Год после трагедии. В память о погибших, в назидание живым

22:39, 10 сентября 2012
svg image
1027
svg image
0
image
Хави идет в печали

Само собой, не только в Беларуси, потерявшей в роковом рейсе троих своих сынов. Но здесь речь в первую очередь о поминаемых в субботу и воскресенье белорусах.
И правда, год прошел, а как мало изменилось. Впрочем, чему меняться на кладбище — вот уж воистину место, где стабильность возведена в абсолют. И все же не совсем: две могилы на старейшем в Минске Кальварийском погосте преобразились, на них в годовщину гибели установлены два новых памятника — тренеру по физподготовке Николаю Кривоносову и молодому форварду Сергею Остапчуку.
Оба были освящены в пятницу — день в день с датой последнего разбега рокового “ЯКа” по бетонке “Туношны”. Николая — чуть раньше, незадолго до полудня, Сергея — в районе трех часов дня. То есть, учитывая разницу между минским и московским (ярославским) временем, — едва ли не с точностью до минуты через год после трагедии, разделившей мир на “до” и “после”. Год прошел, а печальный антураж все тот же. Разве что погода в минувшем сентябре в эти дни была чуть лучше — потеплее и без порывистого ветра, иногда сопровождаемого дождем.
Могилы, вновь утопающие в цветах. И теперь уже смотрящие с памятников лица погибших — навсегда молодые. Николай как будто смотрит с парадного заявочного фото. Сергей и вовсе в полной боевой. Вот уж где действительно спор о том, в какой форме должен быть человек на монументе, неуместен: с юных лет и вплоть до чудовищно преждевременной гибели Остапчук был связан с “Локомотивом”, так и не успев примерить форму национальной сборной Беларуси. Хотя до этого оставалось всего ничего. Точнее — один успешный полет. Правда, и историческая родина новополочанина в композиции не была забыта. На одной стороне сотворенной мастерами гранитной ограды монумента герб “Локомотива”. На другой — “Химика”-СКА…
“Упокой, Господи, души усопших раб твоих — Николая, Сергия и Руслана”, — слова священников, проводивших обряды освящения, соседствуют с теплыми словами присутствующих на печальной церемонии мирян. Кто-то вспоминает тренерские таланты Кривоносова, кто-то — безусловные перспективы делавшего лишь первые шаги во взрослом хоккее Остапчука. Родители снова выслушивают слова поддержки от друзей и представителей хоккейной общественности. От мамы Сережи вновь не отходит родня, держа наготове валидол…
За пятницей следует суббота — день поминовения Руслана Салея. По злой иронии судьбы, как и год назад похороны, день поминовения совпал с празднованием в Минске Дня города. Но если уж в 2011-м гуляниям тактично не дали пересечься с панихидой, то нынче — и подавно. В субботу эпицентр памяти о погибших в ярославской катастрофе переместился на Восточное кладбище.
Первыми, кого увидел, с трудом припарковавшись у входа на него, была представительная делегация. Александр Шумидуб, Владимир Копать, Вадим Бекбулатов, Сергей Еркович, Олег Хмыль, Олег Антоненко — простите, если кого забыл упомянуть. Кто-то, как, например, гомельчане Шумидуб и Копать, с трудом вырвались со службы, чтобы приехать на могилу товарища, — в субботу проходил очередной тур чемпионата страны в экстралиге. По этой же причине не смог прибыть главком “рысей” Андрей Скабелка, не преминувший высказать досаду по этому поводу на послематчевой пресс-конференции. Ерковичу, занявшемуся нынче воспитанием хоккейной молодежи в Финляндии, пришлось проехать за рулем тысячу километров…
В общем, узнаваемых персон, которым приятно пожать руку, хватало. Печально лишь, что собрать их на одном пятачке пространства-времени смог лишь столь печальный повод. Последнее земное пристанище капитана сборной, понятно, тоже утопало в цветах, почти скрывших от любопытных глаз нижнюю часть мемориальной композиции, символизирующей лед и линии жизни Руслана. На верхней — сам капитан сборной в соответствующей форме с неизменным 24-м номером. Неизменным и в будущем в сборной больше не никому не достанущимся.
И снова теплые слова — от мэра Минска Николая Ладутько, главкома “Юности” Михаила Захарова и мамы Руслана Тамары Гавриловны. Для нее-то минувший год точно выдался пустым, как ни для кого: потеряв в сентябре 2011-го сына, в июле уже этого года она похоронила и мужа.
Через полтора часа по окончании поминальных церемоний на кладбище на арене в парке Горького состоялся мемориальный матч в память о великом белорусском защитнике. Его можно было смело назвать не только памятным, но и жизнеутверждающим. Вряд ли готовившейся через два дня стартовать в чемпионате ВХЛ “Юности” лига решит засчитать субботний поединок за спарринг. Регламент нестандартный (три периода по пятнадцать минут) да и соперник нетривиальный — сборная ветеранов хоккея Беларуси. Но для истории составы обеих команд все же приведем:
ЮНОСТЬ: Белинский (Бородуля, 21.19); Башко — Заламай, Павлович — Развадовский — К.Захаров; Шелег — Ерохо, Туркин — Шафаренко — Тимченко; Казакевич — Карев, Слыш (к) — Боровков — Абакунчик; Яновский — Семочкин — Кирющенков.
СБОРНАЯ ВЕТЕРАНОВ: Мезин (Щебланов, 43.21); Хмыль — В.Салей, А.Костицын — С.Костицын — М.Захаров (к); Журик — А.Макрицкий, Ковалев — Бекбулатов — Цыплаков; Корзюк — Костюченок, Шитковский — Расолько — О.Антоненко; Д.Панков — В.Панков — Заделенов; Дудик, Еркович.
Ей-богу, повидав немало ветеранских матчей, ни от одного не получал такого удовольствия, как от этого. Будто вернулся в раннюю юность, когда слышал эти фамилии из уст телекомментаторов. “Шайбу забросил Вадим Бекбулатов” — как давно это произносили в последний раз. И даже фигура Анатолия Михайловича Варивончика за спинами сборников смотрелась сколь гармонично, столь и символично. И как приятно видеть, что “старички”, некогда игравшие бок о бок с Салеем в сборной, еще могут дать фору иным молодым. “Ручки-то помнят, а, Олег?” — подначил когда-то неунывающего Антоненко после матча. Еще как помнят: с таким дриблингом вингер точно мог бы как минимум пару лет, а то и больше, ходить в экстралиге в козырях …
Хотя понятно, что жилы в этой игре никто не рвал. Показалось, лишь Мезин поначалу отнесся к своей миссии на все сто: в первом периоде он не раз демонстрировал фирменную надежность, так и оставшись “сухим”… Но в общем это, конечно, было прежде всего шоу, завершившееся, как и положено, миром в основное время (7:7 — Абакунчик, Боровков, Шафаренко — 2, Кирющенков, Туркин, Башко; Бекбулатов, М.Захаров — 2, Шитковский, Дудик, С.Костицын — 2) и победой ветеранов в серии буллитов (решающий — на счету Костицына-старшего). В составе последних старший брат Руслана Вадим был отнюдь не свадебным генералом: как и Дмитрий Корзюк, он многократный чемпион Минска в составе “Рубежа”.
Поединок закончился, огромное фото Руслана с траурной лентой вынесли на лед для памятного группового снимка участников матча. Тем самым еще раз вернув меня к мысли, которая была озвучена ветеранам сборной несколькими часами ранее у ворот Восточного кладбища. А именно: нужно чаще встречаться и ценить живых, пока они живы. А ушедшим — вечная память…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?