Конференция. Секретный фарватер и пушечное мясо против человеческого фактора

21:44, 1 ноября 2012
svg image
5923
svg image
0
image
Хави идет в печали

Старшими тренерами специалисты видят Анатолия Квятковского (женские экипажи), Валерия Гайдука и Игоря Пятина (мужские экипажи).

Впервые — без медалей

Четыре цикла академическая гребля шла в авангарде олимпийского спорта Беларуси: с каждых Игр гребцы возвращались с медалями, причем добывала их не только легендарная воспитанница Анатолия Квятковского и Норберта Ладерманна Екатерина Карстен, но и экипажи Владимира Синельщикова — восьмерка и дважды двойка распашная в составе Натальи Гелах и Юлии Бичик. Мужчины медалями пока обделены, однако сам факт участия в Играх двух лодок в 2004-м и трех — в 2008 годах говорит о многом. Когда речь идет об олимпийском уровне, к достижениям следует отнести не только медальные финиши, но и попадания в финал “А”. Так вот на всех четырех Играх, где белорусы выступали суверенной командой, наши “академики” стартовали не менее, чем в двух финалах, а в 2004 году — в трех.
Лондонские результаты огорчили еще до начала Игр: право стартовать на канале “Итон Дорни” завоевали лишь два экипажа — Карстен и мужская четверка распашная без рулевого: Александр Козубовский, Денис Мигаль, Станислав Щербаченя и Вадим Лялин. Поскольку квартету пробиться в финал “А” не удалось, впервые наше финальное представительство ограничилось Екатериной Великой, которой также в первый раз не удалось доплыть до пьедестала. После финиша выяснилось, что у Карстен была серьезная травма, которую спортсменка, ее тренер Норберт Ладерманн, менеджер Вильфрид Карстен и врач Дмитрий Гук, мягко говоря, не афишировали, а по-другому — скрыли. Пятое место Кати и седьмое четверки Козубовского дали шесть зачетных баллов. Прежде никогда меньше 13 не набирали.
Медально-цифровое отступление стало следствием серии конфликтов в национальной команде, итогом которых стал уход из нее большой группы спортсменов. Сделать анализ произошедшего и наметить пути выхода из тупиковой ситуации была призвана конференция, которую по неизвестным причинам проигнорировал главный тренер национальной команды в минувшем олимпийском цикле Владимир Синельщиков. Зато в ней участвовал новоиспеченный председатель федерации Александр Мошенский, глава брестских фирм “Санта Импэкс Брест”, “Санта Бремор”, “Савушкин продукт”, “Объединенная молочная компания”, “Санта Холод”, “Санта Инвест”.

Не пущать!

Напомним, начался форум с попытки государственного тренера Сергея Храмкова максимально засекретить сие событие. О нем не было никакой информации на сайте Белорусской федерации академической гребли. Следующей акцией стал запрет на вход корреспондентам “Прессбола”. Нам передали через вахтера, что грядет всего лишь рабочее совещание. Либо это был осознанный обман (рядовое совещание не планируется на два дня), либо вахтер не разобрался в цветистости гостренерской речи.
Если бы форум был проанонсирован и для участия в нем нужно было бы получить аккредитацию, мы бы так и поступили. Увы, такой возможности нам не предоставили.
Как бы то ни было, стало ясно: для Храмкова присутствие прессы нежелательно. Нас провели тренеры, настоявшие на присутствии журналистов “ПБ”. Представителей других СМИ в зале Дома гребли не наблюдалось.
Еще раз гостренер удивил, когда объявил, что прочтет отчетный доклад, а обсуждать его можно будет лишь в “разном”, последнем пункте двухдневного акта. И, наконец, форма изложения свидетельствовала либо о непонимании Храмковым важности происходящего, либо о неуважении к слушателям, либо об обдуманной попытке задурить присутствующим мозги. Сергей Владимирович читал текст, сидя, скороговоркой и так негромко, что слушателям приходилось напрягаться, дабы уловить и звук, и суть озвученного. Народ долго терпел, но в конце концов зароптал, прервал докладчика и потребовал ведения протокола. Храмков ответил, что ведется аудиозапись, но это не очень убедило участников. Возможно потому, что техсредствами управляла сотрудник федерации Ольга Тарасова, которая, по словам тренеров, является женой Сергея Владимировича.
Мы предлагаем читателям компиляцию изложенного на конференции.

Виноват не один Синельщиков

Сергей ХРАМКОВ, государственный тренер
— В 2009 году подготовка национальной и сборных команд проходила централизованно. Однако итоги чемпионата мира в Познани оказались неутешительными: кроме победы Екатерины Карстен и шестого места мужской четверки распашной без рулевого, остальные экипажи оказались на предпоследних и последних местах… В 2010-м произошел кризис в национальной команде, вызванный массовым недовольством спортсменов главным тренером. Причиной этого стали все мы здесь сидящие. В итоге проиграли все. На квалификационном чемпионате мира-2011 лишь два экипажа завоевали олимпийские лицензии — Карстен и мужская четверка без рулевого. У остальных просто не было шансов сделать это. Когда спортсмены проигрывают, виноват обычно тренер. Но здесь как раз тот случай, когда виноват сам экипаж двойки безрульной. Девушки вышли на важный старт, не устранив лишний вес.
На Олимпийских играх Карстен заняла пятое место, четверка распашная — седьмое. Валерий Петрович Гайдук, работавший с квартетом, создал оригинальную методику тренировок. На мой взгляд, ему и ребятам просто не хватило времени для получения более высокого результата. Хотя в их активе есть призовые места на этапах Кубка мира. По Карстен остается невыясненным вопрос: почему личный тренер Ладерманн и врач Гук своевременно не сообщили о травме спортсменки?
Очевидно, на неудовлетворительных результатах национальной команды сказались снижение объемов финансирования и нехватка инвентаря. Тренеры Холявко и Гомонов, поддерживаемые начальником Гомельского областного управления физкультуры, спорта и туризма Жаранковым, фактически сорвали подготовку женской восьмерки и мужской двойки безрульной.
Владимир Васильевич Синельщиков неспроста был назначен главным тренером. При этом учитывались его богатый опыт, высокие результаты учениц на Олимпийских играх и чемпионатах мира, профессионализм и тренерская харизма. Однако возлагать на него всю ответственность тоже неправильно. В конце концов, может специалист ошибаться?!
В целом выстроенная в олимпийском цикле система подготовки работает! Осечка произошла лишь на финишном этапе непосредственной подводки к Олимпийским играм. На подготовку национальной и сборных команд потрачено 1,2 миллиарда рублей. Подтверждением эффективности работы являются следующие цифры: в олимпийском цикле 2005-2008 годов на чемпионатах мира по группе резерва выступал 31 экипаж, а в 2009-2012 — уже 46, рост составил 48 процентов…

Уничтожили женскую греблю

Александр ХОЛЯВКО, старший тренер по академической гребле Гомельской области
— Руководители Минспорта с тренерами не общались, поэтому и загубили дело. Министр Качан хорошо если 15 минут на наших собраниях сидел. У нас все профессионалы, и главное в нашем деле — человеческий фактор. Люди ушли от Синельщикова в первую очередь потому, что он в лицо всем нам сказал: “Мне коллектив не нужен!” Спортивного принципа у нас не существует! В 2008 году восьмерка, которую готовили я, Квятковский и Кошкалда, выиграла у экипажа Синельщикова 7 секунд, но на олимпийскую квалификацию все равно поехали проигравшие. Они и там уступили, после чего Синельщиков объявил: “Восьмерки у нас нет!” И это при том, что, начиная с 2006-го, три года подряд девчата становились медалистками молодежных чемпионатов мира, взяв полный комплект медалей — серебро, золото и бронзу. Где они сейчас? Женскую греблю уничтожили! Из чемпионского экипажа 2007 года в спорте осталась, наверное, только Настя Фадеенко.
Были ведь у нас другие времена: в 2003-2005 годах главным тренером работал Владимир Иванов, которого предложил на это место Валерий Гайдук, уехавший в Японию. Тогда все происходило гласно. Тренерский совет решал, вместе все расписывали, согласно спортивному принципу. И всем всего хватало: и лодок, и сборов, и денег. И результаты шли в гору. Потом Гайдук вернулся из Японии, и Иванова подвинули в мужскую команду. И там были результаты: на пекинскую Олимпиаду отобрались три мужские лодки. Может, они и дальше бы прогрессировали, но пришел Синельщиков и все развалил. Он и главный тренер, и главный замочник: все сам распределяет. Лучшей четверке лодку дать забыл!

Сыр в масле так не катается!

Галина ПЯТИНА, старший тренер минской СДЮШОР
— Провели тестирование, по его итогам отобрали 20 парней и 20 девушек. В их числе был и наш сын Дмитрий. Привлекли к работе Игоря Петровича Пятина, Юрия Витальевича Золотарева. Вдруг откуда-то всплывает Федюкович! Тут же интригами убрали Золотарева, чтобы Федюковичу дорогу расчистить. И это после самого успешного для “парников” сезона…
У нас спортсмены — “пушечное мясо”! Ивашко не аттестовали за 6-е место на молодежном чемпионате мира. И унижали спортсмена на аттестации. Другой молодой гребец, Максим Шевченко, занял на чемпионате мира 13-е место в одиночке. Между прочим, это лицензионное место. С ним работал Пятин. Но тренера нужно было сгноить, и спортсмена передали другому наставнику. Смотрю список национальной команды, который нам раздали. За что туда включают? За предпоследние места на чемпионате мира?
Наш сын не захотел быть “пушечным мясом”! Он прошел все тесты, хорошо подготовлен, но его никуда не привлекают. Сделали из Пятиных врагов гребли! Наших спортсменов никуда не берут, нам ничего не дают… Синельщикову денег не хватило?! Все у него было! Сыр в масле так не катается! Не в деньгах дело — в отношении к людям. Тебе, Храмков, давно надо покинуть гостренерское кресло. Нужно не бороться с тренерами и спортсменами, а объединять людей. Иначе зачем вы здесь сидите?!

Денег больше, чем всегда

Игорь ПЯТИН, старший тренер минской ШВСМ
— Начиная с 2005 года трио Синельщиков — Храмков — Гайдук раскачивают лодку, из которой вывалились многие тренеры и спортсмены. Выжили из команды моего воспитанника Ивашко, вслед за ним — Богуша, который был восьмым на чемпионате мира. Но главный тренер сказал: не поедет! И вместо него повезли Данилова. Тоже хороший парень, но на чемпионате страны Богушу уступил. Следующий шаг — Максим Шевченко, которого у меня забрали и сначала передали Федюковичу, а через год — другому тренеру. Сейчас уже он у Синельщикова разгильдяй! А ведь еще недавно и он, и Храмков о нем говорили: классный парень! Главный тренер должен людей не унижать, не уничтожать, а объединять и помогать. А денег сейчас в расчете на одного человека больше, чем когда бы то ни было раньше.

Сколько потеряно людей!

Павел МАСЛОВСКИЙ, старший тренер могилевской ШВСМ
— Я тоже из числа обиженных. Идет борьба руководства академической гребли против тренеров и спортсменов. Коллектив под началом Владимира Иванова создал мужскую восьмерку, ставшую серебряной на чемпионате Европы. Выгнали из нее Москалева, Дернового и Якубова. Их просто не аттестовали: мол, они нам не нравятся. Потом выгнали молодого здорового Данилова, не дали расти, прогрессировать. А Валерий Родевич? Опытный мастер, был шестым в парной четверке на Олимпиаде в Афинах. Ему бы годик отдохнуть, залечить спину. Он бы еще как пригодился! Не дали. Сколько потеряно людей!
Раньше в национальную команду не попадали гребцы, занявшие на чемпионате мира четвертое место, а сейчас кого ставят на ставки? Теперь важно, чтобы были из Бреста.
Золотарев создал парное весло: первое место на Кубке мира, первое — на молодежном чемпионате мира, шестое — на Олимпийских играх. И где он сейчас?

Президент сказал: так нельзя!

Владимир ИВАНОВ, заслуженный тренер Беларуси
— Я в течение четырех лет говорил об этом — все пропускалось мимо ушей. Четыре года назад пришли к власти Храмков и Синельщиков. Что нам тогда объявили? Все, что вы сделали — дерьмо! Теперь все будет по-новому. К чему мы пришли? Для тренера ученик это закон. Президент на Олимпийском собрании очень точно сказал: нельзя так относиться к людям, недопустимо разбазаривать кадры! Поэтому давайте разберемся с кадрами, выберем главного и государственного тренеров. Тогда другие наставники будут им доверять своих воспитанников. Вы обвиняете Холявко в развале женской восьмерки. А почему не привлечь его вместе с экипажем в национальную команду? Пусть бы в ней работал. Тогда и спросить с него было бы можно.
У нас есть великий тренер Квятковский, который воспитал двукратную олимпийскую чемпионку. Синельщиков давно вел против него борьбу. Чем это закончилось? Унизили Анатолия Ивановича, сделали ненужным.
Президент поставил задачу: наладить подготовку резерва — от ДЮСШ до национальной команды. Вот создали Республиканский центр олимпийской подготовки, имеющий огромные возможности. А он фактически представляет собой школу высшего спортивного мастерства, в которой есть группы всех уровней — от начинающих до высшего звена. То же самое в РЦОПе по легкой атлетике. Мы с Виктором Петровичем Парфенцовым давно предложили создать центр без групп, в который входили бы гребцы сборных команд, лучшие спортсмены регионов, чтобы их можно было привлекать на сборы вместе с личными наставниками и готовить смену для национальной команды.
Давайте устраним причины, мешающие развиваться. Например, запретим создавать сборные экипажи областей.
Для чего? Чтобы ослабить конкуренцию для гребцов национальной дружины. Или: спортсмены выполняют критерии для включения в главную команду, а их туда не берут. У меня была такая ситуация. Спортсмен на чемпионате страны занял четвертое место, которое подпадало под оговоренные условия, но в списках себя не нашел. Спрашивает: что делать? Отвечаю: звони главному тренеру. Звонит, интересуется, в чем дело? И слышит в ответ: у тебя какой рост? 188? Подрастешь на два сантиметра, тогда включу.

Людмила КОШКАЛДА, заместитель председателя федерации академической гребли
— Почему за национальную команду вместо главного тренера отчитывается государственный? Почему отсутствует Синельщиков? Ему нечего сказать за четыре года работы?
Центры без групп сейчас создать невозможно. Для этого необходимо внести изменения в Закон о физической культуре и спорте. Проект нового закона сейчас находится на рассмотрении в Национальном собрании. Там есть норма, допускающая формирование центров как с группами, так и без групп. Надо дождаться принятия этого документа.

Анатолий КВЯТКОВСКИЙ, заслуженный тренер Беларуси
— У меня только два вопроса. Первый: почему 14 спортсменов у нас забрали за год до пекинской Олимпиады? И второй: на чемпионате Беларуси за час до гонки спортсменку из одной лодки пересадили в другую, в экипаж, который курирует главный тренер? Думаю, что в мире нет подобных аналогов.

Могут завязывать!

Михаил КАМИНСКИЙ, старший тренер по академической гребле Витебской области
— Корни неудач в том, что работа велась не на созидание, а на разрушение. У наставников забирали спортсменов, самих тренеров отстраняли от работы с их воспитанниками. Дошло до того, что Анатолий Иванович Квятковский, которому сегодня вручили награду Минспорта, фактически стал изгоем! Он ведь не только Карстен подготовил. Три восьмерки, завоевавшие полный комплект медалей на молодежных чемпионатах мира, тоже его заслуга.
Не хотелось бы говорить о своих питомцах, но коль спрашиваете… Самая перспективная из них — Мария Смолякова, которая в 18 лет была второй одиночницей страны вслед за Карстен. Не скажу, что из нее вышла бы вторая Катя, но перспективы у девушки просматривались хорошие. Ее фактически “зарезали”. У нее были травмы, но они есть у многих. Надо было дать ей паузу, подлечить. Не дали. Сегодня ее уже нет в спорте.
Насте Фадеенко и Кате Шлюпской не хватало роста до планки, установленной Синельщиковым. Владимир Васильевич сказал: могут завязывать! Я два раза уговаривал этих девушек вернуться в спорт. Потом они вдруг стали ему нужны для восьмерки.

Взялся не за свое дело

Валерий ГАЙДУК, старший тренер национальной команды
— Соглашусь с выступавшими передо мной коллегами: за первые два года в национальной команде наломали много дров. Синельщиков ставил максимальные задачи, вникал в некоторые вопросы, которые можно было оставить без внимания, иногда принимал спонтанные решения, в том числе по привлечению в национальную команду тренера Федюковича. Единственное, удалось сохранить распашную четверку, которая выступала на Олимпийских играх. То, что случилось с женской командой, произошло из-за неорганизованности. Синельщиков — хороший тренер экипажей, но он взялся не за свое дело. Главный тренер должен обладать другими качествами.
В списки кандидатов в национальную команду, которые нам раздали, не вникал. Думаю, процентов девяносто кандидатов соответствуют критериям отбора. Сейчас есть группа перспективных парней 1991-1993 годов рождения, всего 16 человек, которым через четыре года будет 23-25 лет. Этого недостаточно, оптимальный возраст гребцов — 25-27 лет, но у нас этот возраст, к сожалению, потерян.

С сырцом надо работать

Валерий ВЫРВИЧ, тренер гомельского УОРа
— Синельщиков — отличный тренер-практик, об этом говорят результаты его учениц. Однако Квятковский достиг большего. Чем выше поднимался Владимир Васильевич по служебной лестнице, тем больше разрушал все вокруг. Он делал все наоборот: надо было объединять коллег, работать сообща, а он отстранялся и возводил препятствия, постоянно нарушал спортивный принцип. Не только мы, но и руководители национальной команды должны думать о том, кто придет в нее завтра. Поэтому надо привлекать в нее личных тренеров вместе с их учениками. Говорить, что мы здесь ничего не умеем и не знаем — неправильно. Мы здесь и сейчас боремся за соблюдение спортивного принципа — это главное.
Александр Михайлович (обращаясь к Мошенскому), если вам на производство привозят сырец, вы же его отправляете на переработку, а не в торговлю. Так и у нас: с сырцом надо работать.

Система или личностный фактор?

Александр МОШЕНСКИЙ, председатель Белорусской федерации академической гребли
— Слушая вас, хочу понять: где виновата система, а где сработал личностный фактор. На мой взгляд, вопросы нужно решать последовательно. Во-первых, это разработка стратегии подготовки. Во-вторых, формирование организационной структуры и системы понятий. В-третьих, определение руководящих кадров и их функциональных обязанностей. В-четвертых, выйти с кадровыми предложениями в Минспорта.
Представляется важным четко выстроить оргструктуру, чтобы разделить зоны ответственности. Очевидно, верхний этаж, кроме председателя, должны наполнять наблюдательный и попечительский советы. В первый обязательно нужно пригласить представителей государственных органов и международной федерации гребли, во второй войдут спонсорские организации.

Кто — рулевой?

Обсуждение рабочих вопросов прервалось требованием провести выборы главного тренера в присутствии председателя федерации Мошенского. Участники форума опасались, что без него решения конференции будут снивелированы.
Больше всех голосов — 19 — собрал Владимир Иванов, уже работавший на этом посту. За приглашение иностранного спеца проголосовали 11, за Михаила Каминского — 4, за директора РЦОПа Александра Кошкалду — 2, за Сергея Храмкова, Валерия Гайдука и Валерия Вырвича — по 1. Назавтра Иванов должен был представить программу действий, однако он взял самоотвод в пользу Каминского.
Затем голосовали за предложения на посты старших тренеров. Самым популярным оказался пакет Каминского: командировать в женскую команду Анатолия Квятковского, в мужскую — Валерия Гайдука (распашное весло) и Игоря Пятина (парное). Решения конференции имеют рекомендательный характер. Четыре года назад Минспорта пренебрегло мнением тренеров. К чему это привело, видно на диаграмме.
Пока все остается по-прежнему, словно и не было конференции. Синельщиков начинает сбор с женской командой, Гайдук и Денис Табако (парное весло) — с мужской. Борьба за весло продолжается…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?