Александр Трощило: между прошлым и будущим. Централизация как панацея

21:37, 13 ноября 2012
svg image
3247
svg image
0
image
Хави идет в печали

Под его началом на предолимпийском чемпионате континента в Хельсинки добыли пять наград: два серебра — Алина Талай и Ольга Сударева, и три бронзы — Екатерина Поплавская, Алексей Цапик и Илона Усович. Однако через месяц на Олимпийских играх в Лондоне грянула катастрофа, равных которой в истории нашей легкой атлетики не бывало: ни одной медали, ни одного места в шестерках лучших плюс допинговый провал Надежды Остапчук с возвращением уже врученной золотой олимпийской медали. Лучшими достижениями 50 наших атлетов стали седьмые места Натальи Корейво (1500 м), Оксаны Меньковой (метание молота), Анастасии Мирончик-Ивановой (прыжки в длину) и восьмое Павла Лыжина (толкание ядра). Всего 7 набранных очков против 65 пекинских: падение на 89 процентов!
Не зря говорят: пришла беда — открывай ворота! Параллельным курсом тянулась и продолжает волочиться вереница разбирательств, касающихся самых титулованных белорусских метателей. Международные антидопинговые службы с использованием новых методик проверили допинг-пробы призеров Олимпиады-2004 и чемпионата мира-2005. По их результатам не был допущен к выступлению на лондонских Играх серебряный олимпийский призер, трехкратный чемпион мира в метании молота Иван Тихон. Вместе с ним в ареал расследования угодили еще трое: Вадим Девятовский (4-е место на ОИ-2004 и 2-е на ЧМ-2005), Ирина Ятченко (бронза на ОИ-2004) и та же Остапчук (4-я на ОИ-2004, чемпионка мира-2005). Сейчас идет интенсивная переписка: атлеты собирают оправдательные и разъяснительные документы, отправляют их в ИААФ, где все рассматривают и оценивают. Международная федерация легкой атлетики не определилась и с наказанием для Остапчук, которую БФЛА за лондонский прокол дисквалифицировала на один год.
Пока не ясно, чем это все завершится. Судя по делу Лэнса Армстронга, лишенного семи чемпионских титулов веломногодневки “Тур де Франс” и дисквалифицированного пожизненно, ВАДА, МОК и ИААФ настроены весьма воинственно. Тем более и в легкой атлетике есть прецедент: у некогда легендарной американки Мэрион Джонс экспроприировали пять олимпийских наград сиднейской Олимпиады-2000. Может статься, и нас ждет мрачный исход с пучком пожизненных дисквалификаций атлетов, которые многие годы считались гвардейцами белорусского спорта.
На исходе сентября без каких-либо публичных разъяснений из следственного изолятора КГБ на свободу выпущены Бадуев и Дриневский. 15 октября на наспех созванной конференции новым председателем Белорусской федерации легкой атлетики безальтернативно избрали ректора БГУФКа Григория Косяченко, бывшего до того зампредом. 25 октября главным тренером вместо Бадуева, у которого истек срок контракта, утвердили Александра ТРОЩИЛО, нашего сегодняшнего собеседника.
Два месяца назад Александр Дмитриевич, выступая на совместной коллегии НОКа и Минспорта, заявил: “Мы проиграли эту Олимпиаду методически и фармакологически. Все спортивные ноу-хау до нас не доходили. К тому же надо иметь хороших специалистов, разбирающихся в вопросах. Хромал тренировочный процесс: где-то переусердствовали, но нужного результата не добились. Нам понадобится два-три года, чтобы выбраться из той ямы в легкой атлетике, в которой мы сейчас находимся. Сегодня поменялись технологии, и мы со своими старыми мерками не вписываемся. А ничего нового у нас не появилось. Спортсмены были готовы бороться, но они подошли к Олимпиаде ни с чем. Россияне и немцы заходят в кабинку, делают, что им нужно, и идут метать молот. А то, на чем готовились мы, — это 1979 год…”
Тогда Трощило был настроен решительно. А как сейчас? Ему удалось победить главных конкурентов в борьбе за легкоатлетическую власть — Татьяну Ледовскую и Юрия Моисевича, однако в его команде на ключевых ролях остаются те, кто не один год работал по бадуевским лекалам и ловил каждое слово бывшего главтренера: Анастасия Маринина, Игорь Астапкович, Анатолий Быков, Анатолий Ермишин, Наталья Крек…

— Александр Дмитриевич, как происходила передача власти в национальной команде? У вас был разговор с Бадуевым?
— Нет, никакой официальной передачи полномочий не было. Мы здоровались, но обошлись без бесед.

— Чем сейчас занимается Анатолий Иванович?
— Знаю только, что он поправлял здоровье в клинике лечкомиссии. Больше ничего сказать не могу.

— Как происходит кадровое обновление национальной команды?
— В сентябре в соответствии с решением объединенной коллегии НОКа и Минспорта прошла внеплановая аттестация руководства национальной команды. По ее итогам три старших тренера — Татьяна Ледовская (спринт), Юрий Моисевич (наставник Анастасии Мирончик- Ивановой) и Валентина Маковецкая (по городу Минску) — получили формулировку “полное служебное несоответствие”. По истечении сроков контрактов они будут уволены из национальной команды. Ледовская как будто уже написала заявление “по собственному желанию”. Старшим тренерам Игорю Астапковичу (молот и копье), Валерию Бунину (прыжки), Анатолию Быкову (диск и ядро), Валерию Воронцову (наставник Оксаны Меньковой), Игорю Захаревичу (эстафета 4х400 метров), Людмиле Никипорчик (тренер Натальи Михневич), Николаю Параховскому (многоборье) объявлено “неполное служебное соответствие”, что означает продление контракта на год. Кроме того, написали заявления об увольнении Владимир Сивцов, много лет работавший с Андреем Михневичем, — по состоянию здоровья, и наставник Остапчук Александр Ефимов — по соглашению сторон.

— Очевидно, увольнение Ефимова связано с решением БФЛА о его четырехлетней дисквалификации?
— Разумеется.

— Как развивается ситуация по дисквалификации Остапчук?
— В ИААФ отосланы все необходимые документы.

— В том числе объясняющие наличие у Ефимова якобы подсыпанного им Надежде запрещенного метенолона?
— Он использовал этот препарат для лечения согласно назначению врача. Соответствующие свидетельства направлены в ИААФ.

— Есть ли новая информация по расследованиям положительных допинг-проб 2004-2005 годов Тихона, Девятовского, Остапчук и Ятченко?
— Между ИААФ и названными спортсменами идет переписка. Однако о каких-либо решениях мне пока ничего не известно.

— На прошлой неделе легкоатлетов снова аттестовали…
— Это плановая аттестация, которая выносит вердикт о соответствии занимаемой должности. Все спортсмены и тренеры национальной команды прошли ее без проблем.

— То есть перемен в тренерском составе не будет?
— Они произойдут чуть позже, после консультаций с председателем федерация легкой атлетики Григорием Косяченко и руководством Минспорта, на поддержку которых я очень рассчитываю. Предполагается, что прыгунов станет курировать 42-летний Александр Главацкий, финалист Олимпийских игр в Атланте, призер чемпионата Европы. Длинный бег и спортивную ходьбу, возможно, возглавит известный марафонец 39-летний Андрей Гордеев, участник пекинской Олимпиады. На Играх в Лондоне довольно успешно стартовала в марафоне его подопечная Анастасия Старовойтова. Оба — Главацкий и Гордеев — молоды и хорошо подготовлены профессионально: владеют современной методикой тренировочного процесса, говорят по-английски, ориентируются в международной спортивной конъюнктуре.
Оба прошли школу большого спорта и, считаю, созрели для работы в национальной команде. Важно и то, что оба подходят для такой работы по человеческим качествам: коммуникабельные, воспитанные, рассудительные.
Общественным куратором ходоков я попросил быть Александра Родичева из Плещениц. Его воспитанница Анна Драбеня выступала на Играх в Лондоне. У Александра Олеговича непростой характер, и у нас с ним были определенные расхождения во взглядах на централизованную подготовку. Но он энергичный, болеющий за дело человек, отличный организатор.

— Знаю, есть волнение в среде тренеров по вертикальным прыжкам…
— В ближайшее время планирую собрать специалистов по прыжкам в высоту и с шестом. И, возможно, выбрать общественного куратора, который бы помогал вырабатывать стратегию в этих видах легкой атлетики.

— Здесь ведь не только вопрос стратегии, но и материально-технической базы. Особенно это касается шестовиков.
— Национальная команда не может закупать шесты всем. Но тех, кто защищает честь страны на топ-турнирах, мы постараемся обеспечить. Снабжение спортсменов на местах — задача областных спортуправлений.

— Метатели, которые прежде приносили пригоршни медалей, нынче провалили все и вся. В этом секторе намечаются перемены?
— Нет, работу продолжат Игорь Астапкович и Анатолий Быков.

— А кто вместо Ледовской возглавит группу спринта и барьеров?
— За эстафету 4х400 метров отвечает Игорь Захаревич, а короткий спринт пока отдадим под крыло старшего тренера многоборцев Николая Параховского. Это опытный специалист, давно работающий в национальной команде и знающий в силу специфики многоборья практически все виды легкой атлетики.

— Минувший сезон показал, насколько остра в легкой атлетике проблема медицинского сопровождения тренировочного и соревновательного процессов…
— Этот вопрос во многом остается открытым. Сейчас ведутся переговоры с несколькими специалистами, в том числе хирургом-травматологом. Но пока процесс не завершен, их имена называть рано. Продолжит работу в команде врач Дмитрий Савеня. Профессор Владислав Алексеевич Остапенко недавно перенес несколько операций и неясно, сможет ли он продолжить работу.

— Планируете ли сотрудничество с Дриневским, обладающим значительным опытом и знаниями?
— Он остается врачом национальной команды, и, конечно, мы не хотим его терять. Это очень грамотный специалист, однако сам еще не определился с выбором места работы. Человек многое пережил и переосмыслил. Может, он сосредоточится на диагностике и лечении. Было бы хорошо, если бы Дриневский постепенно передавал опыт молодому коллеге Савене. Пока Павел Адамович взял отпуск для того, чтобы поправить здоровье.

— Укомплектован ли штат массажистов?
— Продолжат работу Сергей Астапенко, Николай Василевич, Борис Крюк, Сергей Голубев, Юрий Палажиев.

— Есть ли перемены в среде спортсменов?
— Они невелики. Закончила выступления в большом спорте олимпийская чемпионка Эллина Зверева, а другая победительница Олимпийских игр Юлия Нестеренко вроде бы изъявила желание продолжить карьеру. Но со мной она не общалась. Ближайшие год-два посвятят семейным делам бегуньи на 400 метров Елена Киевич и Анна Ташпулатова. Остальные — в строю.

— Много разговоров о том, у кого будет тренироваться Анастасия Мирончик-Иванова…
— У спортсменки есть претензии к своим тренерам по части трудовой дисциплины. В свою очередь они высказывают недовольство ее диктатом. Сейчас идет процесс осмысления взаимных претензий и выбора. Скорее всего, она будет работать под началом Валерия Бунина.

— Вы провозгласили централизацию подготовки основным инструментом наведения порядка и дисциплины. Как к этому отнеслись ваши коллеги?
— По-разному. Централизация пришлась по вкусу не всем. Однако она позволяет иметь полную информацию о тех, кто готовится к Играм в Рио и о втором эшелоне. На этом этапе в список кандидатов на участие в следующей Олимпиаде включены 89 спортсменов. Это больше, чем было прежде. В нем есть и Тихон с Девятовским. Мы пока не делили атлетов на группы “А” и “В”. Кого куда определить, станет ясно позже, в ходе работы и по результатам соревнований. Старшие тренеры должны разработать стратегию и единый план тренировочного процесса и участия в международных соревнованиях. Они и будут нести ответственность за его выполнение.

— Централизация касается всех?
— Почти. Я разрешил индивидуальную подготовку лишь четырем финалистам минувшей Олимпиады — Наталье Корейво, Оксане Меньковой, Анастасии Мирончик-Ивановой и Павлу Лыжину. Остальные работают в общей группе. Собираюсь на нынешней неделе проконтролировать сбор группы выносливости, который сейчас проходит на Белом озере за Брестом.

— Не было ли протестов?
— Недовольных было немало, но мы постепенно убедили почти всех. Вот Илона Усович отказалась ехать в Кисловодск под кураторством ее бывшего наставника Захаревича и потребовала организовать ей и ее нынешнему тренеру Алексееву сбор в Евпатории.

— Алексеев — новый специалист?
— Это ее муж. Однако мы не стали нарушать принцип централизации и не разрешили Илоне тренироваться на выезде отдельно от коллег. В знак протеста она отказалась ехать в Кисловодск и выступать в зимнем сезоне.

— И вы позволили ей игнорировать соревнования?
— Пока да. Летом у нее заканчивается срок действия президентской стипендии, поэтому она будет стараться подойти к летнему сезону в максимальной готовности.

— То есть из правила уже сделано исключение. Кто еще пропустит зимний сезон?
— Андрей Михневич, который залечивает травму спины. Остальные выйдут на старт.

— Как будут формироваться выездные составы национальной команды?
— По итогам чемпионатов страны. При этом мы будем жестко соблюдать спортивный принцип отбора и зачисления в команду.

— Ваш предшественник не очень ладил с директором РЦОПа Геннадием Алексеенко. Как планируете строить отношения с нынешним директором центра Андреем Фомочкиным?
— Мы с Андреем Васильевичем давно и хорошо знаем друг друга. Поэтому вместе обсудили все позиции и решили, что нам не жить друг без друга. Чтобы было понятно: национальная команда финансируется через РЦОП. Поэтому будем решать вопросы коллегиально и стремиться к согласованию действий. Важно аккумулировать средства РЦОПа и Минспорта, чтобы приблизить резерв к национальной команде.

— Вопрос подготовки резерва — один из самых болезненных.
— Наша задача — сохранить юношеско-юниорский контингент, не допуская форсированной подготовки, и наладить приток кадров в национальную команду. В этом мы тоже возлагаем большие надежды на централизацию. Отвечать за подготовку смены будут, как и прежде, гостренер Петр Михеенко и старший тренер Валентина Цыбульская. В подготовке резерва ключевая роль отводится регионам. Именно они финансируют централизованную подготовку юных атлетов в составе национальной команды. Поэтому во время выезда в Брест встретимся с новым начальником управления Эрнестом Николайчуком для выработки взаимодействия в этом вопросе.

— Вам не обойтись без контактов с антидопинговыми службами.
— У нас был разговор на эту тему с директором НАДА Ванхадло. Будет действовать стратегия жесточайшего контроля, в том числе на чемпионатах страны. 17 октября на установочном сборе специалисты НАДА провели семинар со спортсменами и тренерами. Насколько я знаю, сотрудники агентства недавно провели рейд по Гомельской и Могилевской областям.

— Все организационные вопросы и контакты с ИААФ так или иначе проходят через БФЛА.
— Я пригласил в поездку по Брестской области председателя федерации Григория Косяченко и Андрея Фомочкина. У Косяченко заметно большое желание помочь вывести легкую атлетику из тупика. Он уже побывал в Гомельской и Могилевской областях, где знакомился с положением дел на местах и людьми.

— Еще одна видная фигура, способная придать импульс развитию отечественной легкой атлетики, — Александр Рудских.
— Александру Григорьевичу сделано предложение возглавить методический отдел в РЦОПе. В целом он отнесся к этому положительно и взял некоторое время на раздумья.

— Очень скоро завертится соревновательная карусель и от вас потребуют выдавать на-гора медальный вал.
— Думаю, надо дать легкой атлетике время, чтобы перевести дух и выбраться из сложнейшей ситуации, в которой мы все оказались. Иначе через год-два выхолостим тех немногих, кто еще способен конкурировать на высоком уровне.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?