Курс Платта к лату. Рижское “Динамо”: игра не за погоны

21:28, 16 октября 2012
svg image
2434
svg image
0
image
Хави идет в печали

Посему любезное согласие члена правления рижского “Динамо” Зигмарса ПРИЕДЕ уделить корреспонденту “ПБ” более получаса времени было воспринято с энтузиазмом. Что еще подкупило: на “интимные” обычно для менеджеров постсоветского пространства финансовые вопросы собеседник отвечал без дипломатического камуфляжа.

Вас не удивляет повышенный интерес к рижским делам белорусского журналиста?
— Нисколько, это не в новинку. Год с небольшим тому уже доводилось отвечать на вопросы ваших телевизионщиков. Да и наши соседи в Минске, мы видим, перенимают то, что мы отработали уже на своем пространстве. И никакой ревности — это здорово и только укрепляет лигу.

— Рижан уже пятый сезон ставят в пример эффективного хоккейного менеджмента. Льстит?
— Приятно, разумеется. Наша философия — как можно больше зарабатывать самостоятельно, а не получать деньги от спонсоров и тратить их на зарплаты и другие нужды.

— Года два назад была озвучена цифра окупаемости клуба: если не ошибаюсь, в районе 35 процентов…
— Все верно, примерно так и есть. Остальное покрывается спонсорами: генеральным — “Итерой”, главными, в числе которых Латвийская железная дорога, строительная компания “Сконто Буве”, пивоваренная “Алдарис” и другими нашими партнерами. Без их поддержки, конечно, не справиться, ведь клуб — это не только собственно “Динамо” в КХЛ, но и две команды МХЛ, потом школа. Они тоже требуют серьезных вливаний. Не столько в части зарплат, сколько в организационной. Одни переезды, перелеты выливаются в солидные суммы. Все это финансируется из общего котла, так что фактически забирается от КХЛовского сектора, в котором на дорогостоящих легионеров средств не остается.

— Дело только в этом?
— Нет, разумеется. Мы прежде всего выстраиваем клубную пирамиду, начиная с детских возрастов 5-6-лет и до главной команды КХЛ.

— В какую же сумму обходится годовое содержание этой структуры?
— Порядка 20 миллионов долларов. Здесь все: школа, команды, зарплаты игроков, тренеров и администрации, организация матчей на “Арене-Рига” и “Инобкс-Арене” в Пиньки.

— Приятно удивляет ваша готовность открыто называть бюджетные цифры.
— А что скрывать? У нас секретов нет. Могу, например, сказать, что зарплатный бюджет главной команды клуба неизменен с первого сезона КХЛ. Он не увеличивается, в этом наша философия. Денег с тех пор стали зарабатывать больше, но они направляются на развитие молодежи. Да, ее игры не могут принести прибыли сейчас, но мы хотим, чтобы в будущем нам приходилось как можно меньше тратиться на легионеров. Зачем нам эти погоны? Ну завоюем мы какое-то высокое место за счет иностранцев — и что это даст латвийскому хоккею?.. У нас не так много молодых талантов, даже меньше, чем в Беларуси. Но мы дорожим каждым.

— Возможно, вы даже не осознаете, что сейчас подтруниваете над белорусскими коллегами.
— Не ставил такой цели. Говорю же, это вопрос клубной философии. У вас действительно хватает своих талантов. И это я не “так думаю”, а знаю. Мы же продолжаем с вами играть в общих соревнованиях и на уровне взрослого открытого чемпионата вашей страны, и в юношеских турнирах. Даже с точки зрения простой математики у вас не может быть меньше способных игроков, учитывая, что население в несколько раз больше, чем в Латвии. Почему минское “Динамо” избрало такой путь — непонятно. Что ж, каждому — свое.

— И нам непонятно. Пытаемся выяснить, постоянно критикуем наше “Динамо” и пребываем у него в немилости.
— Даже на взгляд зрителя: ему вряд ли интересно смотреть на сборную иностранцев.

— Вот здесь есть что возразить. Видимо, интересно, раз наш 15-тысячник почти всегда полон.
— А куда деться? Конечно, если команда наконец пробивается в плей-офф, за нее в любом случае будут болеть, тем более что других вариантов нет. Но мы в Латвии это уже проходили в баскетболе: одно время удельный вес иностранцев был там тоже большим. Но потом ушли результаты, а вместе с ним и зрители. Думаю, болельщик и у нас, и у вас одинаков. И ему приятнее следить за успехами команды, где основу составляют соотечественники.

