Из первых уст. БесСЛАВная КХЛ
Некоторые и вовсе саркастически шутили, что Фетисов уходит из хоккея с той же периодичностью, что и Алла Пугачева — со сцены. Мы же просто констатируем: в субботу председатель совета директоров КХЛ и президент ПХК ЦСКА решил уйти с обоих хоккейных постов, о чем и заявил в ходе брифинга, позже ответив на вопросы журналистов “сольно”. Глава лиги Александр Медведев отказался комментировать заявление Фетисова, лишь обронив: “Я плохо представляю себе КХЛ без Вячеслава”.
— “Матч звезд” — последний для меня на руководящих хоккейных должностях. Желаю Александру Ивановичу Медведеву успехов в дальнейшем развитии лиги и хоккея в целом. Все знают ситуацию с ЦСКА, она для меня откровенно противна. Не хочу быть к этому причастным: слишком долго я зарабатывал свое имя, чтобы ставить его под удар из-за чьих-то интриг. А покидая один пост, не вижу смысла и возможности оставаться на другом. Думаю, я немало сделал для развития отечественного и мирового хоккея.
— Судя по реакции Александра Медведева, он не был в курсе вашего решения.
— Мы проговаривали это с ним, пусть и не в таком формате. Мое решение было не спонтанным, а взвешенным.
— А может, стоило “досчитать до пяти”?
— Я же не мальчишка, который на кого-то обиделся и поступает импульсивно. Нездоровая ситуация вокруг ЦСКА складывается уже довольно давно, так что и решение вызрело не за один день. Возможно, это проблемы не только армейского клуба, но и всего российского спорта. И все же именно в ЦСКА в последнее время многие вещи осуществлялись намеренно. Команду просто гробили, мириться с этим я не мог.
— Но в лиге-то могли остаться?
— А смысл? Просто занимать кресло? Я самодостаточный человек, сенатор, в конце концов, нахожусь во всех смыслах в сумасшедшей форме. Не переживайте, не пропаду. Опять же решение было взвешенным и совместным с моим отцом. Всесторонне обсудили с ним ситуацию, он посоветовал уйти.
Вообще же проект КХЛ я разработал еще в 2003-м, когда он назывался “Евроазиатская хоккейная лига”. Позже по поручению Путина было начато его осуществление, процесс запущен, есть первые успехи. МХЛ организовали, чемпионами мира стали, Стеблина от руководства хоккеем убрали. Построено триста катков. Понятно, что строил не сам, но по наказу президента страны разработал программу развития хоккея в России, убеждал региональные власти, много где был ими услышан… Так что другие придут на смену уже не на пустое место.
— И все же о ситуации в ЦСКА, ставшей, видимо, отправной точкой решения. Кто и как его гробил? Немчинов?
— Конечно. И Гущин никуда не отошел, и вся эта бригада, которая в свое время “пилила” ЦСКА. Когда пришел человек, который наступил многим на хвост и на руки, это им не понравилось. Анализируя все ходы менеджмента, все трейды, которые были или не были сделаны, понимаю, что это явно не шло на благо клуба. Как будто специально все делалось, чтобы он во главе с Фетисовым не дай бог что-нибудь выиграл. Повлиять на ситуацию не мог, ибо пришел для другой цели — спасать ЦСКА от краха, искать партнеров.
— Помнится, столкнувшись с российской действительностью, Игорь Ларионов предпочел вернуться за океан. Не думали последовать его примеру?
— Не дождутся! Имея в свое время возможность сбежать и зарабатывать колоссальные деньги, этого не сделал. Тем более не сделаю этого сейчас. Напомню, что я член Совета федерации от Приморского края. Сейчас просто получу возможность больше времени уделять интересам его жителей. У меня есть честь и имя. И, слава богу, есть чем заниматься, не исполняя роль свадебного генерала.
— Как все-таки отреагировал на ваше решение Медведев?
— С Александром Ивановичем мы были и остаемся в нормальных отношениях. Он руководит лигой. Один. Но, чтобы управлять процессом, нужно находиться внутри него постоянно. А у президента хватает других проблем, тогда как лиге необходим ежедневный контроль. Слишком много скандалов в последние дни, причем по чисто техническим причинам — у главы до всего не доходят руки. Плюс мешают стереотипы нашего мышления, его непластичность, неготовность принимать быстрые и правильные решения. Это касается и вопросов лиги, и драфта, и достойной компенсации детским тренерам, чтобы они брали талантливых пацанов, а не блатных. Хочется верить, что это обычные спутники эволюции любого процесса, через ошибки нужно пройти. Надеюсь, что все процессы рано или поздно сложатся в жесткий механизм, который будет работать на результат.
— Говоря, что ваш уход — для кого-то праздник, имели в виду Немчинова?
— Даже не хочу о нем сейчас говорить. Он оказался слабым тренером, слабым менеджером и еще более слабым как человек. Уверен, что у него нет перспектив.
— А на благо сборной России в преддверии домашней Олимпиады поработать не хотелось бы?
— Там есть кому работать, уверен, что Билялетдинов справится. Кстати, с Быковым недавно плотно пообщались, обговорили и закрыли многие вопросы. Возможно, в истории с его уходом из ЦСКА и я был где-то необъективен, он ушел не просто так, а чувствовал ту самую ситуацию изнутри, она тормозила его рост как тренера. Расстались нормально.
— Так, может, стоило бы его вернуть в клуб, о возможности чего так много говорилось?
— Уверен, это было бы априори неверно. Шуплер — очень хороший специалист, западный тренер, и так поступать с людьми — полное безобразие. Понимаю, насколько тяжело ему было руководить командой в этой ситуации: влияние агентов на ребят, травмы. Так что Шуплер — правильный выбор для ЦСКА. Хотя и не волшебник. Когда приходишь к менеджерам, а они говорят “вот тебе 30 процентов от бюджета и крутись как хочешь”, ни один тренер не обрадуется. И таких вещей, о которых прежде не говорил публично, хватает.
— Вы пожелали Медведеву успехов в развитии лиги. Как представляете ее направление?
— Недавно, например, был с Валентиной Матвиенко в Японии в составе правительственной делегации, обсуждали там возможность создания Тихоокеанского дивизиона КХЛ. И, знаете, поддержка есть даже на уровне японских политиков, едва ли близко соприкасающихся с хоккеем. Уже началась какая-то переписка по сути дела. А перспективы очевидны: в Хабаровске бум, скоро вводится арена во Владивостоке на семь с половиной тысяч. И, само собой, расширять лигу и в Западную Европу. Я, как и Александр Иванович, тоже удивлен противодействию этому со стороны Рене Фазела, заверявшего нас в поддержке идеи паневропейской лиги. Буквально же год назад дело было…
— Ну а преемнику на посту президента ПХК ЦСКА что посоветуете?
— Ой, даже не знаю. Не хочу сейчас это обсуждать. Какая-то проклятая ситуация с клубом. Я в 1989 году как уехал за океан, так команда вообще не выигрывает, зато непонятная возня вокруг нее постоянно, уже 20 с лишним лет. Виктора Васильевича Тихонова сейчас “накрутили”: он должен сына пристроить, тренер из него не получается. И мальчики, которые пришли в руководство — родственнички больших начальников… Не знаю, что они понимают и куда приведут клуб. С ареной комедия продолжается который год… В общем, какой-то фарс вокруг клуба с великим именем, которое могло нести золотые яйца для всех. Издевательство.
— Правда, что вы заказывали игрокам перстни за свои деньги?
— Да. Сунулся было к спонсорам, ответ: “Денег нет и не будет”. Тогда я к Немчинову: “Давай пополам, ты же здесь немало получаешь”. Ответ отрицательный. Но парням было обещано, поэтому оплатил изготовление сам. Надеюсь, эти перстни станут для них талисманами в дальнейшей карьере. Эта история тоже здорово подтолкнула меня к решению уйти со всех постов.
— Не исключаете, что через какое-то время захотите вернуться в хоккейное руководство в том или ином качестве?
— Я ничего не исключаю. Главное — знать, что и для чего ты делаешь. До сих пор я это твердо понимал. В том числе и принимая нынешнее решение.
— Сыграет ли через год в рамках челябинского “Матча легенд” команда Фетисова?
— Фетисов, может, и сыграет, если пригласят. Но это не единственная фамилия. Особенно если речь идет о Челябинске, где бренд напрашивается сам собой — Сережа Макаров. По-моему, отличная идея. А я, конечно, приеду. Как можно не приехать к друзьям?..
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь