Austrlian Open. Опровержение
Первые матчи Виктории на “Australian Open”-2012, во время которых соперницы выглядели беспомощно, едва ли следовало воспринимать в качестве лакмусовой бумажки. В конце концов способность легко и непринужденно разбираться с соперницами, уступающими в рейтинге, уже давно стала отличительной чертой Азаренко. Однако на этот раз в стартовых встречах белоруска выглядела как-то по-особенному впечатляюще. В мозаику идеально складывается завоеванный накануне при очень солидной игре титул в Сиднее. Ну а победа в четвертьфинале над Агнешкой Радваньской развеяла сомнения: нынешняя Азаренко имеет достаточные качества, чтобы наконец обзавестись первым “Шлемом” даже без вмешательства случайностей и особой благосклонности Фортуны. И речь скорее не об игровых характеристиках, а прежде всего о ментальных.
В минувшем году Азаренко выходила в полуфинал “Уимблдона”, однако тогда такой вывод не напрашивался. Минчанке все еще кое-чего не хватало, чтобы считаться фаворитом в борьбе за самые престижные титулы. Но, видимо, она продолжала работать (а по-другому такая стабильность и не достигается). И к началу нынешнего сезона трансформация оформилась.
Есть несколько характеристик, отличающих Азаренко образца нынешнего и прошлого годов. Виктория давно демонстрирует высочайший уровень так называемой набитости, которому нет равных в ВТА-туре. Даже Возняцки в этом отношении не сравнится, так как зачастую мягчит: держит мяч в корте, жертвуя скоростью. Белоруска же сохраняет контроль при плотном обмене глубокими ударами. Однако вариативности и осмысленности раньше явно недоставало. Тщетность прилагаемых усилий то и дело приводила Азаренко к нервным срывам, и многие в эмоциях видели причину относительных неудач.
Однако, думается, нынешнее шествие Вики доказывает, что проблема была именно в игре. Раньше белоруска слишком часто била по центру и редко обостряла, как правило, уповая на ошибки соперниц, надеясь, что те не выдержат ураганного темпа. И, как следствие, Азаренко не была хозяйкой на корте во встречах с топ-игроками.
В чем одно из коренных отличий мужского и женского тенниса? В отношении к ошибкам! По ряду причин мужчины хотят не хотят, но вынуждены стремиться выигрывать очки за счет собственных усилий — если не пробить навылет, то загнать оппонента в безвыходное положение. У женщин сплошь и рядом слышишь мантру “Дай сопернице ошибиться”. Иногда в отдельных розыгрышах или на коротких отрезках матча нехитрый постулат может принести какой-то результат. Возможно, он эффективен среди юниоров. Но на длинном карьерном пути это дорога в никуда. Напрямую к статусу недоразумения вроде Возняцки, игра которой явно не соответствует статусу первой ракетки. Кстати, вчера вопиющая рейтинговая нелогичность была устранена.
Расчет на чужие ошибки ведет в тупик, потому что в женском разряде все-таки есть теннисистки, которые не надеются на подарки с той стороны корта. Именно это качество и отличает истинных чемпионок — таких как Серена Уильямс, Энен, Клийстерс, Шарапова, Квитова. Это не значит, что они не пользуются промашками соперниц, но не огрехи оппоненток составляет основу их тенниса. Как бы то ни было, теперь есть все основания говорить, что к когорте избранных присоединяется Азаренко. Об этом свидетельствует, в частности, вчерашняя игра против Радваньской.
Честно говоря, раньше я был не в восторге от польки. Она как раз была типичной “терпилой”, ждавшей ошибки соперницы. Эдакая Возняцки-лайт. Но в последнее время Агнешка научилась контратаковать, стала действовать острее на приеме, и это сразу повлекло рост результатов. Причем такой стиль для польки, не обладающей впечатляющей “физикой”, весьма гармоничен.
Азаренко мощнее и быстрее. В этом ее преимущество, но в том же крылась и опасность. Потому что Вика вынужденно действовала первым номером. И было непонятно, готова ли белоруска к этому. Недаром ее предыдущие встречи с Радваньской складывались непросто и чаще всего затягивались на три сета. Без максимального количества партий не обошлось и сейчас. Азаренко вчистую провалила тай-брейк, зато именно она была хозяйкой на корте. Виктория старалась бить сильно, но когда видела, что обмен ударами превращается в долбежку, меняла темп. Это то, чего раньше не наблюдалось. Как и регулярных переводов по линии. Время от времени белоруска промахивалась, чаще — на какие-то сантиметры. Что, впрочем, не отбивало намерения играть остро, желания диктовать условия. А это очень важно — преодолеть страх ошибки. Ведь промахи всегда будут — много ли, мало ли. Но они не повод пасовать в решающий момент и избегать риска.
Может быть, в игре Азаренко многовато напора и агрессии и не хватает изящества и искрометности. Но в конце концов это ее стиль — он у каждого свой. А при всех лестных оценках не стоит забывать: быть способным выиграть “Большой шлем” и добиться этого в реальности — разные вещи. Слишком много факторов вступают в права, когда дело доходит до самых важных стадий.
И, пожалуй, главный из факторов имеет имя. Это Петра Квитова. Наверное, единственная теннисистка, в игре с которой Азаренко трудно будет оставаться хозяйкой на корте. Хотя, возможно, Виктория сумеет и это опровергнуть.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь