Легкая атлетика. Сами себе враги. Молототбой

23:18, 13 августа 2012
svg image
3195
svg image
0
image
Хави идет в печали

События развивались так. 5 августа в 10 утра, за сутки до олимпийской квалификации в толкании ядра, Надежда Остапчук сдала предсоревновательный допинг-тест. Вечером 6 августа, после победного финала, белорусская спортсменка сдала еще один тест — уже в ранге олимпийской чемпионки. Обе пробы были отправлены в аккредитованную Всемирным антидопинговым агентством лабораторию в Харлове. И обе пробы “А” оказались положительными на анаболический стероид метенолон. Об этом стало известно вечером 10 августа. Медицинский директор МОКа Патрик Шамаш в соответствии с правилом 6.2.3 сообщил об этом президенту МОКа Жаку Рогге. Тот распорядился сформировать Дисциплинарную комиссию в составе вице-президента МОКа Томаса Баха (председатель) и членов МОКа Денниса Освальда и Фрэнки Фредерикса. 11 августа члены комиссии встретились с шефом белорусской миссии на лондонской Олимпиаде Сергеем Нередом, представлявшим интересы Надежды Остапчук, и сопровождавшими его генсеком НОКа Беларуси Георгием Катулиным и доктором Александром Ванхадло, директором НАДА Беларуси. Белорусским представителям по просьбе НОКа Беларуси была предоставлена соответствующая документация по исследованию обеих проб. В присутствии белорусов были открыты образцы “В”. Назавтра, 12 августа, состоялось заседание Дисциплинарной комиссии МОКа с участием представителей белорусской делегации. Им сообщили, что пробы “В” также дали положительный результат.
Белорусские представители пояснили, что Остапчук была протестирована на допинг Национальным антидопинговым агентством 25 или 26 июля, а 1 августа снова сдала допинг-тест, но уже офицеру ВАДА.
Результаты обоих исследований оказались отрицательными. Однако белорусская делегация не сумела объяснить, как запрещенный метенолон оказался в организме спортсменки. НОК и НАДА Беларуси проведут расследование инцидента и в соответствии с его результатами примут адекватные меры и доложат МОКу.
Тем не менее Дисциплинарная комиссия МОКа рекомендовала его исполкому: дисквалифицировать Надежду Остапчук в олимпийском турнире по толканию ядра, исключить ее из состава участников Олимпийских игр, обязать вернуть золотую медаль и диплом МОКа, а также олимпийскую идентификационную карту и аккредитацию. Международной федерации легкой атлетики (ИААФ) предложено скорректировать результаты олимпийских соревнований в женском толкании ядра и перераспределить награды и дипломы МОКа. Золото переходит новозеландке Валери Адамс, серебро — россиянке Евгении Колодко, бронза — китаянке Гон Лицзяо. Причем все решения вступают в силу немедленно.

Остапчук: я знаю, кто это
Корреспондент “ПБ” позвонил спортсменке. Надежда ОСТАПЧУК потрясена случившимся

— Не знаю, что вам сказать. Это какой-то бред, какая-то несуразица, нелепость… Пока не могу прийти в себя. Наверное, нужно еще некоторое время, чтобы собраться с мыслями. Пока это довольно трудно.

— Тебе кто-то помогает пережить неприятности?
— У меня постоянно дежурят друзья. Вчера пришлось вызвать “Скорую помощь”. Напичкали успокоительными препаратами. Шок!

— Сообщишь подробности?
— Нет, пока я не видела документов, еще не вернулись из Лондона наши представители.

— Как часто тебя тестировали перед Олимпийскими играми?
— Начиная с апреля, меня непрерывно трясли антидопинговые агентства. К примеру, в мае сдавала тесты дважды, в июне — трижды, в июле — дважды. Последний раз — 30 июля. Все тесты были отрицательными.

— Остается предположить, что допинг попал в твой организм между последним тестом в Минске и первым в Лондоне…
— Выходит так. Но вы представляете, что надо потерять ум, чтобы наесться допинга перед самым выездом в Лондон, зная, что там ждет обязательный допинг-контроль. Надо быть себе врагом.

— Но ведь кто-то может быть заинтересован в том, чтобы тебя подставить?
— Тот человек, вы знаете, о ком я говорю, тот, который занимался шантажом, он мне давно обещал: у тебя будут проблемы с допинг-контролем. Сейчас, думаю, его угроза начинает сбываться, хотя он уже не работает у нас.

