-акцией. Знаете, если уж россияне культивируют пляжный волейбол не бог весть как, то белорусы — и подавно.
Так вот, целью акции была как раз его популяризация, а организатором выступил “Ред Булл”. Просто у меня остались хорошие отношения с этой компанией, которая очень интересуется необычными видами спорта.
— Как вам, кстати, недавняя встреча со “Строителем”?
— Мы выиграли. И остались этим довольны. Но соперник понравился. На мой взгляд, очень хорошо, что чемпионат стал открытым. Для команд из ближнего зарубежья это отличная возможность проявить себя. И для молодежи “Строителя” суперлига, конечно же, турнир гораздо более интересный, чем чемпионат Беларуси.
Кроме всего прочего, весьма порадовало количество зрителей, пришедших на игру. Всегда приятно, когда собираются полные трибуны болельщиков.
— Вам есть с чем сравнивать. Другой дебютант турнира — украинский “Локомотив” — будет посильнее “Строителя”?
— Не сказал бы. Полагаю, по уровню команды из Минска и Харькова сопоставимы. Вот московское “Динамо”, “Искра”, “Белогорье” — это да, соперники очень серьезные. Впрочем, тех же динамовцев “Строителю” осенью удалось одолеть. И это показатель того, что обыграть можно любого. А заодно — и сигнал фаворитам, которым постоянно нужно подтверждать уровень.
— С кем-нибудь из игроков или тренеров “Строителя” знакомы?
— Только заочно. Олегу Микановичу, который старше меня на восемь лет, давным-давно мячи подавал. Через одного друга знаю Артема Горемыкина, через другого — Павла Авдоченко. Пытаюсь поддерживать с ребятами хоть какую-то связь.
— Что или кто вас связывает с родиной?
— Мои родители — они ведь из Гродно. Опять-таки — старшая сестра. Мне очень нравится Беларусь, где прожил до семнадцати лет и начал постигать азы волейбола.
— До матча со “Строителем” давно виделись с родителями?
— Летом, когда у меня был отпуск. Стараюсь их навещать каждые полгода. Иногда они ко мне приезжают.
— Кроме них, у вас были на трибуне персональные болельщики?
— Несколько человек — старые знакомые. Кое-кто даже из Вильнюса. Правда, некоторых из этих людей уже с трудом вспоминаю. Ведь после отъезда из Гродно со своей командой посетил Беларусь впервые.
Прозвище от легенды
— Городом, где вы родились, все источники называют немецкий Магдебург.
— Кроме этого биографического факта, сейчас меня с ним ничего не связывает. Уже через три месяца после моего рождения мы покинули тот уголок Германии, где мой отец — бывший военный — проходил службу.
— Что было затем?
— Перебрались на Дальний Восток. А спустя десять лет уехали из Уссурийска и вернулись к истокам — на родину отца.
— Самое сильное впечатление детских лет?
— Наверное, гродненская ДЮСШ. И, конечно, работа с моим первым тренером — Николаем Михайловичем Гринем. К сожалению, несколько лет назад его не стало…
Помню, как я отозвался на приглашение двух девушек, которые формировали волейбольную секцию. Так создавался спорткласс, где занимался семь лет — до окончания учебы. А затем отправился покорять Белгород по зову Геннадия Яковлевича Шипулина.
— Вы, должно быть, знакомы со своими известными земляками — Олегом Ахремом, Александром Бутько, Святославом Миклашевичем?
— Разумеется. С Олегом семь лет вместе тренировались и даже сидели за одной партой. Саша Бутько моложе меня, и мы установили контакт где-то за пару лет до того, как я уехал из страны. И уже затем пересекался со Славой Миклашевичем, когда тот был игроком “Белогорья” — но не молодежного состава, как я, а основного.
— Все эти волейболисты сменили гражданство, получив польский, российский и казахстанский паспорта. Гродно — особенный город?
— Он на весь Союз славился детско-юношеским волейболом. Впрочем, к моменту нашего становления огромная страна исчезла. Но и после этого на своем уровне мы выступали очень хорошо. Выигрывали все чемпионаты Беларуси и среди ребят постарше — 1982 и даже 81-го годов рождения. Добивались успехов и на постсоветском пространстве.
— Какой на ваш переезд под знамена “Белогорья” была реакция со стороны нашей федерации? Пыталась ли она этому воспрепятствовать?
— Но я ведь уже тогда был гражданином России, где прожил десять лет. И поэтому все произошло безо всякой смены подданства. А переговоры с “Белогорьем” вел мой первый тренер. Он и сказал, что ко мне есть серьезный интерес со стороны Шипулина. И последние пару лет до окончания учебы я знал, что свяжу свою судьбу с этой командой. Кроме нее, меня никто к себе не звал. Или звали, но так, что просто не замечал…
— Ваша сверхзвуковая подача — это врожденное или приобретенное?
— Рекордная скорость полета мяча зафиксирована на песке. Впрочем, каких-то специальных упражнений не делаю. Скорее всего, это связано со спецификой техники.
— Немногие знают, откуда у вас появилось прозвище Базука. Напомните ту историю?
— Шел 2007 год. Это был мой второй сезон на пляже. Начал играть вместе с Димой Барсуком. И на одном из этапов Мирового тура проводили четвертьфинальный матч с бразильцами. До этого пару раз им уступили. А тогда выиграли 2:0 — благодаря моей подаче, которая удавалась. И один из соперников — Эмануэль Рего — после матча прилюдно сравнил ее с базукой.
Правда, это было сказано не напрямую. И потому с прозвищем познакомился недели через две. Просто все начали обращаться не иначе как к Базуке. Не стану скрывать: для меня это очень почетно. Ведь его присвоил не просто соперник, а олимпийский чемпион, легенда пляжного волейбола, величайший и самый титулованный игрок всех времен. Такое признание ценно вдвойне.
Горькая Олимпиада
— Вы как-то говорили, что играть на песке вам интереснее. А почему?
— Трудно сравнивать две эти разновидности волейбола. По большому счету, совершенно разные виды спорта. Их объединяет суть, но отличает почти все — от антуража до специфики игры. Это касается техники, тактики и много чего еще. Сейчас же я очень доволен тем, что вернулся к классике. Но что нравится больше, сказать, наверное, не смогу.
— Согласно другому вашему мнению, зальный волейбол позволяет иметь больше заработка и свободного времени. И у меня складывается ощущение, что ваше отношение к версии игры классической и пляжной менялось. К примеру, сейчас оно не такое, как, скажем, три года назад.
— Так и есть. Была пора, когда больше тяготел к выступлению на песке. Но вот минувшим летом как-то обошелся без этого, причем совершенно спокойно. А сегодня хочу достичь самых высоких результатов с “Белогорьем”.
— Совмещение нереально?
— Почему же? Возможно все. Но если хочешь заниматься любимым занятием профессионально, нужно выбирать что-то одно.
— Вы как-то сказали, что неизгладимое впечатление на вас произвел первый игровой день на пляже…
— Еще бы! Ходишь по песку босыми ногами. А зрители прямо около тебя — зона трибуны и площадка почти не разграничены. Они — как одно целое. И болельщики могут комментировать твои действия так, что отчетливо уловимы все фразы. Опять-таки улыбки людей, их смех — это нужно просто ощутить.
Сразу все это очень понравилось. Но тогда я, 22-летний игрок, был довольно эмоциональным. И порой очень резко реагировал на некоторые высказывания с трибун.
— Ругань, неприличные комбинации пальцев?
— Что-то такое было. Но все это — скорее под влиянием эмоций. А зрители зла тебе не желают — даже те, которые настроены против, чаще всего доброжелательны. Позже с некоторыми из таких болельщиков стали хорошими друзьями и общаемся по сей день.
— Какое из своих достижений на песке считаете самым выдающимся?
— Сильные эмоции вызвала первая бронзовая медаль на этапе Мирового тура. Казалось, совершили нечто невообразимое. Ведь Россия до этого на международной арене выступала не так успешно. И тогда это было неимоверным результатом.
Но совсем скоро завоевали еще две бронзы и пару серебряных наград. Затем выиграли два этапа Мирового тура, одним из которых был турнир серии “Большого шлема”-2008. Все медали для меня значат очень многое. Но первая — самая памятная. А особняком стоит серебро чемпионата мира-2007. Ведь это совершенно другое соревнование.
— Чем запомнилась Олимпиада, на которую ездили год спустя?
— Мы с Димой Барсуком сильно расстроились результату. И это мягко говоря. До сих пор с трудом все это обсуждаю. Матч 1/8 финала с бразильцами складывался по нашему сценарию. Первая партия осталась за нами, вторую выигрывали 20:18. До общей победы над сильным соперником оставалось завоевать всего очко, но мы уступили — 23:25. Равно как и на тай-брейке — 12:15. Увы, немного не повезло. А может, и опыта не хватило. Бразильцы же затем завоевали бронзу.
— Поездку на Игры-2012, стало быть, не планируете?
— Посмотрим — все возможно. По крайней мере раньше времени руки опускать не собираюсь.
Только самолетом
— Вернемся к классике. Состав участников суперлиги таков, что и восемь лет назад вашему “Белогорью” выиграть турнир было ничуть не проще, чем Лигу чемпионов. Согласны?
— И тогда, и сейчас это если не самый сильный, то один из мощнейших национальных чемпионатов планеты. Стать его победителем невероятно трудно, но вместе с тем очень престижно. Впрочем, и Лигу чемпионов выиграть тоже крайне тяжело и весьма приятно.
Понимаете, до того как это сделало “Белогорье”, наши команды очень давно не завоевывали никаких еврокубковых трофеев. Поэтому золото Лиги чемпионов-2002/03 стало очень значимым событием и положило начало следующим успехам российских грандов. Спустя год мы защитили титул. Вскоре трофей выиграл “Зенит-Казань”. “Факел” добыл Кубок ЕКВ. А через пару лет его примеру последовали и мы.
— Ранее вашим кумиром был нынешний одноклубник 42-летний Вадим Хамутцких. Как ему удается так долго выступать на высоком уровне?
— Ха, спросите у него самого. Вадим секрет своей молодости никому не раскрывает.
— Тарас Хтей и Дмитрий Мусэрский — другие игроки “Белогорья” — натурализованные украинцы. Как относитесь к смене ими спортивного гражданства?
— Полагаю, они были только рады со сборной России летом выиграть Мировую лигу, а недавно и Кубок мира. Ребята добились, чего хотели. Впрочем, игра под флагом другой страны — глубоко личная тема. При этом у каждого спортсмена свои цели и мотивы для такого решения.
— Недавно “Белогорье” сменило спонсора, которым больше не является Российская железная дорога. Это было ощутимо?
— Это нас вообще не касается. Шипулин делает все, чтобы мысли игроков были заняты только матчами и тренировками. А финансирование… Зарплату мы получаем вовремя.
— И на поединки добираетесь самолетом, что для “Строителя” непозволительная роскошь.
— Так и есть: летаем на все выездные встречи. Причем вне зависимости от того, насколько далеко от Белогорья базируются наши соперники.
— Что хотели бы найти под новогодней елкой?
— Повторюсь: стремлюсь к достижениям, высоким результатам. Впрочем, важнее, чтобы у моей семьи и родителей было все хорошо со здоровьем. А этого под елкой не найдешь.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь