Вертикаль. Ротация “мертвых душ”

21:33, 23 октября 2012
svg image
22651
svg image
0
image
Хави идет в печали

Внезапный аншлаг

У входа в зал толпились люди, словно контролер не успевала проверять входные билеты. Вдруг народ двинулся обратно, причем вышедшие стали хватать стулья. Стало ясно: в зале аншлаг! Мест не хватило, может, полусотне участников. Особенно роптали приезжие: это же надо через всю страну сломя голову лететь в столицу, чтобы в зал не войти! Даже гостренеров отпустили, чтобы высвободить места. Министр Олег Качан принес извинения за нерадивость помощников, а его энергичные указания разрешили ситуацию в несколько минут.
Однако же остался неприятный осадок. Коли сотрудники министерства не в состоянии организовать чиновничий форум, чего ждать от них при подготовке к Олимпийским играм?! Такое начало не способствовало диалогу с залом, к которому настойчиво призывал министр, а также вице-президенты НОКа Игорь Заичков и Сергей Тетерин.
Руководители различных подразделений Минспорта выступали с докладами, а начальники областных управлений и райотделов физкультуры, спорта и туризма, а также директора УОР и другие товарищи из среднего звена должны были им оппонировать. Цель министр определил так: посмотреть, как работает принятая три года назад программа развития отрасли, и выявить узкие места в воспитании резерва спортсменов и тренеров.
Замысел удался. Хотя конструктивного разговора с залом не вышло, руководящее трио, думается, получило ответ на вопрос: почему неэффективно работает спортпроводящая вертикаль?

Про блям-блямчиков

Симптоматично, что высокопоставленные функционеры — начальник управления спорта Александр Дубковский и председатель директората национальных команд Андрей Фомочкин — начинали выступления с 396 медалей, завоеванных в течение 2012 года. Хотя министр несколько раз подчеркивал: я же просил вас, не нужно самоотчетов, дайте предложения по эффективному реформированию отрасли! Однако подчиненные его не слышали: они загодя выставили медальный щит, словно не замечая того, что на лондонских Играх он заметно прохудился. Привычку рапортовать медальным валом привил ведомству Александр Григоров. В 2006-м он сообщил о 88 медалях, а в 2007-м объявил уже о 512! Дурная привычка прижилась…
Дубковский, как показалось, на редкость неудачно представил проводимый Минспорта мониторинг специализированных учебных спортивных учреждений (СУСУ). Он целенаправленно сгущал краски: состояние дел удручает, после посещения вице-премьера освобожден директор рогачевской ДЮСШ, директора профсоюзных школ и РЦОПа по велоспорту не выдали мониторящим журналы, контроль над занятиями осуществляется, не выходя из кабинетов. Тренеры работают сами по себе: одновременно проводят занятия с двумя группами, опаздывают на тренировки, в Барановичах выявили группу “мертвых душ”… Все эти факты, подкрепленные демонстрацией незаполненных документов, не вызвали в зале ни малейшей реакции: “стреляных воробьев” так просто не проймешь!
Вероятно, реакция была бы другой, если бы Дубковский четче осознавал, что докдадывает фактически всей республике. И масштаб повествования должен быть соответствующий: статистика посещений по регионам, районам, СУСУ. И в каждом случае — с упоминанием фамилий “героев дня”. И обязательно — с положительными примерами. В таком случае разговор был бы предметным, равновесным и затронул бы конкретных людей.
А про то, что “блям-блямчики не вигириснируются, а юзлы-музлы трафальгируются”, лет сорок назад уже поведали миру Лев Миров и Марк Новицкий.
В общем, с мониторингом “не прокатило”. Зато впечатлила другая информация. Оказывается, возможности формирования специализированных спортивных классов использованы всего на 2,5 процента. В этом, возможно, заключен мощный стимул развития резерва и оздоровления большого количества детей.