— Что все-таки собираешься делать?
— Мы с Александром Николаевичем попытаемся расследовать это дело, в том числе с помощью следственных органов. Нужно продумать все до мелочей, вспомнить все эти дни между 30 июля и 5 августа: как они проходили, где и с кем общалась.

— Где находилась перед отъездом?
— До 3 августа была на сборе в Раубичах, а 4-го мы с тренером вылетели в Лондон… Все, что удастся узнать в результате расследования, станет известно всем. Мне нечего скрывать от людей. Я потратила много сил, чтобы стать олимпийской чемпионкой, мне незачем оправдываться. Не хочу так заканчивать спортивную карьеру.

Рудских: жестокая месть
Заслуженный тренер СССР Александр РУДСКИХ прокомментировал случившееся следующим образом.

— На мой взгляд, это месть спортсменке и ее тренеру за принципиальную позицию, которую они заняли в отношении фактов вымогательства бывшего главного тренера Бадуева. Знаю профессиональный уровень Нади Остапчук и ее наставника Александра Ефимова и не верю в то, что они могли сознательно использовать запрещенные препараты. Сделать это после 30 июля — чистое безумие.

— Полагаете, есть люди, которым это выгодно?
— Это те, кому жилось припеваючи при прежнем главном тренере, кто приобретал у него фармакологию. Теперь их позиции пошатнулись. Смотрите, на “Бриллиантовую лигу” ведь только Надя Остапчук ездила, остальные дома сидели. Видимо, кого-то это очень беспокоило.

НАДА: бессмыслица
Андрей ВАШКЕВИЧ из самолета
Часть белорусской олимпийской команды возвращалась сегодня из Лондона рейсом “Белавии”. Среди ее членов был и директор Национального антидопингового агентства Александр ВАНХАДЛО. Пока самолет был в воздухе, Александр Аркадьевич прокомментировал корреспонденту “ПБ” ситуацию вокруг Надежды Остапчук.
— Вчера отметил заседании дисциплинарной комиссии: странно, что 30 июля спортсменка нормально прошла контроль, а уже 4 августа — нет. К сожалению, к моменту, когда узнали эту информацию, Надежда уже уехала домой. Поэтому не смог с ней поговорить. Вразумительного ответа от тренера спортсменки Ефимова насчет возможных вариантов произошедшего тоже не получил. Дисциплинарная комиссия выразила мнение, что она могла принять препарат в промежуток с 30 июля по 4 августа. Но я не вижу смысла в однократном приеме примоболана, который нашли, так как это не тот препарат, который даст преимущество при одноразовом приеме, он не успеет подействовать.
На сегодняшний день дисциплинарная комиссия МОКа может принять решение, касающееся исключительно Игр. Сегодня мы прилетаем, завтра начнем расследование по факту нарушения. Параллельно с нами такое же расследование будет вести ИААФ. По истечении двадцати одного дня мы должны определить, откуда в организме Остапчук взялся этот препарат. Пока совершенно непонятно, как это могло произойти. За один июль спортсменка прошла три контроля.
“ПБ” будет держать читателей в курсе расследования инцидента, перевернувшего спортивную Беларусь.

Не долетело
Андрей ВАШКЕВИЧ из Лондона

Тяжело все-таки смотреть легкую атлетику. Часто не знаешь, куда смотреть. Здесь бегут, там прыгают, сям метают. Интересно, самим спортсменам на нервы не действует? Тяжело ли прыгать с шестом, если в момент отталкивания стадион начинает истошно орать по поводу финиша в медалях британской эстафеты 4х400? И не тянет ли обернуться, если бежишь, а вдруг все вздыхают по поводу какого-нибудь удачного прыжка?
Хорошо, что здесь в отличие от борьбы все понятно по части результата. Прибежал первым, метнул далеко, взял планку — молодец. Правда, видно тоже бывает плохо. Например, молот из ложи прессы заметен лишь, когда приземляется. С верхотуры — это как выстрелы по краю окопа в кино: земля вокруг вскакивает в воздух. По-моему, напрашивается какая-нибудь регламентная доработка снаряда. Покрасить, например, в ярко-оранжевый цвет. Сделали же, в конце концов, футбольный мяч пятнистым, чтобы его хорошо было видно по черно-белому телевизору.
Трибуны на молотобойцев реагируют вяло, хотя диктор пытается обратить на них внимание, но почти всегда тщетно. Мужские прыжки с шестом — более притягательное для зрителей соревнование. Во-первых, там невероятное в плане выполнения упражнение (кто сказал, что выше головы не прыгнешь?), во-вторых — там есть британцы. А у молотобойцев — нет. Поэтому и желание следить за сектором уменьшается. Хоть бы фанаты “Вест Хэма” заинтересовались, что ли? И молот здесь, и восточный Лондон, и клуб после завершения Игр будет претендовать на эту арену.
Тем временем дела в секторе шли для белорусов невесело. Россиянка Лысенко то и дело заставляла малочисленных своих болельщиков вскакивать, все дальше ездили маленькие машинки за снарядами польки Влодарчик, немки Хайдлер, китаянки Чжан Вэнсю, а Менькова все буксовала. “Defending Olympic Champion” (“Олимпийский чемпион, защищающий звание”), — постоянно напоминал диктор-информатор. Но даже попадание в восьмерку стало для Оксаны тяжелой задачей. Ее белоруска выполнила, но затем, понурив голову, отправилась в микст-зону — отвечать на грустные вопросы белорусов и глядеть в сторону висящего на стене монитора. На нем бежала белорусская средневичка Наталья Корейво…
Журналисты пытали Оксану МЕНЬКОВУ около четырех минут. Она сразу же обозначила тональность: “Комментарий простой: выступление неудачное”. Причины неудачи — пока загадка: “Не могу сказать, что произошло. Со стороны своих попыток не видела. Просто, наверное, очень много хотела. По ощущениям могла показать результат, сопоставимый с лучшим в этом мировом сезоне. Но, как видите, ничего не получилось”.
С самочувствием у Меньковой все было в порядке, однако с самого начала соревнований Оксана поняла: что-то не то, хотя развитие событий в квалификации было вполне штатным: “Она прошла как обычно у меня. Получается бросок, прохожу отбор. А потом… Ну что ж, буду готовиться к чемпионату мира”. Не повлияли на Менькову и технические проблемы с замером бросков, возникшие по ходу соревнований.
Подготовка к Олимпиаде изъянов не имела. Не было даже никаких идеологических накачек со стороны руководства: “В команде была спокойная обстановка. Министерство спорта создало нам хорошие условия. Не хочу сказать, что были какие-то негативные моменты”. Да и быт в Олимпийской деревне на должном уровне: Меньковой ничто не мешало.
Непосредственно перед стартом у спортсменки была разминка со штангой. Кроме квалификации, других возможностей пометать перед финалом у Оксаны не было. Но и это рабочая ситуация: “В принципе то же самое происходит на всех соревнованиях”.
Реально ли было побить медалисток? “Лысенко, может, и нет. А остальных — наверняка. Ведь результаты вполне берущиеся. Будем стараться”.
Еще одна возможная причина неудачи — долгий перерыв в выступлениях: “Последний раз в международных стартах принимала участие три года назад. Потом уходила в декрет. Это могло сыграть определенную роль. А может, мне не нужен был последний старт в Минске”. А может, спортсменку слишком рано вывели на пик формы?.
“Можно, я пойду?” — спросила под конец Оксана с олимпийской тоской в глазах. Эту тоску можно выветрить только временем или новыми победами.
В “коробке”
В микст-зоне Наталья КОРЕЙВО выглядела довольной седьмым местом в финале бега на 1500 м. Хотя забег сложился не так, как хотелось бы белоруске: “Честно говоря, в полуфинале было комфортнее. Там бежала как всегда в высоком темпе. А финал прошел на небольших скоростях, его исход был разыгран тактически. Поэтому задуманное не получилось. Хотела атаковать, но меня зажали в “коробку”. Чтобы из нее выбраться, нужно было тормозить и обгонять по третьей дорожке. Решила бежать с группой. И пропустила рывок”.
Причиной упущенной возможности Наталья назвала падение одной из участниц за круг до финиша. Но в принципе выступлением Корейво довольна: “Старалась выйти на пик формы именно к Олимпиаде, поэтому пропускала чемпионат Европы. В целом 7-е место — неплохо, но хотелось быть немного выше”.
Личное достижение, установленное в полуфинале, Наталья была не прочь побить в решающем забеге. “Рассчитывала, что поскольку в финале очень сильные соперницы, бег будет быстрым уже с начала дистанции. К сожалению, быстрого старта не вышло, и итоговое время оказалось медленным”. Корейво полагает, что ей по силам преодолеть дистанцию менее чем за четыре минуты.
Ответственность на средневичку не давила: “Знала, что нужно выходить на дорожку и делать свою работу. Волнение в связи с Олимпиадой немного присутствовало”.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?