НХЛ. Локаут. Чума во время пира

21:12, 19 сентября 2012
svg image
2088
svg image
0
image
Хави идет в печали

Что это такое — заговор изгоев?

Здесь все просто: локаут — это конец света в буквальном смысле. Гаснет в зале свет, и снова мы глядим на сцену отрешенно… Комиссионер НХЛ Гари Беттмэн опустил рубильник и обесточил лучшие североамериканские арены, которые с воскресенья не имеют права ледовыми зваться. Полностью обесточен и поток болельщиков, стабильно ширившийся в последние годы. Потеряли работу не только миллионеры-профессионалы, которые, пускай и за меньшую зарплату, найдут применение в Европе, — остались у разбитого корыта тренеры, массажисты, подсобные рабочие, прилагавшие немало усилий, чтобы шоу могло продолжаться.
При этом локаут не является чем-то экзотическим для лучших мастеров клюшки и их многочисленной свиты. Огульный запрет на профессию вводится в НХЛ в третий раз. Причина — нежелание верхов править по-старому и их неспособность полюбовно уговорить низы затянуть пояса. Любопытно, что начиналось все с обратной ситуации: в сезоне-91/92 десять дней бастовали игроки, и эти десять дней перевернули мир, царивший до той поры между хозяевами клубов и хоккеистами. Последние существенно улучшили материальное положение и фактически швырнули потную перчатку в лицо опешившему от неожиданности начальству. Время забастовки — начало апреля — было выбрано идеально, ведь ни для кого не секрет, что основные доходы приносит плей-офф. Лишиться кубковых бонусов смерти подобно, поэтому пришлось делиться.
Попытка взять реванш была предпринята спустя два с половиной года. С 1 октября 1994-го по 11 января 1995-го лига отчаянно пыталась привязать жалованья игроков к НХЛовским доходам, установить некое подобие потолка зарплат, но тогда все испортили финансово преуспевающие дружины вроде “Торонто”, “Детройта”, “Филадельфии” и “Рейнджерс”, побоявшиеся проиграть больше, чем потом было бы выиграно. В кампании-2004/05 саботажников среди хозяев не отыскалось, и потолок все-таки был сооружен. Правда, какой ценой: впервые в истории четырех крупнейших североамериканских лиг (бейсбольной, футбольной, баскетбольной и хоккейной) трудовые споры работников и работодателей привели к отмене целого сезона!
В результате патологически затянувшегося процесса профсоюз потерпел сокрушительное поражение и с позором отправил в отставку тогдашнего своего главу Боба Гуденау. Ныне на одной чаше весов — кудрявые головы братьев Фер, Дональда и Стива, новых генералов армии заокеанских профи, а на другой — приевшаяся физиономия Беттмэна. Чья возьмет? У Беттмэна имеется во всех отношениях приятный опыт войны восьмилетней давности. Феры успешно отрабатывали навыки переговорщиков в профсоюзе бейс- болистов. К тому же они не просят больше, их “устроят” 57 процентов доходов лиги, шедшие на зарплаты хоккеистов прежде. Беттмэн готов дать 47 процентов, и в этой разнице — вся соль конфликта. Проглотить ее, не подавиться и при этом остаться человеком, а не лосем-изгоем, — задача не из легких.
Компромисс — пустой звук, когда каждый из генералов мнит себя на белом коне, а своего недруга — спешно улепетывающим на прохудившемся бронепоезде. Плюс хорошо бы еще, чтобы этот поезд плавился в огне. И совершенно неважно, что пламя пожара уже давно перекинулось по эту сторону баррикад, исполняя дикие танцы на костях амбиций и прахе хороших времен. Локаут — смертельная болезнь, передающаяся переговорным путем. Или воздушно-капельная инфекция, убивающая слабых во имя слабых и сильных во имя баксопильных. Безусловно, высокое искусство требует грандиозных жертв. Однако есть ли хоть какой-то смысл в утверждении личности в момент ее погибели?

Американские горки и айчынныя зоркi

В новом чемпионате имели шансы поучаствовать… четыре с половиной белоруса. Лучший хоккеист страны 2009 и 2011 годов Михаил Грабовский готовился вписать новую страницу в историю “Торонто”. Сергей Костицын видел место для шага вперед в “Нэшвилле”. Его старший брат Андрей жаждал реабилитации за темное прошлое и выбирал между парочкой крепких дружин. Молодой воспитанник новополоцкой школы Дмитрий Коробов наверняка был не прочь удивить культового генменеджера “Тампы” Стива Айзермана. Наконец, американский гражданин белорусских кровей Алекс Гальченюк, третий номер последнего драфта, смело вступал в бурную монреальскую реку, такую неприветливую и обжигающе холодную для наших НХЛовцев. Подобного буйства белорусских красок в старейшей североамериканской лиге еще не было. Такое бурление эмоций не предваряло ни одного похода за Кубком Стэнли. Что потеряли наши болельщики? Зрелище с большой буквы. Что потерял каждый из наших “американцев”? Судите сами.
Грабовский, подписав летом беспрецедентный для белорусского игрока пятилетний контракт на 27,5 млн. долларов, нацеливался на рекордные показатели. Сейчас он самый высокооплачиваемый форвард “кленовых листьев” и второй по доходам после капитана Дайона Фанюфа — согласитесь, сие обстоятельство ко многому обязывает. Хорошее подспорье для бомбардирского скачка — и некоторая недосказанность в прошлом чемпионате. Сам по себе урожай в 51 (23+28) очко, конечно, не повод рвать на себе волосы. Но ноябрьская “засуха”, обусловленная травмой ноги и вылившаяся в катастрофические четыре недели абсолютного безмолвия, оставила горькое послевкусие.
Наш нападающий не дотянулся до рекордных высот предыдущей “регулярки” — 58 (29+29) очков. Тринадцатикратный обладатель Кубка Стэнли “Торонто” седьмой год кряду пролетел мимо плей-офф и вот уже 45 лет идет к четырнадцатой чаше. Велика ли в том вина Михаила? Мы все в ответе перед теми, кто в нас верит. 27,5 млн. долларов — фантастический кредит доверия, и нужно быть последним циником, чтобы за такие деньги не вылезть пару-тройку раз из кожи вон и не вытолкнуть преуспевающего канадского бегемота из уже такого привычного болота. Возраст тоже самый что ни на есть подходящий для больших дел. Эпоха голого романтизма покорения Америки осталась в прошлом, на очереди — эра классицизма, с характерной для нее сдержанностью и строгостью, спокойностью поз и слаженностью форм, когда все детали тщательно выверены, а образы монументально значимы.
Сергей Костицын тоже получил кредит доверия от “Нэшвилла”, пускай и не такой внушительный. Нестабильный в исполнении нашего соотечественника чемпионат (43 очка) и провальный плей-офф (2 очка) благополучно завершились заключением двухлетнего договора на 6 млн. долларов. Что сие значит? Генеральный менеджер “хищников” Давид Пуаль видит талант и закрывает глаза на временные трудности. Тренер Барри Тротц, даже ссылая белоруса в четвертое звено, держит в уме его право лидером зваться. Чем ответит Сергей? Разменяет ли бомбардирский “полтинник”, доселе являющийся личным рекордом? Сорвет ли куш в кубковых баталиях? Увы, ответы на все вопросы окутаны густым туманом локаута.
Впрочем, больше других от надвинувшейся на лигу чумы пострадал не Сергей, а его старший брат. Андрей Костицын не успел договориться ни с одним из НХЛовских клубов и налегке отправился в челябинский “Трактор”. Найдутся ли на него покупатели за океаном через год, когда тамошняя хоккейная жизнь войдет в привычное русло? Андрей не стал своим в “Монреале” и не прижился даже в провинциальном и добродушно настроенном “Нэшвилле”. Самоволка в плей-офф стоила старшему брату теплого места в стае и, как ни печально, подтвердила репутацию “ленивого, безответственного парня”, так старательно выстраиваемую боссами “Канадиенс”. Безусловно, он не такой. Вполне вероятно, он жертва обстоятельств. Но кому охота вникать в детали и играть в бирюльки с уже бородатым дядькой! В конце концов, не скромность красит человека, а его послужной список. И что в том списке — скромные 36 (16+20) очков при нескромной зарплате, превышавшей три миллиона долларов.
Да, у Андрея масса смягчающих обстоятельств. Его нещадно запихивали в сдерживающие бригады, лишали элитных партнеров, прессовали в прессе. Ему не давали столько игрового времени, сколько хотелось бы. Из невинной вечерней прогулки с Александром Радуловым раздули скандал общенационального масштаба. Однако только делом можно что-либо доказать, а со славными делами у Костицына-старшего в последнее время большой напряг. Теперь начинать с чистого листа придется не в “Питтсбурге”, а в “Тракторе”. НХЛ уж далече, а КХЛовская трясина безвозвратно засасывала и не таких изгоев.
Коробов — молодчина, выкарабкался, и в его рукавах козыри, которых нет у Андрея: молодость плюс безупречная репутация. Дебют в “Тампе” не казался чем-то из ряда вон выходящим. Это не королевский “Монреаль”, где привыкли подолгу мариновать новичков в лиге рангом пониже, доводя до определенного состояния повиновения и самоотречения. И даже не “Детройт”, где испокон веков старики уходят в бой. Молодым во Флориде широкая дорога и негаснущий зеленый свет в придачу. Сейчас на контракте у “молний” девять защитников, но белорус вполне может побороться за место в основе с Бренданом Миккельсоном или даже с опытным Марком-Андре Бержероном. С другой стороны, кто знает, кого Айзерман прикупит следующим летом…
Гальченюк тоже должен отчаянно сражаться за место на передовой. Сражаться с традициями, предрассудками, скелетами в шкафах, коих так много у самого титулованного НХЛовского клуба. Третий выбор драфта — хорошая площадка для старта, однако сдерживающих факторов тоже предостаточно. Исторически сложившийся консерватизм монреальских верхов, высочайшая конкуренция в линии атаки и тяжелая травма колена, вычеркнувшая из спортивной биографии Алекса почти весь прошлый сезон, — главные препятствия. Но что наша жизнь, если не борьба?

Беспутные жертвы смутного времени

Сказка о потерянном времени приобретает и вовсе несчастливый конец в случае с ветеранами, едва не повесившими коньки на гвоздь уже этим летом. Затянувшийся конфликт между игроками и хозяевами клубов фактически ставит крест на карьерах таких славных парней, как Даниэль Альфредссон и Теему Селянне. Швед — культовая фигура не только у себя на родине, но и в Оттаве. Финн — почетный гражданин Анахайма. И тот, и другой имеют массу поклонников за океаном, исправно приобретающих сезонные абонементы. Однако Альфредссону в декабре стукнет “сороковник”, а Селянне уже 42. Вратарю “Тампы” Дуэйну Ролосону скоро 43, и он, к сожалению, не успел до локаута подписать новый контракт. Защитнику “Филадельфии” Крису Пронгеру в следующем месяце исполнится 38, и он все еще восстанавливается после сотрясения мозга. Вратарю “Эдмонтона” Николаю Хабибулину в январе будет 40. Форварду “Детройта” Тодду Бертуцци в феврале 38. Легендарному стражу последнего рубежа “Нью-Джерси” Мартину Бродеру в мае 41… Не люди, а сплошь памятники. И куда теперь девать сокровища нации — на свалку истории?
А еще по-человечески жаль “Лос-Анджелес”. Неожиданный обладатель Кубка Стэнли сделал все, чтобы сохранить боевой отряд, однако за украденный год и запал может выйти, и порох отсыреет. Любопытная деталь: в то время как скороспелые лиги по всему миру наперегонки гоняются за сенсациями, долгожительница НХЛ уже давно и тщетно ждет того дня, когда лучшая команда сумеет защитить титул. Последний раз это в конце девяностых удавалось “Детройту”. По мнению многих, набравший крейсерский ход в недавнем плей-офф “Лос-Анджелес” мог успешно проскочить и второй круг чемпионской регаты.
Наряду с калифорнийской торсидой, в глубокой печали фаны “Детройта” и “Торонто”. 1 января готовился грандиозный праздник с участием “крыльев” и “листьев” — сражение на открытом воздухе. Да не где-нибудь, а в так называемом “Большом доме” — “Мичиганском стадионе”, вмещающем 115 тысяч болельщиков! Городские власти Детройта планировали двухнедельный фестиваль — с участием звезд поп- и рок-музыки, битвой легендарных игроков, продажей сувениров, который должны были посетить около полумиллиона граждан! И что теперь? И как быть с почти состоявшимся мировым рекордом посещаемости хоккейного матча? Нынешнее достижение, к слову, установлено на том же “Мичиганском стадионе”: 11 декабря 2010 года на дерби университета Мичиган со штатом Мичиган пришли 104173 зрителя.
Жалеет о потерянных деньгах и Коламбус, штат Огайо, где 27 января должен был пройти юбилейный, 60-й, “Матч всех звезд”. Никогда прежде этот город не принимал шоу такого масштаба. Коламбус не избалован ни высокими спортивными достижениями, ни армией преданных фанов. Большим бизнесом здесь даже не пахнет. И тут такая возможность привлечь внимание да еще отлично заработать! В прошлый всезвездный уик-энд Оттава только на притоке туристов получила в казну больше 30 млн. долларов. Коламбус, теряющий на хоккее около 15 млн. за год, наверняка нашел бы достойное применение столь щедрому подарку.
И так везде. Просто диву даешься, до какого маразма можно довести преуспевающий бизнес, приносящий больше трех миллиардов (!) долларов дохода за сезон. Есть нечто поистине гоголевское в том, чтобы терять сотни миллионов живых денег в угоду засевшим в высоких кабинетах мертвым душам.

Три версии окончания конца света

Локаут — штука непредсказуемая, поскольку невозможно предугадать пределы человеческого упрямства. “Да будет свет!” — взывают болельщики. Но глас вопиющих глохнет в пустыне непонимания и нежелания власть имущих. Даже эха не остается. Хотя ничто не вечно под луной, и локаут тоже не бесконечен. Вопрос только: насколько далеко находится выход в хоккей обетованный?
На сей счет существуют три основные версии. Версия первая, фантастическая: все споры между игроками и работодателями будут улажены к концу месяца, тренировочные лагеря выполнят свое предназначение за десять октябрьских дней, и 11-го числа, в точности с календарем, стартует чемпионат. В принципе на то, чтобы собрать хоккеистов и худо-бедно подготовиться к сезону, достаточно и девяти дней — январь 1995-го это доказал. Однако непримиримость лиги и профсоюза, неспособность к компромиссу и вообще нежелание продолжать переговоры фактически выводят этот вариант из рассмотрения.
Версия вторая, оптимистическая: локаут закончится 23 ноября, и усеченный чемпионат стартует в декабре. Откуда такая точная дата? Многие в Северной Америке убеждены, что Беттмэн не сможет принести в жертву “Зимнюю классику” — матч на открытом воздухе между “Детройтом” и “Торонто”. Историческая встреча при стечении ста тысяч болельщиков сулит огромные доходы, рекордные рейтинги, сверхвыгодные контракты и место в истории на годы вперед. А значит, кровь из носу в декабре нужно запускать сложный хоккейный механизм. Почему 23 ноября? Накануне вся Америка отпразднует святой для каждого тамошнего гражданина День благодарения — согласитесь, было бы символично понять, простить и принять именно в этот момент. Времени на сближение позиций достаточно. Год назад из-за локаута в НБА баскетбольный сезон тоже начался с двухмесячным опозданием. Чем не НХЛовский путь? Вполне возможно, если бы только не обходная тропа и не другие люди, которые уже поставили крест на грядущем чемпионате и отнюдь не уверены, что следующая игровая кампания начнется в срок.
Версия третья, апокалиптическая: локаут продлится осень, зиму, весну, лето, еще одну осень и, не подавившись, проглотит не только весь нынешний сезон, но и кусочек “регулярки”-2013/14. Аргументы пессимистов — непрошибаемая твердолобость Беттмэна и беспрецедентная сплоченность игроков, готовых во имя реванша за бездарно проигранный бой восьмилетней давности ввязаться даже в столетнюю войну. Конец света уже наступил. Сегодня очередной дубль.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?