АК-47. “Олд скул” от Ивана Драго
Подписание нападающим контракта с ЦСКА и возвращение в Россию на постоянное место жительства организацию нашего интервью не упростило. Кириленко моментально превратился в одну из самых востребованных медиаперсон мира спорта, из-за чего его свободное время расписывалось по минутам каждый божий день. Казалось бы, визит армейцев в Минск на матч Лиги ВТБ наконец-то позволит “покалякать” с баскетболистом в теплой и дружеской обстановке, но и здесь судьба посмеялась над планами. Окончание локаута в НБА поставило Андрея перед выбором: оставаться в “красно-синих” рядах либо же вновь перебираться за океан. Вполне логично, что отнюдь не обязательному выезду (ЦСКА и без лидера отгрузил “горожанам” сорок очков) спортсмен предпочел консультации с агентом и улаживание контрактных формальностей в белокаменной… Прервать порочный круг помогла пресс-служба армейцев: благодаря содействию ее шефа, бывшего прессболовца Николая Цынкевича, в февральском графике Кириленко нашлись свободные полчаса для обстоятельной беседы, а под рукой — телефонная трубка.
ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”
Андрей КИРИЛЕНКО. Прозвище — АК-47. Родился 18.02.81 в Ижевске (Россия). Легкий форвард. Рост — 206 см. Вес — 103 кг. Выступал за команды: “Спартак” (Санкт-Петербург, Россия, 1996-98), ЦСКА (Москва, Россия, 1998-2001; с октября 2011-го по настоящее время), “Юта Джаз” (НБА, выбран на драфте-1999 под общим 24-м номером, 2001-11). Двукратный чемпион России (1998/99, 1999/00). В НБА провел 726 матчей: из них в регулярном чемпионате — 681 (478 в старте, 11,7 очка при 5,1 подбора в среднем за 31,2 минуты), в плей-офф — 45 (36 в старте, 5,5 очка при 3,0 подбора в среднем за 29,9 минуты). Участник “Матча всех звезд НБА” (2004). Участник “Матча новичков НБА” (2002, 2003). Член символической сборной новичков НБА (2002). Трижды включался в символические сборные всех звезд защиты НБА (2006 — первая пятерка; 2004, 2005 — вторая). Лидер регулярного чемпионата НБА по блок-шотам (2005). Чемпион, лучший нападающий и МVP континентального первенства-2007 в составе сборной России. Бронзовый призер ЧЕ-2011, член символической сборной турнира.
— Андрей, доводилось ли в прошлом бывать в Беларуси?
— Пару раз, еще будучи 14-15-летним пацаном, наведывался в Минск для участия в юношеских турнирах. Особо воспоминаний не осталось, поскольку толком ни города не видел, ни по стране не колесил. В более зрелом возрасте судьба в братскую республику не забрасывала. Под Новый год календарь игр Лиги ВТБ предоставил шанс вновь посетить Беларусь. Но не смог им воспользоваться: завершение локаута в НБА требовало спешно определяться с будущим. Так что пришлось остаться в Москве и решать контрактные вопросы.
— Тем не менее за время профессиональной карьеры вам доводилось пересекаться и работать с рядом отечественных игроков…
— Самые теплые воспоминания сохранил о Дайнеко. Несмотря на то что в какой-то момент карьеры он решил выступать за российскую сборную, Валера остается для меня белорусом. И очень добрым товарищем: когда я переехал в Москву, приняв приглашение ЦСКА, жил с ним в одном номере. Дайнеко давал ценные советы, опекал и всячески помогал тому молодому и неоперившемуся птенцу, который на многие вещи смотрел большими глазами. Его помощь оказалась неоценимой… К огромному сожалению, сейчас связь не поддерживаем: жизнь всех разбросала по разным уголкам планеты. Но искренне буду рад увидеть Валеру, если судьба вновь сведет нас лицом к лицу.
— В копилку впечатлений о Беларуси можно добавить еще и баскетбольный “Минск”, с которым вы пусть и с трибуны УСК ЦСКА, но познакомились пару недель назад. Душераздирающее зрелище?
— Не стал бы судить так категорично хотя бы потому, что классы и цели команд несравнимы. Армейцы стремятся к решению самых сложных задач в каждом из турниров, где участвуют. Тогда как чемпион Беларуси переживает переходный период, находясь в становлении и поиске своей игры. Уверен, это временное явление, которое коллектив преодолеет, если будет проводить как можно больше игр на высочайшем уровне. Например, таком, который предлагает Лига ВТБ — поединки с командами ПБЛ и участниками Евролиги дорогого стоят. Постоянная практика на топ-уровне позволит “2006-м” расти и в какой-то момент выведет на вполне конкурентоспособный уровень.
— Знакомство с “Минском” произошло благодаря тому, что вы предпочли ЦСКА возвращению за океан. Согласны, что в какой-то мере эта эпопея напоминала шумиху вокруг прошлогоднего перехода ЛеБрона Джеймса из “Кливленда” в “Майами”? Разве что телешоу “Решение” не хватало…
— Вряд ли такая аналогия уместна. Информационные бомбы взрывали исключительно журналисты — моей инициативы здесь не было и близко. Напротив, сразу четко обозначил позицию: когда сделаю выбор, заявлю об этом прямо. До той поры — никаких комментариев. Слово сдержал, выступив в прессе лишь 30 декабря — ровно после того, как договорился с ЦСКА о продолжении сотрудничества до конца сезона. Получилось, что с моей стороны были только два конкретных хода. Откуда взялась остальная информация? Видимо, кому-то было жизненно необходимо поднять тиражи или рейтинги. Никогда не приветствовал пиар на спекуляциях и давным-давно зарекся использовать его в корыстных целях. О специальных телевизионных программах даже не заикаюсь.
— Вообще, как относитесь к заокеанской тенденции, согласно которой звезды объединяются для упрощения задачи по завоеванию перстней?
— Осуждать не возьмусь, ведь каждый выбирает свою дорогу. Но, на мой взгляд, приятнее стать сильнейшим, пройдя с командой путь от начала до конца и справившись со всеми вызовами. Добыть звание, вовремя выдвинув ультиматум и потребовав обмена в клуб-претендент, — дело куда менее мудреное. Признаться, никогда не испытывал соблазн сменить клуб, город или штат только ради того, чтобы примерить перстень. Можете называть это “олд скул”, но именно такая карьера мне кажется наиболее честной по отношению к баскетболу, его сути.
— Не раз встречал в американской прессе слова о том, что легендарный тренер “Юты” Джерри Слоан, под началом которого вы отработали 10 лет, был особенным. Что скрывается за столь туманным определением?
— Прежде всего его требовательность. Будучи наставником старой закалки, Слоан много времени уделял тренировкам, возводил в культ дисциплину, ограничивал игровую свободу игроков, сводя к минимуму импровизацию. Возможно, покажется парадоксальным, но в этих жестких условиях команда демонстрировала образцовый в своей цельности баскетбол. В сути игры прослеживалась система, благодаря которой создавалась дружина-звезда из исполнителей отнюдь не топового уровня.
Специфической была и философия тренера. Например, один из самых любопытных постулатов звучал так: “Ребята, запомните: всегда побеждать невозможно — рано или поздно любой из нас оступается. Но принять неудачу можно лишь в том случае, если на площадке оставлены все силы. Безвольному же фиаско оправданий нет — надо бороться до последней секунды, чего бы это ни стоило”.
— В штате мормонов нецензурная брань не приветствуется. Тем не менее доводилось ли слышать ругань из уст тренера после проигранного в пух и прах матча?
— Крепкое словцо, конечно, проскакивало — все-таки Слоан тоже человек. Другое дело, что на этом не заострял бы уж так сильно внимание. Во-первых, Джерри не являлся приверженцем тамошней культуры. А во-вторых, под гребенку заблуждения, мол, раз штат религиозный, значит, и люди здесь консервативны до невозможности, всех подряд грести не стоит. В Солт-Лейк-Сити никто по улицам строем не ходит. Скорее, отличительной чертой являются спокойствие и доброжелательность жителей. Они опрятные, много улыбаются, помогают друг другу. Специфических отличий с ходу точно не рассмотреть. И поверьте, если мормон попадет себе молотком по пальцу, он тоже может загнуть от души, не выбирая выражений.
— Кстати, о сквернословии. НБА славится мастерами trash talk«а — провокационной болтовни, направленной на то, чтобы вывести соперника из равновесия. От кого из таких “говорунов” страдали больше всего?
— Меня тяжело выбить из колеи сотрясанием воздуха. Если человек строчит гадости, как из пулемета, вместо того чтобы заняться делом, — флаг ему в руки. Я в это время лучше приложу усилия, чтобы добиться результата. И именно он лучше всяких ответных выпадов заставит окружающих держать язык за зубами. Вот вам пример из реальной жизни. В начале карьеры довелось играть против парня по имени Кендалл Гилл. У него рот не закрывался: “Мужик, сейчас не забьешь! Дружище, в следующее владение стопудово ошибешься!” Я терпел до последнего, но когда разница в счете перевалила за 20 очков в нашу пользу, не сдержался. Слушай, говорю, посмотри на табло и уймись наконец! Сделаешь что-то полезное для команды, тогда щебечи хоть весь вечер. А пока попридержи лошадок… Парень сразу осекся.
Любопытно, но в Европе подобных людей практически не встречал. Здесь словно понимают, что trash talk — это палка о двух концах. Здорово быть на коне и выигрывать. Но ведь ситуация может за считанные мгновения развернуться на 180 градусов — и тогда за коленца, выкинутые минутами ранее, окажется жуть как неловко.
— Продолжая проводить параллели между Европой и НБА, спрошу, насколько справедливы все чаще звучащие сегодня сравнения Рики Рубио и Джона Стоктона?
— Они абсолютно неуместны. Если честно, всякий раз слыша подобное, недоумеваю, как их вообще кто-то ставит в один ряд. Джон — личность, которая давно заняла место на баскетбольном Олимпе и оставила след в памяти и сердцах болельщиков. Это легенда — ни больше, ни меньше. Испанец же находится лишь в начале пути. По сути, чтобы стать даже тенью Стоктона, он толком ничего не сделал. Как бы Рики ни нравился фанам, как бы его ни раскручивали в СМИ, до настоящих вершин НБА ему еще очень далеко.
— Какой самый лестный комплимент получали от культового плеймейкера? Насколько помню, он как-то говорил, что с удовольствием действовал в связке с вами.
— Карьерные взлеты и падения научили в равной степени спокойно относиться что к добрым словам, что к критике, поэтому в голове ничего особенного из похвал не отложилось. Жизнь помогла фокусироваться на более полезных для спортсмена и человека вещах.
— В конце 1990-х еще одна легенда “Юты” Карл Мэлоун вместе с Деннисом Родманом принял участие в реальном поединке рестлеров. Вам на тренировках форвард таким образом размяться не предлагал?
— Нет. И, сказать по правде, даже спрашивать не хотелось, зачем он это сделал. Принял бы вызов, получи таковой от Почтальона? Ха, мы с ним в разных весовых и возрастных категориях, так что войне предпочел бы мир.
— Владелец “Милуоки” Херб Коль — сенатор конгресса США. Владелец “Нью-Джерси” Михаил Прохоров — кандидат в президенты России. Экс-игрок Кевин Джонсон — мэр Сакраменто. Не находите, что у баскетболистов очень неплохо получается править миром или хотя бы его отдельными частями?
— Этот талант сугубо индивидуален. Но всегда радуюсь, когда спортсмены мало того, что реализуют себя в иной, нежели спорт, области, но еще тем самым помогают окружающим. Если у людей есть навыки и возможности быть полезным на политическом поприще, почему бы не менять жизнь к лучшему?
— Сами не думали по окончании карьеры податься в политику? Уверен, по популярности вы уже сейчас переплюнули бы “Единую Россию”.
— Когда выступал в Штатах, в этой сфере особой активности не проявлял — даже на выборы не ходил. Но сегодня, хотя и остаюсь далек от многих процессов, полностью зарекаться от политической карьеры не буду. Глядишь, в недалеком будущем, когда настанет время менять род занятий, ступлю на эту платформу. Пока же ограничиваюсь поддержкой кандидатур, близких по духу. Скажем, очень симпатичной кажется позиция Михаила Прохорова: человек не стоит на месте — постоянно прогрессирует, ищет пути развития. Успех, которого владелец “Нью-Джерси” уже добился в жизни, — его лучшая рекомендация. Надеюсь, в дальнейшем он не отступит от намерений и сумеет вывести Россию на более высокий жизненный уровень.
— Дирку Новицки как-то сказали, что он очень похож на Иисуса, потому что выглядит схоже с портретами на иконах и умеет творить чудеса. А какого самого необычного сравнения удостаивались вы?
— О, эта история всякий раз вызывает улыбку, когда о ней вспоминаю. Как-то раз журналисты уловили сходство между мной и советским боксером Иваном Драго, противостоял герою Сильвестра Сталлоне в “Рокки 4”. Его еще Дольф Лундгрен, такой мускулистый блондин играл — помните? Вроде бы с киношным персонажем не особо схожи, тем не менее в прессе параллель полюбилась и даже на какое-то время прижилась.
— Недавно Шакил О»Нил установил приз в тысячу долларов тому, кто сделает на теле тату поцелуя Дика Баветты и Чарльза Баркли. Не было соблазна добавить к монстру, который красуется у вас во всю спину, еще и историческое лобызание?
— Нет-нет-нет, это герои не моего романа! Да и само предложение попахивает сумасбродством — эдаким спором на слабо. В моей же жизни все поступки были взвешенными и продуманными, благодаря чему совершил не так уж много ошибок.
— Сталкивались ли вы с расизмом в НБА?
— Считаю, подобной проблемы в американском баскетболе нет. Может, кто-то уверен в обратном, но за 10 лет, проведенных в лиге, ни разу не становился свидетелем скандалов или прений на почве нетерпимости. Конфликтовать в раздевалке людям, разумеется, случалось. Но корни проблемы уходили в далекую от спорта почву — скажем, личную жизнь или какую-то социальную неустроенность. Однако ничего общего с цветом кожи того или национальностью спортсменов они точно не имели.
— Раз уж заговорили о национальном, поделюсь любопытным наблюдением. Сборные России по футболу и хоккею периодически попадают в скверные истории: то проколются на курении кальяна, то попадут в объективы телекамер подшофе. А вот “оранжевая” дружина ни в чем подобном уже многие годы не замечается…
— Это специфика подачи информации. Уверен, пожелай журналисты сделать скандальный материал о баскетболистах, они бы его состряпали любыми способами. Медиа всегда и во всем ищут подвох или желтизну, не понимая, что из-за этого болельщики со стороны формируют о сборных негативное мнение. Хотя право на личное время, в которое спортсмены вольны принимать любое решение, никто не отменял. Избери СМИ иные способы пиар-подачи на цикл-другой — и, уверен, мнение о тех же хоккеистах или футболистах радикально изменилось бы в лучшую сторону… Мы отлично ладим с ребятами из названных вами сборных — и, поверьте, в каждой из них люди абсолютно вменяемые. Возможно, со своими слабостями. Но точно не ставящие собственные интересы выше интересов страны или национальной дружины.
— Говорят, парни в сборной России за глаза сравнивают главного тренера Дэвида Блатта с Чаком Норрисом за крутой нрав и твердость характера. Это правда?
— Пять баллов! Обязательно скажу Дэвиду об этом — думаю, он будет польщен.
— Забавных слухов, касающихся вас, тоже хватает…
— И не говорите! Вот буквально за несколько минут до того, как снять трубку, просматривал сайты новостей и наткнулся на информацию о том, что Андрей Кириленко арендовал дом в Солт-Лейк-Сити за 2,7 миллиона долларов. Зачем он мне, если ближайшие месяцы проведу в Москве, — ума не приложу. Но, видимо, кто-то из журналистов очень хочет заглянуть ко мне в гости или получить приглашение в Штаты… Что ж, если летом окажусь в Америке, обязательно попрошу адрес и заеду по указанному адресу — интересно проверить, хороший ли у меня вкус.
— Надеюсь, ваша жена Мария потом расскажет о результатах поездки в своем блоге на сайте sports.ru. Любопытно, кстати, ставите ли “лайки” ее статьям после прочтения?
— Нет, этого добра там и без меня хватает. Порой, правда, появляется желание ответить пользователям в комментариях, но пока соберусь с мыслями для глобального ответа, сил не хватает что-то написать.
— А сноровки провести разборку-сборку АК-47 хватит?
— Если вспомнить навыки, полученные по молодости, думаю, не подкачаю. Правда, в норматив что полной, что неполной сборки вряд ли уложусь. Но за минуту управлюсь наверняка. Так что к бою готов!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь