ВХЛ. Антилегион. “Юность”: программа форс-мажора

22:13, 9 августа 2012
svg image
5201
svg image
0
image
Хави идет в печали

Открывают не без форс-мажора: проект немедленной заявки в лигу появился, когда все сроки подачи прошений минули. Но шестикратные чемпионы Беларуси брали и не такие крепости. Накануне “большого похода” “ПБ” поинтересовался программой наступления у главного тренера Михаила ЗАХАРОВА и генерального директора клуба Сергея СОЛОНЦА.

Михаил Захаров: Мезин с нами

— Михаил Михайлович, поймать вас в течение июля для интервью было делом весьма непростым. От чего скрывались?
— Ни от чего и ни от кого — я всегда открыт. Просто дел было невпроворот, да и особых поводов для разговора имелось немного. У меня также вопросов было больше, чем ответов.

— К августу что-то начало проясняться?
— Да, по крайней мере уже известны календарь и досконально изученный регламент. Это были основные точки.

— Точки похода, необходимость которого не все считают убедительно доказанной.
— И напрасно. Мало кто возразит, что уровень ВХЛ сейчас выше, чем нашего чемпионата. Там все клубы примерно равны. А для нас очень важно, чтобы белорусские игроки выступали на более высоком уровне — 2014-й на носу. И эта команда будет работать прежде всего на наш хоккей.

— Вы уверены в более высоком уровне? Не далее как в январе в финале Континентального кубка вы практически на равных боролись с лидировавшим в ВХЛ украинским “Донбассом”.
— Это была одна встреча, и нам пришлось очень и очень постараться. Повторюсь, хороший уровень ВХЛ не вызывает сомнений. Заодно это дополнительный фактор привлечения исполнителей достойного уровня. В ВХЛ они идут охотнее. Равно как и клубы: и “Гомель”, и “Неман”, и “Шахтер” сначала говорят “нет”, а потом “да”.

— Но что тогда останется от национального чемпионата?
— Его однозначно надо сохранять и развивать. Вообще мое мнение, что в нем должна участвовать и команда от “Динамо”. Вот вам один из готовых рецептов повышения уровня своей лиги. Что касается “Юности”, то мы даже не рассматривали вариант ухода из нее. Команда останется под руководством Владимира Меленчука. Будет готовить игроков для выхода на более высокий уровень.

— С какими турнирными задачами?
— Иных, кроме чемпионских, у нас не бывает. Возможно, победу в “регулярке” непременной целью никто требовать не станет. Но в плей-офф задача у нас всегда неизменна.

— Средств хватит?
— Если вы о бюджете, то у клуба ОЧБ он будет очень-очень скромным.

— А в ВХЛ?
— За цифрами лучше обращаться все же не ко мне. Но здесь тоже все будет без перехлестов. Простой пример: на данный момент мы не подписали ни одного легионера ВХЛ. Кто-то сразу вспомнит Тимченко и Шафаренко, но они подписаны были в ОЧБ.

— А в чем сложность?
— Уже отмечалось, что белорусские хоккеисты не особенно-то рвутся из экстралиги, не то что в ВХЛ, а даже в КХЛ. Их и дома все устраивает. Только один исполнитель хорошего уровня постоянно звонит, предлагает услуги. И, уверен, мы найдем общий язык. Вот он понимает, что международная лига — более короткая дорога на еще более высокий уровень.

— На Мезина все еще надеетесь?
— Он всегда с “Юностью”. (Смеется.)

— Если говорить о КХЛовских амбициях, то их не лишена и “Юность”.
— И здесь пока разговор беспредметный. Давайте для начала посмотрим, как у нас пойдут дела в лиге ступенью ниже.

— Но и ступенью ниже лига выдвигает ряд требований. В том числе возможность организации телетрансляций.
— С этим вопросов не возникнет. Не скажу, что можно вести речь о трансляции всех наших матчей, но мы знаем требования ВХЛ в этой части и все необходимое, безусловно, обеспечим.
А регламент у ВХЛ действительно жесткий. На трехстах страницах расписаны требования и к арене, и к заявке, в которую могут быть включены лишь 25 игроков. Из них пять — 25-летних, пять — 23-летних плюс молодые. А вратари легионерами вообще не могут быть. Последнего от нас жестко не требуют, но мы будем играть по правилам ВХЛ. Только вдумайтесь: у Латвии 4 команды в МХЛ, “Металургс” в нашей экстралиге. Рижское “Динамо” в КХЛ. И на всю эту армию — 5-6 легионеров.

— Разговоры о необходимости сохранять и развивать свой чемпионат, конечно, правильные. Но факты таковы, что с уходом основы “Юности” в ВХЛ его уровень в очередной раз упадет.
— Где-то упадет, где-то поднимется. У нас же только и разговоров, что о необходимости больше привлекать в экстралигу молодежь. Сейчас у нас ей будет дан полный карт-бланш.

— Скоропалительный поход “Юности” в ВХЛ на майском расширенном заседании исполкома ФХРБ представлялся как создание недостающей промежуточной ступени для белорусов из ОЧБ в КХЛ. Но, признаться, слабо представляем, чтобы “Юность” согласилась на долгоиграющую скромную роль динамовского питомника.
— Никакого договора с “Динамо” у нас пока нет, по крайней мере я его не видел. И проект ВХЛ преследует несколько иные цели: прежде всего — дать больше практики молодежи в чемпионате страны. А наиболее талантливой ее части и уже состоявшимся хоккеистам — на уровне рангом выше. Надо признавать очевидное: в обозримом будущем вернуть нашу экстралигу на уровень пяти-шестилетней давности невозможно, Украина ушла в КХЛ, Латвия там уже давно.

— Как скоро планируете перебраться на “Чижовка-Арену”?
— В сентябре следующего года.

— Что-то подсказывает, что с вашей хваткой “Юность” сумеет в первом ВХЛовском сезоне финишировать высоко, а после все-таки заявлять КХЛовские претензии.
— Дай бог. Хуже нашему хоккею от этого точно не будет. А зрительский интерес, без сомнений, только возрастет. Уверен, вмещай “Минск-Арена” двадцать тысяч, она была бы всегда полная. Одно могу сказать: в “Юности” будут играть белорусские хоккеисты с привлечением тех самых пяти-шести легионеров.

— Боюсь, что не брезгуя натурализацией. Прецедент паспортизации даже канадцев уже создан.
— Не стану осуждать “Динамо”. Но эти ребята точно помогут сборной, и это хорошо. Что поделать, если мы попали в такие условия. Хотя, по-моему, если и натурализовывать, то лучше россиян. Все-таки общность языка и близость ментальности — большое дело. Легче работать тренеру.

— Однако любая паспортизация — это де-факто покупка потенциального сборника за немалые контрактные деньги, которые можно было бы вкладывать в свои таланты.
— А здесь натурализация как таковая ни при чем. Покупая сборника, по крайней мере делаешь что-то полезное для страны. А что полезного в легионерах экстралиги? А все от того, что внятных равных финансовых правил игры, как во всех нормальных лигах, у нас нет.

— Как же — есть. И потолок зарплат, и размер премиальных.
— Так их же мало кто соблюдает. Контроль около нуля. Вот при Наумове баловать не рисковали. Сейчас — да.

— Камень в огород Ворсина?
— Не хочу его осуждать, но при управлении нашим хоккеем без жесткой руки — никуда. Надеюсь, что, несмотря на опять затянувшуюся паузу при смене руководства федерацией, такая рука все же найдется. А то дождемся, что будет как в России, где аппетиты ЦСКА принялся умерять лично Путин.

Сергей Солонец: эта команда — для белорусов

— Сергей Александрович, когда созрело намерение подать заявку в ВХЛ?
— Желание играть на более высоком уровне появилось еще семь-восемь лет назад. К чему с тех пор всегда стремились, в том числе к КХЛ. Поэтому решение пойти в ВХЛ — не сегодняшнего дня. А толчок дало неудачное выступление сборной на последнем чемпионате мира в Хельсинки.

— Лига без проблем пошла навстречу?
— Это с какой стороны посмотреть. Там заинтересованы в сильных клубах и собственно в развитии проекта. А “Юность” имеет определенный вес и авторитет. Трудности были чисто технические, связанные с нехваткой времени и инфраструктурой арены. Документы мы начали готовить в июне и благодаря российским коллегам все сделали быстро, без нарушений регламента. В первую очередь стремились добиться разрешения играть с этого сезона. Нам пошли навстречу: уладили все заочно. Клубы не собирались, им были разосланы письма. И, что приятно, никто не возразил принятию “Юности”. Большим подспорьем стало участие одной из наших команд в МХЛ. По сути, последние годы мы жили по единым с Россией правилам. Плюс содействие оказало руководство “Динамо”.

— Спешка обусловлена нехваткой времени перед домашним чемпионатом мира?
— Прежде необходимо готовить белорусов уже к февральской олимпийской квалификации. Лучшим игрокам надо, во-первых, создавать хорошие условия для роста, а во-вторых, ставить в конкурирующую среду. Чтобы вызов в сборную был престижен, а не как само собой разумеющееся для заранее определенного круга кандидатов. Поход в ВХЛ даст почувствовать хоккеистам, которые уже “варятся” в КХЛ, что за их спинами стоят конкуренты. И если работать спустя рукава, то можно потерять право играть в сборной. Мы не ставим целью собрать дорогостоящих легионеров, чтобы занимать первые места. Хотим создать базис, через который наши игроки смогли бы попадать в КХЛ и национальную сборную.

— Очевидно, что национальный чемпионат при этом потеряет очень сильную команду. А он и без того в не очень здоровом состоянии. Как быть дальше с внутренним первенством? Спасут ли его лимиты?
— Мы должны подумать и решить для себя, что хотим сделать. Очень сильный чемпионат? Тогда надо отказаться от всех ограничений, привлечь социально невостребованные большие деньги (потому что за маленькие сюда не поедут) и впустить всех легионеров.
Да, такой вариант есть. Когда финансы позволяют и когда со сборной все хорошо. В таком случае, конечно, любые ограничения — это зло. Но давайте посмотрим на восточного соседа, не говоря уже про Латвию. Где проще собрать боеспособную сборную: у нас или в России? Тем не менее в ВХЛ введен запрет на вратарей-легионеров. В МХЛ — аналогично. Давайте считать. Более двадцати команд в ВХЛ — сорок голкиперов. Около тридцати клубов в МХЛ — порядка шестидесяти. Это при наличии двух, а не трех “стражников” в каждой дружине и без учета КХЛ. Вот и судите, сколько голкиперов вращается в российском хоккее. А сколько у нас? Да еще были желающие поставить иностранцев в ворота лучших клубов.
Теперь смотрим дальше. В нашем чемпионате возрастной лимит — 7 хоккеистов. В заявке команды ВХЛ — 25 мест. Там должно быть: пять игроков до 25 лет, пять игроков — до 23, один — до 21, еще один — до 20. Итого, двенадцать игроков. И не до 28, а до 25 лет.
Может, спустя пару сезонов ВХЛ откроет врата для всех. Но пока россияне хотят создать конкурентоспособные первую, вторую, молодежную, юношескую сборные.
И нам надо к этому стремиться. Да, никто не против увидеть в белорусском чемпионате Ягра. Но условия сейчас не те, со сборной далеко не полный порядок. Там половина кандидата на одно место. Свое первенство вместе с командой ВХЛ мы должны рассматривать в преломлении на сборную. Чтобы был резерв для национальной команды, минского “Динамо” и КХЛ.

— И все перечисленные ВХЛовские ограничения распространяются на “Юность”?
— Да. Нам разрешено только иметь вратарей-легионеров. Россия с этим согласна, но мы — думаем. С момента подачи заявки “Юность” не пригласила ни одного зарубежного игрока. Кандидатуры легионеров пока даже не рассматривались. У нас были Тимченко и Шафаренко — они и остались.

— Правильно ли я понимаю, что костяк команды ОЧБ составит “Юниор”, который выступал в высшей лиге?
— В заявке команды ВХЛ 12 молодых хоккеистов и еще 13 внелимитных позиций. Но игроков у нас гораздо больше. Кто уступит в конкуренции — будет играть в ОЧБ. Поэтому костяк, возможно, составят и прошлогодние участники экстралиги.

— Из нашей высшей лиги “Юниор” уходит?
— Да. По белорусскому регламенту надо иметь фарм-клуб. И у нас один уже есть — в МХЛ. Содержать четыре команды бессмысленно и накладно.

— Евгений Ворсин как-то озвучил идею двинуть в ВХЛ целой конференцией. Как по-вашему, это могло бы что-то дать белорусскому хоккею?
— Нам важно создать конкуренцию. Если мы просто все переместимся туда, что изменится? Только расходы увеличатся. А надо, чтобы игрок в ОЧБ получал, допустим, тысячу долларов, в ВХЛ — три, в КХЛ — пять. Куда он будет стремиться? Ясно, что в КХЛ. Но почему все должны заскочить сразу на следующую ступень?

— А для “Юности” насколько это затратный проект?
— Затратный. И связано это прежде всего с переездами. А что касается зарплатной ведомости, надеюсь, сработает спортивный принцип: больше будут получать те, кто попадет в список кандидатов в сборную. Бюджет? Смотря что понимать под этим словом. “Юность”, пожалуй, всегда была самым состоятельным клубом. Но богатство определяется не по тому, сколько получает и проедает хоккеист по платежке, а что есть за душой: какая база, какая техника, сколько земли… В этом плане мы богаты. Целей как можно больше денег проесть не преследовали никогда.

— Полагаю, вы еще планируете привлечь в “Юность” молодых талантливых хоккеистов?
— Мы хотим собрать как можно больше белорусов, которые могут стать потенциальным усилением сборной и которые не задействованы в КХЛ, в минском “Динамо”. И не только совсем молодых. Поэтому вели долгие переговоры с Костюченком. Пришли к пониманию: ему, как кандидату в национальную дружину, лучше играть здесь, чем в каких-то второсортных клубах КХЛ. Следим и за другими ребятами. Например, Боровков, который постоянно был на виду, но потом почему-то пропал из поля зрения. Есть желание вернуть Александра. На примете и хоккеисты ОЧБ. Но мы не ставим задач отбирать их бандитскими способами при действующих контрактах — все должно быть в рамках нормативной базы.

— А не случится ли так, что белорусские клубы не захотят делиться игроками?
— Любой руководитель и тренер желает, чтобы лучшие играли у него. Это нормально. Когда “Динамо” столкнулось с такой проблемой, клубы сели за стол переговоров и установили сумму компенсации, за которую игрок с действующим контрактом может перебраться в КХЛ. Я надеюсь, мы тоже придем к тому, что за разумную, адекватную сумму сможем получить игрока на законных основаниях.

— Кстати, о “Динамо”. Уже решено, в каких рамках будут строиться отношения с КХЛовским полпредом?
— С этим клубом у нас сложились прекрасные отношения. “Динамо” по регламенту имеет право командировать шестерых игроков в коллективы не из КХЛ. Будут в команде хоккеисты, которым нужна игровая практика или которые не проходят по разным причинам в состав, тренеры решат, куда их лучше направить: в ОЧБ в “Гомель” или в ВХЛ в “Юность”. А если в “Динамо” захотят дать практику на уровне КХЛ нашим игрокам — только спасибо скажем.

— Играть будете в Ледовом на Притыцкого?
— Да. Не исключено, что 18 сентября свой первый домашний матч в ВХЛ проведем на “Минск-Арене”.

— Важный для болельщиков вопрос касается билетов. Ценовую политику уже обдумывали?
— Не хотим, чтобы она шла вразрез с другими клубами, поэтому следим за тарифами в России и Казахстане. Определим нечто среднее в разумных пределах. Думаю, 15-20 тысяч. Билеты — не главная наша статья доходов, завышать цены не намерены. Наоборот, надо создать условия для зрителей. Вот прорабатываем вопрос, чтобы открыть в Ледовом на Притыцкого кафе, где можно было бы пить чай, кофе и смотреть хоккей.

— Вы ни разу не упомянули про цели команды на ближайший сезон. Значит ли это, что все будет сконцентрировано на подготовке хоккеистов для сборной?
— Никто в спорте не выходит на матч, чтобы проиграть. И позориться “Юность” не намерена. Думаю, уровень белорусской экстралиги не настолько слаб, чтобы мы не могли попадать в плей-офф ВХЛ и бороться за достойные места. Но приоритет действительно отдаем подготовке кандидатов, которые еще не доросли до уровня КХЛ, для сборных. Эта команда — для белорусов.

— Минское “Динамо” многие критикуют как раз за то, что не дает развернуться отечественным хоккеистам.
— Это иной проект. Их можно критиковать, но “Минск-Арена” собирает аншлаги. Не “Динамо” виновато в том, что за спинами игроков сборной нет конкурентов. Виноваты все клубы и вся хоккейная система, которая не может поставлять “зубрам” достойных конкурентов. Не должно быть такого: попал в “Динамо” и спокойно себя чувствуешь долгие годы, в спину никто не дышит.

— Так, а “Юность” в перспективе рассматривает поход в КХЛ?
— Ох, мы еще в ВХЛ ни одного матча не сыграли… Посмотрим на зрительский интерес. Не стоит забывать о проблеме двух команд из одного города в сильной лиге. Многое в этом вопросе станет понятно с открытием “Чижовка-Арены” через год. Если стадион будет заполняться, если белорусские игроки будут достойно выступать в ВХЛ, если это принесет пользу сборной, тогда можно двигаться дальше. А коль получится “пшик”, то куда соваться? Но, надеюсь, такого не случится. Сейчас очень нужна связь между КХЛ и белорусской экстралигой. Возможно, стоит запустить одну-две новые белорусские команды в МХЛ-Б, чтобы закрыть все ниши. Там солидная лига с серьезной организацией. Чем больше мы будем играть по общеевропейским стандартам, тем лучше для нашего хоккея в целом и молодежного в особенности.

— У “Динамо” целые отделы занимаются работой с болельщиками. Чтобы заполнить “Чижовка-Арену”, “Юности” наверняка придется улучшать менеджмент. Клуб к этому готов?
— Возможности у нас не такие, как у “Динамо”. Нормальных условий на катке в парке Горького не было хотя бы потому, что там элементарно негде парковаться. И инфраструктура далека от совершенства. Вот на “Чижовке” будет все по-современному. Пока же есть другие факторы, которые главенствуют на фоне работы со зрителями. Но первые шаги делаем. Важно, например, чтобы игры ВХЛ и КХЛ не совпадали. А учитывая партнерские отношения с “Динамо”, надеюсь, их болельщики поддержат и нас. Кроме того, есть договоренность с руководством “зубров”, что свой опыт оно скрывать не станет.

— Белорусы смогут увидеть матчи “Юности” по телевизору?
— Руководство города обратилось в Белтелерадиокомпанию. Поспособствовала нам и лига. Они могли затребовать деньги за право показа игр, но не пошли на это. Мы тоже ни копейки у телевидения не просим. Теперь все в руках БГТРК. Если у них появятся возможности и свободный эфир, было бы здорово увидеть ТВ-картинку. Также делаем все возможное, чтобы с домашних игр шла интернет-трансляция.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?