Герой месяца. Андрей Макров: снайпер-аэрофоб. На три с плюсом
— Давайте о насущном. В минуты нашей беседы сборная Эстонии сражается с украинцами в рамках олимпийской предквалификации. Резонный вопрос: почему без Андрея Макрова?
— Просто решил не ехать. Причина — у клуба в это время серия ключевых матчей. Думаю, меня как капитана и важного игрока никто бы и не отпустил. Тем более, скажем откровенно, у сборной Эстонии шансы пройти дальше в любом случае были минимальными.
— Но хотя бы следите за соотечественниками?
— Ну вот уже проигрывают украинцам 0:4 после первого периода…
— В первом поединке против Польши ваша сборная исполнила всего девять бросков. Кажется, Андрей Макров в одиночку сподобился бы на такую статистику.
— Ха, один в поле не воин. Может, как-то скрасить горечь поражения и получилось бы, но вряд ли больше. Потому что хоккей, наверное, самый командный вид спорта.
— Учитывая уровень национальной дружины Эстонии, для вас вызов в сборную отдушина или лишняя головная боль?
— Знаете, за исключением прошлого года, когда получил травму, всегда откликался на приглашения. Ну, может, только раз сачканул. Поэтому о головной боли говорить не приходится. Да и постоянно есть какие-то цели. Играли в группе “C” — хотели выйти в группу “В”. Выступая там, всеми силами старались сохранить прописку. То есть всегда присутствует какой-то интерес. Просто так повалять дурака не получится.
— А вообще по какому пути идет развитие хоккея в Эстонии?
— Ой… Регулярно повторял, и это даже не мои слова, что в спорте так: есть деньги — будет определенный результат. Но в эстонском хоккее денег нет. Вообще нет, все базируется на любительском уровне. Так что перспектив не просматривается. Желание работать на благо развития национального хоккея у людей имеется, но бесплатно, тем более в Эстонии, в Евросоюзе, это невозможно. Там на всем зарабатывают, и за просто так средства не получишь.
— Какие виды спорта пользуются в стране популярностью? И какое место в иерархии отводится хоккею?
— Думаю, баскетбол на неплохом уровне… Лыжи раньше имели спрос у болельщиков, когда брали медали на “мире”. Велоспорт еще более или менее развивается. Хоккей значительно отстает.
— Вам в свое время не предлагали белорусский паспорт? Или, может, еще раньше — российский?
— Белорусский, было дело, предлагали. Но все на уровне деклараций о намерениях и закончилось. Серьезных разговоров насчет российского не припомню.
— А как вы относитесь к смене спортивного гражданства?
— Если бы поступило солидное предложение, вполне вероятно, согласился бы. Перспектив у эстонской сборной, как уже отмечал, не видно, тогда почему бы не выступить там, где можно чего-то достичь? Ничего страшного в получении еще одного паспорта нет.
— В вашей сборной все же было несколько примечательных хоккеистов. Кто считается самым знаковым персонажем эстонского хоккея?
— Полагаю, это мой нынешний тренер, ассистент Дмитрия Кравченко Эдуард Валиуллин. И, наверное, неплохо известный в Беларуси Тойво Суурсоо, достигший довольно приличных высот. Все-таки поиграл в фарме “Детройта”, коим был задрафтован. Суурсоо — хоккеист, на которого ребятне в Эстонии можно равняться.
— А еще один соотечественник — Василий Макров — часом не родственник?
— Старший брат. Правда, он рано закончил. Хотя поиграл за сборную, и пару раз съездили вместе на чемпионат мира. Потом он пошел учиться, а я отправился играть дальше.
— И чем брат занимается после хоккея?
— Коммерцией, бизнесом. Окончил по этому профилю институт. Сейчас пытается вертеться в своей сфере.
— Присутствие на тренерском мостике “Немана” Эдуарда Валиуллина, думается, сыграло не последнюю роль в вашем решении перебраться в Гродно.
— По крайней мере именно он мне звонил, с ним обсуждали все вопросы. Конечно, было приятно и намного проще, поскольку Эдуарда знаю давно, тоже вместе за сборную успели поиграть. Вне хоккея у нас дружеские отношения, можем и на “ты” общаться. Но когда заходим на арену, соблюдаем субординацию.
— Почему, собственно, ушли из “Металлурга”, с которым выиграли золото?
— Взял паузу для раздумий, тренеры — тоже. А когда все-таки решил ответить согласием, мне сказали, что уже нашли других хоккеистов. Вот и вся история, ничего любопытного, чтобы подогреть интерес прессы.
— Ужесточение лимита на иностранцев сыграло свою роль?
— Но в “Металлурге” даже при таком раскладе еще недавно было шесть легионеров. Поэтому вряд ли данный нюанс повлиял. Может, просто хотели что-то поменять.
— Вы ведь сначала подались было в Казахстан…
— Да, потренировался почти месяц в “Сарыарке”. После чего по обоюдному согласию решили с командой расстаться. Поговорили по душам с директором, и по семейным обстоятельствам я уехал. Все-таки далеко от родных, да и постоянные перелеты напрягают. Я вообще самолеты не очень люблю, а в ВХЛ весь сезон в воздухе. У команды был чартер на год вперед зафрахтован. Имелись и нехоккейные факторы, но с клубом и его руководством проблем никаких не возникало.
— Может, были еще предложения из ВХЛ?
— Ха, из КХЛ, конечно, нет…
— …из ВХЛ.
— А! Ну, мог уехать в Воронеж. Однако дал слово “Неману” еще до того, как поступило предложение от “Бурана”. По правде говоря, не очень и хотелось отправляться в какую-то посредственную команду. Тем более знал, что “Неман” вновь поведет борьбу за чемпионство.
— Перед заключением контракта с гродненцами обращали внимание, что в клубе уже есть группа легионеров, и квота с вашим приходом будет превышена?
— Как-то не придавал этому значения, глянул лишь мельком. Раз предложили соглашение, понятно, не с целью меня проверять. Чего присматриваться, если я в Беларуси уже давно играю и постоянно в поле зрения? Сразу сулили конкретную роль в команде. Об остальном не задумывался. А уж когда приехал, осмотрелся, тем более чего было бояться? Здоровая конкуренция — это нормально.
— Вам не кажется, что селекция оказалась не очень удачной? Изначально пополнившая команду скандинавско-финская группа уже покинула Беларусь.
— Это не мне обсуждать. В любом случае полноценную оценку дадим по окончании сезона. Сейчас положение исправляется, в турнирной таблице в том числе.
— Здесь не поспоришь, поскольку команда прочно обосновалась на третьем месте. В чем секрет нового рывка после некоторого отступления?
— В команде сменился костяк, появилось много новых хоккеистов. Люди приходили, притирались, тройки постоянно видоизменялись. Каждый новичок должен был вникнуть в тактику. Сейчас стабилизировались звенья, и состав практически не меняется. Все знают, что делать и куда бежать. Скоро будем показывать еще лучший хоккей.
— Руководство в период кризиса не давило?
— Цели, понятно, стояли не просто попасть в восьмерку. При таком раскладе непростительно проигрывать “Юниору” или даже “Металлургу”. Понятно, давление ощущалось. Причем и снаружи, и изнутри: мы сами себя неудобно чувствовали.
— В прошлом сезоне вы говорили, что в “Металлурге” изначально не требовали кровь из носу чемпионства, что, наверное, по- хорошему раскрепощало. В “Немане”, надо полагать, в этом плане иной подход?
— Да и в Гродно пока не твердят, что мы непременно должны стать чемпионами. Задача — держаться по ходу “регулярки” в лидирующей группе. Что будет дальше, узнаем перед плей-офф. Так же было и в “Металлурге”.
— Жлобинское чемпионство скрасило огорчение от травмы кисти уже во втором матче плей-офф-2012?
— Естественно, очень переживал за команду. Сожалел, что мог помочь только морально. Благо ребята и без меня сыграли отлично. Что поделать, если не знаешь, когда подстережет травма.
— Зато в нынешнем сезоне, судя по всему, вновь полны сил и желания. В одном только октябре в 11 матчах набрали 15 (7+8) очков…
— И все равно моя игра пока далека от идеала. Хорошо, что партнеры помогают. А набор очков — это не столь важно. Главное, чтобы команда вышла на оптимальный уровень. Так что себе пока ставлю троечку по пятибалльной системе.
— И это говорит лучший бомбардир “регулярки”?!
— Ну ладно — три с плюсом. Слишком много нереализованных моментов в пассиве. Надеюсь, дальше пойдет еще лучше и у меня, и у “Немана”.
— Год назад на старте чемпионата вы были не очень довольны удельным весом шайб в общем количестве набранных баллов. Теперь установился примерный паритет между голами и пасами, но, как вижу, все равно рветесь вперед.
— Ха, на свой уровень в районе 30 результативных попаданий выхожу регулярно. Однако любой игрок, тем более нападающий, хочет больше и лучше. Впрочем, куда важнее играть на коллектив. И если в целом команда будет успешно выступать, то и личная статистика окажется на хорошем уровне.
— Продолжая тему цифр, нетрудно заметить, что в Беларуси у вас регулярно набирается в среднем по очку за матч, а то и больше. Не кажется, что переросли уровень экстралиги?
— Если бы перерос, здесь уже не выступал бы — пригласили бы в команду уровнем выше, из другого чемпионата. Пожалуй, это лучший ответ на такой вопрос.
— И даже полный комплект медалей чемпионата Беларуси не изменяет ваше мнение?
— А точно, я уже всю коллекцию собрал! Но уровень клубов ВХЛ, считаю, однозначно не выше первой пятерки команд экстралиги. Знаю, о чем говорю, поскольку побывал там раньше и сейчас немного потренировался, присмотрелся. То, что некоторые говорят, — ерунда. Сложнее там только переносить перелеты. А общий уровень почти не отличается. КХЛ? Ха, дай бог, конечно, но…
— Вам нынче 32 года…
— Да, я знаю, надо бы уже задумываться о будущем.
— Посещают такие мысли?
— Любого хоккеиста в моем возрасте, а некоторых и раньше, посещают. И есть прекрасное понимание, что после хоккея надо иметь какое-то подспорье. Поэтому, конечно, думаю.
— Есть наметки? Как брат: коммерция, бизнес?
— Будут, когда закончу. Пока на пенсию все же не собираюсь. Еще попорчу настроение вратарям.
ЛАУРЕАТЫ СЕЗОНА-2012/13
Сентябрь | Ярослав КРИСТЕК | Неман |
Октябрь | Андрей МАКРОВ | Неман |
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь