"Олимпийка". Пролог на троих. Тайна четырех континентов

12:17, 26 июля 2012
svg image
1970
svg image
0
image
Хави идет в печали

Соображать в этот раз собрались: не попавший в олимпийский ростер бронзовый призер “молодежного” EURO Никита БУКАТКИН, видный деятель прессболовской интернет-галерки Виктор ТУМЕЛЕВИЧ и штатный труженик газеты журналист Сергей КАЙКО.

Какую роль стоит прочить белорусским футболистам на лондонской Олимпиаде?

Виктор Тумелевич. Большое дело уже то, что нашу “труппу” в кои-то веки утвердили в качестве действующих лиц и исполнителей олимпийской постановки на родине Шекспира. В кадр они в любом случае попадут. А дальше — турнирный “кастинг” покажет. Все может статься. Спектр ролей широчайший. От амплуа “кушать подано” до героев второго, а то и первого плана. Сюжетная линия в разработке. Не исключено повторение датского сценария годичной давности. Лютый экшн с хеппи-эндом. Почему бы и нет? Этой сборной везет с самого ее зарождения. Прет прямо не по-детски. Осталось пройти всего-то три тура в группе, и театр мечты откроет врата великих возможностей. Надо пробоваться. Стартовать нам снова выпало душещипательной сценой с затерянными в океанах островитянами. Пусть бы из этого вышел сиквел на манер прошлогоднего спектакля с Исландией. Вот одолеем сегодня новозеландцев, и тогда они нам помогут. Ну, а коли нет, то прямая дорога в массовку. Олимпийский туризм, товарищи, еще никто не отменял. Пробы этим четверговым вечером просто обязаны удаться. В этом случае стоит прочить белорусским футболистам завидную роль поставщиков очков в олимпийский зачет отечества. Свершение грандиозное. На века.

Сергей Кайко. Ощущения перед стартом сложные, противоречивые. В перспективу хочется смотреть трезво, но куда девать розовые очки болельщицкого идеализма? Сквозь эту патриотическую оптику подмывает нагадать парням три короба успехов — с праздничным финишем подальше от барьеров группового раунда. Ну в самом деле — разве не по плечу белорусам занять второе место в своем пуле, а после в обнимку со “спадарыней”-удачей надерзить еще и кому-нибудь в плей-офф? Мне представляется это не только желанным, но и реальным. Но вот если отринуть ура-настроения, то следует признать: команда наша не выглядит хищником, изготовившимся к прыжку. У нее есть проблемы, ее контрольные спарринги обнадеживают не вполне — и ежели день грядущий готовит нам сплошное разочарование, то, откровенно говоря, удивляться этому тоже не придется.

Никита Букаткин. Если беспристрастно оценивать потенциал команды, то найдется, конечно, немало факторов не в нашу пользу. Мы впервые в истории вышли на такой турнир. У нас нет опыта, олимпийских футбольных традиций. Белорусские игроки не слишком известны в Европе. И так далее. Зато у нашей сборной есть отличный коллектив и квалифицированный тренерский штаб, способный настроить на борьбу так, что у ребят все будет гореть внутри — и они будут биться за себя, за страну, за людей, которые за них переживают… Это дорогого стоит. Хотя группа у нас сложная, с явным фаворитом — Бразилией. Впрочем, остальные три сборные — примерного одного уровня. И, значит, прав Георгий Кондратьев, когда говорит: шансы белорусов, египтян и новозеландцев равны — и равны 33,3 процента.
О соперниках нашей сборной много не скажу — не имею информации. Новая Зеландия, видимо, играет в силовой, британский футбол. Египтяне техничны, быстры — помню их по товарищескому матчу на уровне “молодежек”. Правда, это давняя история — я еще за солигорский “Шахтер” выступал. Кажется мне, что и с бразильцами в принципе потягаться можно. А в целом — бороться за выход из группы. Для начала. А что будет после — судить не берусь. Задачи решать надо по мере поступления — шаг за шагом.

Какие козыри припасены в белорусском рукаве — и достаточны ли они для рывка?

С.К. Год назад в Дании белорусы замешали бронзовый успех на нескольких факторах. Во-первых, были здорово подготовлены физически. Во-вторых, правильно выбирали и свято блюли тактику. В-третьих, бились с соперниками напропалую — на грани самопожертвования. На чем стоят все три перечисленных кита — дело ясное. Это инструментарий Кондратьева — он и тактик, и мотиватор, и спец по части “функционала”. Можно не сомневаться: на том же самом фундаменте белорусы будут строить игру и на Олимпиаде. Хотя бы потому, что больше ее строить — не на чем. С позиции силы и класса если с кем и можно сыграть — то лишь сегодня с новозеландцами.

Н.Б. Главная наша сила — тренерский штаб. Кондратьев с помощниками досконально знают футболистов, многие из которых выступали год назад на молодежном EURO. Структура игры с тех пор осталась прежней — это тоже плюс. И еще, разумеется, белорусской сборной характерны самоотверженность, неуступчивость, жажда борьбы. Вспомните ответный матч плей-офф с итальянцами. Никто не верил в наш успех. А белорусы победили — и именно за счет характера. Или поединок с испанцами уже в Дании — в полуфинале. Вели 1:0, выполняли план на игру, у соперника почти моментов не было — пока не наступила та злополучная 89-я минута, на которой была допущена роковая ошибка… Что ж, на ошибках учатся. Будем надеяться, что на Олимпиаде ничего подобного не произойдет.

В.Т. При всех несомненных игровых достоинствах нашей “олимпийки”, которые, верно, не остались незамеченными сторонними наблюдателями из числа футбольных специалистов, главным ее козырем рискну назвать отменные, самобытные мотивационные настройки, на голову превосходящие, надо думать, зарубежные аналоги противников по группе. К сожалению или к счастью, в футбол давно выучились играть повсеместно. И откровенных “экзотов” не сыщешь уже даже на Олимпиадах. Усмотреть наше преимущество перед соперниками в технике, тактике и физических кондициях язык как-то не поворачивается. С негодованием отметаю и мысль о так называемой недооценке кем-то из них игровых достоинств белорусов. Хотя… Нас они, конечно, уважают. Но вряд ли так уж боятся. Может быть даже, мы в их глазах самые что ни есть “экзоты”. Случайные залетные выскочки. Сбой европейской системы отбора на Игры. Молодые бразильцы, новозеландцы да и египтяне, наверное, подсознательно понимают, что в будущем их ждут разного рода “мундиали” еще большей значимости. Для нынешнего же поколения соотечественников — это турнир всей жизни, равному которому по эпохальности в их игроцких карьерах, скорее всего, быть не суждено.

Что может помешать нашей команде покорить желаемые высоты?

Н.Б. У меня простой ответ — волнение. Никто из ребят на таком турнире раньше не играл, Олимпиада вообще бывает раз в жизни — не перегореть бы… Многое будет зависеть от того, как футболисты сами себя настроят, как с ними над психологией поработают тренеры. В этом смысле чрезвычайно важным будет первый матч — с Новой Зеландией. Если победим — придет драгоценная уверенность и дальше будет проще. А если проиграем, поставим себя в трудное положение, а впереди матч с бразильцами… Морально будет очень тяжело.

В.Т. О, да что угодно! Несбалансированность состава, выпадение из него ключевых фигур по причине (не дай бог) травм и дисквалификаций, судейские ошибки, отсутствие фарта, скованность и даже игровая трусость, несыгранность оборонительных построений, неспособность плеймейкеров к созиданию и обострению, недостаточное исполнительское мастерство в завершающей стадии атак, сила соперников, наконец. Сдрейфить, конечно, могут. Вынося за скобки матч с Бразилией (там нам, сдается, ничто уже не сможет помешать), сфокусируем внимание на ключевых для турнирной судьбы сшибках с представителями Океании и Африки. Никто ведь не станет утверждать, будто эти сборные нам не под силу? Перебегать их мы вряд ли сможем. Но стоит попробовать переиграть. Не просто выглядеть, но и реально быть умнее противников в каждом игровом эпизоде. Включать игровое мышление, видеть поле, чувствовать локоть друг друга, быть командой. Культура паса, заряженность на непременную угрозу чужим воротам в каждой атаке, исключение собственных ошибок, обрезок, потерь мяча на своей половине газона. Еще очень важно, если забьем по ходу ристалищ первыми, не “косить” под БАТЭ с его пресловутыми “ресурсосберегающими” технологиями. Тот, кто легкомысленно полагает, что может позволить себе играть “по счету”, должен помнить незыблемую истину: по счетам всегда приходится расплачиваться…

С.К. Так получается, что об изъянах нашей сборной говорить проще, чем о достоинствах. Увы — но такова се ля ви. В “списке 18” полно, например, тех, кто сегодня далековат от своих лучших карьерных времен. У нас всего один легионер (у тех же новозеландцев их больше половины). Среди олимпийцев почти нет футболистов, диктующих моду в национальном чемпионате. Скажем, в числе 35 игроков с наилучшим рейтингом “ПБ” по итогам 19 туров обнаруживаются лишь четверо кондратьевских подопечных: Бага, Драгун, Брессан и Поляков. Если копать глубже, то можно увидеть, что позиция одного из фланговых защитников после травмы Витуса опасно заголилась. И, наконец, голкипер Гутор — опора сборной — последний раз играл за БАТЭ аж 24 марта, в первом туре чемпионата против “Минска”! При этом мы точно знаем, что на белорусского вратаря гарантированно выпадет немалая олимпийская нагрузка — и на его игре замкнуто очень много наших надежд. И еще мы знаем, что за спиной Гутора — необстрелянный Щербаков. Если не дай бог что — пост номер один может губительно зазиять… Очевидно, во вратарском вопросе Кондратьев рискует — что ж, пусть ему снова повезет.

Верен ли кадровый вектор, взятый Кондратьевым при формировании обоймы,
с Брессаном и Корниленко на острие?

С.К. Комплектуя состав, наставник белорусов оказался в совершенно новой ситуации. Неведомой прежде в Беларуси. Никто и никогда не был в его шкуре — и не решал задачку сродни этой, со многими неизвестными. Ведь мало было Кондратьеву сбить обойму по принципу “18+4” (основа плюс резерв на случай ЧП) — вдобавок следовало учитывать возрастные цензы и входить в положение клубных коллег. В итоге получилось то, что получилось, — и квоту “переростков” наш рулевой заполнил с помощью таранного форварда из Самары и плеймейкера из Борисова. С первым все ясно — такие люди нам нужны. Вокруг второго же разгорелась было пещерная дискуссия — когда досужая молва тыкала в бразильское лицо новеньким белорусским паспортом. Впрочем, это пена — куда важнее, как Ренан проведет эти олимпийские деньки, как сыграет в майке с гербом. У меня на сей счет, признаюсь, четких предчувствий нет. Кроме того, что Кондратьев на бразильца всецело полагается, а он сам готов грызть английскую землю — за себя, тренера и новую родину. Доверие наставника и отклик подопечного — в былые времена из этого получалась гремучая смесь.

Н.Б. Наверное, я не вправе подвергать оценке любой тренерский выбор. Как игрок, должен принимать такую позицию: наставник всегда прав. Вот и Кондратьев прав. У него ведь были ясные критерии отбора футболистов. Он отдавал предпочтение тем, кто на данный момент находится в лучших кондициях, плюс анализировал амплуа кандидатов. Известно, например, что в Беларуси дефицит острых нападающих — таких, кто мог бы решить в свою пользу эпизод, реализовал момент. Сергей Корниленко — как раз из их числа. Пусть у него получится — пусть оправдает надежды, все будут только рады. То же самое и Брессан — главный тренер искал игрока в центр поля и остановил выбор на бразильце.
Обижаюсь ли я, что не попал в Лондон? Нет, конечно. Естественно, пока значился в предварительных списках, надеялся сыграть на Олимпиаде, очень хотел. Но тренер вызвал других — и я эту ситуацию воспринимаю спокойно. Значит, были ребята, которые больше достойны Игр. У меня к ним ни ревности, ни зависти. Такова жизнь. Буду болеть за сборную, желаю ей удачи. Все-таки этой команде я отдал частичку души — и вместе с другими костьми ложился ради олимпийской путевки.

В.Т. Хочется верить, что с выбором Брессана главком сборной не ошибся и белорусская “десятка” таковой и будет в ее составе. Можно, разумеется, с легкостью неимоверной ставить под сомнения лидерские качества нашего бразильца. Но их наличия от Ренана никто и не требует. Для чего кооптирован был в “олимпийку” сей отрок? Для креатива, в котором команда испытывает острую нужду. Взаимопонимание с партнерами? Подспудные “антициклоны” командного микроклимата? Оставим разглагольствования на эти глубоко научные темы футбольным синоптикам и прогнозистам… Что до Корниленко, то он должен помочь в матче с Новой Зеландией. Решать его исход Сергей просто обязан! Забивать голы такого рода соперникам — его формат. И если сегодняшним вечером все сложится как нельзя лучше, призыв старого дядьки-форварда уже можно будет считать удачной находкой. Но, кажется, опрометчиво полагать, будто Брессан и Корниленко вдруг станут стилеобразующими стержнями (“энерджайзерами” за себя и за того парня) в этой сборной. Понимание сего в обязательном порядке должно присутствовать у молодых партнеров по команде. И, само собой, у ее капитана Стаса Драгуна. Вот он — лидер! Самая бесспорная кандидатура из пула трех “переростков”. От его игры зависеть будет много больше, чем от Сергея с Ренаном вместе взятых на “острие”…

Олимпийский футбол имеет уникальную специфику, отчего многие называют его неполноценным. Должны ли брюзжать мы, белорусы?

В.Т. Отчего бы и не побрюзжать? Это завсегда пожалуйста! Это по-нашему, по-белорусски. Только, сдается мне, не тот случай. На самом деле ведь нам несказанно свезло! Стать очевидцами события поистине исключительного — первая в истории футбольная сборная с постсоветского пространства получила право выступить на Олимпиаде. И это (с ума сойти) — Беларусь! Радоваться пока надо. Сопереживать, болеть и поддерживать. А колкости, скепсис и задний крепкий ум потом включим. По факту. С высоты прожитых лет потомки расставят свои, правильные, акценты сему достижению. Опыт, в любом случае, уникальный и неповторимый. Даже если вдруг он повторится-таки еще при наших жизнях. Вполне возможно, что нынешний “U-23+3”-формат в недалеком и светлом будущем отживет свое за очевидной его нелепостью. ФИФА и МОК придут к грамотному совместному решению, упразднив возрастные цензы. Это будет правильно и в высшей степени разумно. Но это вероятное обстоятельство никоим образом не умалит нынешнего великого успеха белорусского футбола. Без пафоса: не облажайтесь там, ребята!..

С.К. Когда слышу разговоры о том, что футбол на Олимпиаде — не футбол, а суррогат, сразу вспоминаю Сеул-88. С победой советской сборной в финале над бразильцами в дополнительное время. Маслаченковское “Савичев, умоляю, забивай!” — до сих пор легко на помине и заставляет вздрагивать… Нет, не должны мы крутить носом и кивать на “неформат” олимпийского соккера. Это прекрасный светлый турнир, мы не чужие на этом празднике, у нас есть шансы и есть ядреная группа, представленная четырьмя континентами. Как говорится — смотрите и наслаждайтесь.

Н.Б. Трудно не согласиться с тем, что футбол на Олимпиадах своеобразный. И по срокам проведения, и по правилам комплектования сборных. В других игровых видах выступают те, кто и добывал путевку — у нас же все иначе. Считаю, это неправильно. Тем не менее эта специфика ничего в нашем восприятии не должна изменить. Игры — это огромный праздник. И футбол — часть этого праздника. Не только для нас, но и для других стран. Мне вот кажется, что за белорусских ребят будут болеть и россияне, и украинцы. Ведь мы единственные на постсоветском пространстве, кто сыграет на Олимпиаде в футбол. Это здорово. Удачи!

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?