Исполком НОКа. Спохватились, задергались

21:51, 27 сентября 2012
svg image
3817
svg image
0

Роды не состоялись

Олимпийское собрание вновь перенесли — на сей раз на 25 октября, во всяком случае, докладная именно с таким предложением направлена главе государства. Причина та же: опять не готов весь пакет документов. Ведь надо успеть, к примеру, со сменой председателей в восьми федерациях, но не везде регламент позволяет действовать молниеносно. Плавание, куда приходит вице-премьер Анатолий Тозик, не спешит: выборная конференция назначена на вторую декаду октября. В гребле же все обстряпали еще вчера — за тридцать минут. Сдавший дела Александр Григоров даже не присутствовал — практика довольно странная, ведь руководитель федерации тоже берет обязательства, распоряжается финансами и людскими ресурсами. Глава Белорусского союза гребных видов спорта Петр Прокопович оперативно представил новую кандидатуру — директора холдинга “Санта-Бремор” Александра Мошенского. Мол, достой- нее нет, все министры разобраны в другие виды, брестчанин частенько бывает на крупнейшем в стране канале, сам когда-то плавал и главное — способен оказать материальную помощь. Естественно, 32 делегата взметнули руки в едином порыве.
Вчера в НОКе вроде тоже голосовали солидарно, однако обсуждение было бурным и каким-то беспорядочным. Пожалуй, чуть ли не впервые предложение НОКа встретило столь яростное сопротивление тех, кого оно напрямую затрагивало. Среди приглашенных сидели представители вузов — вплоть до ректоров. Они-то и встретили в штыки идею создания Белорусской ассоциации студенческого спорта, призванной объединить усилия всех заинтересованных лиц. Выяснилось, что ректоры крупнейших вузов собирались по этому вопросу трижды и каждый раз отказывались ввязываться в непонятную им затею. Ведь им предстоит делиться финансами — примерно по 1 миллиону рублей в месяц (предполагается градация взносов). Для справки: в Беларуси 54 вуза, 45 из них находятся в подчинении пятнадцати министерств и иных органов госуправления, а 10 — негосударственные. Про частные вузы, правда, никто и не упоминал, но восстали как раз не они. Особенно активен в НОКе был ректор БГАТУ Николай Казаровец, заявивший, что его кафедра категорически против нововведений. Здесь уместна небольшая ссылка: недавно кафедру физвоспитания у аграриев возглавил не кто иной, как уже упоминавшийся Григоров, бывший министр спорта. Александр Владимирович после Олимпийских игр резко критиковал нынешнюю политику как министерства, так и НОКа, поэтому неудивительно, что и к вновь возникшей теме он резонно может испытывать чувство неприятия.
В общем, договориться пока не удалось, тем более что на стороне вузов категорично выступил и замминистра образования Виктор Якжик, давший понять: “Если ассоциация будет работать в помощь вузам, как общественное объединение, мы бы не возражали. Однако если она будет строиться по типу федерации, тогда возникнут вопросы штатов, комплектования, финансов и так далее. И в очередной раз получится: благими намерениями…” Похоже, к этому умозаключению замминистра подвиг как проект устава еще неведомой структуры, который тот внимательно изучил, так и тактика посланца НОКа, будущего главы ассоциации Михаила Кобринского. Новая ипостась бывшего ректора БГУФКа была принята его прежними коллегами заметно ревностно. Тем более что им нашлось что поставить Михаилу Ефимовичу в укор. Например, Казаровец выразил недовольство: мол, Кобринский ни разу не был у них в вузе и не знает условий.
Исполкому НОКа во спасение ситуации пришлось включать дополнительные рычаги. Министр спорта Олег Качан возвестил, что ему позвонил вице-премьер Тозик, который не смог приехать, но просил передать присутствующим: “Ассоциацию нужно создать до Олимпийского собрания!” Оно и понятно. На собрании 2010 года президент НОКа заявил без околичностей: “Запомните: это одна из важнейших ваших задач — возродить студенческий спорт”. Увы, сам собой он не возрождается…
К теме ассоциации ректорам, Министерству образования и НОКу придется вернуться снова, причем времени на утрясание деталей осталось совсем немного. У исполкома НОКа уж точно выбора нет. Его настроение метко передал помощник президента Игорь Заичков: “Очень не хотелось бы выходить на совещание к президенту, не имея, что предложить”. Обращаясь к представителям отрасли образования, он сокрушенно констатировал, словно предлагая войти в положение: “У нас и в спорте система неидеальная. Поэтому надо менять, надо ломать”. Вице-президент Сергей Тетерин даже выразил готовность пойти на попятную, сняв условие об обязательном взносе вузов: “В ваш карман никто не залазит. Вам надо только консолидироваться, скоординировать действия”. Но все было тщетно, даже когда он прибег к последнему аргументу: Президент десять раз об этом говорил! Но никто из вас не возьмет на себя ответственность сказать ему, что все у нас хорошо. У нас и в спорте ситуация такая же. Надо менять систему”. Внемлют ли мольбам и скрытым угрозам вузы, увидим буквально через месяц.

Гинекологи, урологи…

К сожалению, не упорядочены действия и в борьбе с допингом. Об элементарной бедности НАДА “ПБ” подробно писал год назад, после заседания исполкома НОКа с аналогичной повесткой дня (“Выйти вон. За порог приличия и благополучия”, “ПБ” от 23.08.2011). В тот день журналистов выдворили из зала, однако тогдашняя скрытность наших руководителей обернулась несмываемым позором лондонских скандалов. Напомню, на исходе позапрошлого лета исполком НОКа постановил: “решение Олимпийского собрания от 9 апреля 2010 года в части обеспечения качественной работы НАДА Министерством спорта не выполнено”. Сегодня оклады сотрудников стали чуть выше (на жалкие 650 тысяч рублей), появился премиальный фонд, прекратилась текучка, увеличен штат (с 9 единиц до 15), а приобретенный автомобиль позволяет свободно передвигаться по стране. Все это сразу привело к повышению количества заборов проб (1200 за шесть месяцев этого года — как за весь 2011-й) и прочитанных лекций (в два раза).
Воодушевленный директор Александр Ванхадло уже просил о “расширении компетенции НАДА в части контроля и ужесточения мер к профессиональным спортсменам за несоблюдение спортивного режима в меж- олимпийском цикле (употребление алкоголя, курение, применение наркотических средств)”. Эта формулировка даже проникла в проект постановления, однако генсек НОКа Георгий Катулин поставил заслон: “Не согласен! Мы путаем НАДА с полицией нравов”.
И далее выяснилось, что руководители нашего спорта не совсем четко представляют, как происходит дисквалификация за допинг на национальном уровне, кто и как при этом наказывается. Пришлось специалистам рассказывать им: мол, тренерам и врачам можем только попенять, строже воздействовать — законодательство не позволяет. Потому и имеем в прямом смысле “групповуху”, когда подопечные одних и тех же наставников попадаются из года в год. И ведь эта зараза проникла в детский спорт: по словам директора НАДА, за полгода выявлено 16 положительных допинг- проб, из них 10 принадлежат подросткам до 16 лет! Не случайно Ванхадло буквально взывает: “Невозможно НАДА в одиночку бороться с допингом!”
И просто опускаются руки, когда узнаешь на заседании, что курс по антидопинговой тематике не читается в главных кузницах тренерских кадров — БГУФКе и УОРах. А врачами в некоторые команды приходят люди буквально с улицы, и специализация у иных “очень подходящая”: гинекологи, урологи, стоматологи. И Минспорта заключает с ними контракты без сдачи теста на профпригодность…
Как же нам еще много надо перестраивать. К Олимпийскому собранию просто не успеть. Но здорово уже то, что спохватились, задергались, разогнались. Был бы толк.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?