О чем не сказал Фомочкин

Глава директората национальных команд не постеснялся вслед за Дубковским напомнить о медальном взлете и сделать акцент на том, что 396 — больше, чем за аналогичный период 2008 года. Его бессмысленное упорство возмутило Тетерина: почему же в Лондоне не вывели спортсменов на пик формы? И что будет в Сочи: выскочим-не выскочим? Может, пора менять структуру подготовки? Где анализ ситуации?
С последним у Фомочкина было еще хуже, чем у Дубковского. Андрей Васильевич уверял, что спортсмены, находящиеся на сборах, например, в Стайках, возвращаются после выходных разобранными… Пьют, что ли? Гуляют? За это кого-то наказали, сняли со сбора, лишили стипендии, вывели из НК? Такая вот демонстрация собственной немощи.
Зато глава директората умолчал о том, что составы национальных и сборных команд иногда (или нередко?) формируются с грубыми нарушениями спортивного принципа. А в некоторых видах спорта, к примеру в легкой атлетике, ведущим атлетам позволено игнорировать национальные чемпионаты.
Именно это, на мой взгляд, создает атмосферу вседозволенности и делячества, отодвигая спорт на задний план. Ни звуком не обмолвился Фомочкин и о допинговой проблеме, будто и не пришлось Надежде Остапчук вернуть олимпийское золото, а Михаилу Авдееву — европейскую бронзу. А ежегодные аттестации членов НК, которые зачастую проводятся формально? Атлеты и тренеры, из года в год не выполняющие взятых обязательств, транжирят бюджетные средства и снова получают карт-бланш. А беспредел, чинимый некоторыми главными тренерами?
Если бы директорат навел порядок на этих направлениях, кривая наших достижений резко взлетела бы вверх!

Сам себя высек

Не далее как 6 сентября, то есть уже после Олимпийских игр, Минский городской суд повторно рассматривал иск Национального антидопингового агентства к “Прессболу” и автору этих строк, предъявленный, в частности, за то, что в материале “Возвращение Ивана Тихона” (“ПБ” от 29 мая 2012 г.) я констатировал: допинг-контроль на трех из четырех главных внутренних стартах в легкой атлетике отсутствовал. Надо было видеть и слышать, как перед самой Олимпиадой директор НАДА Александр Ванхадло возмущенно уверял суд Центрального района столицы, что это Тасман считает чемпионаты и кубки страны основными соревнованиями, а на самом деле это не так. Что соревновательный допинг-контроль ничто в сравнении с внесоревновательным, которому НАДА уделяет особое внимание.
Всего через шесть недель после того, как уже кассационная инстанция отказала Ванхадло и его ведомству в претензиях к нам, Александр Аркадьевич с высокой трибуны заявил о необходимости обязательного допинг-контроля победителей и призеров чемпионатов Беларуси в проблемных видах спорта, к коим он отнес легкую и тяжелую атлетику, велоспорт, академическую греблю и плавание.
Когда этот господин был искренен? Способен ли человек с подобным мировоззрением беспристрастно осуществлять допинг-контроль и возглавлять столь серьезное направление, на котором у нас столько проколов?
Ответственность за скандал с Остапчук полностью возложили на ее тренера Александра Ефимова. Он, безусловно, заслуживает наказания: кроме Остапчук, были еще инциденты с Яниной Корольчик (2003 год), 16-летней Евгенией Любченко (минувшей зимой), а сейчас рассматривается дело Сергея Бахара. Но почему Ефимова сделали заложником? Не потому ли, что он “сдал” Бадуева? В стране с десяток тренеров, у которых по несколько учеников-дисквалификантов. Ванхадло хорошо знает их имена, однако не называет! Это борьба с допингом или профанация?
НАДА систематически выпускает на топ-турниры якобы “чистых” атлетов, которые затем проваливают соревновательные тесты и позорят страну, возвращая награды олимпийского, мирового и европейского уровня. В бытность Ванхадло директором НАДА “отличились” Остапчук, Арямнов, Черняк, Туляева, Авдеев, Артюх, Якута. Не многовато ли? Почему руководитель агентства не несет за это ответственности? А к лондонскому недобору драгметаллов он непричастен?

Несменяемые

“Вертикальный” саммит получился чрезвычайно информативным. Выяснилось, что руководители Мин- спорта и НОКа провели интенсивную аналитическую работу по лондонским следам и накануне Олимпийского собрания знают ситуацию в отрасли куда лучше, чем когда-либо ранее. Однако парадокс: “играющие под нападающими” лишены харизмы и инициативы и откровенно слабоваты для работы национального масштаба. Одного из них, Фомочкина, лишили должности, но тут же перекинули в другое высокое кресло — директора РЦОПа по легкой атлетике. Если так же поступят и с иными “бывшими”, по сути ничего не изменится.
На местах ситуация еще хуже. Начальники райотделов спорта, словно удельные князьки, безраздельно властвуют в своих пределах. К примеру, в Барановичах Геннадий Костюкевич, бездеятельностью которого возмущался Дубковский, под разными предлогами избавился от директоров ДЮСШ — заслуженного тренера Беларуси Кирмеля, Мушкевича и Шейны, высказавших критические замечания в его адрес на страницах “ПБ” (ранее то же произошло с Кубановым). Костюкевич правит барановичским спортом едва не четверть века. И сколько у нас таких барановичей?!
Пока ротация кадров не станет зависеть от компетентности и результата, спортпроводящая сеть будет непроводящей. А результат в регионах — это не медали, а резерв.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?