Конференция БФЛА. Проголосовавшиеся. Овации в Стране молчунов

21:03, 25 января 2012
svg image
2264
svg image
0
image
Хави идет в печали

Организаторы и ненависть

Функционеры БФЛА очень старались создать благоприятную атмосферу для участников конференции. Делегаты и журналисты, помимо сувениров с атрибутикой БФЛА, получили и талоны на обед. И сам форум начался с приятной процедуры вручения призов. Сначала подвели итоги Суперкубка, где лауреатами стали команды Брестской, Гродненской и Могилевской областей. Затем за проект ИААФ “Детская легкая атлетика” премировали замдиректора ДЮСШ N 3 Слонима Валерия Сидорчика и директоров спорткомплексов из Бреста и Могилева Казимира Рингевича и Геннадия Матвеева. Отметили гродненских организаторов летних чемпионатов страны Франца Летяго и Галину Артюшевскую. С разными формулировками были поощрены тренер из Лунинца Валерий Жуковский, председатель Союза спортсменов Беларуси Мария Иткина, выдающийся в прошлом стайер Михаил Желобовский, старейшина легкоатлетического арбитража Владимир Фаворский, легендарный наставник Александр Агрызкин, несменяемый ревизор федерации Эрнст Еременко, который по чьей-то фантазии “долгие годы возглавлял БФЛА”. Причем последние трое — “за пропаганду идей легкой атлетики”.
Фальшь началась, как только закончился список героев. Ибо никто не понял, почему проигнорированы главный популяризатор и пропагандист легкой атлетики в стране Александр Рудских, известные специалисты Борис Дроздов, Кондрат Думнов, Игорь Дыбин, Владимир Сивцов, Григорий Синицын, Николай Толстопятов, Борис Хачатурян Борис Хролович… Список можно продолжать. Людям, отдавшим легкой атлетике всю жизнь, было бы приятно сознавать: о них помнят!
Увы, помнят не всех. Например, недавно покинувшего пост начальника Гродненского обл- спортуправления Виктора Шнипко отметили “за вклад в развитие легкой атлетики в Гродненской области”. А Леонида Зубрицкого, выведшего Брестчину на лидерские позиции и державшего высокую марку целое десятилетие, почему-то из виду упустили. Думается, дело не в забывчивости Бадуева, Ледовской, Криштановича, Марининой, готовивших главный форум четырехлетия, а в том, что они уже давно поделили легкоатлетический мир на белое и черное. Вдумайтесь: Рудских, который 20 лет был председателем федерации и восемь лет — главным тренером, даже не пригласили на конференцию, а делегаты встретили его выступление гулкими аплодисментами и ввели в президиум! Но, видимо, и после этого поток ненависти кое у кого из деятелей не иссяк: на сайте БФЛА список членов президиума приведен, как и положено, по алфавиту, за одним исключением: фамилия Рудских стоит последней, 26-й, после Трощило, Турова, Фомочкина.

Потупчик и цифры

Отчетный доклад председателя БФЛА Владимира Потупчика по логике, вытекающей из названия конференции, должен был стать центральным событием форума, но таковым не получился. Ибо его составители постарались придать ему уж очень благообразный, оторванный от жизни вид.
Например, очень сомнительны названные цифры: 30 тысяч занимающихся легкой атлетикой, полторы тысячи тренеров и 110 завоеванных за четыре года медалей. По поводу массовости: на прежних конференциях звучали цифры поскромнее — 22-23 тысячи. Предположить столь массовый рост при нынешнем повальном увлечении детей компьютерами практически невозможно. И количество детей в группах, и число участников республиканских соревнований сокращается. Это проблема не только легкой атлетики. Трудно сказать, сколько среди трех десятков тысяч — мертвых душ, но, представляется, их немало.
Тренеров тоже можно по-разному считать. Едва ли не половина — почасовики, среди которых директора и завучи спортшкол, инструкторы и так далее. Реально работающих среди них немного.
Ну и медали. Все они на виду.
“ВЗРОСЛЫЕ” ТОП-ТУРНИРЫ: 21 медаль (5-9-7)
2008 год: Олимпийские игры — 7 (1-3-3), ЧМ в залах — 3 (0-3-0). 2009: ЧЕ в залах — 1 (0-0-1), ЧМ — 0. 2010: ЧМ в залах — 3 (1-1-1), ЧЕ — 4 (2-1-1). 2011: ЧЕ в залах — 1 (1-0-0), ЧМ — 2 (0-1-1).
МОЛОДЕЖНЫЕ (U-23): 13 (2-5-6)
2009: ЧЕ — 8 (1-3-4). 2011: ЧЕ — 5 (1-2-2).
ЮНИОРСКИЕ (U-19): 8 (1-2-5)
2009: ЧЕ — 5 (1-0-4). 2010: ЧМ — 1 (0-1-0). 2011: ЧЕ — 2 (0-1-1).
ЮНОШЕСКИЕ (U-17): 1 (0-1-0)
2009: ЧМ — 0. 2010: ЮОИ — 1 (0-1-0). 2011: ЧМ — 0.
КУБКИ ЕВРОПЫ ПО МЕТАНИЯМ: 19 (9-6-4)
2008: 4 (1-1-2). 2009: 3 (2-1-0). 2010: 7 (3-3-1). 2011: 5 (3-1-1).
КУБКИ ЕВРОПЫ ПО ДЕСЯТИБОРЬЮ: 3 (1-1-1)
2008: 1 (1-0-0). 2009: 1 (0-1-0). 2010: 0. 2011: 1 (0-0-1).
УНИВЕРСИАДЫ: 4 (2-0-2)
2009: 4 (2-0-2). 2011: 0.
Не буду зарекаться, возможно, что-то упустил. Но в этом реестре — 69 наград, почти в полтора раза меньше, чем указано в отчетном докладе. Те, кто угодливо подсовывал цифры председателю, наверняка щедро добавляли в общую копилку медали малозначимых турниров, таких, например, как “Балтийские игры”. Оттуда возят пригоршнями. Ладно бы еще Европейские молодежные олимпийские дни (ЕМОД). Но как раз там у нас героев по пальцам перечесть. Подозреваю, что могли быть добавлены личные победы в командных турнирах. Так, Андрей Кравченко дважды показывал лучший результат в командных Кубках Европы, но за это медали не вручают. Так что, скорее всего, Владимира Николаевича бездарно подставили нерадивые соратники по федерации.
А вот там, где можно было рассказать о личном вкладе, лидер БФЛА явно поскромничал. Именно при его содействии в федерацию были привлечены серьезные спонсорские вливания — сотни миллионов рублей от “Белинвестбанка”, “Паритетбанка”, “Белтрансгаза”, “Ресторанов Макдональдс”, “Белнефти”… Мне рассказывали, что Потупчик способствовал укладке современных легкоатлетических покрытий в Гомеле и Молодечно. Сейчас он принимает участие в решении вопросов создания легкоатлетического комплекса в столице — в Курасовщине на месте стадиона “Орбита”, способствует обновлению базы РЦОПа. За это Владимир Николаевич, безусловно, достоин благодарности.
Однако в его отчете были упущены ключевые проблемы, волнующие специалистов. Во-первых, задопингованность детско-юношеского спорта (об этом робко упомянул директор гомельского ЦОРа Игорь Сиводедов) и международные скандалы, опять-таки связанные с употреблением допинга. В 2008-2011 годах у наших атлетов 7 дисквалификаций. Пришлось вернуть золото юниорского чемпионата мира-2010 и победу в женском Кубке Европы-2008. Это ли не предмет для разговора? Во-вторых, аварийная ситуация, сложившаяся с группой резерва, которая не питает главную команду страны новыми звездами. В-третьих, созданная Бадуевым и Ледовской гнетущая морально-психологическая атмосфера подозрительности и страха. В-четвертых, грубые нарушения руководством национальной команды спортивного принципа комплектования, проталкивание “своих” и игнорирование тех, кто заслужил прогресс честным трудом. В-пятых, систематические судейские скандалы на чемпионатах страны и других турнирах.
Эти вопросы даже не были упомянуты. Поэтому отчетный доклад аудиторию не тронул, а его обсуждение вылилось в хор спланированных славословий.
Оговорюсь: сам председатель БФЛА был настроен весьма доброжелательно. И на отдельные реплики из зала реагировал с готовностью и вниманием. Но делегаты проявили редкостную пассивность. В проект резолюции было внесено лишь одно дополнение: завкафедрой легкой атлетики Брестского пединститута Александр Голенко просил позаботиться об учебе арбитров. А вот предложение витебского тренера Владимира Гончаренко, некогда воспитавшего чемпиона мира Дмитрия Маркова, не нашло отклика.

Качан и сумбурноватость

Конференцию почтили вниманием высшие спортивные чиновники страны — помощник президента по вопросам спорта и туризма, первый вице-президент НОКа Игорь Заичков, генсек Олимпийского комитета Георгий Катулин и министр спорта и туризма Олег Качан. Первый никак себя не проявил, о втором речь впереди, а глава ведомства предстал перед аудиторией в роли резонера. Он сообщил, что легкая атлетика — единственный вид, в котором у нас есть гостренеры. Где они, чем занимаются?! Казалось, что вот сейчас этим негодникам достанется на орехи! Но Олег Леонидович резко свернул на географическую тропу: где плоды работы спортивных школ в Минске?! Тут, думалось, должна затрепетать старший тренер Валентина Маковецкая… Но Качан “перебрался” в Могилев, где есть отличная база, но, по его мнению, нет соответствующих результатов.
Потом министр напомнил, что в мире свирепствует экономический кризис, а у нас государство по- прежнему заботится о спорте и легкой атлетике. Вот зарплату тренерам повысили, а где отдача? Отрабатываем ли мы деньги, которые нам платят? Это относится и к тренерам, и гостренерам, и УОРам и РЦОПу. Некоторые позволяют себе проводить тренировки с сигаретой в зубах… Показалось, что наибольший конструктив теплился в вопросе-предложении: что мешает организовать за деньги соцстраха трехмесячные сборы на базе летних лагерей и каждые десять дней проводить соревнования?
Возможно, неоднозначная реакция зала подтолкнула министра оценить свое же выступление, как “сумбурноватое”. Не станем спорить.
Но в этом его хотя бы можно было понять: стремился объять необъятное. Однако после обеденного перерыва сумбурноватость действий Олега Леонидовича пролонгировалась. Он ничтоже сумняшеся, никого не спросив, увел с конференции четырех начальников областных управлений спорта, обладавших депутатскими мандатами, не подумав о том, что и один голос может решить судьбу противостояния оппонирующих сторон.
Так власть дала почувствовать отношение к общественным организациям. Мол, вы, друзья, как ни садитесь, а будете играть по нашей партитуре…

Рудских и те, кого “закопали”

Человек, который прежде не раз вел подобные конференции, теперь пришел на нее самостоятельно и письменно попросил слова. Его записка вызвала замешательство в президиуме: вдруг устроит скандал? В итоге “верхи” решили, что дешевле обойдется выслушать ветерана.
До его выхода зал откровенно скучал. С мест поднимались подготовленные заранее люди и действовали по разработанной кем-то схеме. Правила этой уродливой игры нас заставили выучить назубок. Нечто живое проклюнулось лишь в выступлении Елены Барташевич. Директор ДЮСШ из Сморгони предложила министру спорта вступить в контакт с Минобром для включения проекта ИААФ “Детская атлетика” в общеобразовательную программу, а руководству БФЛА и начальникам областных управлений — заполнить пустующие на чемпионатах страны трибуны юными спортсменами.
Пока Александр Рудских шел к трибуне, проснулись все. Он начал с ответа тем, кто записал его и всех других, имеющих собственное мнение, “в несистемную оппозицию” и иждивенцы. Все семь призеров Пекина были воспитаны в его бытность главным тренером. “Кто же иждивенец?!” — вопрошал оратор. И продолжал:
— Получив россыпь талантов (7 медалистов чемпионата мира-2003, 9 призеров молодежного первенства Европы и трех чемпионов мира среди юниоров-2004), команда должна была не только блистать на пьедесталах, но и расширять географию медальных дисциплин, выдвигать новых звезд. Что имеем сегодня? С медалями все те же лица, круг которых значительно сужен. Женского спринта уже нет, женского многоборья нет, диска женского и мужского, спортивной ходьбы тоже не стало. Руководство национальной команды не справляется со своими обязанностями.
А каков микроклимат? Вот лишь отдельные штрихи: “Кто будет общаться с Рудских, может писать заявление!”, “Ты все еще жива? Тебя пора закапывать!” “Кто тебе разрешил разговаривать с Тасманом?!” Эти перлы Бадуева, вероятно, с медицинским запашком.
Затем Александр Григорьевич пристыдил молотобойца Вадима Девятовского, заявившего в прессе, что в 2004-м он “сгорел” на отборе. “Не надо мельчать душой, Вадим! Тебе напомнить, как было на самом деле?”
Оратор удивился, что никто не говорит о главном — плачевном состоянии резерва и предложил для исправления ситуации использовать его опыт и энергию, которой еще в достатке.
Зал разразился овацией. Народ хлопал от души за то, что он, Рудских, высказал за них наболевшее, за то, что протестовал против “кривых зеркал”, против удушения права на слово и мышление.

Алексеенко и устав

Еще один яркий фрагмент также был связан с опальным патриархом. Его предложили ввести в состав президиума, а остальных 25 кандидатов зачитал по списку гомельский гостренер Александр Кныш. Кого-то одного требовалось вычеркнуть. И тут вскочил исполнительный директор БФЛА Борис Криштанович: “По документам ИААФ лица, достигшие 70 лет, не могут избираться в руководящие органы”. Директор РЦОПа Геннадий Алексеенко моментально среагировал: “Люди задают вопрос, им надо дать точный ответ. Зачитайте, как написано в уставе БФЛА”. А в нем возрастных ограничений нет. Было решено расширить численный состав президиума до 26 человек и оставить в нем Рудских.
Момент истины состоялся во время определения формы волеизъявления. Взявший бразды правления Георгий Катулин поставил на голосование. Набралось 44 “за” открытое. “Против” оказались 27. Из тех, кто находился в президиуме конференции, так голосовал лишь наш лучший легкоатлет 2011 года Андрей Михневич. В сумме выходило 71, тогда как в зале присутствовали 69 делегатов. Порядок требовал пересчета, но Катулин не стал миндальничать и утвердил итоги голосования. Затем уже выбирали председателя. Потупчик получил 62 “за”. И вновь генсек НОКа проявил неуважение к меньшинству и не стал спрашивать, кто “против” или “воздержался”…
Большинство делегатов и наблюдателей оказались разочарованными итогами конференции. А мне вот кажется, что сейчас ситуация изменилась существенно. Во-первых, появился еще один заместитель — Григорий Косяченко, к которому, вероятно, перейдет решение организационных и финансовых вопросов. Во-вторых, как показала конференция, в президиуме не один Рудских способен отстаивать собственную точку зрения. При выборах замов (их определял президиум по предложению Владимира Потупчика) против кандидатуры Бадуева голосовали двое: Рудских и гостренер по Витебской области Игорь Головнев. Значит, и он не страшится трудностей.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?