Пять золотых на поле чудес, или Опять двадцать пять
Сама же церемония, срежиссированная оскароносцем Дэнни Бойлом, обойдется организаторам в 36 миллионов евро.
Подвиг по расписанию
Такой вот праздник жизни ожидает нас всех на протяжении ближайших 16 дней. Очень хочется, чтобы и белорусы не были на нем чужими, благо на олимпийские ристалища за эти две недели выйдут 167 наших соотечественников, представляющих 25 видов спорта. Справедливости ради стоит отметить, что четыре года назад в Пекине белорусское лобби было еще внушительнее — 184 атлета в 26 видах спорта.
Напомним, таким количественным составом мы в Поднебесной достигли пока наивысшего качественного результата на суверенных Олимпиадах, завоевав 19 наград (4 золотые, 5 серебряных, 10 бронзовых). Перед Лондоном наш вектор планирования спортивных успехов и вовсе взметнулся за облака, замерев на космическом для Беларуси уровне. Впервые 9 апреля 2010 года грандиозный прожект на Олимпийском собрании озвучил глава государства и НОКа Александр Лукашенко: “Если бы не было тех провалов, которые были, мы могли бы в Пекине 25 медалей завоевать. У нас есть условия, и людей у нас достаточно. Я же не прошу у вас 100 медалей на Олимпиаде — дайте 25. 25 — мы за эту цифру должны уцепиться, это для нас святая цифра должна быть. И больше просить не буду. Пусть будет 25 медалей, и пять из них золотых. Это будет верх. Что, не можем? Можем”.
Это действительно был верх, который даже в сопоставлении с пекинским прорывом смотрелся как-то совсем нереально. Понятное дело, на высоком собрании никто перечить Лукашенко не стал — цифру 25 спортивные руководители просто занесли в рабочие блокноты (дрожащей рукой?) и приняли к исполнению. Не знаю, какой состав олимпийской команды Лондона им тогда мыслился, только нынешний наш выезд и на первый, и на второй взгляд самым сильным за всю историю уж точно не выглядит. Обычный, крепкий, весьма разношерстный как по опыту, так и по возрасту состав, которому вполне по силам побороться за 15-17 медалей грядущей Олимпиады. Это его реальная ниша, а вот за ее верхними пределами начинается сплошной подвиг. Как в расписании барона Мюнхгаузена.
“Четвертак” преткновения
Изначальную нестыковку прожектов и реального положения дел в спортивной отрасли на протяжении этих двух лет отмечали многие специалисты. Некоторые — даже очень жестко и резонансно. Чего стоит емкий вердикт относительно лондонских планов бывшего министра спорта Юрия Сивакова — “пупок развяжется”. Цифра 25 ему знакома не понаслышке: в свое время Александр Лукашенко уже доводил до генерала точно такой же медальный план на афинскую Олимпиаду — помните пресловутое заочное соревнование белорусских комбайнеров и олимпийцев? На днях в интервью “Радио Свобода” Сиваков был категоричен: “Утверждать, что предолимпийские потери никак не отразятся на боеспособности белорусского коллектива, — безответственно. Я уже это проходил на собственном опыте. Естественно, планка завышена, однозначно неадекватные задачи. Но это наш принцип, который реализуется уже много лет: требуй невозможного — получишь максимальное. И в этом смысле люди к такому принципу тоже привыкают, так как человек, как известно, ко всем обстоятельствам умеет адаптироваться”.
В отличие от Юрия Сивакова, министра бывшего и потому чуть более свободного в публичных высказываниях, Олег Качан — министр нынешний, и поэтому он твердо отстаивает очерченные сверху позиции, которые, по его мнению, не в состоянии поколебать качественные и количественные людские потери накануне олимпийского выезда в Лондон. Принимая участие в онлайн-конференции на сайте БЕЛТА, Олег Леонидович заверил белорусских болельщиков, что приказов на отступление не существует: “Хотя количество завоеванных лицензий меньше, чем ожидалось, планы в сторону завоевания меньшего количества медалей никто не корректировал. Лицензий вполне достаточно, чтобы достойно выступить на Олимпиаде. На Играх в Пекине мы были представлены в 26 видах спорта, на данный момент — в 25. Вопрос ведь не в количестве атлетов, претендующих на награды, а в степени их готовности бороться за медали. На перспективы участия белорусских спортсменов в Олимпийских играх мы смотрим с оптимизмом. Работа по их подготовке проводилась планово, целенаправленно и интенсивно. Это должно дать свои плоды”.
Дай-то бог, как говорится, но вот что любопытно: перед нынешней Олимпиадой с медальными планами решила расстаться целая Российская Федерация — пожалуй, главный апологет планового хозяйства в спортивной отрасли. Как заявил министр спорта и молодежной политики России Виталий Мутко, на сей раз медальный план перед делегацией поставлен не будет, просто ребятам нужно выступить не хуже, чем в Пекине. Можно только представить, насколько легче в психологическом плане придется в Лондоне россиянам при таком доверительном подходе к задачам команды.
У нас же при столь мощном участии власти в делах спортивной отрасли подобный либерализм вряд ли возможен. Государство вложило в подготовку атлетов к Играм колоссальные средства (по словам помощника президента Игоря Заичкова — 120 миллиардов белорусских рублей без учета зарплат спортсменам) и теперь ждет соответствующей отдачи. Сможет ли нынешняя когорта лучших из лучших белорусских спортсменов удовлетворить запросы родины?
Мимо Игр
Уже сейчас понятно, что выйти на уровень 25 медалей нам будет невероятно сложно, даже 20 наград до начала соревнований видятся пока лишь манящей мечтой. Особенно с учетом того, какой мощный пласт именитых и титулованных до Олимпийских игр вообще не добрался. На память первым делом приходит прошлогодняя непоправимая трагедия с двукратным призером чемпионатов мира штангистом Сергеем Лагуном. Апрельская автокатастрофа лишила белорусский спорт одного из явных претендентов на лондонскую медаль, а тяжелую атлетику — весомого аргумента во исполнение ее планового задания (3 награды). На флажке “подписной” олимпийской кампании свой вид буквально подкосил Андрей Арямнов. Отсутствие системности в подготовке, нерегулярность тренировок, дисциплинарные нарушения, личностный конфликт звезды Пекина с главным тренером команды Александром Гончаровым — все это на фоне форсирования нагрузок привело борисовчанина к травмам. А это значит, что категория до 105 килограммов получит в Лондоне нового чемпиона.
Проблемы со здоровьем не позволили рассчитывать на олимпийский турнир и нашему титулованному десятиборцу Андрею Кравченко. Серебряный призер Игр в Пекине в минувшем цикле совершенно не берег собственный организм, закрывая легкоатлетические бреши на всех официальных турнирах, в результате перенес операцию на ахилловом сухожилии, вычеркнувшую его из лондонского списка.
На финишной прямой сослался на нелады со здоровьем и еще один богатырь от легкой атлетики — вице-чемпион Олимпиады в Пекине Вадим Девятовский. Длительная тяжба с Международным олимпийским комитетом, в результате которой метателю молота удалось отстоять свое серебро и честное имя, забрала много сил как физических, так и моральных, что не могло не сказаться на подготовке к Играм. Тем не менее Вадим успел отметиться десятым результатом мирового сезона (третьим — в Беларуси), но лишь на второстепенных соревнованиях. А вот в трех главных квалификационных турнирах новополочанин вообще не участвовал. Видимо, не чувствуя в себе сил для выступления на Олимпийских играх, буквально за несколько дней до окончательного утверждения состава молотобойцев Девятовский заявил, чтобы его кандидатуру для поездки в Лондон не рассматривали. В качестве аргумента серебряный призер Пекина выдвинул медицинский аспект: по словам Вадима, лечение травмы спины у него слишком затянулось. Также травма, полученная после предварительного забега на недавнем чемпионате Европы, не позволила выполнить олимпийский норматив на стометровке героине афинских Игр Юлии Нестеренко.
Настоящим камнем преткновения стала для вице-чемпиона Афин по боксу Виктора Зуева и обладателя бронзы Пекина борца греко-римского стиля Михаила Семенова олимпийская квалификация. Оба спортсмена неудачно выступили на определяющих прошлогодних чемпионатах мира, а в дальнейшем не выполнили условия отбора в квалификационных турнирах.
Как здесь не вспомнить о наших легендарных гребных экипажах, которые в сознании болельщиков прочно ассоциировались с медальными успехами на Олимпиадах, а в Лондон вообще не попали. Так, байдарка- четверка в составе Вадима Махнева, Романа Петрушенко, Алексея Абалмасова и Артура Литвинчука, не оставившая никаких шансов соперникам в Пекине, до Лондона просто не дошла, поскольку на последнем чемпионате мира не отобралась даже в финальную девятку. Хорошо еще, что Петрушенко и Махнев получат свой шанс в двойке, а вот для олимпийских чемпионов Абалмасова и Литвинчука четырехлетний цикл уже закончился.
Предолимпийский провал академической гребли, делегировавшей на Игры в Лондон всего две лодки, напрямую коснулся экипажа двойки распашной Юлии Бичик и Натальи Гелах. Белоруски, которые на последних двух Олимпиадах неизменно входили в число призеров, на сей раз попросту оконфузились на решающем чемпионате мира, заняв там всего 11-е место. Майскую квалификацию опытный дуэт также упустил, довольствовавшись лишь пятым местом при отборе на Игры первых двух.
Теневой кабинет
Как вам приведенный ряд? И это в преддверии Игр, где задачи поставлены рекордные. Понятно, вместо названных выше звезд в Лондон отправятся другие небожители белорусского олимпа, которые наверняка свою долю наград на Туманном Альбионе соберут. Но подобный “баш на баш” был бы неплох для среднестатистического выступления наших земляков, а вот для выполнения плана “25” подобный размен кажется явно неравноценным. Стало быть, ситуацию с добычей драгметалла могут подправить только новые имена белорусской дружины, ранее не знавшие высоких титулов, но имеющие шанс на сотворение сенсации в Лондоне.
К потенциальным спасителям планового задания “партии” можно отнести множество представителей “теневого кабинета”. В первую очередь, это высококлассное трио прыгуний в длину — Анастасия Мирончик-Иванова, Вероника Шуткова и Ольга Сударева. Уже сама по себе олимпийская квалификация сразу трех белорусок в одной легкоатлетической неметательной дисциплине дорогого стоит. А тут еще каждая с претензиями на пьедестал. Так, Анастасия и Вероника по ходу мирового сезона вступили в заветную восьмерку тех, кому в 2012 году покорялся семиметровый рубеж: 7,08 — у Мирончик-Ивановой, 7,01 — у Шутковой. Что касается Сударевой, то она уже успела сотворить сенсацию на недавнем чемпионате Европы в Хельсинки, став там вице-чемпионкой.
Нельзя обойти вниманием быстро прогрессирующую на стометровке с барьерами Алину Талай, выигравшую серебро на недавнем чемпионате Европы. Да, в Хельсинки собрались далеко не первые лица предполагаемого лондонского финала. Да, авторитетный легкоатлетический эксперт Александр Рудских, выступивший на страницах “ПБ”, не видит Алину в восьмерке сильнейших, предрекая пропуск в нее в районе 12,70, однако сделаю акцент именно на прогрессе Алины, обладающей очень пластичной и энергосберегающей техникой. И свой “личник” (12,79) белоруска может переписать в Лондоне очень даже запросто.
В кои-то веки в женской байдарке появился очень сильный экипаж, способный прикрыть брешь отсутствия на Играх мужской четверки. Дамский квартет в составе Ирины Помеловой, Надежды Попок, Ольги Худенко и Марины Полторан уже, что называется, сплавался, и без медалей с топ-турниров последнее время не возвращался. Опять же именно четверка выделила из своих недр весьма конкурентоспособную двойку в лице Худенко и Полторан.
Приятных сюрпризов мы вправе ожидать и от 19-летнего стрелка Ильи Чергейко, который весьма лихо начал первый взрослый сезон. Под его напором пали два национальных рекорда, а на апрельской “Предолимпийской неделе” в Лондоне минчанин показал третий результат. Буквально через месяц Чергейко уже второй на престижном этапе Кубка мира в Мюнхене! В итоге перед лондонским испытанием Илья занимает вторую строку мирового рейтинга в стрельбе из пневматической винтовки.
Наконец, после опубликования полных списков участников Игр в тяжелой атлетике неплохие медальные перспективы замаячили перед Диной Сазановец, Мариной Шкерманковой (обе — категория до 69 кг) и Ириной Кулешей (75). Дело в том, что доминирующая у женщин китайская сборная, представительницы которой отправляются на Олимпиаду только за золотом, решила сделать акцент на легких весах плюс закрыла супертяжелую категорию свыше 75 кг. Таким образом, вес до 69 кг оказался свободным от присутствия в нем очень сильной китаянки Кан Ю, и заявочный результат Сазановец пока значится там третьим, а Шкерманковой — четвертым. Ирине Кулеше, неизменно занимавшей четвертые места — и на Играх в Пекине, и на чемпионате мира, и на первенстве Европы, — невольно слегка подсобили россияне, решившие не сдваивать категорию усилиями явно неподъемных для белоруски Надежды Евстюхиной (едет в Лондон) и Натальи Заболотной (остается дома). Превзойти Евстюхину на Олимпиаде может разве что представительница Казахстана Светлана Подобедова, а вот другие соперницы Ирине однозначно по зубам.
Артель золотодобытчиков
Помимо общего вала наград, перед белорусской делегацией поставлена задача и по обеспечению его качества — на родине от нее ждут не меньше пяти золотых медалей. Как свидетельствует практика, лишь 30-35 процентов потенциальных претендентов на победу или на призовые места в итоге добиваются желаемого успеха. Исходя из этого коэффициента величина золотого запаса в Лондоне также может оказаться непосильной ношей для команды, в составе которой 15 потенциальных олимпийских чемпионов ну никак не просматриваются.
На мой взгляд, по-настоящему реальные шансы на победу в Великобритании имеют стрелок Сергей Мартынов, метатели молота Оксана Менькова и Иван Тихон, толкательница ядра Надежда Остапчук, теннисистка Виктория Азаренко, тяжелоатлетка Анастасия Новикова, пловчиха Александра Герасименя и неувядаемая гребчиха Екатерина Карстен. Сюда же добавлю некоторую вероятность завоевания золота со стороны представителей гребли на байдарках и каноэ или любого из единоборств.
Иными словами, полагаю, что в Лондоне нас ожидает обычное среднестатистическое выступление белорусской олимпийской делегации на уровне 15-17 завоеванных наград. По реальной шкале район 10 медалей для данного состава команды следует рассматривать как неудачу, ориентир в 20 наград — как очевидное высшее достижение, ну а 25 кругляшей лондонской пробы позволят оценить выступление белорусских спортсменов как героическое в буквальном смысле этого слова.
Так оно будет или случится иначе — в преддверии церемонии открытия XXX Олимпиады об этом на Земле не знает никто. Тем более что Игры по своей природе и статусу относятся к самым непредсказуемым соревнованиям мирового спорта. Тем интереснее пройдут для всех болельщиков эти две недели. Спортсменам — удачи, журналистам — событий, любителям спорта — удовольствия! Смотрим Олимпиаду вместе!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь