ФХРБ. Чисто в четверг. ФАРМирование
Кто не в курсе, вчера на проспекте Победителей, 20 состоялся совет директоров и тренеров клубов экстралиги. Предполагалось, что в центре внимания будет вопрос белорусского похода в ВХЛ. В итоге фокус оказался заметно шире.
Совещание, увы, пришлось в прямом смысле начинать “за упокой”: собравшиеся почтили минутой молчания память Валентина Лебедева — тренера, долгие годы работавшего в системе новополоцкого хоккея, а также в штабах молодежной и юношеской сборных страны. Неделю назад он умер от тяжелой болезни в возрасте 51 года…
Плановые резолюции
Вступительная речь председательствовавшего Евгения Ворсина была выдержана в “прянично-кнутовом” ключе: “Завершается плей-офф, в ходе которого мы увидели хороший, мужской и действительно классный хоккей. Самое приятное — очевидный зрительский интерес к этим играм. Но пора намечать контуры нового сезона, регламент которого — один из двух вопросов нашей повестки дня. В жизни происходят изменения, которые нельзя не учитывать. В начале сезона, когда мы проводили реформу структуры управления хоккеем, она предусматривала изменение принципов управления и “Динамо”, и чемпионата страны, баз, школ. Который год предпринимаются попытки создания триединых пирамид клуб — школа — база. Пока это сделано только четырьмя субъектами. Остальным дается еще год. Не будет исполнено — последуют санкции вплоть до исключения из чемпионата.
В сезоне федерацию немало критиковали за лимит на легионеров и возрастных игроков. Но, уверяю, мы будем и дальше придерживаться курса на привлечение в экстралигу прежде всего белорусской молодежи. Год назад в ней выступали 170 игроков старшего возраста, летом оставили возможность для семидесяти. А в итоге вышло, что их осталось только пятьдесят. Легионеров — 43 на всю лигу, из них 16 возрастных. Так что менять установившийся статус смысла нет. Дискуссии не исключаю, но аргументированные, опирающиеся на реальную жизнь. Уже не раз замечено на всех уровнях вплоть до высшего государственного: экстралига — не вещь в себе, она должна работать на успехи “Динамо” в КХЛ и сборных на международной арене”.
Пространная запевка подвела форум к первому вопросу — о реформе регламента ОЧБ. Утверждать их будет майское заседание исполкома, но вчерашние консультации по сути вопросов проходили на уровне выше некуда. И дискуссии были. Не по вопросу о “строительстве пирамид”, который только на памяти автора обсасывается уже лет семь, а, например, о легионерской квоте. Против снижения планки до четырех варягов выступили солигорцы и гродненцы.
Но примерно пятиминутные прения завершились голосованием, в ходе которого сторонники более широкого легионерского представительства остались в явном меньшинстве. Зато лимит на “стариков” против слухов решено было не поджимать, он останется равен семи. Только теперь, понятно, на год сдвинется возрастная черта: “ветеранами” будут считаться хоккеисты старше 1984 года рождения.
Едва не развернувшаяся дискуссия о принципах дальнейшего сотрудничества клубов экстралиги с “Динамо” была временно свернута резонным замечанием с места: “Так зачем это обсуждать, если мы пока не решили, пойдет ли “Динамо-Шинник” в ВХЛ?” Довод признали разумным и перенесли прения в этой части на финал совещания.
Далее легкая полемика развернулась вокруг идеи разделения таблицы чемпионата после четырех кругов “регулярки”, после чего в двух завершающих шестерка сильнейших бодается между собой за высокие места, а аутсайдеры также в закрытом формате разыгрывают оставшиеся две путевки в нокаут-раунд. Признаться, дискуссия так и не дала убедительного ответа на вопрос, почему против такой схемы выступает “Юность”. Но — не суть: с формулировкой “вопрос уже обсуждался, идея утверждена и, в конце концов, ничто не мешает просто попробовать один сезон” споры были прекращены.
Внеплановые революции
А вот далее были озвучены ряд любопытных инициатив, часть которых даже была утверждена для внесения поправок в регламент. Из тех, что помельче — жлобинское предложение избавить клубы от загруза их бухгалтерий командировочными расходами арбитров.
Нынче их прием — всецелая забота команд от выплаты фиксированного гонорара за матч до суточных и счета за гостиницу. Вариант — платить судьям по какой-то одной статье средневзвешенную сумму или, того лучше, в начале сезона перевести ее на счет ФХРБ, которая в ходе чемпионата сама будет заботиться о нуждах служителей Фемиды. Предложение было решено сопоставить с законодательством и мнением главбухов на местах.
Зато далее инициативы были уже куда глобальнее и любопытнее. Проявив похвальную оперативность, федерация еще до завершения нынешнего плей-офф предложила изменить условия следующего. В частности, начиная с полуфиналов, проводить серии до четырех, а не трех, как нынче, побед. Во-вторых, вернуть некогда существовавшую практику серий матчей за бронзу для неудачников полуфиналов. Странно, но наряду с другими второй вариант с заметным пылом “топил” Андрей Гусов, для “Шахтера” которого в нынешнем марте он был прямо выгоден.
Зато с необходимостью не обрубать болельщикам полуфинальное зрелище согласились все. А Михаил Захаров заодно предложил перенять опыт НХЛ и играть матчи полуфинальных пар в разные дни. То есть нынешний режим “два матча за два дня в одном городе” предполагается трансформировать в “два за три дня”. Идею признали любопытной и достойной утверждения.
И открытый бунт
И наконец, подобрались к самому вкусному — дебатах о необходимости похода в ВХЛ и принципах этой кампании. Чувствуя протестное настроение форума, Евгений Ворсин попытался сгладить углы на опережение: “Вопрос встал не спонтанно. И, в частности, потому, что этой весной возникла путаница с фарм- клубами “Динамо” в ОЧБ. Так что сейчас решается вопрос структуры минского “Динамо”. Все клубы КХЛ имеют “фармы” — и это команды ВХЛ. У нас два клуба МХЛ. Но если большинство соперников выступали молодежью 1993-94 годов рождения, то наши — 1990-92-го. Какой-то эффект, безусловно, есть, в этой мясорубке крутятся 40 наших пацанов. Но в итоге “Шинник” — первый среди слабых, “Юность” — еще ниже”.
Далее слово было предоставлено спортивному директору “Динамо” Игорю Матушкину, который, кроме всего прочего, раз пять подчеркнул, что идея проекта принадлежит не “зубрам”, а федерации (хотя разосланные в клубы официальные письма свидетельствовали об обратном). Они-де лишь согласны его реализовывать на условиях, которые были в очередной раз озвучены: по два игрока 1989-92 годов рождения “бело-голубые” желали бы получить от каждого клуба за спасибо, остальных — за твердую компенсацию в 10 тысяч долларов.
И собрание поднялось на дыбы. В общем фронте неприятия такой схемы роль торпедоносцев исполняли представители “Юности” — генеральный директор Сергей Солонец и главный тренер Михаил Захаров. “Считаете, мы играем в МХЛ не тем возрастом? Так мы бы с удовольствием играли и 94-м годом. Только где его взять, если всех забрали в раубичский центр?! Мы же и 95-й уже в МХЛ подтягиваем, посмотрите статистику. Хочет “Динамо” команду ВХЛ — бога ради. Вопрос, на каких принципах. Бесплатно или за десять тысяч компенсации — вы издеваетесь, ребята?! Вот сидит Новополоцк, предложите ему взять у них десяток игроков за 100 тысяч, а с учетом налогов — за 60. Что они сделают за эти деньги?..”
Было что возразить и представителям других клубов. Например, гендиректор “Бреста” Вадим Драчев объяснил особенности своей ситуации: “Сейчас в команде экстралиги у нас много собственных воспитанников именно 1989-91 годов рождения. У меня есть распоряжение губернатора максимально использовать брестские кадры. Так что я не то что отдать — продать игрока могу, только сто раз подумав. Кого вместо него? Легионера? Извините, у нас бедный клуб, очередные суды-ряды нам ни к чему”.
Последний гвоздь в крышку гроба проекта похода в ВХЛ по предложенному варианту вбил Сергей Солонец. И сделал это изящно, просто предложив голосовать “за” тех коллег, кто согласен осуществлять работу по предложенному “Динамо” варианту. Альтруистов, как несложно было догадаться, не нашлось. Тем самым план “ВХЛ-2012” был официально отложен до лучших времен. “Сейчас проект не проходит. Но идея остается”, — резюмировал Евгений Ворсин.
Однако отклонение инициативы второго белорусского фронта на востоке не закруглило полемику, а лишь разожгла ее сильнее. Стороны вернулись к отложенному (помните?) вопросу взаимоотношений клубов ОЧБ с “Динамо” в новом сезоне. Несложно догадаться, что основные поленья в костер недовольства подкинул выборочный подход федерации, разрешившей в виде исключения нескольким хоккеистам “Динамо” с двусторонними контрактами пополнить ряды клубов ОЧБ после официального истечения периода переходов 31 января. Наиболее спорной была ситуация с вратарем сборной Норвегии Ларсом Хаугеном, безусловно, усилившим “Шахтер”. Захаров негодовал, коуч “кротов” Гусов парировал нападки прецедентом с голкипером “Юности” Оксой сезоном ранее. Но все сходились в одном: переходы динамовцев в ОЧБ и наоборот нужно раз и навсегда четко регламентировать.
И очень желательно — в формате, который предусматривает сама КХЛ. То есть “зубры” могут сотрудничать с каким-то одним клубом белорусского чемпионата — и точка. Федерация дополнила этот вариант предложением разрешить игрокам “Динамо” при их желании выступать в плей-офф за клубы экстралиги, из которых они перешли в КХЛ не ранее сезона назад. Естественно, после вылета “бело-голубых” из нокаут-раунда Кубка Гагарина.
А представитель “Могилева” Владимир Рубанов предложил минчанам рассмотреть альтернативный проект: переместить, как и было запланировано, динамовскую команду МХЛ. Но не в ВХЛ, а в экстралигу ОЧБ. Тем самым наповал убивались бы несколько зайцев: и централизованную практику на неплохом уровне переросшие молодежную лигу кадры получали бы, и сэкономленные на перелетах по МХЛовским просторам средства можно направить на комплектование по правилам рынка, и, наконец, вопрос хитрооформленности партнерских отношений с несколькими клубами экстралиги отпадал бы сам собой. Разошлись на том, что в руководстве “Динамо” будут думать…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь