Комиссия НОКа. “Врастопырку стоишь и не знаешь, что делать”
Вот и в прошлый четверг министр спорта Олег КАЧАН воскликнул, возмущенный положением в спортивной гимнастике:
— 200 тренеров работают по всей стране. В национальной команде 67 гимнастов и 45 гимнасток. И все тренеры на зарплатах, получают материальное обеспечение, президентские стипендии. За два года что вы ни чихнули (имею в виду календарь спортивных мероприятий) — все выполнили. В Могилеве шикарный объект сдали, глава государства его открыл. Что еще надо? Пригласить со стороны человека, чтобы взял, извините, плеть и начал гонять здесь всех? Чем вы занимаетесь 24 часа в сутки? Или тренер провел два часа занятий до обеда, а после обеда сказал спортсмену, дескать, сам попрыгаешь, покувыркаешься, и все? Может, Светлану Вячеславовну из “Прессбола” попросить, как члена моей комиссии НОКа по подготовке к Олимпийским играм, понаблюдать за тренерами, что они делают в рабочие дни? Так, извините, результат будет не в вашу пользу!
Впрочем, до официальной передачи мне функций “всевидящего ока” дело не дошло. Однако и четырехчасового заседания названной комиссии НОКа хватило с лихвой, чтобы достаточно ясно представить состояние некогда блистательной белорусской спортивной гимнастики. Хотя, как видится, сходные процессы происходят и во многих других видах спорта.
Под сводами цирка
В спортивной гимнастике 18 ДЮСШ, 5 УОРов, 1 спецкласс, ШВСМ и РЦОП работают, как говорится, в поте лица. Но разве их предназначение в том, чтобы отвлекать неразумных деток от подъездов и улиц? Едва ли. Однако Николай ФЕДОРЕНКО, возглавивший мужскую команду после Пекина-2008, заявил, что “на протяжении многих лет в сборную приходят гимнасты без должной базовой подготовки”, а “тренеры на местах гонятся за результатом”. Поэтому, мол, он с коллегами и не успел подтянуть молодежь до высокого уровня. Более того, в национальной команде взяли курс на повышение стабильности и сложности, а закончилось все нескончаемой чередой травм и падений, в том числе и на олимпийском отборе.
Но если Федоренко пытался высказываться в отношении ребят нейтрально, то гостренер Геннадий ЛЕСИВ в выражениях не стеснялся. Он безапелляционно назвал гимнастов “дохлыми”, обвинил в отсутствии дисциплины и патриотизма. “Да он же расстреливает сам себя!” — тотчас вырвался возглас из зала. Но, пожалуй, самым показательным примером работы гостренера, которого Олег Качан именовал министром вида спорта, видится случай с заездом мужской команды на чемпионат мира.
Прибыли в гостиницу ночью, в три часа легли спать, в семь встали, в десять уже работали в зале. Причем выяснилось, что расписание турнира было уточнено за три недели до его начала, но билеты нашим гимнастам за это время переделать не успели. Министр возмутился: “За три недели я вас на машине довез бы!” Генсек НОКа Георгий КАТУЛИН пожал плечами: “Мы имеем три рейса “Белавиа” в день, а вы не смогли доставить команду вовремя”.
Увы, гостренер и не подумал признать, что допущен какой-то просчет. Вместо этого заявил, что у него есть особое мнение о причинах развала белорусской гимнастики. И в ряду этих причин Лесив назвал пресловутые финансовые! Ничего не скажешь, свежий взгляд.
И ведь при этом гостренер отчасти прав. Ребята от безнадеги сбегают в цирк! За последнее время потеряли четырех человек, как сообщил Лесив, в том числе и опытнейшего Дмитрия Савицкого, на которого рассчитывали в олимпийском отборе. И снова министр выразил недоумение, на сей раз обращаясь к представителям регионов: “Кто мешал поддержать и дать зарплату гимнасту (мастеру спорта международного класса, десять лет в сборной), как у перворазрядника-хоккеиста?” И опять вопрос словно канул куда-то. В общем, деньги есть — ответа нет.
Сорок лет у руля
Задачу попадания в Лондон-2012 не выполнила и женская команда, которую не так давно возглавила олимпийская чемпионка Антонина КОШЕЛЬ. Уж кому, как не ей, должно быть доподлинно известно, почему хиреет вся наша гимнастика, ведь она в Минспорта старожил. “Сколько вы отработали гостренером?” — поинтересовался у Антонины Владимировны министр. “Лет сорок, не помню точно. У меня десятая Олимпиада будет!” — воскликнула докладчица.
Последний наш олимпийский драгметалл датируется 1996 годом (бронза Виталия Щербо). Нынче на Игры собираются 21-летняя Анастасия Марачковская (именная лицензия) и, скорее всего, 34-летний Дмитрий Касперович (неименная лицензия). Однако запланированная медаль Лондона, по мнению экспертного совета Минспорта, “просматривается только чисто теоретически”.
“Мы, наверное, к этому должны были прийти, — так неоптимистично начала экскурс в историю Кошель. А закончила, размышляя о будущем, совсем уж безнадежно: — Раньше у нас в федерации были драки, кого поставить в состав. А сейчас считаем, кого взять в национальную команду: хромого, больного, перекошенного и так далее. И когда находишься в таком состоянии, то думаешь: а зачем мы вообще тащим команду? Может, нам сделать удар на личные выступления? Вот врастопырку стоишь и не знаешь, что делать”.
Увы, не ведает Антонина Владимировна и как организовать приезд таких нужных, по ее словам, специалистов из-за рубежа — для консультаций хотя бы на временной основе. Слава богу, министр подсказал один из путей: “У Владимира Сигизмундовича (речь о председателе федерации Карповиче. — “ПБ”.) есть источники по указу президента”. Затем поинтересовался нетерпеливо: “Сколько вам нужно времени на перевооружение, Антонина Владимировна?” “Даже не знаю”, — ответствовала Кошель. Олег Качан дал срок до мая. Похоже, на спортивную гимнастику уже просто махнули рукой, как на висельника.
Кстати, гендиректор компании МТС Владимир КАРПОВИЧ возглавил Белорусскую ассоциацию гимнастики в 2009 году. Времени было достаточно, чтобы вникнуть в суть происходящего. Поэтому он обрисовал ситуацию в нескольких словах: “Конечно, внимание больше уделяется художественной гимнастике — на нее идет порядка 95 процентов бюджета. Почему к спортивной гимнастике отношение иное… Там зачастую не ясны цели и пути их достижения”.
Вероятно, министру в самом деле ничего не остается, кроме как просить: “Ну поработайте вы 25 часов в сутки последние двести дней!”…
3 спортсмена, 8 сопровождающих
По всей видимости, утомился от переливания из пустого в порожнее и помощник президента Игорь ЗАИЧКОВ:
— К сведению тех, кто не знает: в 2010 году на гимнастику спортивную использовано (на приобретение формы и инвентаря) больше всех денег среди культивируемых в стране видов. Да, это с учетом введения в строй могилевского Дворца гимнастики, но — больше всех. База есть. Проблем со сборами и соревнованиями нет. Тренеров в стране 200 человек, занимающихся — 3,5 тысячи. Школы работают. Значит, как говорится, что-то в консерватории не так?..
Дальше. Но если сейчас у нас нет тренеров, если все уехали, а молодые еще не умеют, то дайте работать: Ренальда Кныша верните обратно, Викентия Дмитриева, вот Виктор Дойлидов сидит. Они спешить не будут за сиюминутным результатом, на который здесь ссылались. Им уже спешить некуда, они заслуженные-перезаслуженные. Ну что мы сами себя гробим? Какие-то местечковые интересы? Так нужно тогда принимать кадровые решения…
И последнее. Я все понимаю, но Настя Марачковская выступает, выступает… Давайте прекратим и сами мучиться, и ее мучить. Ничего она не сделает! Сейчас организуем ей подготовку, съездит в Лондон и опять будет готовиться — уже к Рио-де-Жанейро? Зачем? Пожмите Анастасии руку и проводите красиво из спорта.
Кошель (с места). Марачковская на Олимпиаду поедет только в том случае, если завоюет медаль на чемпионате Европы.
Заичков. Она до сих пор ничего не завоевала, Антонина Владимировна, и не завоюет. Ну возьмите гимнасток на десять лет моложе ее, займитесь. Скажите честно друг другу, что провалили женскую гимнастику, все, готовьте к Рио-де- Жанейро в лучшем случае.
Я почему вопрос о Марачковской затронул. Вчера Георгий Васильевич (генсек НОКа Катулин. — “ПБ”.) показал мне предварительные выездные списки на Олимпиаду. Там три человека и восемь сопровождающих. Извините меня, что это такое? Это не работа… Да, тренеры уезжали, возвращались. Но у нас есть люди, которые здесь, в Беларуси, трудятся. Что вы их отстранили?
Из названных опальных наставников присутствовал Виктор ДОЙЛИДОВ, ушедший после Пекина в отставку с поста главного тренера мужской команды: “200 человек тренеров ничего не сделают. Сделают только единицы с горящими глазами, которые не выходят из зала”. Виктор Викторович предложил создать молодежную сборную из ребят от 2002 года рождения, откомандировать туда подающих надежды тренеров и выразил готовность возглавить коллектив. Министр же на прощание сказал, чтобы специалисты сами договорились, на базе чего строить эту команду.
Пожалуй, предложение Дойлидова было единственным конкретным из прозвучавших в тот день. Вот только свидетельствует оно о том, что громоздкая цепочка ДЮСШ — УОР — ШВСМ — РЦОП — национальная команда не выдает желаемого результата. “У нас создана система!” — уверяют с высоких трибун. Однако это не система, а лишь формальная инфраструктура, которая без связи между звеньями способна высосать любые деньги.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь