Коллегия Минспорта. Бюро любой погоды

21:16, 20 февраля 2012
svg image
3034
svg image
0
image
Хави идет в печали

И клубы надо по указу о господдержке контролировать — в свете этого даже задачу им поставили, сколько именно в рублях должны заработать. И Олимпийские игры на носу — а помощник президента Игорь Заичков в пух и прах раскритиковал исполнительскую дисциплину чиновников. Итак, коллегия Минспорта подвела итоги 2011 года.

Афоризм Бадуева

До выступления Заичкова все шло чрезвычайно гладко, образно говоря, царил штиль. Не станем повторяться про количество предолимпийских наград и олимпийских лицензий — их цена станет ясна после Игр в Лондоне. О проблемах подготовки, подчеркнем, никто из почти пятисот приглашенных в четверг на заседание коллегии не заикнулся. Из главных тренеров заслушали только Анатолия БАДУЕВА. Главком легкоатлетов бодро перечислил полтора десятка спортсменов, претендующих на завоевание запланированных 5-7 олимпийских медалей. И развеселил зал наречием “почему-то”, которое он вставил и интонационно выделил в необычном месте — после слова “уверены”:
— Задание стало очень ответственное, учитывая, какие задачи поставили себе другие страны и команды по легкой атлетике. Но хотелось бы нам его выполнить. И мы уверены — почему-то, — что будем его выполнять.

Заичков: кто ответит?

Утомленный докладами народ с удовольствием смеялся над этим “почему-то”. Список докладчиков был исчерпан. Министр Олег Качан, поначалу очень напряженный (видимо, в присутствии вице- премьера Анатолия Тозика), радостно благодарил Бадуева за оптимизм. Обстановка разрядилась.
И вдруг заштормило. Вице-президент НОКА Игорь ЗАИЧКОВ неожиданно заговорил, в частности, и о том, о чем не раз жестко писал “Прессбол”:
— Такая сейчас тишь и благодать… Но я все-таки позволю себе высказать ряд критических замечаний, пожеланий и, если так можно выразиться, поручений и требований к работе Министерства спорта. Начну с представленного для рассмотрения проекта постановления. Вот один из пунктов: шесть национальных команд выполнили нормативные требования к завоеванию олимпийских лицен- зий. Их похвалили. Тринадцать команд не выполнили — им указали. Кому указали? Что указали? Кто будет дальше это выполнять: те, кому указали? Или другим, наверное, надо поручить выполнение, Олег Леонидович. Мы вот долго очень мучаемся. А Олимпиада через 160 дней. И если люди этого не сделали, то они уже и не сделают — ни сейчас, ни к следующей Олимпиаде. Никогда!
Теперь в развитие темы реализации поручений и решений Мин- спорта и НОКа, исполнительской дисциплины областных управлений, центров олимпийской подготовки, самого Министерства спорта и в том числе сотрудников директората национальных команд. Постоянно проводятся заседания штабов к Олимпиаде, в которых участвует генеральный секретарь НОКа Георгий Катулин. Обсуждаем все вопросы, ждем до последнего. Подают непроверенные, недоработанные, какие-то нереальные списки на аккредитацию на Олимпиаду. Сорок человек — на греблю академическую! Шесть — на гимнастику спортивную. Для кого вы это делаете? Кому это нужно? Эти примеры я уже высказывал на одном из совещаний — никакой реакции. Если Минспорта, директорат национальных команд не в состоянии отрегулировать эти вопросы, значит, их будет регулировать НОК. Я больше говорить об этом не буду. И убеждать никого не будем.
Следующее. В последнее время, а сейчас самый серьезный этап подготовки к Олимпийским играм, начались определенные проблемы — проколы с зарплатой, аттестацией спортсменов. Вот последние два случая. Долидович, лучший лыжник страны, великий спортсмен, остался без зарплаты. Это что? Кто за это ответит? Свою зарплату, может, отдаст кто-то из директората ему? Второй по силе лыжник Алексей Иванов выступает за зарубежный клуб. Он вообще не аттестовывался по национальной команде! И мы хотим развивать лыжные гонки в стране? Потом и выступают двадцать человек на чемпионате Беларуси — из трех тысяч занимающихся. Это я к тому, что выводы нужно сделать: и руководителю директората национальных команд, и сотрудникам, и министру.
Дальше. Вопросы приобретения спортивной формы, инвентаря, необходимого оборудования. Понимаете, когда в прессе уважаемый спортсмен гребец Богданович рассказывает, что фирма обеспечивает их всех рекламными лодками за восемь тысяч евро, так для кого мы тогда лодки приобретаем по линии Министерства спорта? Может быть, мы за эту рекламу и платим? Поэтому, Олег Леонидович, нужно провести ревизию последних приобретений по линии Минспорта. И посмотреть, кто покупал, куда покупал и кто на них катается.
Последний вопрос. В те нормативные документы, по которым сегодня работают, начиная с детско- юношеских спортивных школ и заканчивая центрами олимпийской подготовки, наверное, нужно вносить коррективы. Сколько времени прошло! Пора менять эти застоявшиеся в ряде случаев документы — если вы не хотите менять саму систему. Я уже несколько раз повторял: слишком большая цепочка ведет к утере управляемости. ДЮСШ, ДЮКи, СДЮШОРы, и пошло-поехало дальше: ЦОРы, ЦОПы, ШВСМы, УОРы, национальные команды…
Ну и поскольку Министерство спорта покритиковал, то и НОК надо. В НОКе на этом этапе тоже достаточно проблем. Воспользуюсь присутствием Сергея Семеновича (Тетерина, первого вице-президента НОКа. — “ПБ”.), Георгия Васильевича (Катулина, генсека НОКа. — “ПБ”.). К себе также отношу эти вопросы. В последнее время есть проблемы с реализацией поручений президента по линии Национального олимпийского комитета. Сложности возникли в строительстве штаб-квартиры НОКа, в работе унитарного предприятия “Олимпийский дом”, которые необходимо решать. Имеются вопросы по реализации международных соглашений НОКа. Пока нет реальной, изготовленной олимпийской спортивной экипировки — 160 дней до Игр!.. Как выяснилось в последнее время, работа представительств НОКа и их взаимодействие с управлениями спорта тоже рождают вопросы — где личностного характера, где финансового. Послушайте, мы же одно общее дело делаем и должны его делать как положено. Поэтому прошу коллегию принять все сказанное мною за пожелание к реализации этих вопросов. Потому что если мы не сделаем все от нас зависящее сейчас, это будут делать другие.
Проблемы НОКа прозвучали на заседании коллегии Минспорта явно незапланированно и непредсказуемо. Причем сложилось впечатление, что помощнику президента просто необходимо было высказаться.

Заработал — не дают

Новостью в выступлении Заичкова было только сообщение о Сергее ДОЛИДОВИЧЕ, в разгар сезона оставшемся без зарплаты. Лидер национальной команды по лыжным гонкам сейчас готовится к очередным этапам Кубка мира на домашних трассах, и потому связаться с ним не составило труда.
— Сергей, что случилось?
— На чемпионате мира в прошлом году я занял четвертое место и заработал повышающий коэффициент к зарплате — 7. Но сейчас ввели новое правило: каждые полгода надо подавать какие-то документы, чтобы продлить действие коэффициента. Вот по лыжникам не подали, и сегодня я и еще трое человек, работавших на мой результат — тренер, сервисмены, — получаем голые оклады. В моем случае это 1 млн. 300 — 1 млн. 400 тысяч рублей с надбавками за двоих детей.
Кто и на какой стадии допустил сбой, не знаю. Гостренера в лыжных гонках нет. Крайнего найти не могут. Я обращался в Минспорта еще в январе. Думал, утрясется. Потом съездил на этапы Кубка мира, недавно вернулся, позвонил в директорат национальных команд, в бухгалтерию Минспорта — ничего не изменилось, никаких подвижек. Помощник министра в курсе.
— Тренируешься?
— Да, как раз начался сбор в Логойске. Готовлюсь к дуатлону в Лахти (состоится 3 марта) и масстарту “классикой” на 50 километров в Осло (10 марта). Форма сейчас хорошая, поэтому надеюсь отобраться на финал Кубка мира, который пройдет 14-18 марта в Швеции.
То есть ничего не срывается, нормально тренируюсь, проблем нет. Но ситуация немного непонятная. Можете представить, с каким настроением мы подходим к финальной части сезона. Неужели вместо того чтобы спокойно готовиться, надо ходить и просить, чтобы получить заработанное? Дело же не в маленькой зарплате. Интересно, а если бы я был чемпионом, со мной поступили бы так же? Мне кажется, раз не хотят платить, значит, и видеть нас, лыжников, не хотят, мы не нужны. Как-то некрасиво все получается…
Выходит, система сбоит, а страдает спортсмен, дающий результат. И здесь Минспорта не успевает, захлебывается в собственном документообороте.

Много маяков для налоговиков

Теперь обратимся к такой животрепещущей теме, как господдержка клубов. Большую часть прошлого года Минспорта вынашивало проект соответствующего указа, который призван — цитирую так называемый протокол о намерениях — “изменить психологию иждивенчества”. 3 ноября указ президента N 497 был подписан, 1 января вступил в действие. Что изменилось к третьей декаде февраля? По всей видимости, ничего: кто не знал, как зарабатывать, до сих пор пребывает в растерянности.
К слову, за несколько дней до Нового года министр спорта в интервью “ПБ” рассказывал, что его ведомство заворачивает назад бизнес-планы клубов, присланные на экспертизу (“Раздельное питание. Олег Качан: в узком кругу неограниченного потока”, “ПБ” от 29.12.2011): “Президентом была поставлена задача, что к 2015 году доходы от хозяйственной деятельности должны составлять 50 процентов от общей сметы клуба. А они планируют на 2012-й лишь 2-3 процента! Все же умные. Однако мы настаиваем”.
В декабре Минспорта действительно собирало директоров клубов. Те просили разъяснения: как выйти на 50 процентов самоокупаемости, если нет собственности, поступлений от УЕФА и доходов от продажи прав на трансляции, трансферы ничтожны, а потенциальному спонсору нечего предложить? И еще: как формировать штаты без штатного расписания, не зная повышающих коэффициентов? Увы, специалисты Минспорта не могли ничем помочь. А штатное расписание пришло в клубы только спустя десять дней после Нового года…
Злободневная, скользкая тема привлекла внимание налоговиков. Рассказывают, инспекторы инкогнито посетили декабрьское совещание и покидали стены Минспорта, не скрывая довольных улыбок. Мол, не зря потратили время, наклевывается хорошая работа, все деньги вернем государству. Нам, рядовым налогоплательщикам, вроде остается только радоваться, однако надо понимать, что пострадают-то нищие клубы, а крупная рыба, как всегда, ускользнет из сетей.

Между тем в минувший четверг министр Олег КАЧАН озвучил на заседании коллегии конкретную задачу:
— Во исполнение поручения главы государства по вопросу развития игровых видов спорта необходимо в регионах обеспечить работу спортивных школ и клубов в единой структуре подготовки спортивного резерва. Вертикаль подготовки от спортивной школы до профессиональной команды должна быть в каждом клубе. Это является задачей 2012 года для каждого региона. Местными органами власти обеспечены разработка и утверждение планов развития 75 клубов по игровым видам спорта, для которых предусмотрен последовательный рост доходов клубов за счет хозяйственной деятельности с достижением их к 2015 году 50-процентной доли общих доходов. В 2012-м задача заработать порядка 280 миллиардов рублей. Для сравнения: в 2011 году клубами было заработано 176 миллиардов рублей, а в 2010-м — всего лишь 36 миллиардов.
На этот год объем поддержки клубов в соответствии с указом президента N 497 запланирован в размере 625 миллиардов рублей или примерно 52 процента от общих доходов клубов. Из этих средств более 130 миллиардов рублей или 27 процентов от средств льготируемой спонсорской помощи будут направлены клубами на развитие инфраструктуры и детско-юношеского спорта.
Давайте прикинем: в 2011 году клубы заработали в общей сложности 176 миллиардов рублей. И львиная доля из них приходится на БАТЭ. Анатолий Капский констатировал в декабре, подводя итоги (“Анатолий Капский: 1 к 17”, “ПБ” от 8.12.2011): “Мы заработали в этом сезоне на трансферах более четырех миллионов евро. И еще девять миллионов евро — на Лиге чемпионов”. Доступны кое-какие цифры по хоккейному “Динамо”: его маркетинговая программа, как озвучивал Юрий Бородич (21 мая на совместном заседании коллегии Минспорта, исполкома НОКа и исполкома ФХРБ), рассчитана на 7-10 миллиардов рублей.

А что с доходами у клубов попроще? Корреспондент “ПБ” обратилась к директору ФК “Гомель” Евгению ПОБОЛОВЦУ.
— Министр спорта сообщил о задаче для клубов: в 2012 году заработать порядка 280 миллиардов рублей. Как думаете, это реально?
— Я могу отвечать только за ФК “Гомель”. Перспективный план развития клуба рассчитан на пять лет. На 2012 год доход от хозяйственной деятельности должен составить около десяти процентов от общего дохода.
— Сколько это в белорусских рублях?
— Миллиарда два-три. Это обычный для нас показатель.
— Налажено ли взаимодействие с Минспорта?
— Да, мы постоянно направляем письма с просьбами пояснить тот или иной вопрос. Работу осложняет то, что у нас до сих пор нет полной ясности по применению отдельных норм указа N 497. Указ — это общая канва, а когда начинаешь применять его на практике, возникают вопросы.

Два-три миллиарда были у ФК “Гомель” в 2011-м, остаются они и в планах на 2012-й. Прибавки нет. Да и у остальных клубов едва ли она будет громадной. Так за счет чего они заработают в этом году более чем на 100 миллиардов больше, чем в прошлом? Минспорта как будто ткнуло пальцем в небо. Или взяло в расчет возможный скачок давления на валютном рынке?..
…Афоризм Бадуева, зарплата Долидовича, олимпийские закупки, статистика по физкультурникам и туристам, планы по доходам клубов… По-моему, Минспорта напоминает бюро погоды: прогноз на несколько дней еще сбывается, а долгосрочный выглядит гаданием на кофейной гуще.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Читайте также

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?