Легион. На дорожку. Егор Зубович: доказать Хайто
На днях, после отпуска, он пополнил ее ряды, чтобы уже завтра начать с командой подготовку ко второй части “экстраклясы”. Для 22-летнего нападающего олимпийской сборной Беларуси это первый легионерский опыт.
— Егор, ты ведь мог попасть за рубеж и раньше?
— Пять лет назад был близок к подписанию контракта с российским “Сатурном”. По крайней мере именно так был настроен главный тренер Борис Игнатьев, к которому мы ездили на смотрины вместе с вратарем Игорем Хомляком. Известный наставник сказал, что собирается узнать мою стоимость. Я был свободным агентом, и требовалось выплатить только компенсацию, сумма которой — фиксированная. Однако Михаил Юферев — директор МТЗ-РИПО, с которым у меня истек срок контракта, — автоматически увеличил цену втрое. С такими условиями “Сатурн” был не согласен.
Спустя год мог пополнить ряды “Зенита” — вместе с Вовой Юрченко. Он тогда феерически провел “Кубок Содружества”. У меня так не получилось, однако на тренировках вроде неплохо удалось себя зарекомендовать. Все также шло к подписанию контракта. Но опять- таки по независящим от меня причинам сорвалось.
— Сейчас интерес к тебе проявляла польская “Легия”?
— Он появился еще год назад. Я уже и билеты на поезд до Варшавы купил. Но последний матч чемпионата-2010 обернулся травмой. После надрыва мышцы задней поверхности бедра два месяца ушло на восстановление. Ну ничего — значит, так должно было случиться.
Нынче же внимание со стороны “Легии” не ослабло. Но эта команда — флагман чемпионата Польши, один из претендентов на золото с сильным подбором игроков. Мне же, чтобы развиваться, необходима постоянная практика.
— А российский и украинский варианты трудоустройства?
— Уровень этих чемпионатов выше с каждым годом — спору нет. Но, мне кажется, они подходят скорее для заработка, а не для профессионального развития. Мне же и агент давал понять, что лучше связать судьбу с Польшей. Страна готовится принять чемпионат Европы, обладает хорошей футбольной инфраструктурой, известна своими болельщиками.
— Чем привлек вариант с “Ягеллонией”?
— Для нее неплохо сложился прошлый чемпионат: всего очко отставания от “Шленска” и “Легии” — серебряного и бронзового призеров. Правда, летом команда провела всего один раунд Лиги Европы. Сейчас “Ягеллония” — середняк “экстраклясы”. Но по итогам чемпионата, как мне пояснили, нужно вновь пробиться на еврокубковую арену.
— Белосток недавно покинул экс-нападающий “Гомеля” Майкон. Успел с ним пообщаться?
— Как сказал бразилец, тренеры не давали ему возможности реализовать себя. Что же касается наших Сергея Кривца и Александра Сазанкова, то с ними на связь пока не выходил. Просто Познань и Гданьск, где базируются их “Лех” и “Лехия”, довольно далеки от Белостока.
— Как прошло знакомство с “Ягеллонией”, которое предшествовало подписанию контракта?
— Оно началось уже на следующий день после заключительной встречи чемпионата Беларуси с “Нафтаном”. Отправился на контрольный матч дублеров против игроков, которыми тренеры собирались укрепить состав. Благодаря моему удару мы выиграли со счетом 1:0.
К слову, встреча проходила на домашнем стадионе “Ягеллонии”. И даже на такой выставочный поединок зрителей собралось столько, сколько не приходит на матчи нашего чемпионата. Что сказать? Классная арена, великолепное поле, да и фанатская группировка, как говорят, у команды очень серьезная.
— Что было затем?
— После игры пообщался с главным тренером Чеславом Михневичем. Он, кстати, родом из Березовки, что недалеко от Лиды. Поэтому разговаривали по-русски. Наставник поинтересовался моей статистикой — насколько понял, за рубежом она очень важна. Затем Михневич пояснил, что со следующего дня команда начинает готовиться к очередному матчу “экстра- клясы”. И сказал, мол, поезжай домой — твой трансфер будем выкупать. Потом вышли на связь уже менеджеры “Ягеллонии” и “Белшины”. Так началось обсуждение деталей сделки.
— Волнительная пора?
— Не без этого. Все-таки уже сталкивался с тем, что подписание контракта срывалось. Сейчас же спустя примерно полторы недели заключили соглашение. Помню, не успели это сделать — едва обсудили личные условия, как меня уже привели на пресс-конференцию. Вручили майку с фамилией. Вокруг полно камер, фотоаппаратов. Хорошо хоть один из журналистов задавал вопросы на русском.
— Недавно Михневича уволили, хотя именно он инициировал подписание с тобой контракта. Не опасаешься, что у его 39-летнего преемника Томаша Хайто на тебя будут иные виды?
— Совсем нет. Мне просто нужно показать ему, чего стою. Более того, теперь я наравне с остальными одноклубниками. Ведь доказывать состоятельность новому наставнику предстоит уже всем нам, а не мне одному. А вообще, Михневич говорил, что хочет поменять треть состава. И, помимо меня, контракты подписаны еще с тремя игроками.
— Видел, каким игроком был Хайто?
— Может быть, смотрел один-два матча с его участием. Знаю, что он — экс-капитан сборной Польши, с которой выступал на чемпионате мира-2002, а также бывший защитник немецкого “Шальке-04”, с которым выиграл два подряд Кубка Германии. Тренер же он пока только начинающий.
— Не смущает, что один из форвардов “Ягеллонии” 37-летний Томаш Франковски — второй снайпер “экстраклясы”?
— Это выдающийся нападающий, лучший бомбардир нескольких чемпионатов страны — минувшего, а также еще трех. Но сейчас ведь непонятно, по какой схеме будет строить игру Хайто. Может, с одним форвардом, а может — с тремя. К тому же Михневич, например, знал, что я могу действовать и крайним полузащитником — как слева, так и справа.
— Это твой первый опыт выступлений за рубежом. Что беспокоит?
— Языками нужно заняться. Как можно быстрее выучить польский, ну и английский вспомнить. Кстати, у меня сразу три русскоговорящих одноклубника: литовец, грузин и армянин. С защитником Робертом Арзуманяном даже познакомиться успел. Он как-то на тренировке помог с амуницией. Мне ее не хватило, а было довольно прохладно.
— Какова твоя зарплата? Ясно, что это коммерческая тайна, но все же?
— Мне хватит. Ведь много никогда не получал. Сегодня с такими деньгами был бы одним из самых высокооплачиваемых игроков нашего чемпионата.
— Как обустроишь быт? По нраву ли город?
— Многие иногородние игроки “Ягеллонии” снимают квартиры. Думаю, со временем последую их примеру. А самого Белостока пока толком не видел. Но сказали, что он особенно красив летом, когда буквально наполняется зеленью. Ну и люди здесь добрее тех, что живут ближе к Германии.
— Что теперь?
— На днях начинается подготовка ко второй части чемпионата. Спустя пару недель — турецкий сбор. Наконец, уже 20 февраля — матч с “Короной”. Это не наше межсезонье, которое длится три месяца.
— С “Белшиной” попрощался?
— Только с генеральным и коммерческим директорами — когда документы из Бобруйска забирал. Пожали друг другу руки. Спасибо им за все. С командой же расстались после заключительного матча чемпионата против “Нафтана”. Поужинали, пива попили, тепло пообщались. Впрочем, как и всегда. Год, надо сказать, получился успешным — как для команды, так и для меня. Очень хороший сезон выдался: и с игроками “Белшины” познакомился, и с тренером грамотным поработал, и своей результативностью доволен.
— Давай по порядку. Сильно расстроились, что остались без медалей?
— Могли бы побороться за бронзу, если бы нас стимулировали материально. Все-таки многие игроки — опытные, с семьями. А получалось, что, наоборот, премиальных не платили. Впрочем, наше руководство тоже можно понять. Денег действительно не было, хотя их и старательно искали.
— Как оценишь распределение медалей?
— БАТЭ и “Шахтер” свои золото и серебро завоевали заслуженно. “Гомель” взял бронзу за счет тренерской руки. Все-таки Олег Михайлович Кубарев — сильный специалист и тактик. Его игроки действовали спокойно от обороны, надежнее которой оказалась только защита БАТЭ. К тому же гомельчане летом произвели точечное усиление. Ну и то, что “Динамо” сменило тренера по ходу сезона, для них также оказалось только кстати. Честно говоря, мне хотелось, чтобы и динамовцы завоевали какую-нибудь награду. Стас Драгун рассказывал, что Серей Овчинников, возглавивший команду вместо Олега Василенко, изменил психологию игроков. Но все получилось как всегда.
— Наравне с динамовцем Бруно Фурланом и жодинцем Артемом Соловьем ты стал вторым бомбардиром чемпионата. Чем это объяснишь?
— Больше работаю над собой. Взрослее стал. Частенько играл на позиции нападающего. Да и вообще много времени на поле проводил. За все это благодарю Александра Сергеевича Седнева. Он на меня злился часто. Но это было справедливо. Тем более что моя игра не столь стабильна, как хотелось бы.
— Седнева называют весьма квалифицированным специалистом. За что?
— Он рассудительный. Знает, как общаться с игроками. Много внимания уделяет тактике, анализу игры соперников. Именно благодаря этому, кстати, наш матч третьего круга с минским “Динамо” и завершился крупной выездной победой. Досконально знали, чего ждать от хозяев, кто ведет их игру и так далее.
— Не предлагал тебе Седнев по своему примеру сменить Бобруйск на столицу?
— Он как-то сказал, что не хотел бы делать “Белшину” слабее. Что касается меня, то несколько лет назад уже был игроком “Динамо”. Но это случилось не вовремя, что ли. Был моложе основных нападающих минчан: Саши Лебедева, Роберта Рака, Эду. А сейчас… Не думаю, что Юрий Александрович Чиж стал бы выкупать у “Белшины” своего бывшего игрока, который несколько лет назад расстался с “Динамо” бесплатно. Это как-то не по законам бизнеса.
— Не опасаешься, что за полгода до Олимпиады перестанешь быть на виду у Георгия Кондратьева?
— Он сам сказал, что уж лучше пусть так. Особенно если хочу выступать на более высоком уровне. А чемпионат Польши будет явно посильнее нашего.
— Оттуда и до бундеслиги рукой подать.
— Мне давно импонируют чемпионаты Германии и Англии. Но команды нравятся из других стран. Это “Ювентус” и мадридский “Реал”. Жаль, что первый несколько лет назад из-за памятного скандала покинул серию “А”, а второй редко берет верх над “Барселоной”.
— Ты ведь скоро физкультурный заканчиваешь?
— Весной госэкзамены. А зимнюю сессию, начавшуюся 9 января, нужно сдать не позднее 1 марта — у меня при всем желании не получится. Так что надо бы встретиться с куратором Михаилом Яковлевичем Андружейчиком, все это обсудить.
— Много у вас футболистов на курсе?
— Рекиш, Тишкевич, Хомляк, Урупин, Нехайчик, Усеня, Сафранков. Ну и еще Леша Белоусов — наш ветеран.
— Как встретил Новый год?
— Со своей девушкой в гостях у минского динамовца Леши Гавриловича и его подруги. А потом посетили одно заведение, где поднялся на сцену и сделал Алесе предложение руки и сердца. Кольцо подарил, как полагается. Мы с ней уже пять лет вместе. Сыграем летом свадьбу — как раз по окончании первенства Польши. А потом можно и на чемпионат Европы съездить. Кстати, надо будет пару билетов через руководство “Ягеллонии” добыть.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь