Тур 1. На футболе с Натальей Марченко. Разыгрывающая Марадону

21:17, 26 марта 2012
svg image
3693
svg image
0
image
Хави идет в печали

Наташа любезно согласилась созерцать столичное открытие сезона в компании с корреспондентом “ПБ”. И сразу обмолвилась, что лучше бы “приземлиться” где-нибудь на трибуне, а не в официозе VIP-ложи: “Там начнется обсуждение рабочих моментов, а я люблю смотреть не отвлекаясь. Кто меня знает, может подтвердить, что частенько сижу среди зрителей одна”.
Мы находим свободные кресла, когда церемония открытия достигает апогея. Режиссура немного непонятна, но массовость подкупает — ребятни на газоне с сотню. “В Борисове на первой игре тоже все будет торжественно. Чего ждать? Секрет. Приезжайте, увидите”, — заинтриговывает Марченко. Теперь ее походы на футбол не ограничиваются поддержкой родственных душ Леши и Димы. Зреть нужно шире: “Обязанности у меня интересные: планирование, определение стратегии клуба, реализация коммерческих проектов, работа с партнерами, со спонсорами, популяризация, приобщение болельщиков…”
Из динамиков гремит музыка, большие дяди говорят речи. Это значит, что есть еще несколько минут до стартового свистка, пока Наталья не погрузилась в игру. Она рассказывает, что в БАТЭ затеяли реорганизацию клубной структуры. Был гендиректор с подчиненными и заместителями. Теперь создали департамент развития, подтянули информационный сектор. “Конечно, интересно, — с неподдельной бодростью в голосе говорит экс-баскетболистка. — Лучшего исхода для моего послеспортия и не придумаешь. Пригодилось образование, которое некогда с трудом получала за границей”.
Заграница — это Америка, где Марченко познала бизнес-менеджмент в частном университете Нью-Джерси. “Меня пригласили играть и оплачивали учебу, — вспоминает героиня. — Образование не сравнить с нашим. Все как документальный фильм, основанный на реальных событиях: минимум теории, максимум — практики. Сплошь примеры бизнес-компаний”.
Весть о новом поприще еще вчера баскетболистки поначалу немного удивляла. “Наталья, что было раньше: решение закончить или предложение из БАТЭ?” — напрашивается вопрос. “В таком возрасте уже подумываешь о будущем. Стала размышлять, чем можно заняться. Для начала решила осенью отдохнуть, посвятила время семье, курсам, которые давно хотела окончить. Тогда еще рассматривала варианты продолжения карьеры, но после предложения Анатолия Анатольевича решила закончить”. “А было в мыслях о будущем желание связать себя с чем-то абсолютно новым?” — “Стать мамой? А что еще? Тренер — не мое. А так получила хорошее образование, накопила опыт, владею иностранными. Вся база для того, что проявить себя в бизнес-менеджменте”.
Меж тем мы заговорились и, кажется, не услышали свисток Алексея Кульбакова. Мяч уже утюжил удивительно хороший для мартовской поры газон, а зрители все шли и шли, непривычно оккупируя немногочисленные свободные кресла центральных секторов. Многие еще томились в очереди: некоторые — у кассы, единственной работающей, некоторые — у металлоискателей, кажется, четырех на весь стадион. “Недооценивают у нас интерес к футболу”, — истину глаголет начальник департамента развития.
Деверь, или, как привычнее, швагер Дима в стартовом составе. “Переживаете?” — вопрошаю почти риторически. “Не только за Димку, за многих. С Федоровичами тесно общаемся, с Концевыми. С Филипенко, этим балаболом. С Радьковым. Бордачевы сейчас в соседнем подъезде живут…” Почему Филипенко балабол мы, конечно, знаем. “В хорошем смысле слова, — поясняет Наташа. — Он же душа компании. Всегда устраивает командные мероприятия, может сплотить коллектив, если надо. Человек, отвечающий за микроклимат”.
Что всегда интересно в таких случаях: как же в клубе обращаются к новой начальнице? “Не сказать, что прямо бдим субординацию, — честна Наталья. — С тем же Виктором Михайловичем Гончаренко учились вместе в РУОРе. Знаем друг друга больше пятнадцати лет. Тяжело держать дистанцию. Но стараемся быть вежливыми: Владимирович, Петрович, на меня — Олеговна.
Дмитрий Анатольевич как-то признавался, что Алексея Анатольевича в клубе тоже называет по отчеству. А еще признавался, что в прекрасных отношениях с Натальей Олеговной. “Мы замечательно общаемся, — подтверждает Марченко. — Не только с Димой, но и со всей его семьей. Если у многих отношения с тещами и свекровями не очень налажены, то у нас даже нет таких понятий. Есть моя мама и мама Надя”.
…Не бурно протекающее начало позволяет окинуть взором действующих лиц субботнего матча. В составе БАТЭ трудно заприметить хотя бы одного новичка. Силуэт Мозолевского с тринадцатым номером на спине напоминает Нехайчика. Нападающий оказывается единственным незнакомцем “желто-синих”. Но не для Марченко: “Дима свой человек. Знаем его еще по Бресту”. А у бровки уже с десяток минут дирижируют другие свояки — Гончаренко и Скрипченко. Мы рассуждаем о том, как важно Вадиму Викторовичу достойно выступить. В аргументах за БАТЭ Наталья находит веский довод: мол, первый тур для всех важен — начало должно быть хорошим.
К Виктору Гончаренко подходит Александр Ермакович. В технических зонах можно наблюдать почти весь тренерский штаб БАТЭ образца-2011. Не хватает только Баги-старшего. “А какие функции возложены на Алексея?”“Если честно, в эти тонкости не вдаюсь. Вижу только, что дома он просматривает диски, изучает соперника…”
Раз уж заговорили о муже, Наталье не уйти от ответа: как Алексею далось завершение карьеры? “Бывало у спортсменов и похуже. Я очень благодарна клубу, за то, где он оказался и как закончил. Помню, насколько тяжело в свое время примерно в таком же возрасте далось завершение карьеры моему родному брату Вячеславу. Он тоже был футболистом, на финише выступал за “Дариду”. Так вот Слава долго не знал, чем заняться, переживал. В Лешином случае было проще”. Родной брат Натальи, к слову, играл за “Динамо-93”, был членом юношеской сборной СССР. Начинал при Анатолии Юревиче в “Ведриче”, когда там подобралась компания: Василий Баранов, Максим и Мирослав Ромащенко… “Брат любил на мне свои финты оттачивать, — вспоминает собеседница. — На “адидасовской” майке, еще с “трилистником”, масляной краской с помощью трафарета вывел номер “10” и фамилию Марадона. И обводил меня-Диего. Спина, правда, чесалась, но было весело”. — “Так вы могли бы и женским футболом заниматься?” — “Наверное, нет. Есть виды спорта, куда дочку не отдам”. — “Значит, дочку?” — “Ну, если честно, хочу пацана… Леша солидарен со мной. По секрету скажу, не умею заплетать косы”
Когда кажется, что стартовые нули — неизбежное завершение первого тайма, в штрафной падает Концевой. “С Темой тоже вместе учились. Как тут не переживать?” — вздыхает Марченко. Через мгновение рука арбитра уверенно устремляется к центру штрафной — пенальти. “Браво!” — громко и с аплодисментами выкрикивает Наталья. Она не отворачивается, не закрывает глаза, она внемлет разбегу Брессана, но после промаха вынуждена лишь разводить руками: “На Ренана не похоже”.
Алексей Кульбаков своей трелью завершает первую часть матча и дает нам пятнадцать минут, чтобы отвлечься. “По баскетболу скучаете?” — вызываю экс-разыгрывающую на сентиментальности. “Пока нет, — неуверенно отвечает та. — Но скоро девчонки соберутся в Минске, вот тогда сердечко защемит”. — “Так, может, еще вернетесь?” — “Скорее нет… Понимаете, я максималистка. Возвращаться на какой-то посредственный уровень не хочется. А чтобы вернуться феерически, время уже, пожалуй, будет упущено. Сейчас, считаю, принесу больше пользы на новом поприще”.
Наталья уже отмечала, что сразу полностью разгружать организм спортсмену нельзя, и сейчас делится секретом “заминки”: “Получаю огромное удовольствие от утренних пробежек в парке в Медвежино. Одно дело, когда это надо было делать в рамках профессиональной ответственности, совсем другое — для себя”. За пробежками да в обыденном городском пейзаже Марченко, по собственному признанию, не принимают за известную баскетболистку: “Только соседи по дому в курсе. А так росточком не вышла. Не скажешь, что идет баскетболистка”.
Гремящий над старичком “Динамо” сингл группы “Queen” “We are the champions” — лучший антураж для перемотки счастливых мгновений карьеры: “Выступление за сборную — одно большое светлое пятно. Даже не в плане успешности команды, а благодаря коллективу. Девчонок знаю еще по РУОРу. Это уже мои люди навсегда. Достижения? Очень рада, что съездила на все топ-турниры: мир, Европу и Олимпиаду. Ценю бронзу на Евро-2007, когда впервые заявили о себе. В общем, не стыдно, совсем не стыдно. Вот только на последнем континентальном форуме Диму подвела. Обещали друг другу встретиться в Лондоне”.
Еще до стартового свистка Наташа рассказала о курсах, что закончила по осени, отдыхая от мирской суеты. И пока ведутся основные приготовления ко второй половине зрелища, наша героиня конкретизирует: “Обучалась веб-дизайну и искусству фотографии. Это для самообразования. Что касается фотографии: аппарат был, а полного его потенциала не знала. Хотелось научиться правильно использовать. Грубо говоря, чтоб в кадре не было обрезанных рук, ног, ушей. А веб-дизайн для общего развития. Клуб как раз собирается запускать новый сайт. Честно говоря, БАТЭ уже давно созрел для современной интернет-странички. Правда, пока сталкиваемся с определенными трудностями, из-за которых все дедлайны давно нарушены. Как оказалось, очень масштабный проект. Но верим в светлое будущее. Все зависит от разработчиков. Насколько они окажутся трудоголиками”.
Игроки с серьезными лицами дефилируют перед публикой. Тайм второй обещает быть интереснее и с ходу берет разгон. Наталья не теряет позитивный настрой: “Такой футбол мне нравится!” Хвалит после одного из проходов Рудика, приободряет Багу: “Хорош, Димочка, хорош!” А когда Димочка чуть не сотворил разящий удар бисеклетом, вскакивает и аплодирует: “Здорово! Гол тура был бы. Я бы отправила за него эсэмэс”
Но наступило затишье. Это позже выяснится, что предвещало оно бурю. А прежде на поле появился профессор Родионов. “Ой, даже не представляю, как он все стерпел, — с сожалением признается Марченко. — Знаю двух спортсменов, перед которыми готова преклониться после всего, через что они прошли. Это Левченко и Родионов”. Родионов мог забить уже в следующей атаке и превратить стартовый матч в сценарий драматической киноленты. Но вышло все не шибко красиво. Через минуту Разин обратил сюжет в кошмарный. Наталья философски промолчала…
А времени оставалось горстка, которая, словно песок, вытекала сквозь борисовские пальцы. Минчане это время взялись “убивать” всеми правдами и неправдами. “Хорошо в баскетболе — никак драгоценные секунды не растянешь”, — замечает наша героиня.
Когда становится понятно, что поражение неминуемо, пытаюсь выведать у Наташи, понимает ли она по настроению братьев Алексея и Дмитрия, когда команда побеждает, а когда уходит с поля несолоно хлебавши. “Мы с Лешей не переносим свои расстройства на вторую половинку. Понять, что он выиграл, тоже непросто. Муж не хвастун. Никогда не позвонит со словами: “Представляешь, мы сегодня…” Один раз хет-трик в Молодечно сделал — то был один из немногих случаев, когда поняла, что игра удалась. А так порой из газет узнаешь о его успехах, о том, например, что в сборную тура попал. Дима так и вовсе никогда не обсуждает свои действия. Я ему пришлю сообщение: “Молодчинка! Забил, хорошо сыграл!” Он в ответ: “Спасибо. Позвони моим”. Сам не хочет хвастаться”.
Финальный свисток окончательно и бесповоротно протоколирует фиаско борисовского БАТЭ уже на старте. Экс-баскетболистка знает цену таким результатам: “Без поражений нет побед”. А что же из субботнего матча почерпнул начальник департамента развития? “Будем учиться на чужих ошибках. Избегать случаев, когда народ вынужден подолгу стоять в очередях”.
…Надо стараться, чтобы за ней поспевать. По ступенькам вверх, сквозь людской поток она скользит так же, как и вниз. Вырывается на свободное пространство, прощается и устремляется к раздевалкам, где будет верно дожидаться мужа. А ты стоишь и вослед думаешь, что это решительно не тот случай, когда женщина на корабле — к беде.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?