ЧМ-2014. Свой взгляд. Дискомпакт

22:04, 12 сентября 2012
svg image
858
svg image
0
image
Хави идет в печали

Такая картинка, скорее всего, иллюстрировала комментаторский рассказ как раз об этой девчушке. Ведь это она, по сути, начала голевую комбинацию “трехцветных”. Игровой мяч, заполошно выбитый в аут Максом Бордачевым, был еще в воздухе, а эта помощница уже умело, в такт, подбросила запасной подлетевшему к бровке Рибери. Так французы потеряли в контратаке лишь пару мгновений, она продолжилась быстрым вбрасыванием и в режиме ураганной “оборотки” завершилась ударом-приговором Капу — гости не успели вернуться и разобрать соперников в штрафной. Вот и подумалось всего лишь с долей шутки: у них и дети, подающие мячи, обучены лучше наших…
Если вдуматься: ход игры взбугрила чистая случайность — ведь окажись та девочка на пару-тройку метров в стороне, и… Вы готовы поддержать тему? А разве не случайность — мяч Жалле, пуще всех на стадионе изумившегося нежданной голевой траектории задуманного им навеса? Да и наш Драгун еще при нулевом счете мог ударить на десяток сантиметров в сторону от рефлекторно выброшенной руки Лориса. Стасу не повезло…
Зато повезло парой лет раньше в той же штрафной Сереге Кисляку — вот он-то тогда эпохально не промахнулся. Футбольная история, как и сюжет любого матча, выстраивается из случайностей. И у рецензента всякий раз велик соблазн сбиться на глагольные формы сослагательного наклонения.
Можно, впрочем, дать крен и в сторону напросившихся, а то и надуманных закономерностей. Вот случайность ли, к примеру, что два первых гола забили у хозяев игроки, никак не ожидавшиеся в “старте” у Дидье Дешама? Ведь и Капу, и Жалле провели до этого в форме “трехцветных” лишь по одной игре. Если хотите, такое можно выдать и за эффект внезапности, за фактор недооценки и невнимания к незнакомцам. А хотите — найдите здесь повод восхититься, как отлажена у французов командная игра: мол, любой грамотный новичок впишется в нее без всяких проблем и с решающей пользой для результата.
Хотя, если присмотреться, сыграли победители довольно парадоксально. Первый тайм в их исполнении был близок к совершенству и не стал идеальным лишь потому, что обошелся без гола. После перерыва футбол утратил стройность, рассыпался на отрезки и эпизоды разной значимости и разного качества. Зато его стало веселее смотреть. И на повестку дня выдвинулись не достоинства командной игры, а проявление индивидуальных умений. Здесь-то оппоненты были заведомо неравны.
В итоге (хватит о французах) Георгий Кондратьев проиграл сравнение с Берндом Штанге, которое теперь многим захочется выдать за принципиальное, ключевое. По большому счету, такой позиции трудно что-либо противопоставить. Разве что заметим: победный Сен-Дени пришелся у немца на начало второго с половиной цикла во главе сборной, а проигрышный у Петровича — почти на старт первого.
При этом найдутся, ясное дело, и желающие поставить в вину теперешнему главкому утрату наследия и попрание традиций. Хотя и здесь можно заспорить и вопросить: а что именно из практики Штанге полезно было перенять, захватить в новый путь? Так ли уж много было там заветных рецептов и божественных откровений? Ритуальные “концентрацион” и “компакт” к таковым при всем желании не отнесешь.
Так вот, парижский поединок показался категоричной кондратьевской антитезой, демонстрацией намерения жить и обустраиваться у штурвала своим умом. За четыре с лишним года наблюдений за творчеством немца мы дождались от него всего одной тактической реконструкции — перехода на игру в два опорника. А новый главный уже на обе первые официальные игры выводил команду с принципиально разными планами.
Несмотря на дуплет поражений, предлагаю не спешить здесь с приговорами и обвинениями — в шараханьях и непостоянстве. Само по себе тренерское желание построить команду, готовую варьировать тактику в зависимости от силы и манер соперника, вполне нормально. Такой алгоритм бытования сборной, по-моему, даже похвален. Но при этом ведь очевидно, что достижение вариативности — дело не пары сборов и тройки спаррингов. При таком посыле болельщикам действительно нужно “ждать и терпеть”.
Пока же блюдо белорусского шеф-повара вышло на “Стад де Франс” то ли недосоленным, то ли плохо прожаренным. Построение с пятью защитниками, где двоим крайним вменялось в обязанность быть как бы и не защитниками, а почти хавбеками, печально напомнило недавнее явление к нам на “Динамо” кирьят-шмонского “Хапоэля”.
Разница в том, что БАТЭ сумел справиться с таким легкомысленным чертежом гостей еще в первом тайме, а французы при тотальном перевесе до перерыва простили и немощь неприятельской полузащиты, и прорехи импровизированной белорусской обороны. И тем сохранили в соперниках иллюзию благополучия.
И все же понравилось, что Кондратьев держал про запас вполне здравую идею претворения иллюзии в реальность. Специально для этого он берег на второй тайм Кульчия, на полный матч не готового. С выходом мудрого ветерана у команды сразу сладились несколько ярких атак, случился супершанс Драгуна. А следом — массовый поход защитников на угловой в чужую штрафную и мстительная реплика соперников, толково подхваченная умной девочкой за рекламным щитом…
“Kom-pakt…” — укоризненно вздохнули у экрана где-то в Йене. И это прозвучало прощанием с эпохой.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?