— Безусловно, но есть опасения, что, сделай минчане ставку на своих в рижской пропорции, результаты рухнут.
— Первоначально — возможно, но это будет временно. Не знаю точной цифры, но, думаю, из одних только белорусов, выступающих в КХЛ за пределами родины, можно собрать команду. Остальное — вопрос времени. Да что там далеко ходить за примером — посмотрите на ваш футбол. Кто там недавно устроил сенсацию в Лиге чемпионов? Сколькими легионерами? А теперь объясните мне, чем футбол отличается от хоккея.
Ладно, хватит, а то кому-то может показаться, что я учу соседа, как жить, и он укажет мне на шесть наших легионеров. Но их столько потому, что в последние годы наши ребята покинули родину и отправились в другие клубы КХЛ: Спруктс, Масальскис, Дарзиньш, Микелис Редлих, Пуяц. И местных им на замену еще не хватает.

— Раз уж вы не боитесь говорить о деньгах, подтвердите или опровергните еще одно расхожее мнение: в рижском “Динамо” легионеры — не самые высокооплачиваемые игроки.
— В первых двух сезонах было не так: тогда нам волей-неволей приходилось приглашать иностранные кадры высокого уровня с точки зрения и мастерства, и зарплаты — Хартиган, Эллисон. Но за последние сезоны утверждение верное: самые высокооплачиваемые — местные игроки. Это не только Озолиньш, но и Редлих, Дарзиньш.

— Последний нескромно денежный вопрос: размер контракта самого высокооплачиваемого рижского динамовца? Хотя бы в относительных цифрах.
— Относительно чего?

— Например, минского динамовца Платта, договор с которым, по нашим данным, превышает 800 тысяч долларов в год.
— У нас примерно на треть меньше.

— В Минске позволяют вслух говорить о возможности полной самоокупаемости клуба. Что об этом думаете?
— По-моему, это крайне трудновыполнимо на всем КХЛовском пространстве. Нужно все-таки соотносить планы с общим экономическим положением наших стран, будь то Латвия, Беларусь, Казахстан или Россия. Зритель сейчас не способен платить за билеты деньги, которые позволят хотя бы приблизиться к окупаемости.
Усложняют это и правила лиги. Например, клубы вольны распоряжаться лишь незначительной частью рекламных площадей на льду, бортах, форме и так далее, большая часть — собственность лиги. Это один фактор, второй — телевидение, где та же история: приобретая права, каналы, это понятно, заинтересованы хоть как-то компенсировать свои затраты, и они держат высокий тариф. Но наши спонсоры не хотят платить и в бюджет клуба, и за рекламу на его же матчах. Далее: права на все клубные бренды принадлежат опять же лиге, она на них зарабатывает. И, надо полагать, не в убыток. По-моему, было бы справедливым хотя бы часть прибыли, которая зарабатывается на всем этом, распределять между клубами, стимулируя их развитие.

— Это ваши претензии к лиге. А любопытно, есть ли претензии в Латвии к “Динамо”? Или это общенациональный любимец?
— Как же без претензий? Сейчас, понятно, критикуют за неубедительные результаты. Или, например, не так давно была история с политическим подтекстом. Нам приписывали скрытую пропаганду.

— Каким образом?
— Дескать, на рекламе матчей “Динамо”, в которой фигурировал Сандис Озолиньш, была пропаганда одной из правых партий. Казус в том, что Сандис на всех плакатах был в форме под своим привычным восьмым номером. И под ним же в избирательных бюллетенях на выборах в сейм значилась эта партия. Обвинения нас, конечно, изрядно повеселили, но пришлось всерьез доказывать их абсурдность.
Однако это уже в прошлом. Сейчас основная критика — результаты. Что поделать: в межсезонье мы потеряли нескольких лидеров, найти быструю замену которым нереально. А соперники укрепляются, особенно теперь, когда в НХЛ локаут. Мы-то из временно свободных игроков взяли только нашего Даугавиньша.

— Соблазна побороться за иностранного НХЛовца не было?
— Здесь, как в известном фильме: надо соотносить желания с возможностями. Если у нас есть условные четыре миллиона, пять для приглашения звезды взять неоткуда. Разве что отобрать от детей и молодежи, но мы на это никогда не пойдем. Для чего — чтобы он здесь поиграл, потренировался? Глупо, потому что сразу возникает вопрос: дальше что?

— Нереальность полной самоокупаемости мы обсудили. А как быть с хотя бы 50-процентной?
— Вот это уже реальнее, и к этому стремимся, год от года понемногу наращивая прибыли. Вот в нынешнем межсезонье перед нашим маркетингом стояла задача увеличить поступления от абонементов. Правда, до установленной планки в две тысячи не дотянули, но тысячу семьсот взяли, улучшив прошлогодний показатель на несколько сотен.

— Какова разбежка цен на абонементы?
— Попробую для лучшего понимания перевести из латов в доллары… От 99 латов — это примерно 200 долларов — до шести тысяч долларов. Понятно, что в последнем случае речь идет о VIP-абонементе, к которому прилагается ряд привилегий. Это не только самые удобные места на арене, но и участие в совместных с командой мероприятиях, права выезда с ней на самолете, что тоже используется, пусть и не массово. И, что приятно, с каждым годом популярность абонементов высшего уровня растет: в прошлом году их приобрели тридцать, сейчас — сорок, а это, несложно подсчитать, лишние 60 тысяч долларов в клубную казну.

— Ясно, что это лишь часть доходных статей.
— Естественно, дальше, это очевидно — продажа продуктов под маркой клуба. Причем если раньше это были только продовольственные товары, то теперь уже и промышленные. В последнем случае наш недавний договор с “Nike” можно считать удачной сделкой. Сейчас у нас больше 40 наименований “фирменных” продуктов: здесь и одежда, и витамины, которые, кстати, пользуются все большей популярностью. Мы же не просто размещаем наш логотип на коробке, а заботимся о том, что внутри, — это репутация.
Есть какие-то продукты, от которых отказываемся. Чипсы, например, — не то, за что стоит бороться. Хотя стараемся, во-первых, учитывать интересы разных слоев болельщиков — кому-то и пиво с чипсами на хоккее важно. А во-вторых, максимально локализовывать производство. Кроме наших, пользующихся хорошим спросом и производящимся в Австрии шоколадных батончиков, все остальное изготавливается в Балтии — у нас, в Литве и Эстонии.

— Сейчас в минских магазинах появились шпроты под брендом минского “Динамо”. Случайно, не без вашего участия?
— Почему вы решили, что с ним?

— Ну как же: шпроты, Латвия… Прямой ассоциативный ряд.
(Смеется.) Ну да, выхода к морю в Беларуси как будто нет. Но наш клуб в этом проекте минских коллег точно не участвовал. Хотя, вполне возможно, какой-то латвийский производитель и привлечен, это не проблема.

— Пока незатронутый пласт — ваши отношения с “Ареной”.
— О, это больной вопрос. Ибо с каждым годом затратная часть этих отношений с нашей стороны увеличивается. По двум причинам: первая — удорожание энергоресурсов, вторая — посещаемость. В договоре с “Ареной-Рига”, кроме константы арендной платы, предусмотрен повышающий коэффициент при большей посещаемости.

— Однако… Это что же, арена, выходит, борется со зрителем?
— Нет, просто имеет с их количества дополнительный доход. Обоснование — больше внимания безопасности, больше энергозатрат на вентиляцию, больше уборки после матчей. В общем, мечтаем о своей арене, потому что если в первом сезоне аренда стоила нам полмиллиона латов, то сейчас — миллион, то есть порядка двух миллионов долларов.

— Своя арена — это реально?
— Работаем в этом направлении. Думаем или получить права на существующий десятитысячник, или построить свой. Удобные земли нам выделяют, но финансирование возведения, конечно, вопрос недешевый. Но иначе никак: клуб не может быть полноценным без основного и тренировочного льда в собственности.

— Насколько ваши маркетинговые ходы, скажем так, собственный продукт, насколько — заимствование?
— В плане производства это в основном наши идеи. Но с точки зрения организации шоу не стесняемся заимствовать что-то и у НХЛ. Равно как без ревности относимся к заимствованию у нас. Это же все на общее благо, лига должна развиваться. Вместе с нашими государствами, тот самый вопрос окупаемости напрямую от этого зависит. Чтобы иметь возможность больше тратить, люди должны больше зарабатывать.

— А сейчас, кстати, каково участие латвийского государства в жизни клуба?
— Мы не обременяем его своими проблемами, обходимся поддержкой спонсоров. Хотя нас и называют народной командой, но это только с точки зрения любви страны к ней. Правда, сейчас этой любви нанесен ощутимый удар — лига продала права на наши матчи на три года “Виасату”, по общенациональному телевидению их больше не увидеть. Это проблема: рижане еще могут прийти на стадион, у многих есть платные каналы и “тарелки”. А как быть зрителю из провинции, где в семье на счету каждый лат? Обращаемся в лигу с просьбой поиска компромисса, но пока ответа нет.

— Между тем немалая часть КХЛовской полиграфии изготавливается у вас. Первый официальный магазин атрибутики — в Риге, первый брендовый ресторан — тоже здесь. В чем притягательность Латвии для КХЛ?
— Полагаю, лига оценила соотношение “цена-качество”. Да и выпускать продукцию, проводить рекламу в ЕС, наверное, выгодно для обоих направлений — и восточноевропейского, и западноевропейского. Возможно, есть и другие причины, я не в курсе.

— В этом сезоне минчане и рижане сыграют четырежды. Это тоже выбор лиги?
— Да, но здесь мы как раз им вполне довольны. Наши с белорусами игры — это всегда напряжение и бескомпромиссность, что очень нравится болельщикам двух стран.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?