Сусанинские тропы королевы
Подобный опус опубликован впервые. Его появление, скорее всего, отражает растущее беспокойство лидеров федерации за исход отчетно-выборной конференции, которая должна состояться в ближайшее время.
Сам факт такой публикации заслуживает внимания. А его содержание красноречиво свидетельствует, как работают функционеры БФЛА. По сути — это самоприговор.
Рука — руку
В разделе “Международное сотрудничество” перечислены пять фактов.
“В 2011 году состоялись двухсторонние визиты специалистов Литовской, Турецкой, Грузинской, Украинской, Российской, Латышской федераций легкой атлетики”.
Что означает “двухсторонние”? Что, наши представители тоже побывали в этих странах? Кто, куда и зачем ездил? Отдохнуть, позагорать, искупаться в море, прошвырнуться по магазинам, посидеть в ресторанах? Какой эффект получила белорусская легкая атлетика от этих обменов?
“В Минске 14-25 мая 2011 года по приглашению БФЛА провели образовательную работу старший менеджер ИААФ Абдельмалек Эль Хебил (Марокко) и директор Московского Центра развития ИААФ Вадим Зеличенок (Россия). Гости посетили штаб-квартиру БФЛА, Белорусский государственный университет физической культуры и поделились опытом со специалистами”.
Обратите внимание на даты: гости находились в Минске 12 дней. Их прием, вероятно, обошелся в кругленькую сумму! За такое время можно горы свернуть! Однако каков результат визита высоких гостей? Это осталось неясным.
“Литовский десятиборец Дариус Драудвила за помощь Андрею Кравченко награжден международной премией “Честная игра” (“Fair Play”)”.
Литовец, будучи лидером ЧЕ-2010 после семи видов, отдал белорусу свой шест (у Кравченко снаряд сломался). В итоге Андрей стал бронзовым призером, а Дариус остался шестым. БФЛА совместно с Белорусской ассоциацией спортивной прессы выдвинули Драудвилу на соискание почетной награды. За это лидеры наших федераций заслуживают аплодисментов.
“Марафон дружбы “Гродно — Друскининкай” прошел 20 августа. Его участники стартовали в Беларуси и финишировали в Литве. На старт дистанции 42 км 195 м вышли 42 бегуна… Решено, что марафон станет ежегодным. Спортсмены будут стартовать поочередно в Литве и Беларуси…”
Начинание интересное. Но организаторскую работу с обеих сторон иначе как бездарной назвать трудно. Где это видано, чтобы международный марафон собрал всего-то четыре десятка бегунов?! Хотя бы четыре сотни для затравки.
“15-17 апреля 2011 года в Лондоне (Великобритания) состоялся отчетно-выборный конгресс Европейской легкой атлетики (ЕА). В рамках конгресса прошло чествование специалистов, внесших наибольший вклад в развитие легкой атлетики в Европе. Высшей награды Европейской легкой атлетики “Золотого знака” впервые в истории был удостоен заместитель председателя БФЛА, главный тренер национальной команды Республики Беларусь Анатолий Бадуев”.
Позже тренера Натальи Михневич Людмилу Никипорчик ЕА отметила как лауреата номинации “Женское лидерство”, а прославленная дискоболка олимпийская чемпионка Эллина Зверева получила награду МОКа в категории “Женщины и спорт”.
Награды — всегда приятно. Особенно когда они заслуженные. Бадуев получил приз за семь олимпийских медалей, завоеванных белорусами в Пекине. Однако все семь призеров были взращены в бытность главтренером Александра Рудских. После Игр-2008 белорусы на двух чемпионатах мира (2009, 2011) взяли аж две медали. Такова оборотная сторона бадуевских регалий.
Принцип умолчания
Другой раздел “Проведение республиканских и международных соревнований под эгидой ОО “БФЛА”.
“Команда Республики Беларусь достойно представляет нашу страну на всех официальных международных турнирах. Ежегодно под эгидой БФЛА проводится более 30 соревнований на территории республики. Наиболее зрелищными являются чемпионаты и Кубки страны, турнир “Призы олимпийских чемпионов”, соревнования памяти известных белорусских легкоатлетов, “Рождественские старты”, а также массовые мероприятия, такие, как всебелорусский кросс, “Языльская десятка”, “Капыльскiя пагоркi”.
Неспроста, пожалуй, самой важной составляющей — соревновательной — уделено так мало места, лишь около трех процентов объема. Во-первых, турниров недостаточно, во-вторых, многие проводятся на невысоком организационном и судейском уровне. Самые важные — чемпионаты страны — проходят в отсутствие многих ведущих атлетов и сопровождаются скандалами, связанными с действиями (или бездействием) руководителей БФЛА.
В нашей стране не проводится ни одного престижного международного состязания. В тех же, которым присвоен такой статус, участвуют считанные атлеты из-за рубежа.
Ничего не сказано о деятельности тренерского совета и исполкома федерации по отбору в выездной состав национальной команды (НК). Между тем спортивный принцип систематически нарушается, с главного и старших тренеров НК за нарушение критериев отбора и невыразительное выступление наших спортсменов на топ-турнирах никто не спрашивает.
В отчете ни слова о работе БФЛА по подготовке резерва, хотя этому было посвящено Олимпийское собрание 2010 года. А ведь корни тотального отступления белорусов на топ-турнирах — в отсутствии качественной смены. Медалисты юношеских и юниорских топ-турниров приходят во взрослый спорт выхолощенными. Это не досужие домыслы, о чем свидетельствуют итоги чемпионатов мира в Берлине, Дохе и Тэгу. Поскольку об этом ничего не говорится, значит, ничего системного и не сделано. Хотя вот теперь за подготовку резерва отвечает уже не Юрий Моисеевич, а Артур Шумак. Но и это прошло мимо внимания составителей парадного отчета.
“Крыша” для допинга
Совершенно не отражена антидопинговая тема. В деятельности БФЛА она действительно не просматривается. Да, на сайте федерации размещены основополагающие документы ВАДА. Однако о том, как осуществляется в легкоатлетической среде допинг-контроль, проводимый специалистами НАДА, ни-ни. Руководство федерации легкой атлетики скрывает допинговые нарушения, не сообщает даже о своих карательных решениях.
В 2010 году боссы БФЛА скрыли от ИААФ факт повторной дисквалификации Екатерины Артюх, дабы спасти ее от пожизненного отлучения от спорта. В нынешнем умолчали о своих же вердиктах дисквалифицировать двух спринтеров: 17-летнего Никиту Дорофеева и 20-летнего Леонида Меженова. Умолчание стимулирует дальнейшую допинговую эскалацию. Сейчас проводится расследование положительной допинг-пробы 16-летней толкательницы ядра.
Получается, БФЛА не желает информировать общественность о допинговых грехах подопечных, видимо, заботясь о чистоте давно запачканного мундира. “Крышуя” “закалывание” юных легкоатлетов, федерация пролонгирует этот опасный процесс.
Раздувание мухи в слона
В “Итогах работы БФЛА в 2011 году” подробно описано “участие в семинарах ИААФ по повышению квалификации и организация республиканских и международных семинаров под эгидой ОО ”БФЛА". Этому посвящена едва ли не четверть отчета, причем половина объема отведена под рассказ о пятидневной учебе на курсах в Москве брестского специалиста Александра Бут-Гусаима. Однако из текста невозможно сделать вывод, удостоился ли брестчанин диплома академии ИААФ “Старший тренер юношеской программы”. Ибо “в последний день курсов участники получили еще одно задание — разработать перспективный план развития детской и юношеской легкой атлетики в своей федерации. В течение двух месяцев после окончания курсов эти планы должны быть представлены в Московский Центр развития ИААФ, и после соответствующего анализа планов участники, успешно выполнившие задание, получат диплом Академии ИААФ”. Учеба завершилась 19 июня, прошло более полугода, но окончательной ясности в тексте нет.
Из остального узнаем: курсы стартеров прослушала в Москве Юлия Кахнович; Вера Епимашко успешнее всех сдала в Киеве экзамены для технических официальных лиц второго уровня; сертификат “Тренер ИААФ четвертого уровня” получил Юрий Снопко.
Дети как прикрытие
Большая часть “Итогов” посвящена работе БФЛА по развитию детской легкой атлетики. Приуменьшать значение работы с детьми невозможно. Однако же и делать вид, будто федерация легкой атлетики только этим и занята…
Из моря словесной шелухи выловим суть. ИААФ разработала и продвигает программу “Детская легкая атлетика”. Под нее выделены определенные и, вероятно, немалые средства, за освоение которых необходимо отчитаться. В рамках программы в Минске, Могилеве, Слониме и Орше прошли семинары для специалистов, работающих с детьми в школах и группах начальной подготовки. Соревнования детей по этой программе состоялись в названных городах, а также в Гомеле и Бресте. Но, судя по фактам и многочисленным фото, по-настоящему массовыми они получились лишь в Слониме, а подлинно праздничными — только в городе над Бугом, где в их организации участвовал директор спорткомплекса “Брестский” Казимир Рингевич, а также спонсоры, обеспечившие детей подарками. Любопытно, что в тексте “Итогов” содержится благодарность не только им, но и генсеку БФЛА Татьяне Ледовской за то, что она приняла участие в соревнованиях в качестве гостьи. Будто реализация программы “Kids athletics” не входит в функции БФЛА и Ледовской как ее функционера, а текст отчета на сайте представлен не самой федерацией, а неким посторонним органом.
Чтобы программа ИААФ действительно заработала, а не стала разовой акцией и ширмой для освоения выделенных средств, необходимо длительное сотрудничество БФЛА и Министерства образования. Однако пока об этом речи не идет.
Странный документ
По просьбе корреспондента “ПБ” “Итоги работы БФЛА в 2011 году” прокомментировал Александр РУДСКИХ, в течение 12 лет возглавлявший БФЛА.
— Основная работа федерации — та, что делается внутри страны. Остальные аспекты важны, но они сопутствующие. К сожалению, эта часть отчета занимает значительно меньше места, чем описание усилий Бут-Гусаима на семинаре ИААФ. Деятельность национальной команды каждый может документально проследить по статистическим отчетам с международных соревнований и сделать выводы. По отчету федерации сделать то же самое невозможно. Ничего не сказано о заседаниях исполкома и президиума БФЛА: сколько их было, какие вопросы рассматривались, какие решения принимались, кого на них приглашали и заслушивали. Написали бы об этом хотя бы в телеграфном варианте, пусть не так подробно, как об участии немногих наших представителей в международных семинарах ИААФ. Однако об этом вообще ни слова.
Мне странно и то, как формируются плановые задания для национальной команды. Фактически они подгоняются под достигнутый результат. Что это за цель для сборной по легкой атлетике — одна-две медали? Здесь вопросы не только к федерации, но и к руководству Минспорта, которое утверждает подобные ориентиры. По-моему, это неправильная тенденция в планировании и подготовке к выступлению в топ-турнирах.
Самое главное: из отчета невозможно проследить за работой с юношами и юниорами. Детские соревнования по программе ИААФ, безусловно, важны и необходимы. Но главное заключается в том, как происходит переход юношей в юниоры — это связующее звено между группой резерва и взрослым спортом. Практика показывает, что сейчас у нас ни в юношеском, ни в юниорском возрастах подготовка легкоатлетов не регламентирована ни в годичном, ни в многолетнем планировании. Для спортсменов этих возрастных категорий нет единого продуманного календаря, который обеспечивал бы их развитие. Наибольшие проблемы возникают летом. Об этом очень правильно сказано в недавнем интервью вашей газете заслуженного тренера Беларуси Кондрата Думнова. Дети должны соревноваться в июле, причем пиком годичной подготовки должна бы стать спартакиада школьников. А у нас они нередко выступают в сентябре, сразу после того как вернулись с каникул.
Удивительно, что в “Итогах” даже не упомянуто о решении провести отчетно-выборную конференцию БФЛА, не говоря уже о том, что ее дата до сих пор не объявлена. Много вопросов… Странный документ.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь