Сергей Алейников. Кипиани против пацаненка
Каждый этап карьеры Сергея АЛЕЙНИКОВА знаменовался эпохальным матчем. Его футбольных баталий хватило на внушительную книгу. Творение сие подробно рассказывает и о поединке “Динамо” — “Спартак” в 1982-м, и о встрече СССР — Голландия в 1988-м, и об итальянском дерби “Ювентус” — “Фиорентина” в 1990-м…
И все же есть в перечне его карьерных вех одно неприметное соперничество, которому уделены скромные полстраницы воспоминаний — это первая игра Алейникова в “бело-голубой” футболке в чемпионате СССР. В соперниках — тбилисское “Динамо”. На дворе стоял 1981 год, и никто тогда о золоте Союза не помышлял. А наш герой мечтал лишь о том, чтобы скорее познать прелести взрослой борьбы.
Вслед за Александром Хацкевичем (“ПБ” N 27 от 17 февраля) и Андреем Зыгмантовичем (“ПБ” N 31 от 24 февраля ) о матче своей жизни взялся рассказать Сергей Алейников. Прославленный футболист решил поведать об игре, открывшей для него дорогу в большой футбол. Игре, разом подарившей и радость дебюта, и горечь поражения. Игре, столкнувшей с обладателями Кубка кубков. Игре, что заставила иначе взглянуть на проблемы со здоровьем. Спустя три десятка лет Алейников все так же благодарен Эдуарду Малофееву: в тот памятный день тренер рискнул отрядить 19-летнего юношу опекать Давида Кипиани…
— 1981 год тем и запомнился, что впервые облачился в футболку флагмана белорусского футбола. Минское “Динамо”!.. Сбылась давняя детская мечта! Правда, сезон я начинал в дубле. Но и это уже было успехом. Тем более к основе подтянули раньше, чем можно было ожидать, — в июле. Вообще год удачно сложился, стал прорывным. Кроме дебюта в чемпионате, получил приглашение в молодежную сборную.
Тогда в июле, за четыре дня до знакового поединка с тбилисским “Динамо”, я вышел на замену в кубковом матче против СКА. Но ту встречу не беру в расчет. Она была, скажем, проверкой сил. Эдуард Васильевич хотел посмотреть, как поведет себя молодой игрок в окружении взрослых мужиков. Эдакая притирка. Репетиция. Основное же выступление случилось 19 июля. Что ж, видимо, против СКА сыграл неплохо, раз Малофеев решил заявить в стартовый состав уже в следующем туре чемпионата…
Но прежде о другом. Был в кубковой встрече один значимый эпизод, о котором нельзя не рассказать, который стал уроком на всю оставшуюся жизнь. В один прекрасный момент на долю молодого новичка выпала возможность решить в пользу своей команды голевой момент. Я имел прекрасный шанс отличиться уже в премьерном матче. Но… Загубил “верняк”. Можете представить, какой шквал эмоций вспыхнул внутри?! Для меня, юного, это стало маленькой трагедией: упал на колени, схватился за голову… Ну, Эдуард Васильевич на этой почве после поединка завелся: “Ты что, в каждом матче голы забиваешь?” “Нет”, — опустив взгляд, промямлил в ответ. “Так чего хватаешься за голову? Не забил — возвращайся назад и начинай все сначала. Чтобы мне больше не устраивал артистических номеров!” Впоследствии, уверяю, за голову не хватался. Бывают в жизни такие моменты, которые запоминаешь надолго.
Матчи против СКА и тбилисского “Динамо”, как уже сказал, разделили четыре дня. Провел это время в абсолютно спокойном настроении. Мне не свойственно было заниматься догадками — смотрел на вещи реалистично, мечтами не разбрасывался. Иллюзий насчет возможного свидания с тбилисцами не питал.
Не припомню, что думал в тот день. В памяти остались только отдельные фрагменты установки. Надо отдать должное Эдуарду Васильевичу за то, что не побоялся поставить молодого пацана в основе против обладателей Кубка кубков. Евротрофей грузины взяли за несколько месяцев до нашего очного свидания. Смело можно сказать, что те ребята уже успели покорить Европу.
На установке Эдуард Васильевич рассказал, кто за что отвечает, кого держит, куда бежит. Сказал, с каким настроением должны выходить на поле. ЭВМ умел напутствовать. Не все, наверное, одинаково воспринимали эти установки, также неоднозначно реагировали и на его стихи. Тяжело ведь влезть каждому в голову. Вероятно, кто-то думал о своем. Я же старался гармонично совмещать: кроме слов Малофеева, настраивался и сам. Впрочем, с этим проблем никогда не было. Меня не приходилось “накачивать”. Просто знал: надо выйти и полностью отдаться игре.
Дебют состоялся при родных зрителях, которые для меня всегда были дополнительным стимулом. Видя трибуны, вдохновлялся. Надо заметить, болели раньше иначе. Последнее время крайне редко захаживаю на белорусские стадионы, но, глядя на отдельные видеофрагменты, читая прессу, понимаю, что пропасть между чемпионатами СССР и Беларуси — огромна! В первую очередь в количественном плане. Мне кажется, нынешнему поколению болельщиков не на чем было расти. Они обделены большими победами, не видели многих великих футболистов. С этим в первую очередь можно связать пустующие трибуны старичка “Динамо”. В нашу бытность он забивался под завязку. Минчане в 81-м шли в середине таблицы. Тем не менее поддержать команду в игре с тбилисскими одноклубниками пришли более тридцати тысяч поклонников футбола.
Но вернемся собственно к матчу, ведь я еще не рассказал главного: в тот день мне поручили опекать Кипиани. Болельщики старшего поколения поймут, с какой задачей столкнулся. Молодежь, надеюсь, тоже слышала о легендарной для грузинского футбола личности. По возможности я должен был не позволять ему конструктивно действовать. А Кипиани это умел!
Волновался ли? Врать не стану — немного переживал. Волнение всегда есть, это нормально. Кто без него выходит на матч — грош тому цена. А вот боязни не чувствовал! Да, вроде первый раз в основе, в соперниках обладатель Кубка кубков… Кажется, коленки должны трястись. Но нет, не было такого! Партнеры тоже вышли на поле с холодной головой. Первый тайм мы сыграли очень уверенно. Что стряслось потом? Наверное, сказалось мастерство тбилисцев. Все-таки в сезоне-81 в этом компоненте они нас превосходили.
Кипиани, конечно, доставил хлопот. Не сказать, что “отвозил” по полной, но разница в классе прослеживалась невооруженным глазом. Матерый игрок против пацаненка. Одному хотелось доказать, что тренер не ошибся, когда поставил его в старт. Второй жаждал разобраться с опекуном малыми усилиями. Но в дураках, хочу заметить, Кипиани меня ни разу не оставил. Да и что значит “в дураках”? Это когда оппонент забивает или создает момент для партнера. А ежели он ничего не сделал, разве скажешь, что оставил меня у разбитого корыта? Если первый тайм закончился со счетом 0:0, значит, с задачей справился.
Грузины, конечно, хотели победить. Они всегда азартны. Но их горячность я бы не стал воспевать: наследники Руставели не переступают грань. Мне вообще грузины чем-то напоминают итальянцев: техничные, любят повозиться с мячом. Тем паче для этого есть прекрасные исполнители. В то время команда и вовсе была уникальной: Дараселия, Гуцаев, Шенгелия, Кипиани… Они по праву покорили Европу. Кого ни возьми, все подкованы в технике. Даже Чивадзе в центре защиты мог сотворить что-то оригинальное.
Дружил ли с кем из той обоймы “Динамо”? Это очень громкое слово. Когда ты дружишь, часто видишь человека. Просто поддерживал приятельские отношения. Со многими играл вместе в сборной. Общался с Шенгелия, Мчелидзе, Чивадзе… Но это после. До первого поединка, понятно, никого еще не знал…
Закончил я свой дебют раньше, чем хотелось бы — попросил замену уже в начале второго тайма. Была одна загвоздка: меня в ту пору беспокоили гланды. Затруднялось дыхание, отчего очень быстро вымотался. Пришлось хлопотать у Эдуарда Васильевича о снятии с игры. Проблема и раньше периодически давала о себе знать. Все как-то переплеталось, осложнялось и в один прекрасный момент выплеснулось. Момент пришелся аккурат на первый матч в основе. Получается, этот поединок можно вспомнить не только потому, что помог оттолкнуться на старте карьеры, но и потому, что заставил избавиться от ненужной проблемы. Тогда сразу взялся глубже исследовать ее. В конце сезона пришлось делать операцию.
Поле покидал с чувством опасения. Боялся, что кто-то может неправильно понять мою просьбу о замене. И после матча многие сразу принялись спрашивать, что случилось. “Старики” начали выпытывать, почему решил уйти с поля. Боялся не того, что решат, мол, силенок у меня не хватает, а что скажут: “Струсил? Решил поберечь себя?”. Поначалу я даже серьезно расстроился. Тем более до 55-й минуты ни одного не пропустили, а потом — за тайм “влетели” 1:4. Чувствовал, что часть вины лежит на мне из-за этой злополучной замены. Но то были эмоции на скорую руку. Со временем понял, что совесть мучила ввиду молодости. Разве могла одна замена сломать всю игру?
Малофеев, кстати, в раздевалке поддержал общий порыв любопытства. Первое, что спросил: “Почему заменился?” Он интересовался этим и у кромки поля, но надо знать Эдуарда Васильевича — он каждую секунду с головой погружен в события, разворачивающиеся на зеленом газоне. Видимо, тогда и не обратил внимания на мои слова — пропустил мимо ушей. Уже после финального свистка пришлось объяснять суть дела.
Естественно, в тот день проще было смотреть футбол у боковой линии. Обычно все зависит от того, кто и как привык вступать в игру. Если в силу обстоятельств постоянно начинаешь в запасе, то, наверное, проще на скамейке сидеть. В первом матче мне тоже комфортнее пришлось в роли зрителя. Но когда набрал обороты — всегда рвался на поле. И как-то редко получалось, что не попадал в состав.
В принципе я остался доволен своим дебютом в основном составе минского “Динамо”. Малофеев обычно сразу не вдавался в похвалы. Только на следующий день при разборе встречи останавливался на каждом в отдельности: кто хорошо сыграл, кто плохо, какие ошибки допускались…
Скажу честно, потом, в круговерти событий первого взрослого сезона, очень редко возвращался к поединку с грузинами. Все начало развиваться стремительно. Карьера взяла разгон, и каждый день дарил что-то новое.
В 1981-м, за год до золотого триумфа, мы финишировали девятыми. Тогда о медалях не задумывались — просто играли в футбол. Могу привести интересное сравнение с Испанией: все выходят на поле, не зацикливаясь на результате. В Италии, например, счет на табло имеет первостепенное значение, и не важно, какими средствами ты его достигаешь. А мы были близки именно к Испании, даже поражения воспринимались немного по-другому. Минские динамовцы в первую очередь хотели радовать зрителя. Может, каждый в душе и мечтал триумфально взобраться на первую ступень пьедестала, но никто не думал, что золото завоюем уже через год. Такие вещи вообще трудно предположить.
Лично я год закончил в прекрасном расположении духа: дебютировал в основе “бело-голубых”, получил приглашение в молодежную сборную… Набрал обороты во взрослом футболе. Матч против тбилисского “Динамо” в этом плане стал отправной точкой. Разумеется, одна битва на футбольном поле вряд ли может научить чему-то серьезному. Зато она способна подтвердить: если ты выходишь сконцентрированным, можно достойно сыграть против любого соперника вне зависимости от его титулов. В этом плане первый тайм против грузинской команды выдался показательным. Жаль, потом что-то надломилось…
Кроме всего прочего, я сполна ощутил суть взрослого футбола. И работа с мячом, и техника, и единоборства — все было на принципиально новом уровне. Появилось более глубокое понимание того, к чему надо стремиться. Вместе с тем испытал и приятные эмоции. Ведь я всегда об этом мечтал…
P.S. К слову, спустя год, в золотом сезоне-82, минское “Динамо” на родном стадионе одолело тбилисское — 2:0. Оба мяча у победителей забил Сергей Алейников.
ТАБЛО
ЧЕМПИОНАТ СССР-1981
20-й тур
ДИНАМО (Минск) — ДИНАМО (Тбилиси) — 1:4
МИНСК. 19 июля 1981 года. Стадион “Динамо”. 31700 зрителей.
ДИНАМО Мн: Вергеенко, Боровский, Курненин, Павлов, Головня, Прокопенко, Белов (Мельников, 70), АЛЕЙНИКОВ (Зыгмантович, 55), Кобренков, Гуринович, Василевский.
ДИНАМО Тб: Мчелидзе, Андгуладзе (Хинчагашвили, 46), Чивадзе, Хазанишвили, Муджири, Дараселия, Сванадзе (Тавадзе, 69), Какилашвили, Гуцаев, Кипиани, Шенгелия.
ГОЛЫ: 0:1 — Шенгелия (57). 0:2 — Кипиани (72). 0:3 — Какилашвили (79). 0:4 — Шенгелия (81). 1:4 — Прокопенко (89, с пенальти).
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь