Его знают все. Стоп Машина!

21:47, 2 октября 2012
svg image
4475
svg image
0
image
Хави идет в печали

Далекие же от баскетбола болельщики воспринимают балканца как несостоявшегося мужа Маши Шараповой — в ноябре пара должна была вступить в брак, но до свадьбы так и не дотянула. Несмотря на отношения длиной в три года, молодые люди по весне разошлись, породив едва ли не самую обсуждаемую тему светской хроники. Благодаря приглашению на выставочный турнир “Rixos Cup” в Анталье корреспондент “ПБ” сумел эксклюзивно пообщаться с Вуячичем и обсудить каждую из его ипостасей.

ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”
Саша ВУЯЧИЧ. Родился 8.04.84 в Мариборе (Словения). Атакующий защитник. Рост — 201 см. Вес — 93 кг. Выступал за команды: “Удине” (Италия, 2001-04), “Лос-Анджелес Лейкерс” (НБА, выбран на драфте-2004 под 27-м номером, 2004-10), “Нью-Джерси Нетс” (НБА, 2010-11), “Анадолу Эфес” (Стамбул, Турция, с 2011-го по настоящее время). Двукратный чемпион НБА (2010, 11). Серебряный призер чемпионата Турции (2012). В НБА провел 541 матч: из них в регулярном чемпионате — 476 (29 в старте, 5,6 очка при 1,9 подбора в среднем за 15,9 минуты), в плей-офф — 65 (0 в старте, 5,0 очка при 1,6 подбора в среднем за 14,7 минуты).

— Три года назад ты посещал Беларусь и провел там почти неделю. Визит запал в душу чем-то особенным?
— Без преувеличения, это было сумасшедшее путешествие. Как сейчас помню, отправился через океан сразу по окончании сезона НБА. И нисколько не жалею, что отпуск стартовал подобным образом — познакомился с очень дружелюбной и гостеприимной страной. Помимо больших городов, посетили несколько маленьких населенных пунктов — и каждый из них, вне зависимости от размера, напоминал мне о родных местах. Здорово было испытать ностальгию и перенестись в детство там, где даже не мог на это надеяться. Кроме того, в один из дней посетили с Машей скромную сельскую школу, где детки общались с нами, а потом устроили концерт. Это было очень трогательно.

— Был ли ты знаком с историей трагедии на Чернобыльской АЭС до визита в Гомельскую область?
— О беде, которая произошла в регионе, знал довольно много, потому что взрыв на станции ударил не только по Беларуси, но и по многим другим странам. Более того, когда речь заходит о Чернобыле, грустными становятся лица людей по всему миру — говорю это с уверенностью, поскольку был свидетелем подобной реакции в той же Америке. Стоять на этой территории, видеть последствия произошедшего, понимать, что такой, как прежде, земле не быть еще десятки лет, — невероятно больно. Но вместе с тем переполняло чувство восхищения людьми, оставшимися жить в зоне заражения. Кажется, их ментальность и стойкость духа стоит перенять остальным жителям страны. Ведь сегодня многие забывают, что существуют куда большие трагедии, нежели потеря дорогущего мобильника или пролитый на штаны кофе.

— Говорят, у славянских народов много общих черт. Заметил сходство между белорусами и словенцами?
— Безусловно. Люди из восточного блока, долго воспитывавшиеся на коммунистических идеях, синтезировали единую для всех ментальность. Она отразилась в огульности стилей, условий, ценностей жизни. В результате даже нации, разделенные на карте сотнями километров, друг у друга что-то да перенимали. Когда путешествуешь по разным странам, осознаешь это предельно четко. Особенно если покидаешь дом очень рано, а затем вовсе перебираешься в другой мир за океан — как это произошло в моем случае.

— Насколько трепетно относишься к своим этническим корням?
— Горд тем, кто я и откуда родом. Когда появился на свет, страна называлась Югославия и была местом, откуда происходили мои родители, дедушки с бабушками, дальние родственники. На этих землях они росли и воспитывались. Увы, случилась война — и каждая из балканских республик пошла своим путем. Но в моем сердце страна навсегда останется единой: той самой большой семьей, каждым членом которой гордишься.

— Сегодня ты осваиваешься в совершенно иных условиях, адаптируясь к экзотике Турции…
— Когда оказался в Стамбуле, был по-настоящему удивлен. Здешние обитатели знают, как наслаждаться жизнью на полную катушку: есть, пить, развлекаться. Можешь смеяться сколько угодно, но стиль жизни в этом городе невероятно похож на тот, каким кичится Лос-Анджелес! Сотни лет Стамбул являлся культурным центром целого континента и манил к себе гостей. И сегодня, как выяснилось, ничего не изменилось. Та же магия встречается на каждом шагу. Чем, скажем, не чудо переход по мосту, разом переносящий путника из Европы в Азию? Быть частью этого вдохновляет.
В первый год выступлений за “Эфес” находился в поиске своего места в системе стамбульских координат. Но сейчас, когда освоился в местных реалиях, искренне наслаждаюсь каждой минутой пребывания в Турции.

— Говорят, Стамбул превращает в верующих даже атеистов. Довелось пройти подобное перерождение?
— Не уделяю вере повышенного внимания, хотя и являюсь православным. Стараюсь изучать жизнь со всех сторон, тогда как религиозные философии зачастую требуют от людей запредельного погружения в собственные глубины. И знаешь, да — Стамбул в этом смысле опасный город.

— А как насчет буддизма? Готов спорить, столько лет проработав в “Лейкерс” под началом “дзен-мастера” Фила Джексона, ты наверняка тесно соприкоснулся с каанами да притчами.
— Солгал бы, утверждая обратное. У нас с коучем сложились отличные отношения, которые повлияли на формирование моей натуры. В том числе и благодаря тому, что Фил много рассказывал о философии дзен, ее концепции. При этом повторял: следует знакомиться с каждой религией, но выносить из нее разумно лишь принципы, которые наиболее близки тебе. Считаю такой подход очень правильным. А поэтому стараюсь смотреть на окружающий мир широко раскрытыми глазами. Хотя в то же время верю, что над нами есть некая высшая сила, которую, может, и не чувствуешь, но она ведет тебя по жизни. Вот такой парадокс…

— Самый полезный совет, который дал тебе “дзен-мастер”?
— Никогда не прекращай бросать! Для атакующего защитника, наверное, лучше и придумать было сложно. Впрочем, поддерживаем с Филом связь по сей день. Поэтому не исключено, что в будущем топ его цитат претерпит правки.

— Раз уж заговорили о Джексоне, полюбопытствую: так ли сложно возводимое им в культ “треугольное нападение”, как твердят об этом аналитики? Ты-то очень органично вписался в схему, едва перебравшись в “Лейкерс”. Хотя при этом сменил позицию с первого на второй номер.
— Прежде всего принципиальный нюанс: далеко не каждому баскетболисту дано приспособиться к “треугольнику”. Есть люди, которым он просто не дается, несмотря на богатый технический арсенал или отличные физические данные. Модель сложна тем, что от игрока требуется много думать, поскольку в каждой атаке возникает множество опций. Пока не освоился, кажется, их целый миллион! Но в то же время осваивать “треугольник” безумно интересно. В каждом матче ты словно заново открываешь для себя игру, учишься ее понимать. Если спортсмен готов терпеть, стараться, работать над ошибками, постепенно он находит себя в схемах. Но если он ждет сиюминутной отдачи или момента, когда внезапно снизойдет божественное откровение, в одночасье помогающее постичь тонкости схемы, ничего не выйдет.
Не скажу, что я был феноменом от баскетбола, как Джордан. Но просто все ребята, что оказались в составе “Лейкерс” в начале 2000-х, изначально подбирались под данную систему и подписывались лишь после пристального изучения.

— В извечном споре “кто круче: Кобе или ЛеБрон?” ты наверняка на стороне экс-одноклубника?
— Пф-ф… Здесь даже вариантов быть не может. Знаю Брайанта долгие годы и могу сказать определенно: таких классных игроков нет даже у представителей внеземных цивилизаций! Он истый фанат своего дела, который фокусирует внимание на цели — и работает на пределе для достижения успеха, пока планка не покорится. Сложно найти более подходящую ролевую модель для любого человека, желающего заниматься баскетболом.
Впрочем, для меня это имело две стороны медали. Здорово, что, работая рядом с ним, многому научился. Плохо, что, выступая в роли сменщика Кобе, проводил на площадке не так много времени, как хотелось бы.

— Читал, что вы с Брайантом частенько общались на итальянском. Возможно, убедишь экс-партнера перебраться в “Анадолу Эфес” по окончании заокеанской карьеры?
— Чем черт не шутит! Когда приехал в Лос-Анджелес после драфта, Кобе очень помог тем, что принялся говорить на понятном мне языке. В дальнейшем это только сблизило нас. В НБА не так уж много игроков, которые употребляют итальянский в повседневной жизни. Поэтому в определенной степени это делает его носителей особенными.

— Любое упоминание “Лейкерс” нынешним летом неизбежно влечет за собой вопрос: как стоит оценивать приобретение “озерниками” Дуайта Ховарда?
— Калифорнийцы серьезно изменились в прошлом году: пришел новый тренер, во главе менеджмента стал Джимми Басс — человек, которого бесконечно уважаю за видение, которое он имеет при построении команды, и практическую хватку при воплощении задумок в жизнь. Разумеется, возведение прочного игрового остова потребует времени, поскольку команды-чемпионы за ночь не строятся. Однако с целями, которые “Лейкерс” поставили, и методами, что взяли на вооружение, уже скоро коллектив вновь вернется на вершину. Это вопрос времени.

— За шесть лет ты наверняка изучил Лос-Анджелес вдоль и поперек. Правда ли, что все девушки, появляющиеся на улицах города, такие секс-бомбы, какими их представляют американские сериалы?
— Ха, красивые девушки есть везде — вопрос в том, хочешь ты их замечать или нет! В Эл-Эй, как поется в известной попсовой песенке, одиннадцать месяцев светит солнце. И тебя слепят не только его лучи, но и девушки в бикини. При такой погоде у них просто нет выбора, в чем появляться на улице, — отсюда и стереотип.

— А как насчет Бруклина? Михаил Прохоров обещал сделать в пригороде реального конкурента Нью-Йорку.
— После встречи с россиянином убедился: он из людей, которые не бросают слов на ветер. Собственно, обладая надлежащими средствами и рычагами влияния, сам бог велел воплощать мечты в жизнь. Посмотри, для Прохорова уже не составило труда всего за ночь перед трейд-дэдлайном собрать под знаменами “Нетс” игроков, способных замахнуться на чемпионство. В результате чего в межсезонье в Бруклин переехал не старый франчайз, а кардинально новый проект, полностью отвечающий амбициям и концепции владельца. Глядя же на то, с какой страстью Михаил опекает коллектив, предположу, что уже через сезон-другой “сеточники” будут чертовски хороши.

— К слову, именно в “Нетс” продолжилась забавная закономерность. Ты вновь оказался по одну сторону баррикад с Джорданом Фармаром, как это происходило всякий раз с 2004-го — года переезда Саши Вуячича в Америку. Люди шутят, что, окажись вы индийцами, сразу обнаружили бы родство, а в Бомбее уже сняли бы об этом фильм.
— И не говори — чего только не пробовал, чтобы избавиться от него, а все никак! Я еду в “Лейкерс” — Джордан топает следом. Стоило ему перебраться в “Нетс”, как вдогонку отправился я. Та же ерунда с “Эфесом”… Даже не знаю, как все объяснить. Видимо, где-то это было предначертано — и есть причина, по которой все время играем вместе. Мы здорово действуем в связке, взяли сообща два чемпионских титула НБА и, надеюсь, продолжим традицию в Турции. Благо не занимать опыта и желания это делать.

— Чую, фильм действительно не за горами…
— А почему нет? Раньше уже сталкивался с такой возможностью, но не было желания. Сегодня же столь необычный опыт кажется интересным. На самом деле администратор моего интернет-сайта как раз в эти дни занимается расширением функционала — и мечтает добавить в контент какую-нибудь эксклюзивную видеосъемку. Глядишь, этот опыт когда-нибудь станет первой ласточкой для чего-то большего.

— В ленте выступишь под своим именем или сделаешь кассу под полученным в НБА прозвищем Машина?
— Ник мне нравится, и я с радостью помещу его на афишу. Тем более что авторство оного принадлежит уважаемому в Калифорнии человеку Джону Майерсу — давнему комментатору домашних матчей “Лейкерс”. Некоторые сплетничают, что я “крестился” самостоятельно. Но это глупости. Согласись, в таком случае можно было придумать что-то более оригинальное и серьезное. Впрочем, прозвище прижилось, поэтому менять его не собираюсь.

— Возможно, при выборе сюжета пойдешь по пути фильма “Space Jam”, где вернувшийся в баскетбол Майкл Джордан спас мир от злых пришельцев? Твой камбэк в сборную Словении с последующим хеппи-эндом на домашнем Евробаскете-2013 оказался бы очень эффектным.
— Отличная задумка, которую не грех воплотить в жизнь. Увы, по разным причинам у меня не было возможности в последние годы помочь национальной команде. Но кто знает, что случится в будущем?

— Саша, в силу профессиональных обязанностей не могу игнорировать тему, о которой последние месяцы судачит весь мир — твой разрыв с Машей Шараповой…
— Наверное, отвечать на вопросы о разрыве придется куда дольше, чем длились сами отношения. Ну да ладно, хорошее интервью получается. Давай украсим его вишенкой на торте.

— Почему красивая история любви так и не получила счастливого завершения?
— Знаешь, жизнь, особенно спортивная, — непредсказуемая штука. Как бы ты ни хотел ее упорядочить, постоянно происходят форс-мажоры, переворачивающие размеренное течение событий. Хуже вдвойне, когда влюбленных, как в нашем случае, то и дело разделяют сотни и тысячи километров. В результате люди внутри пары, когда их отношения только зарождаются, и эти же персонажи, скажем, спустя несколько лет, кардинально разнятся. И в какой-то момент они проходят точку невозвращения, после которой не могут быть вместе… Понимать и переносить это больно. Однако следует помнить: людям предначертано быть счастливыми. Поэтому следует не горевать о разбитом сердце, перебирая старые фотографии или перечитывая эсэмэски, а начинать поиски с нуля. Именно так сейчас и поступаю.

— Обычно девушки, расставаясь с молодыми людьми, предлагают взамен дружбу…
— В нашем случае это невозможно. К сожалению…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?