Изнутри. Ветеранам — держаться, молодым — дерзать!

21:49, 26 июля 2012
svg image
1218
svg image
0
image
Хави идет в печали

Министра, каждый божий день начинающего с подсчета шансов. Журналистов, которым не надо ломать голову, чем заполнить эфир и газетные полосы. И, наконец, просто всех причастных и непричастных к успеху — неравнодушных, сопереживающих, участливых.
И даже пусть тренер не седел, главком не пробивал, а чиновник вставлял палки в колеса. Все равно они будут рады получить положенные в таких случаях бонусы и овации.

Держаться и дерзать!

А триумфатору дадут попраздновать недолго. Месяц-полтора, от силы два. Аплодисменты, чествования, телепередачи. Потом снова все на свете заслонят жесткие требования: “Ты должен, ты обязан, все смотрят на тебя”.

Кто-то, как Андрей Арямнов, в девятнадцать лет покоривший пекинский олимп, окажется не способен адаптироваться к переменам. Или не сможет удержаться на прежнем пути — пути самоотречения, подчинения и порядка. Невозможно одновременно двигаться в нескольких направлениях. Катиться по наклонной, пренебрегая общепринятыми нормами, садясь за руль нетрезвым и заказывая по интернету сомнительные курительные смеси. При этом отчаянно, но совершенно бестолково бороться за правду против главного тренера национальной команды. И продолжать вкалывать в душном зале, подлезая под отнюдь не полегчавшую штангу. Организм не выдержит. Потому что тело, как видится, может жить совершенно обособленной жизнью. И, не мотивированное мозгом, оно противится сверхнагрузкам. Не нужна ему еще одна Олимпиада! Вот плоть и поддалась под весом металла, не выдержала — порвалась. Не зря же очевидцы, фиксировавшие бесполезность поездки Арямнова в Лондон, утверждают, что олимпийский чемпион выглядел вполне довольным, словно гора упала с могучих плеч…
Гора с плеч двукратной олимпийской чемпионки Екатерины Карстен, похоже, упадет не скоро. Она и так человек, словно родившийся с осознанием огромной ответственности. Но, увы, фактически каждый, кто считает своим долгом официально напутствовать великую гребчиху, не упускает момента, чтобы напомнить про медаль, которую от нее ждут. А Катя не железная, она из плоти и крови. “Приходишь в зал тренироваться. Одна. Темно, особенно зимой. Включаешь свет. Вокруг все серое. Даже поговорить не с кем! И как робот на этом “Концепте” — туда-сюда, туда-сюда! Так и язык родной забудешь, пока тренируешься… — незатейливо повествовала корреспонденту “ПБ” о своих буднях Карстен. Нынче 25 лет, как она в гребле. — Когда осознаешь, что от тебя ждут медаль, и к тому же золото, — это тяжело. Давит. Очень давит…”
Она поехала уже на шестую Олимпиаду, имеет пять медалей, а все грызет себя за то, что упустила золото Афин и Пекина.
Дай-то бог ей выдержать давление Лондона. Но как бы ни сложилось на канале “Итон Дорни”, Катя даже помыслить не может, чтобы после Игр бросить весла и покинуть лодку. В 40 лет Карстен не знает, куда двигаться дальше, кроме как по знакомому пути. И это еще одна грань проблемы адаптации спортсменов…
Легче всего дебютантам. Они едут на Игры с любопытством. Крутят головами и с радостью впитывают впечатления. Для некоторых Олимпиада — действительно праздник и ничего более. На его фоне собственное выступление выглядит лишь тяжкой обязанностью. Помню лыжницу, которая словно потеряла разум от изобилия олимпийской столовой, работавшей круглосуточно. И целыми днями она налегала на диковинные, видимо, для нее бананы (дело было в 1994 году), а также на мороженое — и это в двадцатиградусный мороз. Жаль, что столь крепкое здоровье (а девушка прибавила за время пребывания в Олимпийской деревне восемь килограммов) не облегчило участь гонщицы на лыжне. Впрочем, скорость на спусках у нее была значительно больше, чем обычно…
Но это, конечно, одно из недоразумений Игр. А так именно среди новичков — молодых и не задавленных ответственностью — ждем олимпийских открытий.
Ветеранам — держаться, молодым — дерзать. А тем, чей дебют пришелся на Пекин и кто в самом расцвете, но еще не снискал славы, — вершить. И всем без исключения — удачи и народной любви!

Пока их было только семь

И немного внимания статистике. Очень давно один из друзей изменил мое отношение к цифрам. Он предложил обратиться к статистике ГАИ: “Нам говорят, что среди виновных в авариях тринадцать процентов водителей были пьяными. И хотят, чтобы выводы мы сделали сами. Хорошо, делаем. Восемьдесят семь процентов были трезвыми, не так ли? Таким образом, ездить пьяным — безопаснее?!”
Конечно, мы шутили с тем, с чем лучше не шутить. Но кто теперь знает, может, вундеркинд Арямнов додумался именно до этой формулы, садясь за руль под мухой?..
В общем, не всякая статистика говорит сама себя. Поэтому рассмотрим график “Беларусь на Олимпиадах” именно с этой точки зрения. Судя по ломаным линиям, в белорусском спорте все в порядке. В Афинах было лучше, чем в Атланте, в Пекине — медалей больше, чем в Афинах.
Чуть-чуть выбивается Сидней, но взлет в 2000 году можно объяснить тем, что как раз к этим Играм достигли расцвета спортсмены, перед которыми в один миг открылась широкая дорога после развала Союза, ведь в сборную СССР пробиться было непросто.
Теперь вспомним, что незадолго до дебюта на летних Олимпийских играх в стране было еще довольно голодно. Та девушка с бананами в Лиллехаммере-1994 в принципе вызывала только сочувствие: страна еще только выруливала из пике, в которое ее обрушили Беловежские соглашения. Беларуси было не до спорта. Пропали контракты по экипировке, стало скудным питание, съежились зарплаты, свелись к минимуму международные выезды. Никто из руководства белорусским спортом понятия не имел, на что способна олимпийская команда. 15 медалей в Атланте? Прекрасный ориентир!
В сытые 2000-е те же 15 медалей Афин воспринимались уже скептически. Министра Юрия Сивакова, который из-за международной ситуации даже не ездил на Олимпиаду, заменили Александром Григоровым. Новый глава отрасли, хотя и был тертым калачом, в приметы верил свято. Как поприсутствовал случайно в Пекине на завоевании одной из медалей в не по форме темном пиджаке, так и ходил в нем, невзирая на жару, до окончания Игр. 19 медалей! Шикарно. Не зря потел! Правда, от освобождения от должности эти 19 Григорова не спасли.
Лондонская Олимпиада станет дебютом для министра Олега Качана, седьмого в белорусской истории. Он молод, энергичен и незлобив. Снимут ли его, увидим совсем скоро. Хотя вроде и менять не на кого. Да и незачем. Все же хорошо!
В любом случае наш фотограф недавно принес отличный кадр, которым в случае необходимости можно сопроводить соответствующий материал. Там изображен весело, даже беззаботно шагающий прочь человек, внешне очень похожий на нынешнего руководителя отрасли. Так что нас не застанет врасплох любой поворот сюжета.

Высокопоставленная чехарда

Министры и помощники президента с конца 90-х меняются в Беларуси часто. Где сейчас Владимир Макейчик? Даже не слышно, чтобы в спорте о нем кто-нибудь вспоминал. Николай Ананьев заправляет огромной “Минск-Ареной” и попутно тратит время и силы, чтобы отбивать наскоки хоккейного “Динамо”, недовольного тем, что не все для ЗАО бесплатно.
Евгений Ворсин, несомненно, хорошо умеет работать со спонсорами, коль похвастал недавно в интервью “ПБ”, что как пришел он в федерацию хоккея, так ее финансовое положение улучшилось. Отличное качество! Однако — не исчерпывающее для руководителя. Когда-то Ворсин неудачно порулил студенческим спортом, который с тех пор не может подняться с колен. Позднее был уволен с должности министра за скандал в футболе. Теперь, незадолго до Олимпиады, подал в отставку с поста в ФХРБ. При этом признался, что лишь через два с лишним года понял: фронт работы в хоккее “действительно непростой”! Выходит, руководил отраслью, не зная о положении дел в виде, фактически объявленном номер один в Беларуси?
Геннадий Алексеенко тоже почему-то за много лет в Минспорта и Администрации президента не успел (или не снизошел?) понять, как функционируют винтики спортивного хозяйства страны. И, пониженный до директора РЦОПа по легкой атлетике, сделал аналогичное признание, что не представлял, как все запущено.
Генерал Сиваков честно старался вникнуть в специфику спорта, по-армейски жестко наворотил немало, но и порядку добавилось — особенно в распределении финансов. Во всяком случае, когда в министерство вернулся Григоров, кое-кто из честных тренеров растерянно говорил: “При Сивакове денег хватало на все, а сейчас…”
Григоров после увольнения метнулся на время в Высшую школу тренеров, быстро оттуда сбежал от нищеты и юркнул под теплое крыло тогдашнего главы Нацбанка Петра Прокоповича — прямиком в кресло председателя федерации академической гребли. О том, как Григоров там кирует, можно получить представление по тоскливой цитате из недавнего письма в “ПБ” заслуженного тренера Олега Гомонова: “Неужели в Беларуси нет профессиональных руководителей, способных работать в спорте высших достижений?..” Есть. Но крайне мало. Закрыть все проблемные места не получается.

Масштабы “кураторства”

Поэтому сегодня призываем воздавать хвалу спортсменам и их личным наставникам за то, что система по инерции продолжает выдавать на-гора результат. А руководители как умеют, так и выстраивают вертикаль управления.
Оценим вкратце ситуацию в отрасли, сложившуюся к исходу олимпийского цикла. Главный тренер в академической гребле Владимир Синельщиков уволен еще до Игр, после провала олимпийской квалификации. В пятиборье главкома нет давно: Валентина Рогова понизили в должности вскоре после публикации в “ПБ” обвинительных писем членов национальной команды.
В хоккее за один и тот же результат гонят с позором доморощенного наставника сборной — иностранцу же дают карт-бланш. В волейболе на пост главного тренера брали серба Милана Жарковича — представьте себе, без зарплаты. Заодно предложили ему поработать со “Строителем”, но оттуда чужестранца быстро вытеснили. Тот, естественно, ретировался и из сборной. Ничего не скажешь, приличную репутацию спортивной Беларуси создаем мы в глазах наших гостей.
Сотрудниками КГБ арестованы главный тренер легкоатлетов Анатолий Бадуев и врач Павел Дриневский. Главный тренер по треку Станислав Соловьев вернул в кассу Минспорта 54 миллиона рублей за 40-дневный сбор в Терсколе, куда никто не ездил. Вернул после того, как против него было возбуждено уголовное дело, а в раздевалке команды проведен обыск. В таэквондо еле избавились от Сергея Шелюты, который забросал суд надуманными исками к “Прессболу”.
Бадминтонистка Ольга Конон, добравшаяся до 1/8 финала пекинской Олимпиады, обвинила федерацию в том, что ей подсовывают на подпись пустые бланки — на Играх она будет представлять уже Германию.
В дзюдо попал в немилость к руководству команды лидер европейского рейтинга 2009 года Андрей Казусенок, вследствие чего пролетел мимо Олимпиады. Беспокойство вызывает ротация капитанов в теннисе. А спортивная гимнастика развалена уже почти до основания.
Александре Герасимене, чемпионке мира в плавании на престижных 100 метрах вольным стилем, приобрели переносную тумбочку только тогда, когда она озвучила проблему в СМИ. Новоиспеченной чемпионке мира по тяжелой атлетике Анастасии Новиковой также пришлось во всеуслышание заявить о необходимости кондиционеров и современных тренажеров в зале Стаек. Два сезона подряд призеру Олимпийских игр по биатлону Дарье Домрачевой не могут вовремя приобрести патроны, которые идеально подходили бы стволу ее винтовки.
Двукратный олимпийский призер по фристайлу Дмитрий Дащинский разорвал ахилл на этапе Кубка мира-2010 по возмутительной причине. Его старые ботинки были уже совсем никудышными! Об этом “ПБ” рассказывал главный тренер национальной команды Николай Козеко.
Баскетболистки, проложившие дорогу на Олимпиады игровым видам спорта, по-прежнему прозябают без собственной, достойной их достижений, современной арены.
Титулованные Сергей Мартынов, Виктория Чайка и иже с ними лишены возможности тренироваться дома на современном стрельбище. Они отправились выступать в Лондон, где задувают ветра. А в Беларуси открытых тиров вообще нет!
Вместе с тем вхолостую сработал в этом олимпийском цикле РЦОП в Ратомке, в который вкладываются огромные средства: там и прекрасный манеж, и знаменитый конезавод, и ветлечебница, оборудованная по последнему слову техники. В Лондон отправились всадники, подготовленные куда более бедными региональными центрами. А в Ратомку, после публикации в “ПБ” о состоянии вида спорта и реконструкции объектов, направились представители Комитета госконтроля.
Кстати, коник Рэдфорд, приобретенный за миллион долларов под медаль Олимпиады в Пекине, давно снят с заграничного довольствия и поставлен в наши конюшни. До олимпийского уровня он уже, бедный, не дотягивает. О том, как идут дела у дорогого коника, звучало даже в суде — это бывший директор НИИ Александр Бондарь в 2010 году из-за решетки раскрывал подробности своей нелегкой научной работы. Рассказ про исследование индекса сухожильности и типа темперамента у лошадей едва не вынудил судью нарушить порядок и засмеяться. Примерно так же весело профессор Бондарь живописал все тринадцать научных проектов, в которых он принимал посильное участие. Причем часть из них создавались конкретно под Олимпиаду в Пекине, куда в результате публикаций “НИИсследованный миллиард” нашей газете закрыли путь. Обвинение оценило ущерб государству в более чем 100 миллионов рублей. Бондарь провел в заключении полтора года.
Теперь обратимся к теме грандиозной “Минск-Арены”. Что странно, национальная сборная по конькам предпочитает тренироваться за границей, в то время как дома есть отличный ледовый овал, который расхвалил на весь мир знаменитый голландский скороход, рекордсмен мира Свен Крамер. И наших спортсменов, не добившихся буквально ничего, министерство перед прошлым сезоном спокойно командировало за пределы страны, невзирая на протесты федерации! А как же приснопамятные проблемы с валютой?..
Олимпийская экипировка, в которой наши спортсмены, тренеры и официальные лица уже щеголяют в Лондоне, обошлась бюджету недешево. На одном из заседаний исполкома НОКа прозвучало, что цена парадного и повседневного комплектов (включая носки и сумки) от “Центра моды” концерна “Беллегпром” — тысяча долларов. С олимпийцев снимали мерки. Однако даже первой ракетке мира Виктории Азаренко парадный костюм, по ее словам, не подошел по размеру, и она пришла на официальную церемонию проводов на Игры, одетая не по форме. Да и представители многих команд откровенно жаловались на экипировку, в том числе и на страницах “ПБ”.
Если уж у олимпийцев такое творится, что удивляться, когда не работает постановление Минспорта об обеспечении экипировкой и инвентарем ДЮСШ. А в программе общеобразовательных школ сократили количество уроков физкультуры. Клубы по игровым видам спорта за редким исключением не выполняют условия получения господдержки! Это уже жалобная песнь про беды резерва…
После обвала белорусского рубля спортсмены национальных команд на несколько месяцев перешли на домашних базах с натурального мяса на котлеты: одни из-за этого толстели, другие теряли вес. Вот это подготовка к Олимпиаде! А как бедовала молодежь рангом пониже, представить нетрудно.
Руководитель Белорусского лыжного союза Наталья Петкевич сообщала исполкому НОКа, что в горных лыжах федерация вынуждена — в нарушение законодательства — прекратить выдачу спортсменам суточных в пути. По словам помощника президента, представительство НОКа в Минске задолжало ей 360 миллионов рублей. “Отдайте — нам в спорт надо! То, что неожиданно произошло сейчас, — “налог” с меня за полгода с 15 процентов увеличили до 30 и даже с 30 мне не дают — это преступление! Причем вы понимаете, что все курируют — по управлениям физкультуры, по Минспорта. Мы живем только на спонсорские деньги, и вы у меня их просто крадете”, — этот эмоциональный спич “ПБ” публиковал в прошлом году. Как видится, даже короткой цитаты достаточно, чтобы оценить масштабы этого так называемого “кураторства” в непростое для всей страны время.
Тогда же исполком НОКа постановил, что “решение Олимпийского собрания от 9 апреля 2010 года в части обеспечения качественной работы Национального антидопингового агентства Министерством спорта не выполнено”. И неконтролируемая в достаточной мере юная поросль, на которую мы рассчитываем на будущих Олимпиадах, благополучно продолжила колоться.

И вот, при общем хроническом недостатке финансов, команда саблистов во время непосредственной подготовки к Играм впустую съездила на этап Кубка мира в Будапешт — чиновники не послали в оргкомитет заявку! Ребятам сорвали подготовку. А поскольку расходы по командированию министерством понесены, то его работники не нашли ничего лучшего, как заявить серебряным призерам чемпионата мира Дмитрию Лапкесу и К°, что суточные на Игры им не выдадут! Будем надеяться, на практике до такой дикости дело все-таки не дошло…
…Пусть олимпийских медалей будет как можно больше. Но как долго мы еще протянем в том же духе?..

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?