Юрий Пудышев. Все горело и искрилось...

21:07, 22 мая 2012
svg image
4646
svg image
0
image
Хави идет в печали

Он и свой матч жизни, кажется, выбрал тот, который даст повод рассказать о народном герое Александре Прокопенко. Хотя встреча была знаковой — очная сшибка киевских и минских динамовцев на финише сезона-1982. А Прокопенко в ней забил пяткой — с передачи Пудышева. “Ты, Артурка, об этом не пиши. Лучше о Прокопе побольше”, — напутствует собеседник.
Вообще, Пудышев все такой же. Знатный рассказчик, у которого на каждый день своя байка. Неудивительно, что собственно об игре вы прочтете немного. Зато об околофутбольных перипетиях — в достатке.
Вслед за Александром Хацкевичем (“ПБ” N 27 от 17 февраля), Андреем Зыгмантовичем (“ПБ” N 31 от 24 февраля), Сергеем Алейниковым (“ПБ” N 49 от 30 марта) и Анатолием Байдачным (“ПБ” N 53 от 6 апреля) цикл рассказов “Матч моей жизни” продолжает Юрий Пудышев…
— Из чемпионского года в памяти сохранил много ярких поединков. Как, например, встреча с киевлянами в гостях, когда выиграли 3:2. Противостояние с “Кайратом”, в котором Курилка хет-трик сделал. Но чем интересно второе свидание с подопечными Лобановского — Прокоп пяткой забил. А он, как ни крути, народный герой Беларуси. И сама игра к тому же, по сути, стыковой была: конец сезона, очный спор с украинцами…
Думали ли о чемпионстве? Мы играли для народа. Это, так сказать, обязательная программа. Ну, и для победы. Эдька Малофеев, он нас настраивал на каждую встречу. И мы хотели только одолеть противника. О ничьих или действиях от обороны даже не думали — любили атакующий футбол. Шли плавно от матча к матчу. И потом смотрим — уже очутились наверху, делим первое-второе места. После первого круга — единоличные лидеры. А аппетит приходит во время игры. Команда, которая сочетала в себе молодость и опыт, оказалась на ходу. Все шло как по маслу. Почему не стать чемпионами? Вот и задались таким вопросом.
А с минским “Динамо” уже тогда считались. И уважали. Куда бы мы ни ездили, везде к нам с почтением: в Узбекистане, Казахстане, Армении, Грузии… И игроки, и болельщики уважали. Мы сами играли и давали играть сопернику. Получался техничный скоростной футбол. При этом исподтишка никогда не грубили, не били. Проповедовали искренность.
А матч белорусов и украинцев — это ведь еще и спор Малофеева и Лобановского. Две школы: киевская и минская. Противостояние выходило за рамки поля, потому что у бровки соперничали тренеры. Но тоже уважали друг друга — в далекие края один одного не посылали.
На самом деле трудно сказать, в чем отличие этих двух школ. Зато с уверенностью отмечу: футбол всегда был скоростным и зрелищным. У киевлян хватало великих игроков. Народ ходил, смотрел, любовался. В Киеве увлекательнейшая встреча получилась: при счете 2:2 Жора Кондратьев эффектно обыграл Балтачу, затем вратаря Чанова и поразил пустые ворота. Как сейчас помню! Тогда же Курилка со штрафного забил и Прокоп. Вообще, в каждом матче против украинского тезки были радующие глаз зрителя голевые моменты. И самому играть было приятно. Я многих знаю из состава киевлян. Хорошие игроки, блестящие ребята.
Интересно, что по протоколу на нашу игру в Киеве пришли 20 тысяч зрителей, в то время как в Минске запротоколировали 50 тысяч. Разгадку нахожу в простом: матч на хохляцкой земле проходил почти сразу после чемпионата мира-1982. А ведь в составе сборной СССР в Испанию ездили многие киевские динамовцы. Видимо, народу немного приелся футбол. Тем более играли летом. Половина болельщиков наверняка на дачах сидела. Как у нас обычно бывает? Дачная пора — посещаемость падает. Хотя, мне кажется, это только написали 20000. А на самом деле людей было больше. Я ж знаю всю эту систему: придет 30 тысяч — газетчики напишут 20. В Минске-то было 50 тысяч — это железно. В Минске Эдька Малофеев — его не обманешь.
А когда ступаешь на газон, и эти 50 тысяч заревут — попробуй не победи! Попробуй сачкани или не добеги! Эмоции такие, что ноги вперед несут, как бы тяжело ни приходилось. Надо было бежать, не хотелось обманывать людей.
А у нас еще, ко всему прочему, перед матчем в Минске выезд был далекий. Сыграли вничью с “Торпедо” в Кутаиси и уступили в Баку. Матч с “Нефтчи” хороший получился, только с арбитрами ничего поделать не могли. В Закавказье всегда нелегко было. Судей там обхаживали, и те местные команды тянули. Хотя и игроки были классные. Им можно было не помогать — сами справились бы.
Приехали в Минск в ожидании трех домашних матчей. Собрались духом, восстановились. Чтобы избавить себя от всего постороннего, закрылись на базе. Нет, в панику не вдарились, только разозлились еще больше. Уж очень хотели довести дело до конца. Эдька, Венька Арзамасцев, Иван Иванович Савостиков нам все это внушали, внушали, внушали…
Я капитаном в ту пору был. Но в капитане и надобности особой не имелось. Эдька Малофеев… Как бы его назвать?.. О, наш генералиссимус! Так вот наш генералиссимус такие притчи рассказывал, что у футболистов мурашки по коже пробегали и добавлять ничего не надо было. Мне только оставалось уже на газоне выбрать половину поля, где начинать будем. Эдька эрудированный. Откуда он эти притчи брал?.. Ему, кстати, 2 июня 70 лет исполнится, поэтому хвалить его сейчас надо — а вдруг на юбилей пригласит?..
Я как-то обмолвился, что вином любил коллектив сплачивать. Но это не происходило, например, в предыгровой день. Если перерыв в две недельки выпадал — можно было без фанатизма употребить. Мы же в милицию не попадали. Просто иногда молодежи надо за бокалом вина объяснить, куда бежать, как лучше действовать. Так оно даже проще воспринимается. Подобные нюансы не должны впитываться только с тренерской доски. А то наставники порой стоят у деревяшки и два часа чертят там непонятные линии. А вот за бокалом молодежи можно доступно объяснить. Перед этой доской ты уже через двадцать минут концентрацию теряешь. Поэтому собирались только в благих целях.
А тогда закрылись на базе. Не до вина было — масть что-то не шла. По такому случаю нам даже психолога дали. Вообще мы, конечно, сами умели настроиться получше всяких психологов. Может, он и нужен был, но для нас в ту пору стал неким инородным телом… Значит, собирает нас этот специалист после обеда. Здесь уж даже сторожу интересно стало, он за дверью тихонечко примостился и начал подслушивать. А психолог “заливает” о специфике человеческого организма. И рассказывает, мол, кровь циркулирует по телу (идет по щекам, спине) и… превращается в сперму! Тут за дверью ба-бах — сторож в обморок упал! Как может кровь в сперму превратиться? Короче говоря, через два часа психолога увезли, и больше он на базе не появлялся. Сторожа жалко — помощь пришлось оказывать. Это я к тому, что не нужны были той команде психологи. Эдька Малофеев лучше их во всем разбирался. Его хвалить надо — юбилей скоро…
Так вот о том самом матче против киевлян. Поставили меня на позицию “под нападающим”. Но там такой раж был, что каждый футболист мог оказаться где угодно: справа, слева, сзади, спереди. Наш центральный защитник Юра Трухан один раз по ходу атаки очутился в штрафной гостей. Я спрашиваю: “А ты чего сюда прибежал?” Он отвечает: “Олежка Блохин здесь. Я — за ним!” Блохин тогда в фаворе был…
И для меня тоже позиция принципиального значения не имела — любил по всему полю носиться. Естественно, для блага команды. Конечно, попадались порой такие соперники, что и в обороне приходилось отрабатывать. Тот же Прокопенко вообще метеором носился по газону. Мог очутиться где угодно и абсолютно неожиданно, отчего и забивал решающие голы. Короче, был у нас на поле “белорусский хаос”.
Сама игра что до гола Прокопа, что после складывалась очень сложно. Киев есть Киев, в каком бы состоянии ни пребывал. Обе стороны были внимательны, шла напряженнейшая борьба за инициативу. Создавались моменты и у наших ворот, и у неприятельских. В какой-то момент былорусы немного придавили украинцев, острее действовать стали. Гол назревал.
И вот наконец Прокоп пяткой замкнул прострел с фланга. Говорят, я там голевую передачу отдал… Скромнее надо быть. Ну, отдал и отдал. Главное, что для блага команды. Надо больше о Прокопе сказать. У меня еще все впереди! Правда, пока что-то не заявляют на чемпионат. Хотя справки снова все собрал…
А гол Сани признали лучшим в том месяце и, по-моему, даже в сезоне. Прокоп молодец. Как он в ту зону вбежал — уму непостижимо. Раз — и пяткой мимо вратаря. Прокопенко — отличный парень. Веселый по жизни. Людьми обожаем. Я до сих пор считаю его народным героем. Только слабохарактерным был, как и я. Нас это немного сгубило. Но его так вообще до крайности довело. Знаете, футбол — это ведь всегда нервы. А если ты хочешь нервы успокоить, куда идешь? В ресторан, отвлечься. В народ, короче, тянуло, общаться надо было. Хотя пользы могли принести еще и для сборной уйму.
Но его человеческие качества заслуживают уважения. Мы с Прокопом после чемпионства получили путевки в Аксаковщину, что в двадцати километрах от Минска. Нас поселили вместе с людьми, которые плохо говорили, плохо ходили… В общем, лечились в тамошнем санатории. Путевка на 24 дня, но мы вынуждены были уехать через неделю с небольшим. Потому что народ как узнал о приезде — давай толпой ломиться. А мы их начали лечить: в чай шампусик подливали, танцы устраивали. Утром физрук с гармошкой всех будил песней “По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед”. Больные через пару дней уже плясали наравне с нами. Только мы ритма не выдержали — вскоре уехали, не могли больше. Потому что превратились бы в других людей. Но и так с миссией справились — народ подняли. А остаток отдыха в Минске провели.
Такая жизнь была. Только нас не баловали поездками, за границу так точно. В 1982-м Эдька Малофеев постоянно твердил: “Выиграете — поедете на сборы не в Эшеры, а в Южную Америку”. Не знаю почему, однако поездка сорвалась. Отправились мы снова в Эшеры грязь месить. Только Черное море спасало.
Но Америка потом все-таки состоялась. Ходили мы, ныли, ныли и отправились-таки за океан. Только не в Южную, а в Северную. Случилось это летом 1983-го, по ходу сезона. Обыграли московское “Торпедо” в гостях 4:0 и полетели в Штаты. Там везде, куда ступало минское “Динамо, было весело. Народ на наши матчи ходил, сами игры получались задорными. Мы, можно сказать, наладили отношения между СССР и США, сделали большое дело. Даже лучше, что поехали в Северную Америку. В Южной могли какую заразу подцепить, а в Штатах: Детройт, Сан-Франциско, Сан-Хосе, Сент-Луис…
Так вот о матче с “Динамо”. В свое время нам любили забивать Валерий Газзаев, в бытность игроком московского “Динамо”, и киевский форвард Витя Хлус.
В начале второго тайма в безобидной ситуации мяч попал кому-то из наших в руку — штрафной. Его исполнил Буряк, а Хлус выпрыгнул и головой расстрелял ворота. Те, которые под табло на “Динамо” расположены. Это отчего-то запомнилось. Хотя сам матч, по большому счету, плохо в памяти сохранился. Потому что такое напряжение было, что в глазах все горело и искрилось. Играли еще в довесок при прожекторах. После гола побежали вперед без разбора. Не видели ни своих, ни чужих. Главное было — забить.
У меня при счете 1:1 шанс возник отличиться. Но не успел выпрыгнуть после хорошего навеса на ворота. Ярик Думанский, мой друг, с которым потом вместе в московском “Динамо” поиграли, под бочилу дал. Витя Чанов на доли секунды опередил — первым мяч забрал. И если бы мне в бок Ярик не всадил, мог забить второй.
Инициативу мы после пропущенного мяча к себе прибрали, моменты были. В середине тайма за две минуты шесть угловых подали. Но так и не дожали. Напоследок еще брякнули перекладиной — Витя Янушевский попал. Но даже ничья стала для нас хорошим подспорьем. Сохранили отрыв и по-прежнему были хозяевами положения. Это главное, а может, судьбоносное в том сезоне.
Малофеев и Лобановский после игры обнялись и пожали друг другу руки. Победила дружба — но в пользу Минска. И мы с киевлянами тоже обменялись рукопожатиями. Я в той команде со многими “корефанился”. Уважал Андрюху Баля, Ярика Думанского… Привет, привет, обнялись, пожелали удачи. С уважением, короче, относились.
После матчей — многие, наверное, в курсе — Эдуард Васильевич собирал всех у кого-нибудь дома, и мы обсуждали игру: как кто проявил себя, какие ошибки допустил, что надо изменить в дальнейшем. Только это не в чемпионский год. Может, еще в начале сезона собирались, я уж точно не помню, но вообще быстро такие посиделки прекратились. Беседы за шампусиком хороши и нужны. Но постоянно случалось, как в фильме “Иван Васильевич меняет профессию”: я требую продолжения банкета…
Хороший в общем год был. Я тогда даже в список 33 лучших футболистов попал. Очень удивился — вроде ничего особенного не сделал. И следующий чемпионат мог стать успешным, все предпосылки имелись, чтоб еще раз в 1983-м на высшую ступень взобраться. Но по определенным обстоятельствам только бронзовый отлив получили. Как некоторые говорили, минское “Динамо” второй год подряд уже не имеет права покушаться на золото. Поэтому судейский фактор сделал свое дело.
Сейчас, кому интересно, готовлюсь к празднованию 30-летия. Только тишина пока, не знаю, к кому обратиться. Вот попросил помощи у Сережи Сафарьяна, тот обещал, что окажет содействие. Надо, чтобы люди пришли, чтобы все это на “Динамо” организовали. А то когда 25 лет в манеже праздновали, многие не смогли попасть на мероприятие. “Динамо” же по осени на реконструкцию закрывают, вот к тому моменту успеть бы сыграть товарищеский матч. Мы ведь с главной арены страны свой триумфальный путь начали. Символично там и отпраздновать. И где-нибудь в конце августа, когда дачники уже вернутся в столицу. Хорошо бы привезти союзную сборную ветеранов, а в противовес — нашу команду собрать. Жду этой игры с нетерпением, готовлюсь. Нужно какой-то клич бросить. Если не со сборной СССР, так с банкирами можем сыграть. Они люди богатенькие, заодно и помогли бы нам. Потому что, считаю, надо оказать материальную поддержку семьям тех игроков, которых уже нет с нами: Юры Курненина, Вити Янушевского, Саши Прокопенко, Пети Василевского, доктора нашего Дмитракова. Как-то мы с этим делом всегда мимо пролетаем. Необходимо все красиво сделать — в одно касание. Чтоб и народу приятно было, и мы могли ребят вспомнить. А банкет устроить — это ж не проблема, это мы и сами можем. Что нам надо? Две бутылки шампанского и сто граммов водки. На человека.

ТАБЛО
ЧЕМПИОНАТ СССР-1982
29-й тур
ДИНАМО (Минск) — ДИНАМО (Киев) — 1:1
МИНСК. 27 октября 1982 года. Стадион “Динамо”. 50000 зрителей.
ДИНАМО Мн: Вергеенко, Боровский, Курненин, Янушевский, Трухан (Алейников, 43), Прокопенко, Гоцманов (Мельников, 87), ПУДЫШЕВ, Зыгмантович, Гуринович, Кондратьев.
ДИНАМО К: Чанов, Сорокалет, Балтача, Олефиренко, Демьяненко, Думанский, Буряк, Баль, Хлус, Евтушенко, Блохин (Лозинский, 46).
ГОЛЫ: 1:0 — Прокопенко (36). 1:1 — Хлус (49).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Лозинский.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?