Куда мы катимся! “Полтинник” без излишеств

20:57, 5 января 2012
svg image
5753
svg image
0
image
Хави идет в печали

Впрочем, и на тему кризиса “Юности” разговор был заточен не слишком остро. Побеседовали и на иные. Ибо Михаила ЗАХАРОВА можно признавать или не признавать, уважать или не уважать, но не считаться с его мнением определенно нельзя.

— Михаил Михайлович, за 49 лет жизни припомните другой такой же непростой для себя год, каким был 2011-й?
— Почему 49? Уже, считайте, 50.

— Рано считать. “Полтинник” стукнет только 22 января, если не ошибаюсь.
— Не ошибаетесь.

— И все же к вопросу о трудностях года…
— Настолько сложного точно не припомню. Может, что-то отдаленно похожее было только на стыке 80-х и 90-х, когда Союз разваливался, народ стремительно беднел, чего ожидать дальше было непонятно… Трудно было всем после недавней уверенности, распланированности и размеренности. Когда ты твердо знал, что будет завтра, через год, через три. Особенно у нас, хоккеистов: и накормят, и квартиру при рождении ребенка выделят, и зарплаты приличные.

— Но вы-то самые лихие годы того периода переждали, выступая за океаном.
— В общем да. Когда на родине была проблема, чем накормить семью, мы зарабатывали в Америке за неделю столько, сколько на тот момент могли бы заработать дома разве что за год. А к хорошему быстро привыкаешь. Это раньше, выбираясь с командой за границу на пять дней, смотрели на все широко раскрытыми глазами. А уже выступая в Америке, понял, что это нормально — выйти из магазина с полной тележкой продуктов, затарить холодильник на неделю и не считать, сколько после этого останется денег до зарплаты. Как сейчас помню, вскоре по приезде купил две бутылки “Финляндии” — редкая вещь для советского человека. Так одна дожила невыпитой до конца сезона, а вторая вообще осталась нераспечатанной.

— Что так?
— Не хотелось! Это в Союзе, когда спортсменам все запрещалось, многие тихорились. Запретный плод, как известно, сладок. А когда контроля не стало, пропал и интерес.

— Ну так кто мешает перенять этот метод для работы с “Юностью”? Разрешите игрокам все.
— Не пойдет — менталитет не тот. Американцы же позволяют себе прилично принять на грудь только пару раз в году — на Рождество, ну, возможно, еще по какому-то большому случаю. Даже если зависли в ночном клубе, крепче пива вряд ли что закажут. И тем более не будут квасить до утра, как могут наши хоккеисты. А в любом случае придут на тренировку вовремя и будут пахать до седьмого пота.

— Неужели за 20 постсоветских лет ничего не изменилось в менталитете и нынешняя молодежь похожа на ваше поколение в их годы?
— Ха, если бы! В худшем, может, и похожа, но и только. Мы играли в группе “А” и за медали боролись. А нынешние уже пять лет из группы “В” никак не выкарабкаются. И дело не в таланте. И в наше время, и сейчас все достигается через работу. А вот работать, как это когда-то делали Микульчик, Шитковский, Антоненко, Ковалев, отучились. И так относиться к делу — тоже. Обалдел, когда недавно узнал, что наш Лопачук оценил выступление “молодежки” в Германии как нормальное. Ни у кого из старой гвардии не повернулся бы язык такое ляпнуть про очередное второе место в группе “В”, да еще с пятиочковым отставанием от первого.

— Однако вернемся к актуальному. Припомню грустную шутку: если кажется, что у тебя сильно болит зуб, сломай себе руку. Это я к тому, что после летней истории с аварией…
— Опять двадцать пять! Да закрыли тему давно. Тем более как там было на самом деле, знаем только я и три свидетеля.

— Я не о том: тот июньский инцидент явно расстроил, но показался смешным и нелепым после произошедшего 7 сентября.
— Вот это точно! Никакие неприятности не затмят смерть близкого друга. А Салей мне был именно таким. Когда понимаешь, что провел с ним все лето, еще вчера мог созвониться или встретиться, а теперь это невозможно даже за все золото мира… Такое трудно осознать и смириться. Это трагедия не только для меня и его родных, но для всего белорусского народа. Думаю, мы потеряли как минимум пятьдесят процентов успеха сборной.

— И все же жизнь была и до, и после ярославской трагедии. До в “Юности” случился кадровый обвал. Когда поняли, что он неизбежен?
— Когда не удалось переподписать ни одного игрока, которого мы хотели оставить в клубе. Стало ясно, что провала не избежать.

— Его можно было бы свалить на экономику, если бы другие клубы-лидеры не остались на плаву. Кое-кто даже улучшил позиции. А живем-то вроде в одной стране.
— Это и для меня загадка, кто бы ее разгадал. Хотя тоже не драматизирую ситуацию: ну не станет “Юность” в этом году чемпионом — станет, может, через год. Хотя и в этом не спешите сбрасывать нас с пьедестала. Но вопрос в другом: для чего вообще существует наш чемпионат?

— Однако. Что ж, назовете его абсолютно бесполезным и подлежащим закрытию?
— Не так жестко, и все же ответьте на вопрос.

— Ну, например, для подготовки игроков уровня КХЛ.
— Отлично. И как, справляется?

— Кажется, в последнее время все лучше: Горошко, Павлович, Казнадей, Дудко вот недавно…
— Ай, бросьте! Семь минут в матче — это не игра в КХЛ. За эти годы реально закрепились в лиге трое: Стась, Степанов и Китаров. Даже у Стефановича не получилось. Отсюда вывод: с чемпионатом нужно что-то делать.

— Вопрос — что?
— Навести порядок и заставить всех играть по одним правилам. Прежде всего финансовым. Установила федерация потолок зарплат — будь добр, соблюдай. А то недавно один из клубов-лидеров отчитался федерации о выплатах, так у ее руководителей волосы встали дыбом — перебор больше чем вдвое.

— Но закон позволяет “перебирать” из внебюджетных источников.
— Так в чем тогда смысл потолка? Чтобы хоккеисты, хоть на что-то способные, по-прежнему ходили из клуба в клуб, выбивая прибавки? У них же тогда стимула для роста до уровня КХЛ никакого. А у школ — для работы.

— Когда весной-летом начался тотальный отток лидеров из “Юности”, не было желания последовать их примеру?
— А зачем? И куда? Позвали бы в КХЛ, наверное, задумался бы, но сейчас такие предложения вряд ли поступят. Все должно происходить вовремя, в том числе и у тренера. Когда ты во главе таблицы, можно ждать интереса к себе, а когда в середине — уже вряд ли. Но, повторяю, трагедии из спада не делаю. Жаль только, что такой кадровый провал, если он был неизбежен, не случился хотя бы годиком позже. У нас подрастает неплохая молодежь 1994-95 годов рождения, выкарабкаемся. Но сейчас, понятно, они еще сырые для взрослого хоккея.

— Мечта о КХЛ по-прежнему не дает покоя?
— Это не мечта, а необходимость. Правда, уже неактуальная.

— Почему?
— Я же говорю, все нужно делать вовремя. “Юность” мартовского образца была готова идти в КХЛ, точечно усилившись тремя-четырьмя легионерами. И не затерялась бы там, точно вам говорю. Сейчас, понятно, уже не то. Жаль, что из двух группировок — за и против второго белорусского клуба в международной лиге — победила вторая.

— Но ее представители, в частности, напирали на отсутствие необходимости второго минского клуба в КХЛ. Именно столичного.
— Ерунда, в любом споре я нашел бы десяток контраргументов, а их-то у них, считай, и не было. И главный — посещаемость “Минск- Арены”. Гарантирую, то же самое было бы и на “Чижовке”. Ладно, дело тоже прошлое. Чемпионат мира в Минске покажет, кто был прав. Если только действительно не натурализуют динамовских канадцев. Иначе дело будет плохо. А мне кажется, натурализовать их не получится.

— Будь это в вашей власти, пошли бы по тому же пути?
— Натурализовывать? Россиян — наверное, канадцев — сомневаюсь. По простой причине: канадец останется канадцем и будет жить в Канаде. Россияне же с удовольствием перебираются в Беларусь, обзаводятся жильем — спросите у Стасенко, Угарова или Степанова. И карьеры, точно знаю, будут заканчивать именно в Минске.

— Какая-то мрачноватая картина получается.
— Это не картина, а статистика. Если “молодежка” уже шестой год болтается в группе “В”, а юноши умудрились в “С” свалиться, откуда будут результаты у национальной команды? Меня смешат уже озвучиваемые задачи занять в олимпийском Сочи место, выше ванкуверского. На Олимпиаду надо еще попасть!

— Ну, про отбор-то, извините, и вам могут напомнить…
— Да что они напомнят? Захаров обязан был быть в Турине? А кто-нибудь прикидывал, на каких местах были мы и латыши по состоянию на февраль 2005-го? Они в группе “А”, а мы только из “В” вернулись, 17-е место рейтинга. Да, концовка получилась кошмарной, но тяжело, когда судьи нагло плавят, ни за что удаляют Грабовского на 12 минут, а лучшего бомбардира турнира Антоненко на четвертой минуте матча удаляют до конца игры. Я уже не говорю про обстоятельства, из-за которых в Риге тогда у нас не было Мезина!

— Признайтесь честно: результаты летнего журналистского опроса, по итогам которого тренером года был признан Дмитрий Кравченко, уязвили?
— Нисколько. Во-первых, по куда более объективному и опирающемуся на статистику рейтингу федерации лучшим все равно стал я. Во-вторых, опросы — такая штука, что, даже если подсчет прозрачный и честный, чудеса случаются. Однажды в “Матче звезд НХЛ” играл защитник, который толком кататься не умеет. Но в интернет-опросе болельщиков он как-то умудрился выиграть, обогнать признанных мастеров и лидеров. Но это я не к тому, что хочу обидеть Кравченко. Он грамотный тренер и интересный коллега.

— Возглавляющий, уж простите за очередную шпильку, “смешную команду пешеходов”.
— Ай, еще одна набившая оскомину тема! Ну погорячился я на той пресс-конференции. Но даже на ней слова адресовались не команде, которую обидеть не хотел, и не болельщикам, которые в Гродно на самом деле отличные, а немного другим людям. Пожалуй, все, что я могу сказать на эту тему. Они поймут, да и тогда поняли. “Юность” же в финале не перенапряглась, думаю, с этим никто не поспорит.
А совсем недавно инцидент был окончательно исчерпан. После декабрьского матча в Гродно хозяева пригласили посидеть в узком кругу, пообщаться. Все непонятные моменты сняты. И, кстати, от той встречи остались очень приятные воспоминания. Как-то в последнее время тренеры обособились, раньше больше держались вместе. Тем приятнее было неформально посидеть с гродненским коллегой и руководством “Немана”. Они на самом деле молодцы: доказывают, где есть внимание к хоккею и любовь к нему, есть и результат.

— Но еще до исторических посиделок в летнем интервью “Пресс- болу” наставник “Немана” подметил одну любопытную деталь: проблема Захарова в том, что он отталкивает людей, вместо того чтобы притягивать. Парируете?
— Ну и кого я оттолкнул? А заодно — как? Вообще, наверное, не нужно судить о человеке, которого видишь пять раз за сезон, как мы с Кравченко. Но сейчас-то, надеюсь, будем общаться плотнее, мне он симпатичен как коллега. А о коллегах плохо никогда не отзовусь. Ни об одном.

— Продолжу игру на грани фола. Часто доводится слышать вполне закономерный вопрос: что же это Захаров не может сына своего подтянуть до уровня “железного” сборника?
— А он сам не хочет. Хотел бы — играл бы и в сборной, и в “Динамо”. И не я первый: у Меленчука, Варивончика, Занковца, Скабелки, Цыплакова, Антоненко есть сыновья. Думаю, никто не был бы против, если бы сын Олега вышел на его уровень, а я так буду просто рад. Но как получится — посмотрим.

— Вы верите в Хейккилю?
— Вера здесь ни при чем, он не волшебник. А какое у нас положение в хоккее вообще и экстралиге в частности — мы уже обсудили.

— Федерация не исключает, что в его штаб включат тренера клуба экстралиги. Рассмотрите, если предложат?
— Во-первых, не предлагали, во- вторых, как уже сказал, дело не в тренере из экстралиги, а в самой экстралиге. Наведут там порядок, поставят всех в одинаковые рамки, за которые — ни-ни, тогда и толку будет больше. А то в грядущем плей-офф ждать интриги от пары лидера “регулярки” с восьмой ее командой вряд ли стоит. Я уже не говорю об аутсайдерах, из рядов которых всех более или менее толковых игроков выгребли под ноль.

— Ну так и “Юность” экс-витеблянином Цуриковым не побрезговала…
— Естественно, он же воспитанник нашей школы. Как и все, кого мы сейчас приглашаем. Это и с точки зрения бренда удачно, да и просто экономически выгодно. По крайней мере вопрос с жильем не актуален. Вообще считаю, что в нынешней ситуации в чемпионате страны можно обойтись парой легионеров.

— Тему очередного суперфинала Континентального кубка не обойти. Чем он для вас является: рыбой на безрыбье?
— В смысле?

— Ну, очевидно же, что формула розыгрыша неидеальна, трофей взят уже дважды, затраты ощутимые, а прибыли никакой…
— Согласен. ИИХФ, конечно, с еврокубками недорабатывает. Если бы, как планировалось, на кон в довесок к Континентальному кубку поставили пропуск в Лигу чемпионов — совсем другая была бы заруба, многие сильные клубы пожелали бы вступить в борьбу. А так выходит, что и Лиги-то никакой нет. Даже странно, почему все игровики в Европе имеют свои нормальные клубные турниры, и только хоккей на отшибе. Но вы же помните первый наш Кубок, взятый в Венгрии: в соперниках финны, россияне в лице “Авангарда”, а мы победили. Сказки венского леса…

— Помню, однако сейчас-то декорации другие — украинцы, итальянцы да французы.
— Ну вот и посмотрим, как мы нынче выглядим хотя бы на их уровне.

— А не боитесь, что будете выглядеть, как “Керамин” в 2009-м, здорово оконфузившийся в том же Руане?
— Ну, значит, того мы и стоим. Хотя “Керамину” тогда, считаю, просто не хватило опыта международных турниров.

— Но и у большинства ваших нынешних игроков его негусто.
— Тоже верно. Ну тогда по крайней мере используем суперфинал для его приобретения. К нормальному судейству европейского уровня примеримся. Не пропадет.

— Вскоре по возвращении из Франции вы разменяете-таки сакральный “полтинник”. Празднование обещает быть широким?
— Придется что-то организовывать. Без излишеств, конечно. Хотя, если бы эту тему постоянно не поднимали, вообще обошелся бы ужином в узком кругу. Не особо люблю светиться. Если бы не события 7 сентября, когда не мог не отзываться на просьбы журналистов прокомментировать гибель “Локомотива” и Руслана, наверное, до сих пор избегал бы интервью. Ну, кроме послематчевых пресс-конференций, там уж Ворсин на меня прилично надавил.

— Раз уж затронули тему регламента, неожиданный вопрос в завершение. Почему вы постоянно игнорируете церемонию предматчевого исполнения национального гимна, выходя на арену только после него?
— Это только дома, на выезде мы все на скамейке. И то это не игнорирование, просто часто не успеваем с тренерами выйти вместе с командой, а во время исполнения уже не пойдешь. Хотя замечание принимается, действительно нужно успевать. Обещаю, начиная с матча против “Бреста”, на исполнении будем все, как один…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?