Легион на Немане. Йони о Йере и белорусской экзотике
Воспитанник ХИФКа, у которого корреспондент “ПБ” на днях взял интервью, имеет опыт выступлений в Словакии и Италии, а теперь открывает для себя новую страну — Беларусь.
— Йони, как чувствуете себя в “Немане”?
— Все хорошо. В команде уже полтора месяца, проблем нет.
— Как оказались в Гродно?
— Предложение поступило месяца три назад. О нем мне сообщил мой российский агент Антон Коломейцев. У меня, кстати, два агента — еще один в Финляндии. Я подумал: почему бы нет? Новая страна, новый опыт. И подписал контракт.
— С кем-то советовались?
— С латышом Каспарсом Саулиетисом, а также несколькими финнами. В частности, с Нико Тухканеном, одно время выступавшим как раз за “Неман”. А также минскими динамовцами Каралахти и Лайне.
— Дружите с ними?
— Не сказал бы. Они ведь намного старше. Но мы знакомы, особенно с Каралахти. Одно время, где-то год, выступали вместе за ХИФК. Я тогда был совсем молодым.
— Йере в те времена вроде крепко чудил…
— Ха, это точно. Хватало всякого. А мне Каралахти нравится. Может, он немного сумасшедший, но классный!
— Раньше вы знали, что есть такой клуб — “Неман”?
— Нет. И о городе Гродно никогда не слышал. Когда получил предложение, стал собирать информацию. Вообще представлял, что такое Беларусь. У меня есть друг, женатый на девушке из Минска. Она много всего рассказала.
— Хорошего или плохого?
— Только позитив! В основном — информацию общего характера. А в Минске, кстати, я пока толком и не был. Только когда прилетел, увидел кое-что, но мельком.
— Чего ждете от нового сезона?
— Надеюсь, мы станем чемпионами!
— Хоккей у нас отличается от того, к которому вы привыкли?
— Конечно. Я играл в разных странах, и везде свои особенности. Здесь стараются держать шайбу, не несутся сразу же к воротам. И судейство другое, арбитры чаще дают удаления.
— “Неман” смог бы выступать в элитной лиге Финляндии?
— Тяжело сказать. Все-таки белорусский хоккей отличается от финского. Но в Гродно есть хорошие мастера… В Континентальном кубке “Металлург” из Жлобина, возможно, встретится с финским клубом. Тогда и сделаем выводы.
— Ваш рост 190 сантиметров. Предпочитаете силовой хоккей?
— Бывает и так. Защитник должен уметь бороться. Мое лучшее качество? Пожалуй, поставленное катание. Не скажу, что я самый быстрый в команде. Но легко перемещаюсь и взад-вперед, и по краям площадки…
— Как вам живется в Гродно?
— Нормально, есть уже и любимые места. Например, ресторан в отеле “Кронон Парк”. Приятное место посреди зелени. Еще хожу играть в боулинг в клуб “Метро”. Поселился в съемной квартире. Арендую ее у Александра Павловича, который сейчас в минском “Динамо”.
— Откуда его знаете?
— Собственно, с Александром никогда не общался. Только с его отцом. А вообще этот вариант предложили в клубе.
— Языковой барьер в “Немане” сильно мешает?
— Он чувствуется. Русским-то я не владею. Хотя сейчас выучил некоторые базовые слова. Первым было “привет”, вторым — “спасибо”.
— А многие игроки в команде знают английский?
— Больше, чем я ожидал. Человек шесть. С ними можно поговорить нормально. А когда мне надо пообщаться с коучем, помогает Сергей Колосов. У него отличный “инглиш”.
— Кравченко — эмоциональный тренер?
— Да, очень! Это большой человек в клубе. Видно, что все его уважают. Мне он нравится. Вроде жесткий, но может быть веселым и общительным!
— Летом “Неман” приобрел еще одного финна — Ярмо Йокила. С ним общаетесь чаще всего?
— Точно. Я ведь его знал и раньше. В прошлом сезоне мы вместе выступали в Словакии. И в Хельсинки живем в десяти минутах ходьбы друг от друга. В межсезонье часто виделись. Не то чтобы каждый день, но регулярно.
— В Гродно тоже обитаете по соседству?
— Недалеко. Ярмо поселился около арены, я — чуть дальше. В моем доме, кстати, живет Стеффен Торесен, только на другом этаже. Ходим с ним пешком в Ледовый дворец. Машин у нас здесь нет.
— Кроме Торесена, в “Немане” был еще один норвежец — Фредрик Чишар. Почему он ушел?
— Видно, получал мало времени на льду. И в чемпионате вряд ли что-то изменилось бы. В Норвегии у Фредрика есть возможность играть больше.
— В прошлом сезоне вы выступали в трех командах…
— Сначала поехал в Словакию, в клуб “Баньска-Бистрица”. Но там возникли финансовые проблемы. Не платили денег. Вернулся в Финляндию, где какое-то время защищал цвета “Киекко-Вантаа” из второго дивизиона. А затем отправился в итальянский “Аллеге”, где и завершил сезон.
— И как вам в Италии?
— Понравилось. Тамошний хоккей лучше, чем о нем думают. Прежде всего потому, что много иностранцев — и канадцев, и европейцев.
— До 2011 года всю карьеру вы провели на родине. Почему решили уехать за рубеж?
— Чтобы попробовать что-то новое. В Финляндии уже все повидал. Захотелось пожить в других странах.
— Что в Беларуси удивило больше всего?
— Здесь многое не так, как в Финляндии. Другие обычаи. Например, такое количество командных собраний! В моих прежних клубах они тоже были, но короткие. А в “Немане” — долгие. Кравченко очень любит поговорить. Рассказывает нам, как играть…
— А чего в Гродно не хватает?
— Финских газет и журналов. И телевидения тоже. Включаешь “ящик” — и все каналы на незнакомом языке. Сложно, когда ничего не можешь понять.
— Иностранцы, приезжающие играть в белорусские клубы, как правило, не прочь обратить на себя внимание минского “Динамо”…
— И я немного думал об этом. Было бы здорово попасть в КХЛ. Но не знаю, можно ли это назвать моей целью. Сейчас все-таки фокусируюсь на делах “Немана”.
— Но, когда подписывали контракт, подобные мысли были?
— Конечно. Тем более что агент сразу сказал, что так легче попасть в Континентальную лигу.
— Вы выступали за сборные Финляндии младших возрастов, а вот в главную команду не привлекались. Почему так вышло?
— Потому что в Финляндии слишком много классных игроков. А я, видимо, был недостаточно хорош. Но надеюсь, что выступления за “Неман” помогут мне прибавить. Если зарекомендую себя, попаду в “Динамо” или другой клуб КХЛ, то, надеюсь, тренер сборной обратит на меня внимание.
— Давайте теперь поговорим о вашей личной жизни.
— В Гродно я один. Моя девушка осталась в Хельсинки, у нее там работа. В ходе сезона приедет в гости.
— Она без энтузиазма отнеслась к вашему отъезду в Беларусь?
— Ясное дело, не обрадовалась. Тем более что и в прошлом сезоне мы виделись редко. Я мотался по Европе, подруга приезжала только три раза… Но это жизнь.
— В свободное время не скучно?
— После игр и тренировок хочется побыть дома, отдохнуть, вздремнуть. Это можно сделать везде, так что все нормально.
— В “Динамо” есть немало любителей мотоциклов, в том числе и ваш знакомый Каралахти. А у вас есть какое-нибудь хобби?
— Ну, у меня тоже был мотоцикл “Кавасаки”. Но ярым байкером себя не назову. Увлечение? Пожалуй, главное — путешествия. Люблю открывать для себя новые места.
— Самая экзотическая страна, в которой вы бывали?
— Таиланд. А если говорить о тех местах, где жил, то Беларусь. Здесь для меня экзотика!
— За лондонской Олимпиадой следили?
— Да. К счастью, могу смотреть финские каналы при помощи интернет-телевидения. Больше всего запомнился забег на 100 метров. Болт — красавец! И еще с особым интересом наблюдал за копьеметателями. Финны в этом виде программы сильны.
— В Финляндии спортивные боссы ставят задачи завоевать на Играх определенное количество медалей?
— Понятия не имею. Но у нас всего три награды. Я так понимаю, где-то столько и ожидали. Были времена, когда финские атлеты добивались больших успехов. Но сейчас — нет. Даже не знаю, что у нас идет не так.
— Белорусы привезли из Лондона 12 медалей, но радости нет.
— Не знаю, почему такая реакция. Я был бы доволен этим результатом. Кстати, мы с Торесеном немного говорили о ваших олимпийцах. Стеффен рассказал, что в Норвегии легкоатлеты вынуждены работать где-то еще, они не чистые профессионалы. В Финляндии — то же самое. А вот в Беларуси, как мы поняли, все профи, концентрирующиеся на спорте. Я прав? Видимо, это помогает добиваться более высоких результатов.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь