Реконструкция стадиона "Динамо". Новый облик за 150 миллионов евро

21:14, 3 июля 2012
svg image
10363
svg image
0
image
Хави идет в печали

Со стороны заказчиков подпись под документами поставил исполняющий обязанности директора арены Юрий Криводубский, со стороны подрядчика — исполнительный директор компании Тамаш Варга. Не пройдет и трех лет, как находящаяся в географическом центре Старого Света страна получит наконец современную футбольную арену, на которой не стыдно будет принять даже финал Лиги Европы.
К событию с большим интересом отнеслись не только в наших палестинах, но и в Венгрии. К церемонии подписания контракта был приурочен визит в Беларусь большой венгерской делегации промышленников и бизнесменов во главе с госсекретарем Министерства национальной экономики Розой Надь, которую в белорусской столице принимали заместитель председателя Мингорисполкома Игорь Карпенко и замминистра иностранных дел Елена Купчина.
Те, кто внимательно следил за перипетиями борьбы на завершившемся чемпионате Европы по футболу, безусловно, обратили внимание на красавец-стадион во Вроцлаве — в день открытия турнира там состоялся один из лучших матчей групповой стадии Россия — Чехия. Великолепное сооружение вместимостью более 42 тысяч зрителей, самое большое по высоте среди стадионов EURO»2012 — как раз детище венгерского “Грабоплана”, имеющего более чем 40-летний опыт работы в области изготовления воздухоопорных куполов и натяжных мембранных конструкций для покрытия стадионов любых форм и размеров. Проектирование, изготовление и монтаж подобных “мембран” — это вообще новейшая современная область строительной промышленности, за которой будущее и перспективы. Главная функция мембранных конструкций — защита спортивной арены от метеорологических явлений (солнца, осадков), к тому же при проектировании можно запрограммировать любой размер покрытия, его индивидуальную форму. Срок эксплуатации мембраны, например, из стеклоткани PTFE, гармонично сочетающейся с окружающей архитектурной средой, определенно внушает уважение, ибо достигает 50 лет.
Помимо стадиона во Вроцлаве, “Грабоплан” разработал и внедрил мембранное покрытие на главной арене чемпионата мира по футболу 2006 года в Берлине, на стадионе в столице Нигерии, где проходили Всеафриканские игры 2003 года, на арене чемпионата мира 2002 года в южнокорейском Пусане, а также на двухъярусных “пятидесятитысячниках” во Франкфурте-на-Майне и Бухаресте. Как видим, подобные мегапроекты наглядно свидетельствуют об уже сложившемся мировом реноме подрядчика, взявшегося за реконструкцию главной спортивной арены Беларуси, и это не может не радовать. Однако пока совсем уж о конкретном облике нового-старого стадиона речь вести рано — в природе существует лишь эскизный проект, где отражены основополагающие технические нормативы будущего строительства. Полноценный детальный проект, разработка и воплощение в компьютерную модель которого, к слову, стоит около 400 тысяч евро, будет представлен общественности позже. Пока же в русле доступной информации, не подпадающей под гриф коммерческих секретов, корреспондент “ПБ” по горячим следам сделки взял эксклюзивное интервью у исполнительного директора строительной компании “Грабоплан” Тамаша ВАРГИ.

— Большое спасибо, господин Варга, за то, что в столь плотном графике пребывания в Беларуси вы нашли “окно” для интервью нашей газете. Прежде всего животрепещущий вопрос: каким образом после осуществления столь масштабных проектов по всему миру у вашей компании возникла идея возведения спортивного объекта в Беларуси?
— Нам интересен рынок стран СНГ, куда относим Беларусь, Украину и Россию. Во-первых, расстояния от этих государств до Венгрии не очень большие, а во-вторых, именно в этом регионе совсем недавно прошли и в скором будущем состоятся главные футбольные события. Имею в виду чемпионат Европы, который приняли Польша и Украина, и чемпионат мира 2018 года, доставшийся России. Поэтому наш белорусский проект можно рассматривать как своего рода промежуточную остановку между EURO»2012 и Кубком мира-2018. Хочется, чтобы высокие европейские стандарты при возведении крупных спортивных объектов стали привычными и доступными, в том числе для вашей страны.

— Почему речь зашла именно о реконструкции стадиона “Динамо”, а не о постройке принципиально новой арены? Тот же Национальный стадион в Киеве наглядно продемонстрировал, что реконструкция зачастую втягивает гораздо больше средств, нежели строительство с нуля.
— Это было непременное условие столичной мэрии, выступившей заказчиком, поскольку ваш стадион с его продолжительной историей сыграл большую роль в жизни Минска и всей страны, а также является объектом архитектурного и культурного наследия. Наша задача — на компактной территории и с максимально возможным сохранением облика “Динамо” воздвигнуть новую современную арену, отвечающую международным требованиям УЕФА. Возможно, при этом узнаваемая стена старой арены станет образующей и у новой, а возможно, останется только часть овала. Сейчас с определенностью можно сказать только одно: площадь самой арены после реконструкции станет меньше нынешней, зато высота трибун и их крутизна увеличатся.

— Какой категории по классификации УЕФА будет соответствовать “Динамо” после завершения реконструкции?
— По регламенту ассоциации арена сможет получить сертификат “4 звезды”. Это значит, что как минимум 80 процентов всех зрительских мест будут защищены от непогоды специальным навесом. При этом и футболисты, и арбитры, и болельщики найдут на стадионе всевозможные удобства для работы и отдыха.

— После ознакомления с объектом приложения ваших сил, какие мысли превалировали: оптимистичные или наоборот?
— Сразу было видно, что это сложный проект, поскольку стадион находится в центре столицы, и вокруг него не так-то просто возвести большую строительную площадку. К тому еще есть много вопросов по безопасности при процедуре разрушения прежних конструкций — вокруг ведь нет пустующего пространства. Тем не менее с оптимизмом жду начала строительства.

— Местоположение стадиона, ландшафт показались вам интересными?
— Место любопытное… Большой холм, ставший своего рода основанием для главной трибуны динамовской арены. Стадион как бы строился в гору. Что это означает на практике? В ходе реконструкции непременно столкнемся с грунтовыми и дождевыми водами, скапливающимися у основания холма. Но все это предусмотрено, и неожиданностью не будет.

— Что стало доминирующим при разработке проекта?
— Сразу определили мощность будущей арены — она вместит 41 тысячу зрителей. При этом сооружение должно быть легким, воздушным, без массивных тяжеловесных конструкций и архитектурных деталей.

— Сохранится ли на “Динамо” легкоатлетическая дорожка?
— Ни в коем случае. Это будет чисто футбольный стадион, поэтому трибуны максимально приблизят к полю. Предполагается, что со всех мест зрители должны видеть зеленый газон как на ладони. Для этого угол наклона трибун будет значительно увеличен, отчего, как уже говорил, возрастет высота сооружения. Тем самым болельщики как бы погружаются в атмосферу игры, становятся ее виртуальными участниками, могут слышать даже реплики игроков или тренеров на поле.

— Что будет со старым газоном?
— Срежем под корень. Мне ли вам объяснять, что газон динамовского стадиона уже не соответствует современным требованиям и однозначно требует замены. Вместе с обновленной ареной вы получите отличное поле с подогревом и дренажем по последнему слову техники.

— Какова компоновка трибун?
— Планируются круговые, без прерывания, трибуны в два яруса.

— За счет какой конструкции будет удовлетворено требование УЕФА о перекрытии от ненастья как минимум 80 процентов зрительских мест?
— Защитим трибуны специальной крышей-мембраной из стеклоткани высокой прочности на кабельно-тросовой силовой системе. Удельная прочность таких оболочек выше аналогичного показателя традиционных конструкционных сталей. К материалу не прилипает грязь, он хорошо противостоит ультрафиолетовым лучам, водонепроницаемый, несгораемый и, что будет использовано в дальнейшем, обладает высокой отражающей способностью. То есть в темное время суток материал с помощью специальной светотехники заиграет красивыми разноцветными оттенками. Получится очень воздушно и легко. Скажу, что вся крыша стадиона будет весить всего 3000 тонн при площади 25000 квадратных метров.

— Каким образом будут модернизированы информационное табло стадиона и его акустические системы?
— При возведении арен требуется учитывать такой фактор, как многократное эхо от мощных динамиков. Чтобы его устранить, нужно устанавливать внутри чаши специальные поглотители звуковых волн. В нашем случае с этой задачей прекрасно справится мембранная конструкция. Что касается табло, то старое однозначно уберем, а вот место, где в итоге будет смонтировано новое, еще не определено. Может, оставим на прежнем месте, а может, на хоккейный манер разместим в центре под самым сводом.

— Так же, как на стадионе во Франкфурте-на-Майне?
— Абсолютно верно. И на арене в Бухаресте. Еще подумаем над этим аспектом.

— Какая участь ожидает построенный к Олимпиаде-80 козырек над основной трибуной?
— Его постигнет та же участь, что и газон с табло. Бетон, из которого он сделан, пойдет на строительство ваших дорог. Двухъярусные трибуны без каких бы то ни было надстроек будут иметь форму эллипса.

— Будут ли снесены четыре осветительные мачты? Каким образом будет решено световое оформление матчей?
— По требованию УЕФА для стадионов четвертой категории поверхность поля должна освещаться силой 1400 люкс. Интенсивность будет достигнута с помощью современной светотехники, которую смонтируют по внутреннему контуру крыши-мембраны. Естественно, прежнее световое оборудование за ненадобностью уберут, а четыре стальные вышки снесут.

— Как планируется решить задачу по выделению на стадионе функциональных зон (VIP-ложа, пресс-центр, комментаторские кабины, раздевалки команд)?
— Не думаю, что читателям будут интересны пространственные расчеты. Главное, что все необходимые функциональные зоны на стадионе будут присутствовать в высоком качестве исполнения.

— Как обеспечите на стадионе безопасность зрителей и футболистов?
— Планируем смонтировать специальную систему видеонаблюдения — и это тоже требование УЕФА. Путь футболистов и арбитров на поле станет защищенным, особые меры безопасности будут предприняты в гостевом секторе, который оснастят отдельным выходом с арены.

— Расположение объекта в самом центре города подразумевает проблемы с поиском места под строительство парковок для многочисленного личного автотранспорта зрителей. Как будете выходить из положения?
— Станем проектировать места для парковки только после того, как определятся улицы, с которых можно будет организовать проезд на стадионную территорию — без создания пробок и помех движению общественного транспорта.

— Несет ли ваш подряд на реконструкцию социальную нагрузку? Имею в виду возведение инфраструктуры вокруг стадиона — фитнес-центр, спа-салон, теннисные корты, рестораны, магазины и так далее.
— Скажем так: в проекте предусмотрены места для возведения перечисленных объектов.

— В какую сумму выльется реконструкция “Динамо”, и каков механизм финансирования?
— Ваше Министерство иностранных дел уже озвучило сумму — стоимость реконструкции рассчитана исходя из 150 миллионов евро. Венгерская страховая компания страхует сделку, а для финансирования проекта планируется привлечь синдицированный займ банков Венгрии.

— Каковы сроки исполнения заказа, и когда компания планирует начать работы на объекте?
— Реконструкция стадиона “Динамо” продлится 28 месяцев, а начнем мы ее в октябре-ноябре нынешнего года.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?