В ту степь. Игорь Зенькович: на дальнем заграничье

21:31, 14 ноября 2012
svg image
2049
svg image
0
image
Хави идет в печали

В нижеследующем интервью — рассказ 25-летнего форварда о трудовых буднях в азиатских степях, о неповторимой специфике местного футбола и, конечно, о деньгах, которых в тамошней игре крутится в разы больше, чем в наших благословенных юдолях.

— Для начала проясним ваш нынешний статус: насколько известно, контракт с “Акжайыком” закончился…
— Все правильно. Сроки вышли, я вернулся в Минск в ранге свободного агента. Сейчас рассматриваю варианты продолжения карьеры. Они имеются. В Казахстане, и не только.

— Что ж в Уральске не предложили новое соглашение лучшему бомбардиру?
— Думаю, “Акжайык” меня примет, если что. Но как спортсмену мне хочется расти, попробовать себя на более высоком уровне. В Уральске команда неплохая. Только сегодня в клубе есть некоторая неопределенность, касающаяся дальнейшего существования.

— Финансовые проблемы? В прессе писали, что игроки полгода не получали зарплату, отчего обратились с жалобой в федерацию — и та даже сняла с команды три очка…
— Все так и было. До сих пор перед футболистами имеется задолженность. Но ее в ближайшее время обещают погасить. Иначе к клубу будут применены суровые санкции.

— Довольны годом, прожитым за границей?
— Что не жалею о нем — это точно. Все-таки первый легионерский опыт. Много новых ощущений, что само по себе интересно. Вот играешь дома — все кругом знакомо. Приезжаешь в другой чемпионат — совсем иные эмоции. Даже если брать чисто футбол. От иностранцев ведь везде требуют больше, чем от местных ребят. Мне понравилось.

— Стереотипное представление о чемпионате Казахстана — медленный футбол, плохие поля, много возрастных легионеров и чертовские расстояния…
— По поводу скоростей не согласен. Сильные команды — те же “Актобе”, “Тобол” — играют быстро. Как наши БАТЭ, “Динамо”, “Шахтер”. И в целом я не почувствовал никакого контраста. В стиле — да, есть различия. У нас футбол техничный, в Казахстане силовой. Поля не лучшего качества — что есть, то есть. По весне играть приходится большей частью на синтетике. Как становится теплее — все переходят на траву. Но ситуация потихоньку исправляется. Клубы — особенно ведущие — работают над улучшением инфраструктуры. Мне кажется, еще года три — и казахстанские поля перестанут вызывать нарекания. Проблема длительных переездов уже решена. Команды давно летают чартерными рейсами. Самое длинное путешествие — три часа. Это как из Минска в Брест на автобусе. Времена экзотики, когда неделями приходилось трястись в поездах, прошли. И насчет легионеров-ветеранов информация устаревшая. В скором времени в Казахстане введут — если уже не ввели — возрастной ценз для иностранных футболистов. Правило простое: для тех, кто родился раньше 1983 года, пусть в чемпионат будет закрыт.

— Была в этом году история с вашим участием, которая докатилась даже до наших краев. После поражения в Караганде белорус Зенькович заявил в телеинтервью, что рефери убил “Акжайык” — да и вообще судейство в Казахстане, мягко говоря, не выдающееся. Потом пришлось извиняться за эти слова…
— Не хочу старое ворошить. Есть компетентные люди, они разбирают работу судей и принимают решения. Да, я высказался тогда сгоряча. Потом извинился. Все — проехали.

— Еще был громкий случай: “Тобол” скандально проиграл “Таразу” — и из-за бестолкового судейства результат матча чуть не аннулировали…
— Переигровки все же не случилось. В федерации провели заседание и решили оставить все как есть. Да, был скандал. Арбитр удалил нашего Сергея Концевого, отменил гол костанайский… Так главный тренер “Тобола” Грозный поднял такой шум — на все СНГ. В итоге проводилось разбирательство.

— На старте чемпионата ваш “Акжайык” держался в медальной зоне, а потом сполз в середину таблицы…
— После восьми туров шли на первом месте. Но команда неопытная — едва вернулась в высшую лигу. Плюс другие факторы — где-то не везло, где-то недостаток финансирования сказался. В общем, сдали позиции. Но закончили чемпионат на восьмом месте. Этот результат признан успешным. Тем более что игру показывали довольно содержательную. У “Актобе”, например, дважды выиграли — 1:0 дома и 4:3 в гостях.

— Как отмечают конец сезона казахстанские команды-середняки?
— Мы никак не отмечали. Неформально с ребятами собрались, да и то чисто символически. После этого разъехались по домам.

— Чтобы войти в тройку лучших бомбардиров, вам хватило 10 голов…
— В Казахстане нападающие забивают немного. Прямо как у нас. Брессан в прошлом году стал лучшим с 13 голами. Сейчас Осипенко лидирует с 12.

— Большинство своих мячей вы забили в первом круге…
— Тогда я был новый человек в чемпионате. Соперники не знали мою манеру игры, и это облегчало задачу. Потом приноровились. Тренеры, видимо, посмотрели записи, рассказали футболистам про мои сильные и слабые стороны. Я и сам почувствовал: опека стала плотнее. Там в принципе с нападающими не церемонятся. Защитники очень жесткие. Их как будто специально подбирают — атлетичных, высоких. Саша Быченок недавно в интервью ту же самую мысль высказывал.

— Белорус Андрей Порываев, чтобы обойти легионерский лимит, даже принял казахстанское гражданство. Вам не предлагали?
— Пока нет. И я не знаю, как отреагирую, если предложат. За сборную ведь не заигран. А легионеров здесь много. Из самых разных стран. Хотя больше всего почему-то из Сербии. В одном клубе, по-моему, девять человек — вместе с тренерами. В других — по четыре, по пять. Сербский чемпионат!

— Чемпионом в Казахстане второй год подряд стал карагандинский “Шахтер”. Реально сильнейший клуб страны?
— Раз занял первое место — значит, сильнейший. Но вообще интрига там острее, чем у нас. Четыре команды конкурируют, до последнего борются за призовые места.

— Главный тренер в Уральске, кажется, словак…
— Вообще-то литовец — Саулюс Ширмялис. Просто у него нет лицен- зии “Pro”, и формально команду возглавляет его ассистент — словак Йозеф Шкрлик. Он и на пресс- конференции ходит.

— Суровые мужики ваши тренеры?
— Скорее наоборот. В отношениях доминирует человеческий подход. Оба наставника опытные, немолодые, поработали в своих сборных. Тренироваться у них интересно. А штрафы если бывают, то нечасто — лишь за серьезные проступки.

— От чего вы более всего устали за этот год?
— Правильнее не “от”, а “без” чего. Без дома устал. Понял, как это тяжело — все время находиться вдали от родины, близких людей. Сразу вообще было трудно. Потом адаптировался. Каждый легионер, наверное, через это проходит. У кого семья — тем, конечно, легче.

— У вас пока нет семьи?
— Девушка есть. Но мы решили, что ей незачем ехать со мной в такую даль.

— Где квартировали в Уральске?
— На базе. Снять квартиру можно было, это не проблема. Но зачем? Сидеть одному в четырех стенах? На базе веселее. Жил под одной крышей с другими приезжими ребятами.

— Чем хороша загородная резиденция “Акжайыка”?
— Там элитное место. Коттеджный поселок. Хозяин клуба, насколько я понял, имеет к нему какое-то отношение. Вот и расселял футболистов. Перед матчами туда заезжала и вся команда. Условия отличные. Хотя полей нет. Тренироваться ездили в город.

— Кто главная звезда чемпионата?
— Наверное, Смаков из “Актобе”. Он считается легендой казахстанского футбола. Среди легионеров таких фигур нет. Хотя известных игроков хватает.

— Кроме вас, в Казахстане в этом году играли белорусы Порываев, Концевой, Быченок, Пархачев… Общались?
— Конечно. Чаще с Порываевым. Но и с другими тоже. У Концевого в Костанае в гостях бывал.

— В курсе, что Сергей Боровский вскоре возглавит казахстанскую “молодежку”?
— Знаю. Для молодежного футбола там необходимы квалифицированные тренеры. На этом уровне Казахстан уступает Беларуси на порядок. Так что приглашение такого авторитетного специалиста, как Боровский, целиком оправдано. Федерация вообще много делает для развития. Думаю, лет через пять это принесет плоды.

— Денег в тамошнем футболе куры не клюют?
— Если сравнивать средние зарплаты игроков, то в Казахстане они выше в несколько раз. По крайней мере у меня сложилось такое впечатление.

— То есть вы бы советовали нашим футболистам отправляться в эту страну?
— Я год там провел — ничего плохого не скажу. И неправда, что туда едут только затем, чтобы заработать. Нормальный чемпионат, со своей спецификой. Не все и везде одинаково — клуб клубу рознь. Есть и другие нюансы. Но где их нет?

— Про свободное время в Уральске вы говорили: сидим на базе и пьем кофе…
— В городе есть чем заняться. Боулинг, бильярд, все остальное. Но меня как-то не тянуло к этому. Может, из-за жары… Летом она неимоверная. Температура за 40 плюс влажность. С непривычки такую погоду трудно переносить.

— При какой максимальной температуре приходилось играть?
— 35 градусов, может, чуть выше. В жаркие дни матчи назначались на позднее время, когда солнце уже не палило. Но духота сохранялась, дышать было тяжело.

— Кумыс от жары помогает?
— Ай, не очень. Я пробовал. Не скажу, что понравилось. Специфический напиток. Кобылье молоко…

— По-казахски многое можете сказать?
— Почти ничего. Футбольные люди там все по-русски разговаривают. Разве что местные ребята между собой могут на казахском общаться. А вообще все от желания зависит. Был у нас один камерунец — Хаман Саджо. Так он проявил интерес к языку. Начал учить его. Не так, чтоб глубоко, — запоминал отдельные выражения. А он же темнокожий, что само по себе для Уральска экзотика. И вот такой иностранец вдруг начинал сыпать казахскими фразами вроде “Привет, дорогая, как дела?”

— Стадион “Акжайыка” рассчитан на восемь с половиной тысяч зрителей. Аншлаги в этом году случались?
— В начале сезона играли на другом стадионе. С искусственным покрытием. Его вместимость — около трех тысяч. Трибуны забивались под завязку, люди в проходах стояли. Когда потеплело, перебрались на основную арену. Врать не буду: народ на наши матчи не ломился. Но тысячи по четыре собиралось постоянно. Разве что в дачный сезон ряды болельщиков чуть редели. А вообще посещаемость в чемпионате приличная. По белорусским меркам.

— Много интервью раздали за сезон?
— Три или четыре.

— Медиа сильно пиарят футбол?
— За телевидение не скажу. У нас на базе была спутниковая тарелка — местные каналы не транслировались. А печатная пресса хорошая. Много газет, есть журналы. Футбол в стране — вид спорта номер один. Внимания к нему много.

— Уральск достаточно большой город, чтобы затеряться в нем футболисту?
— Спрятаться можно, но сложно. Болельщики все равно часто узнают. Подходят, о чем-то спрашивают. К команде в городе хорошее отношение. А Уральск не слишком велик. Вроде наших областных центров. Могилева или Гомеля.

— Как вы вообще попали в Казахстан?
— Спонтанно. Зимой устроился было в “Гомеле”. Прошел сбор, контракт подписал. Но потом вмешались нюансы, травму получил. В общем пришлось уйти. Тогда позвонил агент. Сказал, есть вариант за границей. Спросил: поедешь? Я подумал, с людьми посоветовался — и поехал.

— Правда, что вы даже против национальной сборной Казахстана успели сыграть?
— Да, был такой матч — сборная против команды легионеров. Изначально планировался обычный “товарняк”. Но со спарринг-партнером в последний момент не сложилось. Возник вопрос: кем заменить соперника? Федерация решила созвать сборную иностранных футболистов. Играли в Алматы, народу собралось тысяч десять. Ничья — 2:2.

— Вы забили?
— Был момент — в перекладину попал.

— Из наших кто-то еще играл?
— Нет.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?