Медаль белорусской синхронистки на ЧМ-2024 была декларирована как вызов новой системе оценок выступления водных «фигуристок».

Начнем с того, что это был первый большой успех 22-летней минчанки на международной арене. Ранее она уже заявляла о себе, как о сильной синхронистке, когда на прошлых чемпионатах мира и Европы входила в топ-10 сильнейших в мире. В основном это были сольные выступления, но и в дуэте было что вспомнить. В частности, на Олимпийских играх в Токио Василина Хондошко и Дарья Кулагина заняли 11-е место.

Из этих данных становится понятно, что сольные выступления не входят в олимпийскую программу, которая для синхронисток припасла только состязания дуэтов и команд. Однако белорусские перспективы в синхронном плавании World Aquatics ограничила только сольным разрядом в нейтральном статусе, запретив выступления в командном формате. Так что завоеванная на ЧМ-2024 в Дохе сенсационная бронза по действующим правилам никак не трансформируется в пропуск на Олимпийские игры.

Как же стала возможна бронзовая награда чемпионата мира для спортсменки, которая ранее не приближалась к такому пьедесталу? Хотя готовность к турниру белоруска обозначила сразу, когда по итогам технической программы заняла четвертое место, всего полбалла не добрав до бронзовой позиции. В предварительном раунде произвольной программы Василина показала пятый результат, с которым и пробилась в финал. Но как раз эти баллы до глубины души возмутили ее тренера-консультанта Елену Воронову.

Российская наставница, с которой Хондошко сотрудничает еще с 2015 года, не подавала документы в World Aquatics на получение нейтрального статуса, как и вся российская команда. Поэтому Вороновой не было в Дохе, и они с Хондошко взаимодействовали дистанционно.

Отличное, на взгляд Вороновой, выступление белоруски принесло ей только пятое место в квалификации произвольной программы. «Мы подготовили классную сольную программу, очень красивую, которая в предварительных состязаниях удостоилась лишь  пятой оценки. «Поющие» ноги, музыкальность, супер красивые руки, но на это сейчас никто не смотрит. Сейчас смотрят на то, довернем или не довернем мы элементы сложности. Мы решили, что раз наше красивое соло никому не нужно, будем, извиняюсь за жаргон, крутить попой!», — призналась Воронова в интервью «Матч ТВ».

По новым правилам основной акцент при оценке выступления сделан на элементы сложности в ущерб артистизму, музыкальной форме и органике выступления. Никакая красота, эстетизм движений не смогут перевесить баллы, начисляемые за сложность. Поэтому Воронова и Хондошко решили сделать «ход конем», дистанционно поменяв всю (!) произвольную программу.  

«Это был своего рода стеб над новой системой правил и судейства. Мы показали семь одинаковых связок, они были абсолютно идентичны, отличались только загибом носка в одну или в другую сторону. Надеюсь, что эта история такого конкретного стеба, заставит людей задуматься о том, что с красивой сольной программой ты на пятом месте, а с «ать, два, три, четыре» — в призерах. Это то, к чему идет синхронное плавание сейчас.

Мы хотели обратить внимание на то, что в сольных программах люди хотят видеть не только наштампованные движения. Но факторинг рассчитан таким образом: чтобы ты ни сделал с точки зрения артистизма, это все равно не перевесит элементы сложности в связках. Пришлось применить смекалку. С моей помощью Василина переделала полностью соло за два дня», — призналась Воронова в эфире «Матч ТВ».

С этой точки зрения выступление белоруски в финале среди 12 участниц прошло идеально. Да, артистизм был порезан на корню и фактически выброшен из программы. За него Василина получила самые низкие оценки в финале. Зато в элементах сложности Хондошко была удостоена второй оценки дня.

Что в совокупности сформировало бронзовое выступление. Лучше нашей синхронистки произвольную программу отработали только чемпионка мира Жаклин Симоно из Канады и серебряная медалистка Евангелия Платаниоти из Греции.   

Сергей ВЕРСОЦКИЙ. Фото Getty Images