Точка кипения. Мятеж химбатальона. Болото на Двине: год без изменений

20:42, 23 мая 2012
svg image
3748
svg image
0
image
Хави идет в печали

Тогда события развивались в детективном ключе — с коллективным письмом хоккеистов команды в поддержку тандема Мартынов & Рыхлов, с личным прибытием на заседание попечительского совета новополоцкого клуба генерала-майора милиции и по совместительству — главы Витебской областной федерации хоккея Александра Найденко. Как видится, именно его по-армейски жесткое вмешательство оказалось главной гирей, склонившей чашу весов в пользу штаба Мартынова, а не претендовавшего и предварительно оговорившего условия сотрудничества с новополочанами российского специалиста Сергея Борисова.
Не то чтобы такое резкое использование административного ресурса стало для спонсоров “химбатальона” чем-то приятным. Но на Двине все же воцарился худой мир, хотя протестные настроения спорадически полыхали еще тем летом. Сезон дружина отыграла ни шатко ни валко вновь пролетев мимо плей-офф, что, увы, уже становится для прославленной кузницы талантов нормой. И вот очередной кумулятивный заряд разборок за бортиком: в апреле игроки “Химика”-СКА выступили с новым коллективным обращением к городским властям, кои де-юре и являются хозяевами новополоцкой хоккейной структуры. Теперь вотум недоверия выказывается уже руководству и тренерскому штабу. Что любопытно, в числе подписантов этой петиции “против” присутствуют в том числе и те, кто менее года назад подписывал воззвание “за”. Впрочем, лучше всего суть претензий заявителей отразит текст письма, которое приводится с незначительными стилистическими правками, не влияющими на суть.

Председателю Новополоцкого городского исполнительного комитета, координационного совета КСУП “ХК “Химик” Кочановой Наталье Ивановне.
В первую очередь мы хотим обратить внимание на непрофессиональное, недобросовестное, а порой и безнравственное отношение к своим должностным обязанностям, а также к игрокам команды тренерского штаба во главе с Рыхловым Ю.М., который номинально является тренером, а выполнял роль главного тренера (должность главного тренера официально занимает Мартынов В.И.), и руководства клуба во главе с Процко С.В.
А именно, ошибки, допущенные (специально или нет) в комплектовании состава команды, отчисление ведущих игроков клуба, неоправданное привлечение игроков в своих интересах: Скрипелева А., Караги В., Яковлева М., Кочетова Е., Акимова И. В результате этого возникло недоукомплектование состава ближе к середине сезона, которое привело к переутомлению игроков и повлекло за собой большое количество травм. В конце сезона команда была вынуждена выходить на игры в сильно усеченном составе порядка 12 полевых игроков, тогда как состав команды должен быть 22 игрока. Также несправедлив размер заработной платы, выплачиваемой некоторым игрокам. Постоянная ситуация с нехваткой, а порой и полным отсутствием специализированного инвентаря (это клюшки, коньки, перчатки, визоры и др.) на протяжении всего сезона. Отсутствует специализированная фармакология, что очень сильно влияет на работоспособность профессионального хоккеиста и приводит к нестабильным индивидуальным показателям, что, в свою очередь, влияет на показатели команды в целом (результат), а также приводит к более длительному восстановлению после полученной травмы. В некоторых случаях фармакология, а также хоккейная амуниция приобретались игроками за свой личный счет, хотя все вышеперечисленное должно предоставляться клубом по условиям контракта.
Хотим отметить не всегда справедливые высказывания тренера Рыхлова Ю.М. в адрес коллектива команды, не относящиеся к профессиональной деятельности и приводящие к разладу коллектива, который делал все возможное для выполнения задач, поставленных в начале сезона. Также обращаем внимание на полнейшее бездействие руководства клуба в лице Процко С.В., который никак не отреагировал на сложившуюся ситуацию. Также руководство клуба уведомило нас о снижении заработной платы за февраль примерно на 10-40%, за март — на 10-50%, за апрель заработная плата составит 1 200 000 белорусских рублей или нас отправят на простой, а у некоторых есть семьи с маленькими детьми.
Просим Вас вникнуть в сложившуюся в клубе ситуацию и принять меры по ее улучшению. Нам очень обидно, что клуб с такими богатыми традициями, воспитавший много высококлассных игроков, находится на грани развала.
С уважением, коллектив хоккейного клуба “Химик”-СКА (Новополоцк) и хоккеисты, воспитанные клубом.

Ниже последних строк — 32 подписи. Среди которых автографы не только хоккеистов, защищавших цвета “Химика” в минувшем сезоне, но и связанных так или иначе с Новополоцком местом рождения. Как то: минские динамовцы Владимир Денисов, Александр Китаров и Дмитрий Коробов, игроки “Юности” Денис Тыднюк и Сергей Заделенов, “шахтеры” Павел Черноок, Роман Горбоконь и Евгений Горанин, лучший бомбардир “регулярки”-2011/12 Александр Жидких (“Гомель”)…
В апреле письмо было передано адресату — в ведомство главы города Натальи Кочановой, а сведения о нем стали достоянием “ПБ”. Уже тогда было ясно, что посредством телефона очередной новополоцкий клубок можно размотать едва ли — нужно ехать на место. Командировку на Двину было решено приурочить к посещению журналистами нашего футбольного отдела кубкового полуфинала “Нафтан” — “Гомель”. Чтобы, как говорится, завалить одним выстрелом двух зайцев. И вышло так, что именно в день большого футбола в Новополоцке состоялось рассмотрение вышеприведенного письма с участием обеих конфликтующих сторон. Правда, “миротворцев” на сей раз было негусто: ни Найденко, ни Кочановой не наблюдалось. Властную вертикаль представляли глава Спорткомитета области Михаил Портной и зам. городского главы по социальным вопросам Вячеслав Дурнов.
По окончании заседания представителей обеих хоккейных фронтов можно было встретить на футболе. Рандеву с хоккеистами оказалось нетривиальным: за многолетнюю журналистскую карьеру еще не доводилось оказываться в микст-зоне, где на одного репортера — с дюжину респондентов одновременно. Иного выхода, кроме как предложить заявителям выбрать одного глашатая их гнева, не нашел. Команда единогласно и логично выдвинула на роль выразителя общего мнения капитана “Химика” Валентина ЭБЕРТА.

— Валентин, новополоцкий клуб, увы, давно не в “топах”. Почему письмо появилось именно сейчас? Неужто ситуация нынче принципиально отличается от годичной давности?
— Да, заметно. И финансовые вопросы — только полдела. Отношение к хоккеистам просто безобразное. В нормальном клубе все должно делаться для достижения игроками высоких результатов, верно? Так вот в Новополоцке в последнее время это делается… Да вообще никак не делается.

— Можно примеры?
— Пожалуйста. История с коньками Виталика Труса известна уже на всю страну. Но это был далеко не единичный случай, я сам играл в сломанных, начиная с января. Доходило до того, что мы менялись клюшками на скамейке по ходу смен. Никакого питания, медикаментозного восстановления. Постоянный врач отсутствовал, он был приходящим, на выезды с нами отправлялся только массажист.

— Но какие претензии к директорату и тренерам? Они всегда парируют очевидным “нет средств”.
— И не будет. Этому составу руководства их просто никто не даст даже при наличии возможности, репутация не та. Это я не предполагаю, а знаю, как и многие наши ребята. А средства в городе есть, и немалые. Ни для кого не секрет, что Новополоцк — один из лидеров в стране по уровню доходов.

— И при сем год назад команда выступала с письмом в поддержку нынешнего состава руководства и тренерского штаба…
— Вы проанализировали бы, кто его тогда подписывал. Это были в основном игроки фарм-клуба, из основы считанные единицы. Подписи собирали для массовости. И многие, поставившие тогда свой автограф, были введены в заблуждение заинтересованными в этом лицами.

— Когда родилась идея нынешней петиции?
— Дату точно вряд ли кто-то назовет. Просто, когда стало очевидно, что нужно срочно что-то делать, письмо и было составлено, отредактировано, подписано желающими это сделать в клубе и разослано для подписи по стране.

— Так понимаю, новополочанам?
— Да, хотя, уверен, подписей можно было собрать гораздо больше, предложи это сделать хоккеистам, выступавшим в клубе хотя бы пару сезонов. Но мы-то не преследовали цели задавить числом.

— Однако понимаете, что это фактически объявление войны на уничтожение одной из сторон?
— Конечно. Но, если так дальше пойдет, дело закончится уничтожением новополоцкого хоккея.

— Что здесь имеется в виду?
— Некоторые факты были озвучены нами на заседании. И присутствовавший на нем начальник управления спорта и туризма Витебского облисполкома Михаил Портной пообещал, что расследованием займутся соответствующие органы. Большего, извините, до оглашения их выводов по понятной причине сказать в прессе не могу.

— Какова была реакция руководства?
— После нескольких выступлений ребят — молчаливая.

— Но, надеюсь, вы понимаете, что я попрошу о комментариях и оппонирующую сторону…
— Да без проблем. Я даже знаю, что они ответят: мол, есть зачинщики-смутьяны, а вы позвоните любому молодому игроку, и он вам расскажет, как в “Химике” все здорово. Хотя многие молодые, подписавшие прошлым летом письмо в поддержку этого штаба, уже жалеют об этом.
Я согласен, что мы сейчас занимаемся не своими вопросами. В нашем составе нет звезд, мы всегда были работягами на льду. Но когда уже начинается беспредел…

Со второй стороной хоккейного конфликта удалось пересечься через час после заслушивания первой. И на том же новополоцком “Атланте”, где “Нафтан” ковал путевку в финал национального футбольного Кубка, в итоге завоеванного в минувшее воскресенье. Свою правду для диктофона председатель “Химика”-СКА Сергей ПРОЦКО излагал четверть часа. Потом, уже в кооперации с Юрием Рыхловым — еще с полчаса по окончании футбольного матча. Впрочем, вторая серия лишь добавила деталей в уже нарисованную картину.

— Сергей Владимирович, ваше видение кризисной ситуации?
— Она в клубе не первый год. Вся беда в деньгах. С кем нам тягаться с таким бюджетом? Пришлось в сезоне сделать ставку на молодежь. А те “дядьки”, на которых рассчитывали, к сожалению, не подтвердили свое мастерство.

— Но составители письма жалуются не столько на безденежье: скорее, претензии адресные, к руководству клуба и тренерам. Речь идет о вотуме недоверия.
— Вообще-то в должности нас утверждали не игроки, не им выносить и вотум недоверия. Тем более это не этично со стороны тех, которым по окончании сезона было сказано: “Спасибо, клуб в ваших услугах больше не нуждается”. Что нормальные хоккеисты делают в такой ситуации? Правильно, ищут новое место работы, если они востребованы. А не пишут письма.

— Возможно, если речь об одном-двух спортсменах. Но под петицией подписалась дюжина игроков “Химика”…
— На собрании, где она рассматривалась, активную позицию занимали только Эберт, Валуй, Елисеенко, Рудак, Климин и отчасти Дульцев. Остальные, было такое ощущение, или не знали о письме, или подписали то, что им подсунули. Тем более не понимаю подписей людей, которые уже по пять лет здесь не играют и имеют хорошие контракты. Как они могут знать о ситуации в Новополоцке в деталях…

— Ситуация выглядит определенной: или в отставку уходят те, на кого жалуются хоккеисты, или “Химик” ждет тотальная кадровая зачистка от подписантов. Или вы видите третий путь?
— Возглавив год назад клуб, я уже имел опыт работы с ним в прошлом. И тогда ситуация и близко не была такой расшатанной, как теперь. Профессионализмом игроков пахнет все меньше.

— Но среди подписантов, например, Дмитрий Рудак — лучший бомбардир сезона в вашем составе. У вас есть претензии к его профессионализму?
— А как игрок может оценивать работу тренера? Это что же получается: хоккеист может судить о наставнике, а тренер о нем — нет? Не считаете, что нелогично? И потом, при всех бомбардирских достижениях Рудака, в графе полезности у него, как, кстати, и у Эберта — минус двадцать с чем-то.

— Много ли тех, у кого здесь ситуация лучше?
— Нет, претензии ко всей команде.

— Но и у нее претензии. Те самые “минус 20” можно было нахватать, когда из-за проблем с коньками на лед не мог выходить Трус, а его менее опытные сменщики заглатывали по десять шайб.
— А что прикажете делать: коньки Трусу заказывало еще прежнее руководство. Виталий решил, что в таких играть не сможет. Пришлось искать другие. Да, были трудности, но их решали, как могли. Команда босая и голая на лед не выходила.

— Еще один повод для недовольства подписантов — непропорциональность вознаграждения работе. Вы можете объяснить, почему одним из самых высокооплачиваемых игроков клуба в этом сезоне являлся хоккеист, проведший только 9 игр?
— Двухлетний контракт с ним подписывало прежнее руководство до 30 апреля сего года. О его непродлении Скрипелев уже уведомлен. Как и Эберт, Рудак, Трус, Магеров.

— И все-таки тему вариантов выхода из кризиса вы опустили.
— Пока о них сложно рассуждать, так как вопрос дальнейшего финансирования клуба в тумане. Те 6 миллиардов рублей, которые уже подтверждены договорами, почти полностью уйдут на функционирование арены. То есть пока первая команда просто не просматривается, ее не за что содержать. Чтобы быть в крепких середняках, нужно еще хотя бы столько же. Ведутся переговоры с ОАО “Нафтан”.

— Вы желаете продолжить работу в должности?
— Продолжил бы, но теперь строил бы ее по-другому в части решения организационных вопросов. Возможно, в этом сезоне я немного передоверился тренерам. Но что поделать, если отвлекающих факторов было много. Прежде всего — связанных с ареной, доставившей немало хлопот.

— Не кажется ли вам, что вы довольно легко расстаетесь с кадрами?
— Например?

— Катаев и Бляхман уже не работают в клубе.
— Обоих знаю давно. О первом как о тренере и как о человеке имею определенное мнение. Что до второго, то он так и не смог стать союзником руководства. Знал, что предпринять, но делал все наперекор. Прежде всего — этому тренерскому штабу.

— Положим, вы останетесь в должности. Останется и тренерский штаб?
— Будем за него бороться.

— Простите, нелогично: можно бороться за тренера-победителя, можно бороться за местного, коим является Мартынов. Но чем вы будете руководствоваться, отстаивая иностранца Рыхлова?
— Именно потому, что под его руководством молодежь, на которую сейчас делается ставка, работала не один сезон. Он знает их уровень и потенциал.

— Но эта молодежь — в числе подписавшихся под письмом!
— И это самое неприятное, особенно если вспомнить, что год назад они подписывали письмо в поддержку этого штаба. Но, как я уже сказал, дело только в нашем безденежье, особенно остро ощущаемом ближе к весне. А у каждого из подписавшихся свои мотивы…

— Чем история закончится — пока не известно. Но можете предположить хотя бы когда?
— Думаю, в течение мая.

“Течение мая” по состоянию на начало его третьей декады мало изменило панораму новополоцкой баталии. Пока все остались “при своих”. По настоянию областного спортивного начальства за Сергеем Процко сохранился его пост. Вместе с тем фактами “не для прессы” подписанты поделились с соответствующими органами. Сейчас ОБЭП занимается их проверкой. Пока же под ружьем у “химбатальона” лишь с полдесятка игроков. Жаль, приходится цитировать здесь собственный материал годичной давности: “хоккейная Двина продолжает заболачиваться”.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?