ФХРБ. Трудности перевода. Евгений Ворсин: я ухожу

21:25, 30 мая 2012
svg image
2645
svg image
0
image
Хави идет в печали

Сомневаться, что она таковой и выйдет, не приходилось по двум причинам. Первая — на поверхности: национальная сборная второй год кряду демонстрирует стабильность, которую точно признаком класса не назовешь. Вторая — расширенный формат заседания, на котором присутствовало спортивное руководство. Пусть и не наивысшее — уровня президента НОКа, но определенно высшее в лицах вице-президента Олимпийского комитета Сергея Тетерина, советника президента страны по вопросам спорта Игоря Заичкова, министра спорта и туризма Олега Качана. В недавнем интервью “ПБ” председатель ФХРБ Евгений Ворсин был прав как минимум в одном прогнозе: равнодушных в зале заседания Дома футбола 30 мая не было.
На сей раз, правда, обошлось без начальственных перлов на грани фола, вроде тех, что звучали по тому же поводу (14-е место национальной сборной на “мире”) в этом же зале из тех же уст год назад. Но прессинг выступавшему первым коучу национальной дружины Кари Хейккиля пришлось выдержать — дай боже. Вообще жаль, что к заседанию его организаторы не расстарались найти переводчика-синхрониста с финского. Возможно, тогда тренерский доклад был бы более глубоким, эмоциональным и, в конце концов, убедительным. А так, поприветствовав аудиторию по-русски, Хейккиля сразу предупредил, что будет держать ответ по-английски. Понятно, его он все же знает лучше, хотя и он для финна — не родной.
Принципиально нового в примерно 15-минутном спиче Кари прозвучало мало: общеизвестная история подготовки команды к “миру” и хронология выступления на нем, уже не раз озвученные в диктофоны в Хельсинки сетования на слабую активность впереди, невынужденные потери сзади и в средней зоне, сомнительный, даже в сравнении с сопоставимыми по классу командами, процент реализации и без того нечастых бросков, жалобы на то, что абсолютное большинство подопечных исполняют в клубах черновую работу (а то и вовсе месяцами не исполняют никакой) и просто не готовы к лидерской ноше. В общем, очередное “дежа вю” — все это было год назад.
Правда, случились и отдельные откровения. Во-первых, рулевой сборной поведал о проведенном им анкетировании сборников, пожаловавшись, что некоторые из них вернули опросные листы пустыми. Во-вторых, не без удивления отметил моду отдельных подопечных не являться на завтраки: “Мы говорим о дисциплине, но это понятие широкое и каждый трактует его по-своему. Нужно разделять понятия дисциплины на льду и за его пределами. Так вот для меня возможность неявки хоккеиста на завтрак была откровением. Я так понимаю: если расписание есть, оно обязательно к исполнению”.
Вообще если разложить ощущения от выступления Хейккиля по полкам позитива и негатива, то на первой окажется немного. Если задуматься — вообще ничего, кроме благой уверенности, что “это только начало”. Негатива было больше. Например, резанула ухо фраза “фактически мы вместе со сборной провели обычную для клуба предсезонку, а потом сразу прыгнули в плей-офф”. Святая простота: как будто в случае со сборными когда-то было или будет иначе.
Вообще, по личным ощущениям, дай тренеру волю, он без обиняков сказал бы: “Ну что вы от меня хотите?! С таким подбором исполнителей я ни за что не ручаюсь!” Собственно, косвенно он это и произнес, когда позже, в процессе поступления докладчику вопросов, парировал настойчивые просьбы министра спорта гарантировать успех на олимпийской квалификации и домашнем чемпионате мира. Метафора уже была обкатана в одном из интервью в Хельсинки: “У меня нет магического шара, в котором я мог бы увидеть будущее. Но мы будем работать”.
Будет, после вчерашнего заседания в этом почти не осталось сомнений. Тема ухода финна с поста прозвучала только в виде вопроса ему Олега Качана: “Но вы хотите остаться?” “Оф кос, — с понятной без перевода готовностью отозвался Хейккиля. — У нас уже готовы планы на следующий сезон, в июле планируем созвать кэмп способной молодежи, возможно, сыграть спарринг с какой-нибудь сборной. Например, украинской”. Что ж, дай бог, чтобы накопленный в мае хельсинкский опыт в будущем способствовал концептуальному прорыву. Правда, совершать его финну, видимо, придется уже без поддержки напарника, который его фактически и сосватал на пост. В процессе дискуссии Игорь Заичков без видимой привязки к проходившим дебатам предложил освободить от должности генерального менеджера сборных Владимира Сафонова. В вину ему, правда, ставились неубедительные факты: в частности, неудобное размещение сборной в Хельсинки. На что критикуемый вполне резонно заметил, что выбор места проживания команд — прерогатива оргкомитета чемпионата мира. Но, так или иначе, федерации было порекомендовано найти кого-то “помоложе и поразворотливее, возможно, даже на конкурсной основе”. На голосование вопрос не ставился, но, учитывая уровень “рекомендации”, сомневаться в ее скором исполнении приходится едва ли.
Интересно, что в тренерском докладе ни разу не всплыла “тема Мезина”, поднятая только после настоятельной просьбы из президиума. Коуч еще раз высказал полное недоумение произошедшим инцидентом, признавшись, что последний раз виделся с вратарем до его самовольного отъезда из хельсинкского лагеря команды. С ним, правда, успел встретиться Сафонов, гарантировавший, что, если Мезин будет нужен сборной, он в нее непременно приедет.
Изрядно подавив на нервы Хейккиля в ходе примерно часового заслушивания-расспрашивания, финна отпустили с миром в зал, которому было предложено высказываться по сути услышанного. “Сергей Александрович, вы что-то долго помечали, вероятно, вам есть что сказать”, — обратился Ворсин к гендиректору “Юности” и заодно своему общественному заму в федерации Солонцу. Тот оказался готов к такому пасу: “Считаю, основная причина кризиса — отсутствие конкуренции в сборной. Кого ни назначь ее тренером, на 90 процентов состав известен заранее. Удивительно, но многих наших игроков сейчас нужно уговаривать перейти в “Динамо”. Они понимают: там им светит двусторонний контракт максимум на 10 тысяч. Так зачем напрягаться, если в ОЧБ они имеют немногим меньше? Нужно незамедлительно создать вторую команду и запустить ее в КХЛ. Может, даже с ближайшего сезона. Если не получится — хотя бы в ВХЛ. Это умерит аппетиты игроков экстралиги, придется попотеть, чтобы выйти на более высокий уровень с более высокой зарплатой…”
Вопрос финансирования не мог не быть поднят. Вернее — его несоответствие результатам. “Если не в коня корм, зачем государство тратит такие деньги на ОЧБ и КХЛ? Значит, нужны оргвыводы. Денежки, которые идут на “Динамо”, подрежутся и пойдут на развитие детского хоккея. Ясно, что сам никто не откажется от комфортной жизни. Посмотрите на тех же латышей: и арен у них поменьше, и зарплаты в хоккее вряд ли выше. А при этом и в плей-офф КХЛ выглядят лучше, и сборная на чемпионатах мира — явно не хуже… Ясно, что всем пока тепло, но это может в одночасье закончиться. У наших хоккеистов зарплаты, которым и министры позавидуют. И ладно бы эти хоккеисты еще в чемпионах ходили…”, — цитата от Сергея Тетерина.
Вторил ему и Игорь Заичков: “Хоккей у нас на четырнадцатом месте по количеству занимающихся и на первом — по финансированию. Пора уже начинать “мешки таскать”. Черным по белому прописано требование отчислять четверть средств на развитие школ, а по стране выходит в среднем семь-восемь. Почему не наказываем?!”
В похожем духе высказался и министр спорта Олег Качан: “Нужно, наконец, выстроить систему подготовки до 2014 года, использовать для этого все возможности. Переплести ее с “Динамо”, ОЧБ, собрать все в один кулак… В последние годы активизировалась работа с резервом, но в ней все равно остаются недостатки, разнополярность мнений. Доходит до того, что уже рядовые сотрудники федерации в “Прессболе” высказывают свою позицию. И несколько слов — руководству клубов экстралиги. Мне надоели письма о нищенском положении школ. Как сказал помощник президента, если непонятно, что их нужно достойно обеспечивать, — объясним жестче. При этом ряд клубов обходят потолки зарплат. Уверен, за это кто-то ответит”.
В общем, слова звучали правильные, но мало чем отличающиеся от услышанных здесь же, от тех же ровно год назад. Единственным глобальным отступлением от прошлогоднего сценария стало последовавшее в конце первой части заседания выступление Евгения Ворсина: “Верно говорят, что безответственность обычно общая, а вот ответственность — персональная. Все упомянутые промахи отношу и на свой счет. Если результата нет, допущены ошибки, в том числе и руководством. Поэтому хотел бы предложить членам исполкома включить в постановление о заседании созыв внеочередной конференции, на которой принять отставку председателя федерации. Возможно, на ней же избрать нового. По уставу на такой созыв отводится месяц. За это время сделаю все, чтобы поправить положение, доработать документы”.
Не то чтобы просьба председателя стала громом среди ясного неба. Создалось ощущение, что собрание ожидало этих слов, и Ворсину просто дали “уйти красиво”. Тем более что Заичков немедленно подчеркнул: Евгений Николаевич возглавляет оргкомитет по подготовке к ЧМ-2014 в Минске, и на этой должности ему целесообразно остаться. Так что главным виделся вопрос о его возможном преемнике у руля ФХРБ. Сергей Солонец, которого молва сватает уже не первый месяц, от такой вероятности в кулуарах публично открестился: “Не допускаю подобного варианта, не вижу себя в этом качестве. Считаю, это должен быть человек с мощным административным ресурсом”…
Эти откровения Сергей Александрович произносил в перерыве заседания по окончании первой части. На второй, длившейся более двух часов, уже отсутствовал спортивный генералитет, и также было много споров. Но итогом стало лишь прогнозируемое утверждение озвученных в первой части форума предложений. А именно — клубам ОЧБ перекроют лазейки по обходу потолка зарплат в 75 тысяч долларов в месяц, запретят использовать иностранных вратарей уже с ближайшего сезона. “Динамо” разрешат иметь в экстралиге два фарм-клуба с неограниченными трансферным “дедлайном” переходами белорусов. Заодно был утвержден наставник юношеской сборной (Андрей Ковалев) и предложены кандидаты тренеров молодежной — Андрей Расолько, Александр Макрицкий и Александр Белявский. Кто конкретно станет у руля или, возможно, штаб будет именно в таком составе — определятся позже. Видимо, “позже” — это не ранее июля, когда к власти придет новый глава ФХРБ. Кто бы им ни стал, ему не позавидуешь.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?